Парни из нашего города - дуэт братьев Тринос

Нил Крас
    «Не могу вспомнить, чтобы кто-либо из винницких самодеятельных талантов достиг всесоюзной славы. Когда на одной из олимпиад народного творчества открыли братьев Тринос, всем казалось, что это будущие Бунчиков и Нечаев – известный в СССР песенный дуэт. Оба были приняты в Винницкий медицинский институт, оба – через пару лет – перевелись в Киевский медицинский институт и одновременно были приняты в Киевскую консерваторию (по классу вокала). Разумеется, путь им прокладывали, ибо сами они из простой семьи. Отец их – рабочий электростанции (или располагавшегося рядом трамвайного депо – не вспомню точно). Окончили братья по два высших учебных заведения. Насколько я знаю, одно время «играли за Киевскую филармонию». Но карьеру решили делать в медицине. Оба стали врачами-фониатрами (специалистами по физиологии и патологии голосового аппарата). Виктор Андреевич Тринос защитил докторскую диссертацию. Умер относительно рано. Его брат – кандидат медицинских наук Леонид Андреевич Тринос – является ведущим на Украине специалистом по фониатрии и фонопедии. Он – заслуженный работник культуры Украины, Отличник здравоохранения Украины, почётный член Российской общественной академии голоса. Оба брата проработали все годы научными сотрудниками Института отоларингологии АМН Украины им. А.И. Коломийченко (Леонид, следуя из данных, которые я нашёл в интернете - минимум до 2012 г., а ведь он старше меня на два года!) [Здесь была ссылка на страницу, которой уже в интернете нет — Н. К.]. Как видите, в науке они пошли намного дальше, чем в вокале.

    [Вот что вспоминает о братьях Тринос тот же Дмитрий Якиревич:
«Братьев Тринос я прекрасно помню. Вместе с ними много раз выступал в концертах. Старший был красавцем, и я помню взрослых девчат, откровенничавших, что доходят по нему. Он пел баритоном (в ходе учёбы в киевской консерватории у него сменился голос, и он запел басом), а младший – тенором. Их коронным номером в дуэте была “Песня боевых друзей” композитора Долуханяна. Первый куплет начинался так:
Позвольте вам представиться, мы старые друзья,
Желаем вам понравиться, мы оба - он и я.
Эх, два бывалых воина, прошли весь путь вдвоем,
Наградой удостоены, вернулись в отчий дом.
А ну, девчата, взгляните-ка на нас,
Ведь мы пригожие и ростом в самый раз!
К лицу мундиры приятелям-друзьям
Ах, девушки, не скроем, вы нравитесь обоим
Ах, девушки, скажите, а нравимся ль мы вам?»
(Я позволил себе несколько исправить текст, в соответствии с оригиналом. Слова Л.Некрасова – опять же была ссылка, которой уже нет – Н. К.)]

   [С. В. Семашко, тоже получившая музыкальное образование, вспоминает (2013) о братьях Триносах:
"Я тоже очень хорошо помню их. Это были, должно быть, 1949-1951 годы. Музыкальная школа №1 устраивала выездные концерты по различным организациям. Состав участников: Анна Абрамовна Гительман, Нина Юрьевна – преподаватели школы, артистка Винницкого муз.драм.театра (училась вокалу у А. А. Гительман), братья Тринос, виртуоз-пианист-школьник, ещё несколько выступающих (не могу вспомнить их) и, наконец, я (мне 9-10 лет) с братом Славой (на 2 года старше меня). Наша учительница – А. А. Гительман добилась того, что мы могли довольно бойко играть в четыре руки несколько произведений.
Самыми яркими выступлениями во всех этих концертах были, конечно, выступления братьев Тринос. Они пели арии из опер. Как они пели!!!
Виктор:
 - песню варяжского гостя из оперы «Садко» Римского-Корсакова («О скалы грозные дробятся с рёвом волны…»);
 - куплеты Мефистофеля из «Фауста»;
 - арию И. Сусанина из оперы Глинки «Иван Сусанин».
Леонид:
 - арию Родамеса из «Аиды» Верди («Милая Аида…»);
 - арию Надира - «Искатели жемчуга» Ж. Бизе («В сиянии ночи лунной её я увидал…»).
Для меня в те годы их пение было верхом исполнительского искусства. Сами собой выучились наизусть все (мужские!) партии их репертуара."]

