Средство от бессоницы. Глава 3

Геннадий Васильевич Есин
«Суета сует, - сказал Екклесиаст[30], - всё суета»[31]. Что ожидаю я? Покоя, которого не было и мимо которого прошёл сам? Что тщусь доказать, сплетая цепочку повествования из удивительных приключений и невероятных событий? Быть может, надлежало предать гласности секрет философского камня и сделать людей богатыми? Но они бы нашли иное мерило счастью! Нельзя одновременно служить Богу и Маммоне[32]. А то, что мы служим не Господу, у меня сомнений не вызывает…

Я очнулся с ощущением слабости и сильной головной болью, приступам коей я подвержен и по сю пору. Дверь медленно отворилась, и в комнату вошёл, заполнив её всю, ещё не старый и весьма крепкий мужчина с выдубленным морскими ветрами лицом. Откинув со лба белые волосы, он пристроился на краю моего ложа.

- Меня зовут Конал О`Мэйл. Я – скальд[33], слагаю поэмы и рассказываю саги. Привет тебе, чужеземец. Говоришь ли ты на языке англичан? – Я с трудом кивнул.

– Ты не сражался с нами и был взят в плен без сознания, а потому ты – гость. Ты всегда найдешь место у очага и пищу, и волен покинуть нас, когда пожелаешь.

- А что… с остальными? – Собравшись с силами, спросил я.

- Кто погиб в схватке, кто утонул. - Конал пожал плечами. - В живых остались ты и красавец-офицер…

- Карлос жив? – Удивился я.

- Более того… Унах настояла, чтобы его приняли в клан. Неслыханное дело…

- … Карлос согласился?

- А, что у него был выбор?

- А где он… сейчас?

- Унах взяла его в поход на «Железного Ричарда». – Конал заметил мое удивление и продолжил, - У О`Мэйл нет друзей, даже родственные О`Флаэрти нам не указ. Захотим угнать скот, угоним и у них, не побоимся ни Патрика, ни его воинов… «Железный Ричард» - Ричард Берк, бывший муж Унах. Два года назад был заключён брачный сою между Унах и Берком, по обычаю, на двенадцать месяцев. В замки Берка пришли воины О`Мэйл, но после истечения срока О`Мэйл не захотели покинуть насиженное местечко… – Конал захохотал, пребольно толкнув меня локтем. - Унах солидно округлила наши земли за счёт придурка Берка. Он, видите ли, верил в честность и прочую рыцарскую дребедень!

Около года бездомный Берк скитался по округе, пока не снюхался с англичанами. А два дня назад прибежали пастухи и передали видели как вооруженный отряд, ведомый Берком, прошёл землями О`Мэйл. Унах со стрелками замковой стражи бросилась в погоню. К сожалению, я с остальными воинами находился в другом месте…

Мы выступаем в ночь, и хотя ты долго пробыл без сознания, но нам может понадобиться лекарь, а гость не откажет хозяину в просьбе?

***

Кони мягко ступали по росистой траве, серп молодой луны криво висел на чёрном, вышитом звездами, ночном небе. Несколько сотен воинов клана двигались за Коналом.

…- В сводчатом зале старого замка собрались старейшины клана О`Мэйл, - я пропустил начало, - умирал старый Гаройд Ярл – глава клана. Кто теперь поведет воинов на пузатые испанские карраки[34] набитые драгоценными товарами, на корабли английских и голландских купцов, не уступающих в богатстве испанцам? Кто привезёт из отчаянных походов богатую добычу? После смерти Гаройда оставались четырнадцатилетний сын Ултен и девятнадцатилетняя дочь Унах. Но первый – ещё ребенок, а вторая, хотя и из рода О`Мэйл, но всего лишь женщина. Один из старейшин, стоявших у тела вождя, воскликнул: «По обычаю клана провозглашаю над смертным ложем вождя его преемником Ултена»! Воины в почтительном молчании преклонили колена в знак согласия. И тут торжественную тишину нарушил звонкий девичий голос: «Я старше брата, и первенство по праву должно принадлежать мне! Но коль старейшины провозгласили вождем Ултена, я вызываю его на бой, и пусть Бог рассудит, кто из нас займет место отца».

Унах сопровождала отца в походах и прославилась незаурядной отвагой, но такого не ожидал никто. Мы и не предполагали, что она может претендовать на власть над кланом... Не женское это дело. Но вызов был брошен… Согласно обычая поединок должен был состояться на берегу моря.

Серый рассвет только занимался, когда старейшины отвели соперников на место схватки. Обоих обнажили до пояса и каждому дали короткий охотничий нож. Затем поднялись на высокую скалу и остались ждать. Тот, кто взойдёт на вершину и станет новым вождём… Вечером похоронили Ултена...

Топот из темноты катился прямо на нас. Конал придержал коня. Подлетевший разведчик негромко и быстро доложил, Конал по-особому свистнул. Подтянулись несколько верховых. После короткого совещания отряд разбился на маленькие группы, растворившиеся в темноте. Десятка полтора всадников, во главе Коналом, свернули направо, и вскоре мы оказались в вересковых зарослях у склона невысокого холма.

- Подождём здесь... Пастухи, прятавшиеся на Худом холме, видели, как Унах догнала латников Берка. Но, когда отряд втянулся в долину, на них из засады обрушились англичане. В плен попали только раненые. Унах и твой друг, идальго – с ними…

Послышался длинный свист. Долина огласилась боевым кличем… Мы опоздали. Посеребренные лунным светом, шесть трупов жутко качались на ветвях могучего дуба. Лекарь был им уже не нужен. На груди у одного из повешенных висела табличка. Надпись на двух языках, гласила: «Не потому что собаки, а потому что ирландцы»…

На третий день после похорон Конал вызвал меня во внутренний двор замка. По крутой каменной лестнице мы поднялись на западную стену, и Конал остановился между зубцами. – Ты станешь мне братом, если выполнишь одну просьбу. Надо свезти англичанам предложение заключить договор, а чтобы тебе поверили, получишь собственноручное письмо Унах от Генриха Тюдора[35]. А когда приедем на переговоры, ни один не уйдёт! Тебя проводит тебя Гоб-ан-Шор.

***
[30] В Ветхом Завете Книга Екклесиаста или Проповедника. Современные исследователи приписывают авторство этой книги Соломону, царю Израильско-Иудейского царства в 965-928 г. до н.э.
[31] Ветхий Завет гл.1 ст.2.

[32] Мамона – одно из имён сатаны.

[33] Скальды – поэты, писавшие песни и стихи о героях и военачальниках.

[34] Каррака - тип испанского торгового парусника.

[35] Генрих VII (1457-1509), английский король с 1485 г. первый из династии Тюдоров. Вступил на престол, одержав победу над Ричардом III в ходе войны Белой и Алой Розы.