Забвение героя

Олег Каминский
Именем этого героя не называли улицы и площади, пионерские дружины и школы, ему не ставили памятников. Даже в прессе имя его не упоминалось, поэтому не удивительно, что его никто не знает. Пользуясь возможностью, я хочу вернуть из незаслуженного забытья имя человека, проявившего незаурядное мужество и силу воли в годы Великой Отечественной войны.

Он был лётчиком-истребителем, а звали его Владимир Фёдорович Смирнов.
   
Родился он 17 июля 1922 года в Москве. Отцом его был Фёдор Андрианович Смирнов, а вот о матери пока никакой информации обнаружить не удалось. Зато известно, что по национальности герой моего повествования был русским.   

В июле 1940 года Сталинским (Таганским) райвоенкоматом города Москва он был призван в Красную Армию.

Уже в разгар Великой Отечественной войны, в 1943 году, Владимир Смирнов окончил Конотопское военно-авиационное училище, которое тогда находилось в городе Новочеркасск Ростовской области. Получив звание младшего лейтенанта, новоиспечённый лётчик был отправлен в действующую армию.

С 27 июня 1943 года он воевал на Центральном фронте в составе 721-го истребительного авиационного полка 286-й истребительной авиадивизии, принимал участие в Орловско-Курской операции.

В бою 5 июля 1943 года в составе 12 истребителей Ла-5 он сражался против 30 вражеских истребителей. Так получилось, что в неравном бою его самолет сбили, но, к счастью, ему повезло спастись на парашюте.

Уроки ведения первых боёв многому научили молодого лётчика, он стал более внимателен в боевой обстановке. Значительно возросло его лётное мастерство. Всего за время Орловско-Курской операции он произвел 33 боевых вылета, участвовал в 7 групповых воздушных боях, в которых 17 и 31 июля 1943 года сбил 2 немецких самолета-корректировщика ФВ-189.

За свои успехи отважный лётчик был награждён первым орденом - Красной Звезды.

Тяжелым испытанием для младшего лейтенанта Смирнова стал день 4 августа 1943 года. Тогда, в составе пятерки истребителей Ла-5 он сопровождал восьмёрку штурмовиков Ил-2. В районе города Кромы советские летчики встретились с большой группой вражеских самолетов: до 60 пикировщиков Ю-87 и до 50 истребителей ФВ-190. Наши истребители вместе с Ил-2 вступили в неравный бой над линией фронта. Им удалось сбить 2 Ю-87 и 2 ФВ-190.

Правда, из этого боя не вернулся младший лейтенант Владимир Смирнов. Что с ним случилось, никто из других лётчиков не заметил. Приказом управления кадров Красной Армии от 30 сентября 1943 года он был объявлен пропавшим без вести. Характерно, что и в 12-м томе «Книги памяти» Московской области, изданном в 1997 году, Смирнов также указан, как пропавший без вести.

Однако эти сведения ошибочны. Как выяснилось, тогда в ходе боя младший лейтенант Смирнов, отбивая атаку четырёх ФВ-190, не допустил противника к своему ведущему, но при этом был тяжело ранен в обе ноги. Собрав все силы, он вышел из боя и произвёл посадку на фюзеляж на передовой линии.

Ранения лётчика оказались очень тяжелыми – правую ногу пришлось ампутировать. Смирнова отправили на лечение глубоко в тыл, в город Иркутск. В госпитале № 1837 он провёл почти год, там ему сделали протез и научили ходить на нём.

Несмотря на инвалидность, лётчик не пал духом и даже пожелал снова летать на боевом самолёте. Однако строгие врачи не дали ему такого разрешения. Тогда настойчивый лётчик обратился к самому Сталину с просьбой разрешить ему вернуться в боевой строй. Как это ни удивительно, однако просьба Смирнова была удовлетворена, и он был отправлен в свою часть.

С 22 июня 1944 года младший лейтенант Владимир Смирнов снова воевал в составе своего 721-го истребительного авиаполка, на этот раз на 1-м Белорусском фронте. Вместе со своими товарищами он участвовал в Белорусской, Бобруйской, Минской, Вильнюсской и Люблин-Брестской наступательных операциях.

К 20 сентября 1944 года с протезом правой ноги он произвел на истребителе Ла-5 ещё 15 боевых вылетов, из них на сопровождение штурмовиков – 8, на прикрытие своих войск – 6, на разведку – 1 вылет, провёл 3 групповых воздушных боя. Кроме этого, Смирнов принимал участие в штурмовках вражеских войск, во время которых уничтожил 4 автомашины, 7 повозок, до 60 солдат и офицеров.

Очень скоро – в октябре 1944 года – Владимир Смирнов был награждён вторым орденом – Красного Знамени. Как было записано в наградном документе: «Несмотря на протез вместо правой ноги, он летал отлично, воздушные бои вёл уверенно, тактически грамотно. В воздушных боях проявил себя смелым, решительным, бесстрашным воздушным бойцом, причём усталости в полётах не чувствовал».   

В сентябре — октябре 1944 года полк, в котором служил Смирнов, прошёл переформирование в Московском военном округе, где получил новейшие истребители Ла-7. Хорошо освоил новый самолёт и Владимир Смирнов.

После возвращения полка на фронт, Смирнов уже в должности старшего лётчика, участвовал в Висло-Одерской, Варшавско-Познанской, Восточно-Померанской и Берлинской наступательных операциях.

Окончилась война, но воинская служба продолжалась. Вскоре – 18 мая 1945 года – Смирнову было присвоено звание лейтенанта.

Кто знает, как бы сложилась дальнейшая жизнь геройского лётчика, если бы не его совершенно нелепая гибель. 30 ноября 1945 года Владимир Смирнов и ещё один его однополчанин, на свою беду, решили побаловаться спиртным. В результате оба скончались от отравления метиловым спиртом и были похоронены на кладбище немецкого города Штаанен, что в 15 км западнее Берлина.

Так оборвалась жизнь человека, проявившего удивительную силу воли, мужество и героизм на войне. Думается, его ожидали всенародное признание и слава, такие же, какие выпали на долю других знаменитых безногих лётчиков – Алексея Маресьева, Захара Сорокина, Ильи Маликова и других. Однако судьба распорядилась иначе, к большому сожалению. Давайте же запомним и не забудем имя отважного лётчика, беззаветно сражавшегося за чистое небо над нами…