Богач Корах Глава 7

Дан Берг
Мой авторский сайт: https://www.danberg.net/


Богач Корах

Глава 7

Власть в стане иудеев сменилась. Назначенные Господом начальник над народом Моше и первосвященник Аарон без боя уступили место Кораху и его союзникам. Над лагерем беглецов из Египта взошло солнце новой надежды. Радость свершения полнила людские сердца.

“Вот-вот мы доберемся до Ханаана, воздух свободы наполнит наши легкие, забудем про рабский египетский труд и сладостно заживем в стране, текущей молоком и медом. В добрый час!” – радостно говорили себе и друг другу осчастливленные землепроходцы. “Верной дорогой идете, друзья!” – ободрял Корах своих подданных на сходках и вечах.

В первые недели после свержения Моше и Аарона упоительные мысли о светлом будущем кружили головы простолюдинов. Никуда не исчезнувшие бедствия стали называться временными трудностями, созидательный энтузиазм совершенно победил унылое бездействие, духовность возобладала над меркантильностью.

Прежние правители, распоряжавшиеся телами и умами людей, тихо покинули коридоры власти и незаметно ушли в тень. Не следует, однако, думать, что опальные Моше и Аарон предались отчаянию. Отнюдь! Братья объяснили себе произошедшую перемену не как необратимую катастрофу, но как случайную неудачу или, точнее, болезнь роста, которая непременно должна быть излечена, и не кем-нибудь, а ими самими.

“Я – посланец Бога, - говорил Моше брату Аарону, - и именно мне Господь доверил вести иудейское племя в Землю Обетованную. Слово Всевышнего неоспоримо и не подлежит ни обсуждению, ни, тем более, критике. Стало быть, власть вернется в мои руки. Терпение и борение – вот, что требуется от меня. За великое доверие я отплачу верностью!”

“Я, как и ты, поверенный Творца, - говорил Аарон брату Моше, - и не случайно Господь именно мне поручил привносить учение Его в души людей. Я стал первосвященником по воле Всевышнего, и посему непременно вернусь на трон. Твердость и крепость убеждений – вот и всё, что нужно мне! Нет в сердце моем места сомнению – разве можно не доверять собственной вере?” 

***

В этом пункте требуется сделать паузу в повествовании, ибо на взгляд автора напрашивается некое философское отступление.

Вероятно, у читателя возникают недоуменные вопросы: “Неужели вездесущий и всевидящий Бог не ведал о смене власти в стане беглецов? Возможно ли, что Он просто промолчал? Разве Господь позволил бы скрыть от него столь значительный факт?”

Итак, обсудим ситуацию.

Из предыдущей главы мы уже знаем, что Моше отказался выполнить требование Датана и не стал просить Бога о передаче Кораху своего поста начальника над народом. Мотивировка Моше была такова: подобная просьба означала бы выражение недоверия к правильности Его решения. А ведь это абсолютно недопустимо!

Поступок Моше кажется разумным. Однако в таком случае выходит, что он надеялся утаить нечто от Всевышнего. Справедливо ли полагать, будто раб Божий намеревался обмануть своего господина? Неужели Моше, преданный всей душой Богу, мог задумать обман? Не нонсенс ли это?

К большому сожалению автора настоящей повести, ответы на сформулированные выше вопросы пока не найдены. Это не означает, однако, что пытливые умы не ищут разгадку тайны. Наоборот, ученые талмудисты изучают проблему с присущей им энергией. Высказано множество соображений, аргументов, гипотез, доказательств. Тем не менее, пока не будут обнаружены письменные документы или артефакты в подтверждение той или иной точки зрения, дискуссия не выйдет за пределы теоретических спекуляций, впрочем, порою оригинальных и логичных.   

***

Оказавшись в оппозиции, Моше и Аарон не сложили свое мощное духовное оружие. Почему? Во-первых, они свято верили в идею Господа избавить избранный народ от египетского рабства и даровать ему Землю Обетованную, во-вторых, поднявшись над узколобым самолюбием, сумели признать справедливость Божьей кары за совершенные иудеями преступления, и, в-третьих, ни минуты не сомневались в том, что именно им двоим надлежит вести за собою людей.

Не страшась самокритики, братья непредвзято взглянули на деяния, свершенные ими с момента исхода из Египта и по настоящий день. Они не нашли никакого изъяна в своих поступках, если не считать слабости, проявленной Аароном в прискорбной истории с золотым идолом. В остальном все вершилось чин по чину. Старший брат деликатно не напоминал младшему о промахе последнего.

Положительно оценив свои действия, опальные начальник над народом и первосвященник пришли к заключению, что единственная причина кризиса состоит в маловерии иудейского народа. Так ведь и Господь говорил это же самое!

Маловерие народа, по мнению Господа, а, значит, и Моше, и Аарона, есть вещь преодолимая. Назначенные Всевышним сорок лет скитаний в пустыне явятся чудодейственным снадобьем для излечения болезни. В душах избранников Божьих заложен иммунитет против чумы язычества. Братья видели свой долг в помощи естественному процессу борьбы природных защитных сил с недугом.

