О проблемах пола и гендера на смене Эпох II. 1-2

Константин Савитрин
О проблемах пола и гендера на смене Эпох. Часть I. (Сакральное)
(о гендерной деградации и гендерной эволюции)

На Прозе.ру в публикации можно использовать только одну картинку и притом низкого качества. В моём блоге можно увидеть туже публикацию с картинками в полном объеме и лучшем качестве:
https://nps-savitrin.blogspot.com/p/ii.html

Часть II.1.

ОГЛАВЛЕНИЕ
===
Вступление (раздел опубликован на этой странице)
1. Многоуровневая структура Человека. Монада, Индивидуальность, личность (раздел опубликован на этой странице)
2. Парабраман и Мулапракрити  (раздел опубликован на этой странице)
===
3. Монада Божественная и Человеческая Монада
4. О Классах Монад и метафизической триаде Человека
===
5. Символы Божественного Андрогина
===
6. Дух и Материя, две Половинки, Душевный Пол
7. О сокровенности мистериальных Тайн
8. Снова о двух гендерах
9. Третий гендер и Грядущая Раса
===
10. Размышление над вопросом гендерного самоопределения
- С точки зрения законов кармы и перевоплощения
- Карма и перевоплощение во взаимоотношениях
- Формы гендерного самоопределения и смена пола
- С точки зрения семи Принципов герметической философии
- Дополнительные мысли по поводу легенды Платона об андрогинах
- С точки зрения астрологии
Заключение. Вопросы пола и гендерных отношений в Эпоху Великих Перемен
 
Часть II.
Размышление о вопросе гендерного самоопределения с точки зрения философской

Вступление

Первая часть настоящего размышления о вопросе гендерного самоопределения, опираясь на точку зрения сторонников традиционных ценностей, оказалась не вполне убедительной. И требует более глубокого рассмотрения… Любое человеческое понимание с опорой на ту или иную философскую или психологическую школу мысли современной науки не будет в полной мере убедительным для всех. У каждой из школ мысли на аргументы той или иной теории или гипотезы найдутся более или менее убедительные контраргументы. И ключевым будет современный тезис толерантного общества, во многом созвучный древним софистическим представлениям:
- сколько людей, столько и мнений, истин;
- каждый имеет право верить во что ему угодно.
При этом, конечно, забывается, что свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого. И именно здесь возникает проблема в современном западном «толерантном» обществе, в котором любое уклонение от естественного часто толерантно принимается. А вот любое проявление и даже нейтральное высказывание в поддержку традиционных ценностей, гендерных идентичностей и отношений нередко этими уклонившимися от естества воспринимается чуть ли не как преступление против толерантного общества и его гендерного прогресса. И к таким врагам гендерного прогресса «толерантное общество», требующее не только терпимости к противоестественному, но и признания его естественным… К таковым врагам оно готово применить самые жесткие социальные репрессии (лишить родительских прав, забрать ребенка и передать в другую семью, уволить с работы, отчислить из образовательного учреждения и т.д.).
Не станем, однако, продолжать эту тему свобод и ограничений традиционного и толерантного общества, о которых можно рассуждать и спорить бесконечно. Вопросы гендерного самоопределения и гендерных отношений не могут быть правильно и в необходимой мере поняты, пока мы не придём к их объяснению с опорой на некоторые вечные и неизменные философские Основы или представления о многоуровневой структуре Космоса и Человека, о Законах или Принципах, управляющих жизнью и эволюцией Макрокосма Вселенной и Микрокосма Человека. В связи с этим рассмотрим вопросы пола и гендера с точки зрения Теософии и Живой Этики.

