1228. Хуторская чертовщина. Щедрый торг

Александр Кучуро
-Не буду долго и зря пустословить, но позволь мне вкратце изъяснить свой визит.
-Видишь ли, не знаю, как тебя правильно называть, но видимо из-за жары не заметил вывески, прибыл я сюда с очень важным поручением от Анны Владимировны из Владикавказа. 
-Барыня не имеет возможности приехать самой и желает удостовериться, что её поместье постигло великое несчастье.
-Так вот любезный, мне бы хотелось, чтобы ты запечатлел несколько фотографических снимков.
-Но самое важное поручение, чтобы это было сделано со знанием дела, подчеркнув удручающий пейзаж во всех его скорбных видах.
-Видите ли Пал Андреич,
                с какой – то задумчивостью и грустью в глазах, скривив свои губы и с некой загадочностью произнёс фотограф, назвавший себя Михаилом.
-Я был бы очень рад услужить Анне Владимировне, к тому же я её не понаслышке знаю и имею не которое отношение к её семье, но и вы меня поймите, большая загруженность работой вынудила меня истратиться в большой потребности химреактивов и наличия фотографической бумаги.
                Михаил Михалыч говорил и говорил убедительно, размахивал руками, ходил по зале, вставал в позы, снова ходил туда – сюда, словно у него свербело в одном месте, а Злотазан смотрел на него и думал.
                «Ты смотри как разошёлся, так и сыпет из него, как из прохудившегося мешка горох.
               Знамо нам подобные штучки, явно набивает себе цену и желает срубить солидный куш.
             Ведь знает подлец, будь у него конкурирующая фирма по близости, заговорил бы в ином тоне.
           Но и его понять можно, каждый крутиться в этой жизни как умеет и тем более понимает, что с меня можно поиметь солидную сумму, так почему не воспользоваться подходящим моментом.
               Это ведь я к нему пришёл, а не он ко мне и диктовать условия его полное право.
Сейчас поглядим сколько он пожелает с меня срубить».
-Послушай, теперь меня любезный, всё что ты наплёл мне здесь о скудности своего промысла, могу только сочувственно кивнуть.
-Но я тебе предлагаю, ну скажем двадцать рублей за пять достойных снимков.
-Тебе же приходилось бывать хотя бы проездом в поместье Мамкиных?
-Ну вот, это не так уж далеко, каких – то пару часов на всё про всё и за это я тебе плачу кругленькую сумму.
                Как видно из создавшейся ситуации Злотазан напал не на такого наивного простака, который готов хоть сейчас мчаться в усадьбу, он что тот осёл уставился в него своими удивлёнными на выкате глазами, выдвигая свои доводы, приводя убедительные факты.
- Пал Андреич, как я понимаю, вы не особо понимаете и тем более не можете понять всю суть выдвинутых вами требований.
-Как вы наивно полагаете, в таком щекотливом вопросе двумя часами не управиться.
-Ну во – первых, для полноценного контраста, нужно для начала уловить световой поток под правильным углом, чтоб подчеркнуть резкий перепад света и теней.
-А на это может уйти весь световой день, а для меня столько потраченного времени убыточно, с какой стороны на это не посмотри. 
                «Вот оно наглое и хамское вымогательство,
                подумал Злотазан,
            ишь как складно тараторит, намеренно набивая себе цену.
         Да знаем мы таким прохиндеям цену, сдадутся в тот момент, когда будет понятно, что клиент может соскочить с крючка».
              А уже вслух он произнёс.
-Теперь послушай меня милейший.
-Я сюда не затем прибыл, чтоб до брюзжания слюной торговаться.
-Назови свою цену и я с большой радостью оплачу все твои расходы.
-Но имей в виду, что я тоже кое – чего понимаю в коммерции, задумаешь пойти на обман, очень крупно пожалеешь.
-Через месяц по соседству открою свой кабинет, оборудованный по последним достижениям фотографического искусства.
                Не следует козла пугать капустой, ещё не высаженной в огород, эта спонтанно сказанная угроза только вызвала у фотографа изумлённую ухмылочку, но заставившую сменить тон на более деловой лад.
-Пал Андреич, позволь вам возразить и изъяснить свою позицию.
-Я как человек заинтересованный в вашем предложении, хочу отметить не маловажное значение в моей профессии.
-Я бы с великой радостью исполнил всё от меня зависящее, но поймите и меня правильно.
-Сегодня я использовал все имеющиеся у меня химикаты для проявки, как негативов, так и самих снимков.
-Вы ж не маленький капризный мальчик не в силах понять, такого важного момента, как полное отсутствие и не возможность приобрести нужных компонентов.
-Послушай меня внимательно, последователь Обскура и его тёмного ящика, я тебе ещё раз говорю, ты мне назначь цену, приплюсуй сюда и выезд в поместье с суточным пропитанием, к тому же мне особая срочность не нужна, вполне устроит выполнения заказа в течение месяца.
-Любезный Пал Андреич, как ты не можешь меня понять, что в отсутствии нужных мне компонентов для фотографических целей я бессилен, что-либо предпринять.