Моше и Аарон собирали вокруг себя единомышленников, которые в нужный момент должны будут поддержать их в грядущих победах. Корах же и его команда не имели опыта управления, поэтому подсылали своих людей к свергнутым принципалам и, как бы невзначай, пытались выспросить то одно, то другое. Братья делали вид, что не замечают хитрости и помогали советами. В конце концов, Моше и Аарон не стремились любой ценой навредить новой власти – благо народа важнее упоения местью, а что до Кораха, то он сам себя погубит!

Большую трудность для Моше представляла перспектива нелицеприятного разговора с Богом о случившемся конфузе. Моше денно и нощно обдумывал неизбежную беседу со Всевышним, подбирая слова и оттачивая формулировки. Он раскидывал умом, какими могут быть отклики Господа, и как следует правильно отвечать на них, дабы не разгневить Его.

***

Только-только окончилась кампания, а Корах вышел из нее победителем-повелителем, как Орпа призвала супруга на важный разговор.

 - Корах, сбылась твоя мечта, теперь ты почти царь иудейский! – поздравила мужа Орпа.

 - Сбылась и твоя мечта, Орпа, теперь ты почти царица иудейская! – не замедлил с ответным поздравлением Корах.

 - Надеюсь, ты не похож на многих мужиков, забывающих за успешной карьерой семью, жену и детей?

 - Не поклонами и лестью, а собственной головой пробил я свою карьеру. Я по праву горжусь ею!

 - Гордись, Бога ради! Я ведь не о том. Не выбросишь ли ты из сердца меня и Адасу?

 - Ну, что ты, душенька! Я всегда был и навеки останусь верным мужем и пламенным отцом!

 - Пламенным отцом, говоришь? Доказывай делом!

 - С радостью! Требуй, чего хочешь!

 - Напоминаю, у нас дочь Адаса на выданье. Она любит принца, и тот ее любит. Теперь, когда ты стал начальником над народом, они могут пожениться.

 - Вот видишь, Орпа, я всё делаю для дочери!

 - Всё, да не всё!

 - Чего не достает?

 - Приданое требуется, богатством достойное твоего нового статуса. Подарки жениху и жениховым отцу с матерью, устройство свадьбы, палаты каменные для молодых – да мало ли чего еще!

 - Дали меду, так ложка нужна! Будет и это, родимая, всему свой срок. А сейчас мне идти надо – дела государственные не терпят.

 - Стой! Потерпят твои дела государственные. Где прячешь свои египетские сокровища? Полезай в закрома!

 - Говорил уж тебе, нет у меня сказочных богатств, люди по злобе и по зависти лгут. Не верь бредням!

 - Ладно, оставим скользкий вопрос. Оправдание по сомнению, так сказать. Однако ты левит, тебе десятина со всего народа положена, а от имущих еще и щедрые дары причитаются! От этого не отречешься?

 - Вот тут ты права, Орпушка! Завтра же разошлю глашатаев, пусть напомнят, поторопят, пригрозят. Взыщу сполна!

***

Первой важной акцией новоиспеченного начальника над народом явилось устройство замужества дочери. Корах постарался, чтобы Адаса и ее избранник ни в чем не нуждались, да и Орпа осталась бы довольна, что не менее важно. Слава Богу, все получилось отменно: в доме супругов укрепилось взаимное доверие, а вновь созданная семья начала жизнь в любви и достатке.

Следующим по важности и по очереди предприятием Кораха должно было стать его ходатайство перед Богом об отмене кары в сорок лет скитаний. Корах принял здравое решение не советоваться с женой о таком непростом деле. “Это уж было бы слишком – допускать женщину, пусть даже столь умную, как моя Орпа, к обсуждению наших с Господом общих проблем!” – подумал супруг.

Отстранив женщину от предмета общенациональной значимости, Корах совершил, без сомнения, благоразумный поступок. К сожалению, вслед за удачным началом судьбоносного демарша не последовало никакого продолжения.

Опыт – половина удачи, а Корах никогда не разговаривал с Богом. А ведь говорить-то с Ним – ой как не просто! Тут надо действовать наверняка. Не оплошать, не рассердить. Вердикты свои Всевышний меняет крайне редко. Удачной должна стать первая попытка – второй не представится. Слишком ответственно и очень страшно. 

Корах, как говорилось прежде, частенько подсылал своих лазутчиков к отставным назначенцам Господа – якобы ненароком разжиться советом из уст опытных предшественников. Но именно в таком непредсказуемом своими последствиями деле, как предстоящий разговор с Богом, новый кормчий добиться помощи не мог.

Моше, беззаветный радетель народа иудейского, рад бы подать мысль – ведь и он, не менее Кораха, был бы счастлив отменой Божьего приговора. Однако он сам терзался сомнениями, не зная толком, как подступиться к Всевышнему в столь опасной ситуации.