Чтобы глубже вникнуть в различие терминов «пол» и «гендер», необходимо прежде понять многоуровневую структуру Человека. Понять, каково различие Человека и человека, Индивидуальности и личности. Понять структуру Бессмертной (или Индивидуальной) Души и души смертной (или личной), Человека бессмертного и смертного (оболочек или одеяний Человека на одно воплощение). И для этого будут, вероятно, наиболее удобными представления о структуре человека в трудах по Теософии и Живой Этике. Если кому-то удобны иные представления, например, христианских, буддийских, суфийских, каббалистических или иных философии и психологии, то каждый может сопоставить приведенные таблицы и схемы с представлениями этих школ мысли и прийти к созвучному пониманию.
Приведённые в разделе 1 таблицы и схемы необходимы для более глубокого понимания всех вышеназванных понятий. Однако, конечно, желательно, чтобы интересующиеся изучили один или несколько трудов по этому вопросу. Это могут быть:
1. Стульгинскис С. Введение в Агни-Йогу
2. Чаттерджи М. Сокровенная религиозная философия Индии
3. Безант А. Древняя мудрость
4. Безант А. Человек и его тела
5. Безант А. Загадки жизни и как Теософия отвечает на них
6. Блаватская Е.П. Ключ к Теософии
7. Клизовский А.И. Основы миропонимания Новой Эпохи.
Первые пять трудов сравнительно невелики и достаточны для начального ознакомления. Остальные два труда довольно большие и основательные. И в связи с этим их изучение может потребовать значительного времени. Но для начального ознакомления можно ограничиться отдельными тематическими главами. В любом случае такое изучение поможет глубже понять многоуровневую структуру Человека и человеческих взаимоотношений.

1. Многоуровневая структура Человека. Монада, Индивидуальность, личность

Как было показано в части I настоящего размышления, современная наука разделяет понятия «пол» и «гендер». При этом понятие «пол» относит к набору биологических характеристик, отличающих мужскую особь от женской. А понятие «гендер» относит к типовому набору черт и характеристик, свойственных мужчинам и женщинам в том или ином обществе. Иначе говоря, гендер есть психологический пол, со свойственными ему характеристиками, как они понимаются в том или ином обществе.

В отличие от современных психологии и социологии теософская психология говорит о человеке, как о многоуровневом существе. Она представляет его как триединое существо, состоящее из Монады, Индивидуальности (Эго) и личности (рис.1).
 
Рис. 1. Монада, Индивидуальность, личность
(слева — теософский символ, справа — индуистский)
 
Таблица 1

«МОНАДА — ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — ЛИЧНОСТЬ (рис.2)
На протяжении всей Манвантары каждая Монада является основой человека — его высочайшей сущностью, его Звездой, его Ангелом Хранителем. Будучи частицей Абсолюта, она тоже не постижима нашему уму. Известно лишь, что Монада являет собою Троицу, то есть состоит из трех Ликов, пребывающих на Небесах — на трех самых высоких Космических Планах — в Мире Божественном, в Мире Монадическом и в Мире Нирваны — Атмическом. Монада нерушима, неизменна и вечна на весь цикл Бытия — Манвантару. В конце Цикла она возвращается в Лоно Абсолюта и вливается в Него.
Продолжением человеческой Монады на следующих Космических Планах является Индивидуальность — отражение Монадической Троицы. Каждый из трех Ликов, или аспектов, Индивидуальности является также отражением и образом одного из трех Лиц Божественной Троицы.
Первый аспект — Воля — на Востоке называется Атма. Она пребывает в низшей части Плана Атмического — Мира Нирваны.
Второй аспект — Любовь — называется на Востоке Буддхи. Это то, что может быть названо Сердцем человека: способность любить, способность прозрения, пособность проникать в сущность вещей путем мгновенного озарения — интуиции, или чувствознания. Буддхи пребывает на Плане Буддхическом — в Мире Интуиции.
Третий аспект — Мудрость — называется Манас (Мыслитель). Это есть сознание (высшее) человека, самоосознание его, высший разум, ум абстрактного мышления, «ум идей». В нем остаются запечатанными все воспоминания прошлого. Это есть нетленная сокровищница всех приобретенных результатов жизненных опытов и переживаний, достойных сохранения. Все однажды приобретенные качества, умственные и нравственные, хранятся в нем — иначе они не могли бы возрастать. Манас пребывает в высшей части Плана Ментального, в Мире Огненном.
Если Монаду можно назвать Ангелом человека, то совокупность этих трех аспектов (Воли, Любви, Мудрости) — Индивидуальность — является настоящим (самим) Человеком, вернее, его высшим Я.
Как сказано, Индивидуальность пребывает на высших Космических Планах. Для воплощения на низших — Мысленном (Ментальном), Тонком (Астральном), Плотном (Физическом), человек нуждается в телах, построенных из Материи этих Планов (Миров). Совокупность всех этих тел («проводников») называется «личностью». Она создается для каждого воплощения и является смертной. Таким образом, воплощенный человек состоит из двух частей — бессмертной Индивидуальности и смертной личности.
Как Индивидуальность создает себе тела личности?
Когда пришло время воплощаться, человек (Индивидуальность) спускается из Мира Огненного в низшую часть этого Плана — в Мир Мысленный. Здесь он излучает некоторую часть своей энергии в вибрациях, которые привлекают к нему материю этого Мира; из этой материи он строит (при помощи Строителей) тело ментальное, «тело мысли» — проводник, или носитель мышления — конкретный ум, интеллект, создающий конкретные мысли. Посредством этого тела человек будет думать в будущем воплощении.
Затем, вместе с ментальным телом человек спускается в Мир Тонкий (Астральный). Его энергии, продолжающие стремиться наружу, собирают вокруг него материю Тонкого Мира. Из этой материи таким же образом строится тело тонкое (астральное) — носитель, или проводник, чувств, желаний, страстей. Посредством этого тела человек будет чувствовать, желать.
Далее, таким же образом из Эфирной материи, то есть из энергии световой, электромагнитной, тепловой и жизненной, человек строит эфирное тело. Оно будет как бы эталоном его будущего физического тела, которое, развиваясь согласно ему, наконец вырастет в точную копию его.
Когда все эти тела, кроме физического, созданы, тогда наступает время физического рождения человека — создания плотного (физического) тела, тела действий, которое будет проводником для жизни в Физическом Мире. Физическое тело человек получает от своих родителей. Они передают ему лишь физическую наследственность — особенности той расы и нации, в которой он рождается. Это — единственное наследие, получаемое им от родителей. Все остальное в новую жизнь он приносит собственное. Умственные и нравственные качества от родителей не передаются».
(«Введение в Агни-Йогу», составитель С.Стульгинскис)

