Агония зверя. Часть шестая

Андрей Грачев 2
101.V.Osz.

Венгры остались самыми верными союзниками немцев. И их пилоты в 45 году продолжали вести бою. Уровень их уступал не только уровню немцев, но и уровню румын и финнов, как мы уже говорили. Тем не менее, хорошие асы были и у венгров, и в 45 году они потеряли целый ряд этих асов в ожесточённых боях. Так, 22 февраля был сбит и погиб в районе Тата лейтенант Калман Северени, имевший 11 побед на счету. Это был бой против группы Ла-5фн 179 гиап. Бф-109 атаковали их около переправы, но советские пилоты оказались готовы к атаке, и в завязавшемся бою лётчик Дьячков Александр Алексеевич сбил ведущего бф-109. Это и был Северени. Дьячков был опытный ас, но он был на положении штрафника. В 44 году он совершил жестокое убийство, за что, по идее, должен был получить серьёзное наказание, но вместо этого понижен до рядового и остался в полку. Так что вдохновенное вранье об изуверах особистах, которые только и искали случая, как бы какого-нибудь лётчика наказать, является именно враньем либеральных псевдоисториков. Ведь случай с Дьячковым далеко не единственный, интересующиеся этой темой могут прочитать про случаи с Воронюком, Морозовым, Королевым, к примеру. Или даже про вопиющий случай с Бринько. Наоборот, на наш взгляд порой органы были слишком снисходительны к лётчикам. Им прощалось многое.

17 марта в районе Секешфехервар погиб сержант Ласло Будай, имевший 9 побед на счету. Каминский предполагает, что его сбил Александр Иванович Колдунов из 866 иап, благо место и время совпадают. Бой протекал так.

Четверка "Яков-3", ведущий Колдунов, прикрывала свои войска. Заметив звено бф-109, советские пилоты атаковали, немцы стали стремительно уходить, Колдунов догнал одного из них них и сбил атакой снизу. Затем были встречены ещё четыре бф-109, Колдунов атаковал одного из них сверху и сбил с первой же атаки. Второго свалил Богданов Александр Ефимович. Затем один бф-109 попытался уйти на вертикаль, но Колдунов смог достать его на вертикали и сбить. Бой, таким образом, закончился полной победой советских пилотов, причём венгры подтверждают потерю трех бф-109.

19 марта погиб старший лейтенант Эрвин Флозник, имевший 5 побед, но установить имя его победителя по причине множества заявок от пилотов 288 иад невозможно. Известно лишь, что погиб он в ходе боя, где немцы и венгры пытались прорваться к "Бостонам".

4 апреля якобы от огня ЗА были потеряны сразу три результативных лётчика - старший лейтенант Бела Фукли, 5 или 6 побед, лейтенант Ласло Нанази, 12 побед, унтерофицер Пал Фулоп, 4 победы. А по советским данным, это был бой против 611 иап. Сначала в этот район пришла группа Волкова, заметила идущие на малой высоте истребители, которые посчитала фв-190. Опытный ас Николай Михайлович Трусов атаковал с пике и сзади и сбил одного из них. Вскоре сюда подошла четверка Чурилина, обнаружила ещё одно звено бф-109, которое шло на малой высоте. Чурилин тут же атаковал ведущего группы с крутого пике и с одной атаки сбил его. Ведомый явно атаку проморгал, Чурилин проскочил мимо него и оказался снизу, никто из немцев (вернее венгров) не пытался его атаковать, видимо они действительно решили, что их ведущего сбили огнём с земли. Видимо, он как раз первой атакой сбил Нанази. Чурилин, нырнув, вертикально вышел вверх прямо под бф-109 ведомого Нанази (наверное, это был Фулоп), обстрелял его и также сбил. Бой закончился полной победой. Если наши выкладки верны, то Трусов сбил Фукли. А Чурилин вообще в этот период действовал особенно успешно, сбивая в том числе известных асов. Так, 1 апреля по некоторым данным он сбил Вильгельма Батца, знаменитого аса, который к сожалению остался жив, но самолет его после вынужденной был списан.

14 апреля был сбит последний венгерский ас - сержант Йозеф Наги, имевший 4 самолёта на счету. И снова отличился Чурилин, который во время патрулирования встретил пару бф-109. Он догнал их и стремительной атакой сзади снизу сбил ведущего. Это был отличный ас, который действовал стремительно и решительно, обладал невероятной меткостью. Кроме того, у этого пилота очень высокая подтверждаемость побед.

В общем, венграм доставалось крепко, вдобавок у их асов довольно низкая подтверждаемость побед. Однако она выше, чем у румын и тем более у финнов. Поэтому назвать их совсем уж ничтожными противниками нельзя. И победы советских пилотов в боях с ними были достойными. Да и бились они до последнего.

В конце - пара эпизодов гибели немецких лётчиков, которые были успешными воздушными бойцами, но служили не в одномоторной истребительной авиации. Первый из них - кавалер РК оберфельдфебель Антон Хорвик из NJG7, имевший 27 побед на счету. Летал он на ю-88, на его модификации ночного истребителя. Он погиб 19 февраля в районе Познани, причём днем в бою с Советскими истребителями. В конце Войны иногда и ночники работали днем. Сбил его очень опытный ас и заместитель командира 15 иап Сувиров Виктор Иванович. Во время патрулирования он обнаружил одиночный ю-88, атаковал его и с первой же атаки поджёг, а после второй атаки самолет перешёл в беспорядочное пике. Почему ас летел днем в одиночку, трудно сказать. Вообще о нем мало информации.

А вторым асом, о котором мы расскажем, был командир 6 отряда SG3 оберлейтенант Хорст Шрёдер. Мы уже разбирали его победы. Он одержал 11 побед в воздухе, был лучшим асом SG3, да ещё и почти все победы эти имеют точное подтверждение - десять из одиннадцати, и среди сбитых был, например, знаменитый советский ас Сиротин. Но 24 января везению аса пришёл конец: он был подбит в бою уже в Польше и при попытке совершить посадку разбился насмерть в районе Шёнланке.

Точку в карьере этого прекрасного аса поставил пилот прекрасного 15 иап - Барабанов Михаил Степанович, летавший на Яке-3. Во время патрулирования в районе Познань он увидел идущие на малой высоте два истребителя, которые он опознал как бф-109 (ошибки в идентификации были отнюдь не редки). Мигом сориентировавшись, он атаковал одного из них и сбил. Это и был Шрёдер. Он всё же смог выйти из боя на изувеченном самолёте, но спастись не смог.

На этом мы заканчиваем рассмотрение потерь немецких асов и командиров в 45 году. Потери эти были тяжёлые, почти все они были одержаны в ходе, как мы уже отмечали, либо внезапных атак, либо боев на виражах. Можно отметить кажущуюся лёгкость этих побед, особенно если вспомнить, например, с каким трудом эти победы давались в небе Сталинграда. Или в небе Курска. И всё же, хотя немцы в целом действительно были уже "не те" и таких слабых эскадр, как JG6 или JG4, раньше у них здесь не было, но и сказать, что они были "мальчиками для битья", тоже будет большой ошибкой. Мы рассмотрим ниже потери советских асов в 45 году. И ещё стоит заметить, что даже в составе упомянутых эскадр находились пилоты, которые несмотря ни на что одерживали в 45 году победы над Советскими пилотами. Тем ценнее успехи Советских пилотов в этих боях.