Не имея опыта и не желая рисковать слишком многим, Корах отложил беседу с Богом на неопределенный срок. “Не под дождем – подождем, а обещанного сорок лет ждать. С небесами говорить рановато, у нас есть еще дома дела!” – напевая, успокаивал себя Корах, и не ведал, что совершает ошибку.

И действительно, дел было по горло. Однако снявши с очереди разговор с Господом об отмене вердикта о сорока годах скитаний, Корах вынудил народ продолжать нерадостный анабасис по Синайской пустыне. Первые месяцы, а, может быть, и годы, иудеи сносили этот факт терпеливо, но постепенно среди простолюдинов нарастал ропот недовольства: “Ради чего мы вознесли Кораха к власти? Зачем рисковали жизнями? Где, наконец, воздаяние за проявленный нами героизм?”

***

Корах был противником громоздкого и дорогого государственного аппарата. Поэтому он ограничил правящий штат всего двумя министерскими постами, по справедливости доставшимися его ближайшим советникам.

Датан получил под свое начало Министерство Лояльности, в обязанности которого входили надзор над народными настроениями, а также выявление симптомов опасных оппозиционных тенденций в среде окружения Моше и Аарона. Министр был наделен полномочиями превентивных действий на случай, если обнаруживалась грозящая Кораху опасность. Персонал ведомства насчитывал сто из двухсот пятидесяти упомянутых выше верных соратников Кораха. Бойцы Датана располагали кинжалами и ядами.

Авирам возглавил Министерство Богоугодия. Задача сего учреждения состояла в помощи всем без исключения подданным осуществлять заповедь Господа о сборе левитовой десятины. Имеющие хороший достаток, то есть средний и выше, были обязаны сверх десятины добровольно приносить щедрые дары служителям Всевышнего. Наблюдение за своевременным поступлением пожертвований также являлось неотъемлемой частью деятельности Авирамовых служащих, коих насчитывалось сто пятьдесят человек – всё соратники Кораха из числа названных уже двухсот пятидесяти. Министр оснастил своих подчиненных плетьми, палками и другими многократно проверенными и эффективными средствами увещевания.

На службе у фараона Корах усвоил важную идею: для исключения воровства, взяточничества и прочих проявлений коррупции государственных служащих, последним следует выдавать щедрое содержание. Корах не скупился на жалованье, и две с половиной сотни его чиновников жили не худо в сравнении с другими беглецами, то бишь с теми, которые не поступили на должность.   

Относительно сытая жизнь служащих государственного аппарата нисколько не поколебала их по-человечески понятного стремления к еще большему достатку, ибо хорошему нет предела. Поэтому приобретенный Корахом египетский опыт борьбы с лихоимством оправдывал себя не в полной мере. Не в силах противиться соблазнам, мягкотелые чиновники принимали подношения от имущих искусителей, а те, в свою очередь, копили недовольство алчными прислужниками Кораха, да и им самим заодно.

Хотя, если вдуматься, такой ли уж сытной была жизнь службистов? Много ли возьмешь с дарителя в суровых условиях бесплодной пустыни? А поэтому, надо ли осуждать за мелкие прегрешения обманутых в своих ожиданиях людей? Да, именно обманутых! Ведь чиновники рассчитывали на большее и, глядя на роскошествующих Кораха и министров Датана и Авирама, сетовали на несправедливость мирового устройства.

А что сказать о жизни левитов? Разве благоденствовали они? Конечно, им регулярно доставляли причитающуюся десятину, но разве можно сравнить богатейшие египетские урожаи со скудными дарами Синайской пустыни! Стало быть, и сему привилегированному колену народа иудейского не терпелось как можно скорее очутиться в земле, текущей молоком и медом.

Читатель, разумеется, не забыл про несчастную Михаль. Увы, новый начальник над народом равнодушно вычеркнул из памяти бедствующее семейство.

Как свершился переворот, Михаль и ее отпрыски лишились персональной поддержки Кораха, ибо пришедшая народная власть заботилась одинаково обо всех, и высокие руководящие круги поспешили избавить себя от фаворитов, которые прежде находились под опекой режима. Все стали равны перед законом и казной. В число своих достоинств равноправие включало всеобщую обязанность отделения десятины от урожая. Повинность эта распространилась и на Михаль. По справедливости.   

Два фактора самым решительным образом повлияли на деяния Кораха. Первый – обретенная власть, второй – женщина. Корах легкомысленно забыл о посулах своим подданным. Иудеи, как прежде, кочевали по пустыне. “Так и пройдут в скитаниях сорок долгих лет? – гадали люди, - неужели обманул нас новый начальник над народом?”

Надежда беглецов еще при жизни добраться до Ханаана угасала, зато разгоралcя гнев на мошенника Кораха. 

Прошло время. Довольными были Корах с Орпой и Датан с Авирамом. А все остальные – кто роптал, а кто злобу копил. Впрочем, Моше и Аарон тоже радовались, что дела идут худо: “Стало быть, зреет бунт, предвестник нового переворота, на сей раз – в нашу пользу!” – думали братья. 


Целиком повесть опубликована здесь:  ЛИТРЕС