 
Рис. 2. Эго и его личности

Итак, Монада есть духовное Зерно, тройственная Основа или триединый Корень Человека в Божественном, Монадическом и Нирваническом (или Атмическом) Мирах (табл.1). Это Звезда, ведущая Странника или Человека к Цели через цепь бесчисленных перерождений. Это ещё не Человек, но — Ангел-хранитель, охраняющий и направляющий вечного Странника. Это — непознаваемое Божество, Отец-Матерь Странника или Человека. Это — Путеводная Звезда, к Которой он устремляется через Беспредельность и Вечность ради достижения высочайшего Совершенства.
Совершенства, о котором было сказано Христом: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф.5:48). Сказано не в качестве пожелания, но в повелительном наклонении, для исполнения. Достижение такого Совершенства, конечно, невозможно в течение одной земной человеческой жизни, одного краткого воплощения продолжительностью не более земного столетия или века. То есть невозможно для личности, которая, завершив цикл одного воплощения, умирает. Но для Эго или духовной Индивидуальности в Вечности это не только возможно, но и неизбежно. Неизбежно в Вечности, которая у индусов есть Век, сто Лет или Жизнь Брамы (3 110 400 000 000 солнечных лет). 

Об этой Монаде в состоянии непроявленности можно сказать, что она тождественна с Абсолютом, о Котором в «Тайной Доктрине» Е.П.Блаватской сказано так:
«Парабраман, Единая Реальность, Абсолют, есть область Абсолютного Сознания, то есть, та Сущность, которая вне всякого отношения к условному существованию; условным символом которой является сознательное существование. Но как только мы мысленно отходим от этого (для нас) Абсолютного Отрицания, получается двойственность в противоположении Духа (или Сознания) и Материи, Субъекта и Объекта».
(Блаватская Е.П. «Тайная Доктрина», т.1, гл. Пролог)

Как Абсолют «есть, та Сущность, которая вне всякого отношения к условному существованию», так же и Монада в непроявленном состоянии есть подобная Сущность, «которая вне всякого отношения» к относительному Своему проявлению в  Индивидуальности и «к условному существованию» личности.

«Но как только мы мысленно отходим от этого (для нас) Абсолютного Отрицания, получается двойственность в противоположении Духа (или Сознания) и Материи, Субъекта и Объекта».  Так во Вселенной и также в Человеке. Во Вселенной получается «двойственность в противоположении Духа (или Сознания) и Материи». А в Человеке — «двойственность в противоположении» проявленных принципов Атма и Буддхи, тождественных с космическими принципами Атмана и Мировой Души. Когда говорится о противоположении, то, конечно, имеется ввиду не противостояние Духа и Материи, принципов Атма и Буддхи, но о полярности всего в Мирах проявленного Бытия. Дополнительно вопрос взаимодействия Духа и Материи в Космосе, а также принципов Атма и Буддхи в Человеке будет рассмотрен в разделе 6 настоящего размышления.