- Не вижу больших сложностей в этом вопросе, ты мне на бумажке черкани, чего тебе надо для этих целей, и я тебя обеспечу всем необходимым, если за этим даже придётся отправиться в саму преисподнюю.
-А чтоб ты голубчик не сомневался в моих способностях, то оставляю тебе пятьдесят рублей,
                и Злотазан полез во внутренний карман пиджака, достал выданные ему Назаром деньги, отсчитал обещанную сумму, взглянул на фотографа и не видя в его глазах радостного блеска, поверх купюр положил пяти рублевую золотую монету.
                И вот оно магическое воздействие золотого блеска, заставившего ловца световых потоков нервозно потирать пальцы в своих ладонях.
            Своим поведением фотограф был схож с воспитанной собакой, увидевшую лакомый кусок, а соблазнившись им не могла себе позволить подойти и взять без разрешения, с нетерпеливой надеждой бросая свои косые взгляды на обладателя денежного вознаграждения, в ожидании его утвердительного позволения.
           Злотазан внутренне торжествовал, но не подавал вида и держа себя в непринуждённой позе, для дальнейшего разговора предложил выкурить по папиросе, доставая коробку из бокового кармана пиджака.

             Добротная фирменная марка папирос возымела у М. М. доверительное отношение к зашедшего к нему клиента.
         С кошачьей манерой и лисьей повадкой, осторожно ступая, сделав несколько изящных шагов, промолвил.
- А почему бы не угоститься, да и к чему отказываться от такого предложения.
-Не часто выпадает такое щедрое подношение от моей клиентуры.
                А взяв из коробки папиросу и обернувшись в пол оборота, громко и повелительно произнёс.
-Федул! Чёртово племя!
-Принеси нам огня!
                Вначале затрепыхалась занавесь в проявочную комнату, вполне сравнимое с внезапно возникшим сквозняком, затем появилась из складок рука, отодвигающая в сторону полотно и тут же крутнувшись через спину появился долговязый парень, неся зажжённую свечу.
              Парень вроде как парень и, казалось, в нём не было ничего не обычного за малым исключением лёгкой неуклюжести, но когда он заговорил, то Злотазан был поражён его бубнящей под нос быстротой обрывистой речи, из которой только и удалось разобрать не более пары внятных слов.
                Такого сплошного бормотания без переводчика трудно было понять, хотя говорил он на обычном разговорном языке.
             Фотограф, подметив, что Пал Андреич был заметно удивлён, подкуривая папиросу от свечи и глядя на этого загадочного помощника, поторопился объяснить создавшееся недоразумение.
-Вы особо не обращайте на Федула внимания, когда случаются у него волнения, имеет дефекты речи.
- А сам по себе парень сообразительный и обладает невероятной аккуратностью к химическим процессам.
-Ему бы в аптекари податься, на глазок может взять за один раз в точности грамульку к грамульке, но сами понимаете без образования ему не бывать провизором.
-Верно говорю Федул?
                Парень выдал порцию обрывистых и жёваных слов, из которых Злотазан только и разобрал, дураки и не понимают.
                Федулу фотограф здесь же наказал, чтоб он сделал подробный список всех химреактивов, в которых они имеют большую потребность.
                Парень был наивен до крайности и честен до непотребной глупости, зная в точности, сколько и чего у них имеется, не мог взять в толк, чего конкретно ему вписать в список. 
                Пришлось мастеру световых преображений Федула взять под руку и направляясь в проявочную комнату популярно объяснить ему, чтоб список был составлен по всем полагающимся для работы ингредиентам, грубо втолкнул парня за занавеску.
                А затем с напущенной слащавой улыбкой на лице соизволил высказать своё мнение о парне.
-Что поделаешь Пал Андреич туповат мой помощник в делах организации всего процесса.
- Человек он исполнительный и честный, только понятия не имеет, откуда всё приобретается для нашей ответственной работы.
- Один не правильный штрих и считай всё пропало, ведь самим приходиться изготовлять весь длительный процесс от начала и до конца.
-Испорченный негатив никогда не даст качественного отпечатка фотографии, а это вызовет недовольство обратившегося к нам клиента.
-В нашей работе Пал Андреич не позволительно делать ошибки, поймите меня правильно, к нам идут люди уже настроившись на праздность торжественного события, не только запечатлеть себя в лучших нарядах, но и оставить о себе память для потомков.
-Разве мне позволительно будет им испортить такой торжественный день, объявив, что у меня за отсутствием одного из компонентов, испорчен снимок.
-Послушай дорогуша, мне твой лепет порядков поднадоел.
- Как там у тебя и чего, мне абсолютно не интересно.
-Я хочу иметь с тобой обоюдную договорённость, я тебе плачу деньги и достаю необходимые компоненты, а ты мне делаешь качественные снимки разорённого поместья.
-Чего тут не понятного, чем суровей и печальней будет выглядеть контраст, тем большего уважения будешь иметь от меня и возможно ещё не раз обращусь к тебе с подобными просьбами.
-А чтоб у нас с тобой не возникло разногласий, запоминай.
-Пару снимков следует сделать в самой усадьбе, один с разрушенным домиком у сгоревших кошар.