Каждому из семи теософских принципов Человека можно найти соответствие в буддийских, ведических, христианских, суфийских, герметических, платонических и иных религиозно-философских представлениях о многоуровневом строении человека. Объединяя тем или иным образом семь теософских принципов человека можно получить пять буддийских, семь или четыре ведических, три христианских и т.д.
Краткое описание и объяснение семи теософских принципов человека, как было сказано выше, можно найти в названных небольших книгах С.Стульгинскиса, М.Чаттерджи и А.Безант. Поэтому не станем приводить их здесь. И лишь повторим с некоторыми уточнениями сказанное выше.

Духо-монада есть биполярный Атом Человечества, духовный Андрогин или Прообраз Человека. Так как эта Монада в непроявленном состоянии есть Зерно Духа, Частица Абсолюта, Бога, имеющая бытие на высших духовных Планах — в Мире Божественном, Мире Монадическом и Мире Нирваническом (или Атмическом) — то о Ней можно сказать крайне мало. Применительно к теме настоящего размышления, пожалуй, можно сказать лишь, что Она не имеет пола. Не имеет потому, что пол, как физическое проявление существует только в Мире Плотном или Физическом. Но на всех Планах, во всех Мирах Бытия от наиболее духовных, утончённых, возвышенных и до наиболее плотных, грубых, материальных всё проявленное — полярно. То есть может быть рассмотрено как проявление Мужского и Женского Начал, Духа и Материи, которые едины и нераздельны.
На высших духовных Планах не только нет физического пола, но даже нет ещё Человека. Он проявляется лишь дальнейшим нисхождением Духо-монады в Миры Нирваны, Блаженства и Огненный.
Индивидуальность или Человек есть Бессмертная Триада, которая соединяет в себе божественную (Атма-Буддхи, Человеческая Монада) и человеческую (Манас или Высший Манас, перевоплощающееся человеческое Эго) природу.

Личность же в разных учениях Востока считается лишь одеяниями Человека или Индивидуальности на одно воплощение. Её также сравнивают с одеяниями Актера на одно представление в великой Мистерии или в Театре Жизни. Сравнивают личность с повозкой (физическое тело), конями (астральное тело), поводьями (ментальное тело), которыми управляет Возничий — Индивидуальность. Также говорят о ней, как о команде (астро-ментальная или личная душа) корабля и самом корабле (физическое тело), которыми управляет Капитан (Бессмертная Триада).

Описание Миров Божественного, Монадического, Нирваны, Блаженства и Огненного и, соответственно, проявлений Монад в этих Мирах крайне затруднительно и для большинства современных людей мало, что может прояснить… Чтобы лучше понять, почему на высших духовных Планах Жизни нет того, что мы называем полом и даже нет того, что мы можем назвать душевным полом, необходимо привести некоторые описания, касающиеся проявления Единой Жизни на этих Планах. Но и эти описания, взятые из «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской, для огромного большинства могут оказаться непонятными и даже более смущающими, нежели проясняющими. Могут восприниматься как фантастическая абракадабра подобно тому, как для ученика начальной школы кажутся фантастической глупостью и нелепостью ряды Фурье, формулы Тейлора и Маклорена и другие элементы высшей математики.
И всё же можно привести без комментариев несколько фрагментов из «Тайной Доктрины». По меньшей мере они помогут понять, что следует избегать обсуждения столь высоких Планов Бытия и присущей им Жизни. Избегать потому, что даже для самых развитых в духовном отношении и постигших сущность высшей жизни представляется крайне трудным объяснить другим, не имевшим подобного опыта, познанное внутренним интуитивным прозрением.
Е.П.Блаватская, знавшая многое, написавшая «Тайную Доктрину», всё же предупреждала:
«…читатель не должен терять из виду Монад и должен знать их природу, насколько это разрешено, не преступая порога высших Мистерий; на знание последнего или завершительного слова которых, пишущая эти строки, ни в коем случае, не претендует».
Тем более автор настоящего размышления не претендует на это. Но претендует лишь на то, что из собранных в различных трудах по Теософии и Живой Этике фрагментов сложил более или менее достоверное представление по теме размышления.

2. Парабраман и Мулапракрити

«Тайная Доктрина устанавливает три фундаментальные, основные положения:
I. Вездесущий, Вечный, Беспредельный и Непреложный ПРИНЦИП, о котором никакие рассуждения невозможны, ибо он превышает мощь человеческого познания и может быть лишь умален человеческими выражениями и уподоблениями. Он вне предела и достижения мысли и, согласно словам Мандукья-упанишады — "Немыслим и Несказуем".
Чтобы яснее представить читателю эти идеи, пусть он начнет с предположения, что существует лишь Единая, Абсолютная Действительность, которая предшествует всему проявленному и условному Сущему. Эта Бесконечная и Вечная Причина, туманно формулированная в "Бессознательном" и в "Непознаваемом" современной европейской философии, является "Бескорним Корнем всего, что было, есть, или когда-либо будет". Она, конечно лишена всяких атрибутов и по существу не имеет никакого отношения к проявленному конечному Сущему. Это скорее Бытийность, чем Бытие — Сат по санскритски и превышает мышление и рассуждение.
Это Бытие символизировано в Тайной Доктрине под двумя аспектами. С одной стороны — Абсолютное, Абстрактное Пространство, представляющее чистую субъективность, то единственное, что никакой человеческий ум не может ни изъять из своего миропонимания, ни представить его как само по себе; с другой стороны — Абсолютное, Абстрактное Движение, представляющее Безусловное Сознание. Даже наши западные мыслители пришли к заключению, что сознание немыслимо для нас отдельно от изменения, и потому движение является лучшим символом этого процесса изменения и его главнейшим признаком. Этот последний аспект Единой Реальности также символизируется термином Великое Дыхание; символом, достаточно изобразительным и не нуждающимся в дальнейшем разъяснении. Таким образом, первая основная аксиома Тайной Доктрины есть это метафизическое Единое Абсолютное БЫТИЕ, символизированное конечным разумом, как теологическая Троица (Абсолют, Дух и Материя).
Парабраман, Единая Реальность, Абсолют, есть область Абсолютного Сознания, то есть, та Сущность, которая вне всякого отношения к условному существованию; условным символом которой является сознательное существование. Но как только мы мысленно отходим от этого (для нас) Абсолютного Отрицания, получается двойственность в противоположении Духа (или Сознания) и Материи, Субъекта и Объекта.
Дух (или Сознание) и Материя, тем не менее, должны быть рассматриваемы не как независимые реальности, но как два символа или аспекта Абсолюта, Парабрамана, составляющего основу обусловленного Бытия, субъективного либо объективного.
Рассматривая эту метафизическую триаду (Абсолют, Дух и Материя), как Корень, из которого исходит все проявление, Великое Дыхание принимает характер Пред-Космической Мысле-основы. Это есть fons et origo (Источник и начало — Прим. перев.) Силы, так же как и всего индивидуального Сознания, и снабжает руководящим разумом в обширной задаче космической Эволюции. С другой стороны, Пред-Космическая Корень-Субстанция (Мулапракрити) является тем аспектом Абсолюта, который лежит в основании всех объективных планов Природы.
Как Пред-Космическая Мысле-основа есть корень каждого индивидуального сознания, так Пред-Космическая Субстанция является субстратом Материи в различных стадиях ее дифференциации.
Отсюда очевидно, что противоположение этих двух аспектов Абсолюта необходимо для существования Проявленной Вселенной. Независимо от Космической Субстанции Космическая Мыслеоснова не могла бы проявиться, как индивидуальное сознание, ибо сознание развивается, как "Я есмь Я", только через проводник (упадхи) материи; физическое основание, будучи необходимым для средоточия Луча Космического Разума при достижении известной сложности. В свою очередь, отделенная от Космической Мысле-основы, Космическая Субстанция осталась бы пустою отвлеченностью и никакое возникновение Сознания не могло бы произойти.
Потому Проявленная Вселенная исполнена двойственности, которая является как бы самой сутью ее Проявленного Существования. Но именно, как противоположные полюсы Субъекта и Объекта, Духа и Материи, являются только аспектами Единства, в котором они синтезированы, так и в Проявленной Вселенной имеется «то», что связывает Дух, с Материей, Субъекта с Объектом.
Это нечто, неизвестное пока умозрению Запада, называется оккультистами Фохатом. Это есть "мост", посредством которого Идеи, существующие в Божественной Мысли, запечатлеваются на Космической Субстанции, как Законы Природы. Фохат, таким образом, является динамической энергией Космической Мыслеосновы. Рассматривая же его с другой стороны, он — разумный посредник, руководящая сила всех проявлений. Божественная Мысль, переданная и проявленная Дхиан-Коганами (в христианской теологии называемые Архангелами, Серафимами и т. д. — прим. Е.П.Блаватской), Строителями видимого Мира. Так от Духа или Космической Мысле-основы происходит наше сознание, от Космической Субстанции те несколько проводников, в которых сознание это индивидуализируется и достигает до самоосознания — или размышляющего — сознания. Между тем, как Фохат, в его различных проявлениях, является таинственным звеном между Разумом и Материей, животворящим принципом, электризующим каждый атом к жизни.