-Ещё один развалин конюшен, отдельно и крупным планом былую контору, детище самой Анны Владимировны и сделай это с таким ракурсом, чтоб на заднем плане оказалась разрушенная ферма.
-И напоследок запечатлей сгоревшую кузницу, но только с таким расчётом, чтоб в кадр попали крайние сгоревшие подворья.
-Сумеешь сделать так, чтоб мне понравилось, отвалю тебе ещё столько же.
-А пока возьми эти, как знак заключения нашего договора.
                В момент, когда хозяин этого заведения лёгким и быстрым движением рук, смёл деньги со стола, появился Федул неся составленный им список, Злотазан небрежным движение выхватив не большой листок, заметно был удивлён ровным и аккуратным почерком, а уже затем обратил внимание на сам список, кивая головой и приговаривая в такт.
-Да здесь, как я погляжу, сплошная аптека, бромы, ментолы, гидрохиноны, калии и сульфаты.
-Голубчик, а много этой дряни надо на твою проявку?
-Всё по весу Пал Андреич, всё по весу Федул отвешивает на аптекарских весах, согласно установленному рецепту.
— Это понятно, что по рецепту, для моих нужд сколько понадобиться?
-В граммах или фунтах?
                Фотограф усмехнулся над наивностью этого странноватого клиента, не имеющего ни малейшего понятия в тонкостях химических процессов, ответил.
— Ну это смотря чего, одного вещества достаточно и нескольких граммов, а вот других может оказаться несколько десятков.
-Ладно не буду лезть в эти дебри не особо понятные для меня, но гарантирую обернуться в дня три, за это ручаюсь,
                сказал Злотазан засовывая листок во внутренний карман пиджака, а затем поднявшись застегнулся на все пуговицы, наклонился, взял в руки портфель и произнёс.
- Ну что ж, мне пора.
-А вам надеюсь моё посещение не особо наскучило.
-Прощаться не стану, ещё увидимся.
-Я обязательно похлопочу насчёт ингредиентов, так как имею личную заинтересованность.
-На этом разрешите откланяться и покинуть ваш скромный зал.
                Злотазан направился к выходу, а следом его кинулся сопровождать фотограф, с учтивой лестью говоря.
-Пал Андреич полнейшие вам благодарности и милости просим в нашу скромную обитель.
- Всегда будем рады вашему присутствию.
-Может желаете сделать портретный снимок?
-Так я это мигов организую.
-Не надо мне никаких снимков, важные дела спешат и торопят.
                А уже выйдя за порог Злотазан спросил услужливого фотографа.
-Не подскажешь голубчик, где мне разжиться бутылкой водки?
- Хочу к одному полезному человеку зайти вечерком в гости, поговорить о предстоящих делах.
- Я Пал Андреич в этих вопросах не особо сведущ, не питаю к алкоголю большой страсти,
                ответил фотограф,
- но могу подсказать, загляните в одну из наших станичных лавок, может и повезёт.
-Сами понимаете нынче время сложное, за что ни возьмись, куда ни кинься, сплошное разорение и не хватка всего, иной раз и деньги не решают всех проблем.
-Верно говоришь Мишук, не всё решают деньги, но большие деньги решают всё,
                сказал Злотазан и направился вдоль дворов, имея намерения вечером вернуться в хутор. 
Но его задумкам не суждено было сбыться, пройдя к проулку, за которым заканчивался станичный бульвар, замечает одного из прихвостней и подручного Змеярина, не понятно с какой целью вылез этот пройдоха на станичную улицу, но к подобной встрече хуторской должник не был расположен.
                Да и ничего хорошего она не предвещала, как бы ему ни припомнились прошлые обиды и накопившиеся долги.
                Резко сменив свой курс и желая это сделать незаметно, пришлось свернуть в проулок и выйти на соседнюю улицу, а там прибавив скорый шаг, торопливо и поскорее убраться вон, как бы чего худого не вышло.
                Было ли это везением или попросту обычным совпадением, история умалчивает, но то, что Злотазан выйдя к проезжей дороге через станицу, замечает едущий экипаж, быстро сообразив, что возница не из местных и явно возвращается домой, свистнул и окликнул его.
-Эй голубчик! Любезный!
-Погодь не много, ты случаем не в Прохладную направляешься?
                Возница, подкатив к нему и окинув своим опытным глазом, что может ещё подзаработать, взяв с собой попутчика, озорно выкрикивает.
-А коль при деньгах, так садись, докачу с ветерком.
                Злотазан оглянувшись по сторонам и не замечая за собой слежки, сходу впрыгивает в рессорную бричку и усевшись на заднее сиденье, с радостным восторгом восклицает.
-Давай голуба трогай!
-Домчишь на станцию, оплачу с лихвой.
-Мне для такого дела не жалко денег.
                Экипаж срывается с места и быстрой рысью мчит в сторону балки, чтоб вскоре спуститься под гору и затем уже показаться по другую сторону, увозя с собой Павел Андреевича Пчёлкина, легко отделавшегося и довольно удачно выкрутившегося из неприятной ситуации.

                21–22 март 2024г.