Следующий перечень даст читателю более ясное представление:
1) АБСОЛЮТНОСТЬ: Парабраман ведантистов или Единая Реальность, "Сат", являющаяся, по словам Гегеля, Абсолютным Бытием и Не-Бытием одновременно.
2) Первый Логос: Безличный, и в философии — Логос Непроявленный, предтеча Проявленного. Это есть "Первопричина", "Бессознательное" европейских пантеистов.
3) Второй Логос: Дух-Материя, Жизнь; "Всемирный Дух", Пуруша и Пракрити.
4) Третий Логос: Космическая Мысле-основа, Махат или Разум, Космическая Всемирная Душа; Космический Нумен Материи, основа разумных проявлений Природы и в Природе, также называемый Маха-Буддхи.
ЕДИНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ; ее двойственный аспект в обусловленной Вселенной.
Далее Тайная Доктрина утверждает:
II. Вечность Вселенной в целом, как беспредельный план (проекция); периодически — "ристалище бесчисленных Миров, беспрестанно проявляющихся и исчезающих", называемых "Проявляющимися Звездами" и "Искрами Вечности". "Вечность Странника подобна мгновению Ока Само-Существования", так говорит Книга Дзиан. "Появление и исчезновение Миров, подобно правильному возвращению прилива и отлива».
Это второе утверждение Тайной Доктрины относится к абсолютной всемирности этого закона периодичности, прилива и отлива, нарастания и убыли, усмотренного и рекордированного физической наукой во всех отделах Природы. Чередование Дня и Ночи, Жизни и Смерти, Сна и Бодрствования является таким общеизвестным, таким абсолютно всемирным и без исключения фактом, что легко понять, что в нем мы видим один из наиболее абсолютных Законов Вселенной.
Кроме того, Тайная Доктрина учит:
III. Основной тождественности всех душ с Всемирной Превышней-Душой, последняя сама есть аспект Неведомого Корня; и обязательному странствованию для каждой души — искры Превышней Души — через Цикл Воплощений или Необходимости, согласно Закону Циклов и Кармы, на протяжении всего срока. Другими словами, ни одна чисто духовная, божественная душа (Буддхи) не может иметь независимого, сознательного существования, прежде чем искра, отлетевшая от чистой Сущности Вселенского Шестого Принципа — или ПРЕВЫШНЕЙ ДУШИ — (а) не пройдет через каждую начальную форму феноменального Мира этой Манвантары, и (b) не обретет индивидуальности; сначала в силу врожденного импульса, а затем посредством личных самопроизвольных усилий, контролируемых ее Кармою, подымаясь, таким образом, через все степени разума, от низшего до высшего Манаса, от минерала и растения до высшего Архангела (Дхиани-Будда). Основная доктрина Эзотерической Философии не допускает ни преимуществ, ни особых дарований в человеке, за исключением завоеванных самим "Эго" личными усилиями и достижениями на протяжении длинного ряда метампсихозиса и воплощений. Вот почему индусы говорят, что Вселенная есть Браман и Брама, ибо Браман пребывает в каждом атоме Вселенной; ибо Шесть Принципов в Природе исходят — как различные дифференцированные аспекты — из Седьмого и Единого, Единой Реальности во Вселенной, как космической, так и микрокосмической. Почему также все изменения, психические, духовные и физические на плане проявления и форм Шестого Принципа (ибо Брама — носитель Брамана), рассматриваются метафизическим антифразисом, как иллюзорные и майавические. Ибо, хотя корень каждого атома индивидуально и каждой формы коллективно является этим Седьмым Принципом или Единою Реальностью, все же, в своем проявленном и временном виде, это не более, нежели мимолетная иллюзия наших чувств.
В своей абсолютности Единый Принцип, в его двух аспектах Парабрамана и Мулапракрити, не имеет пола, безусловен и вечен. Его периодическое манвантарное выявление или первичное излучение также Едино, двуполо и предельно. Когда это излучение начинает, в свою очередь, излучать, то все его излучения также двуначальны, становясь в своих низших аспектах мужским и женским началами. После Пралайи, как Великой, так и Малой — последняя оставляет все миры "в status quo" [1] — первой к активной жизни просыпается пластическая Акаша, Отец-Матерь, Дух и Душа Эфира, или же Площадь Круга. Пространство называется Матерью до его космической деятельности и Отцом-Матерью при первой стадии пробуждения. В Каббале это тоже Отец-Мать-Сын. Но тогда как в Восточной Доктрине они являются Седьмым Принципом Проявленной Вселенной или же ее Атма-Буддхи-Манас (Дух-Душа-Разум), Триадой, разветвляющейся и разделяющейся на семь космических и семь человеческих Принципов, в Западной Каббале христианских мистиков она является Триадою или Троицей, а среди их оккультистов двуполым Иеговою Jah-Havah. В этом и заключается все различие между эзотерической и христианской Троицами. Мистики и философы, восточные и западные пантеисты, синтезируют свою предначальную Триаду в чистую божественную абстракцию.
[1] [Не физические организмы, еще менее их психические принципы, остаются в status quo, на протяжении великой Космической или даже Солнечной Пралайи, но только их "акашные или астральные "фотографии". Но на протяжении малых Пралай, захваченные «Ночью», планеты остаются не тронутыми, хотя и мертвыми, именно, подобно огромному животному, захваченному и врезанному в полярных льдах и в силу этого оставшемуся без изменений в течение веков]».
 (Блаватская Е.П. «Тайная Доктрина», т.1, гл. Пролог)

«С точки зрения метафизики, данная здесь классификация Космических Начал принята скорее ради удобства, нежели как отвечающая абсолютной философской точности. При начале великой Манвантары Парабраман проявляется, как Мулапракрити, а затем как Логос. Этот Логос равнозначен "Бессознательному Вселенскому Разуму" и т. д. западных пантеистов. Он составляет Основу субъективной стороны проявленного Бытия и является источником всех проявлений индивидуального сознания. Мулапракрити или же предвечная Космическая Субстанция является основою объективной стороны вещей — основою всей объективной эволюции и всего космогенезиса. Следовательно, Сила не возникает с Первозданной Субстанцией из Парабрамической латентности. Это есть превращение в энергию сверхсознательной мысли Логоса, вдохновленной, так сказать, к объективизации последнего из потенциальной латентности в Единой Реальности. Отсюда возникают изумительные законы Материи; отсюда "первичное запечатление", столь тщетно обсуждаемое епископом Тэмпль. Таким образом, Сила не синхронична с первой объективизацией Мулапракрити. Тем не менее, так как вне ее, последняя совершенно и неизбежно инертна — чистая абстракция, — то совершенно бесполезно заниматься слишком тонкими измышлениями, что касается до порядка последовательности Космических Начал. Сила следует за Мулапракрити, но Мулапракрити без Силы для всех практических применений и целей не имеет существования».
(Блаватская Е.П. «Тайная доктрина», т.2, ч.1, ст.1)

«Абсолютное вечное движение, Парабрахман, который есть ничто и все, движение невообразимо быстрое, в этом движении отбрасывает дымку, которая есть Энергия, Эрос. Таким образом, он превращается в Мулапракрити, первичную Субстанцию, которая все еще Энергия. Эта Энергия, все еще превращаясь в своем беспрестанном и непостижимом движении, становится Атомом или скорее зародышем Атома, и тогда она на третьем Плане».
(Блаватская Е.П. «Инструкции для учеников внутренней группы», Заметки по поводу статей I. II. III)