***

   Это было написано более 10 лет тому назад о братьях Тринос в «Моей Виннице»: Моя Винница (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) – глава «Художественная самодеятельность». А теперь я допишу то, что нашёл специально для этой статьи. И вы узнаете больше подробностей о талантливых братьях-винничанах, песни которых слышала, как минимум, вся Украина. О двух учёных — основателей первого в Украине Фониатрического центра,  обучение и лечение в котором прошли многие исполнители вокальной музыки СССР и Украины. [Фониатрия — раздел оториноларингологии, изучающий патологию голоса (дисфония), методы лечения и профилактики нарушений голоса, а также способы коррекции нормального голоса в желаемую сторону: Фониатрия — Википедия (wikipedia.org).]

   Однако должен вам честно признаться в том, что винничане ожидали от братьев Тринос не этого. Учёные - за редчайшими исключениями - не имеют всеобщей популярности, какой бы из наук они не занимались. Их широкая известность предопределяется, большей частью, от чего-то, зависимого от самой их науки весьма косвенно. Например, имя Евгения Оскаровича Патона (1870-1953), предложившего новые методы электросварки, знают не только все киевляне, но и большинство побывавших в этом городе. Не существовало бы в столице Украины долгожданного - с довоенных лет - моста, открытого через четыре месяца после смерти выдающегося мостостроителя и названного его именем — Мостом Патона, уверяю вас, на вопрос «Знаете ли вы, чем знаменит Герой Социалистического Труда, Лауреат Сталинской премии Е. О. Патон?» ныне ответил бы даже не каждый десятый киевлянин-респондент. И открывателя до того неизвестного науке излучения (1895) - первого Нобелевского лауреата по физике (1901) Вильгельма Конрада Рентгена (1845-1923) - знали бы только историки науки. Но это излучение получило его имя и теперь «На многих языках мира (в частности, на русском, немецком, голландском, финском, датском, венгерском, сербском…) излучение, открытое Рентгеном, называется рентгеновским или просто рентгеном. Названия научных дисциплин и методов, связанных с использованием этого излучения, также производятся от имени Рентгена: рентгенология, рентгеновская астрономия, рентгенография, рентген-дифракционный анализ и т.д.»: Рентген, Вильгельм Конрад — Википедия (wikipedia.org). В результате, на аналогичный вопрос об этом немецком учёном правильно ответит не только житель Вюрцбурга или Мюнхена, где Рентген работал, но и окончивший среднюю школу обыватель За'рванец или Медвежьего Ушка.

   А вот чем знамениты Френсис Крик и Джеймс Уотсон - лауреаты Нобелевской премии по физиологии и медицине 1962-го года? Какая доля процента винничан знает о предложенной ими в 1953-м году структуре двойной спирали ДНК? А ведь это — эпохальное открытие, выдвинувшее генетику на передовые рубежи биологии, медицины, животноводства, растениеводства, пр. Я уже не спрашиваю о совсем никому, кроме медиков, не известных Робине Уоррене и Барри Маршалле, совершивших переворот в медицине, касающийся лечения язвенной болезни и предупреждения рака желудка (удостоены Нобелевской премии в 2005-м году), возвративших своими открытиями здоровье и сохранивших жизни сотням миллионов людей всей планеты …

    А тут — доктор и кандидат медицинских наук, занимающиеся лечением небольшого количества пациентов с расстройствами голоса — никак не «предмета первой необходимости» в медицине  Как, думаете вы, назывались статьи-некрологи о Леониде Триносе? Читайте: «Умер Леонид Тринос, фониатр, учивший владеть голосом Ротару, Повалий и Вакарчука - Новости на KP.UA»  и  «Умер врач, поставивший голос Ротару, Розенбауму и Вакарчуку - 13.07.2022 Украина.ру (ukraina.ru)». Кто из этой четвёрки эстрадных исполнителей так уж очень близок винничанам, без голосов кого из них жизнь в городе потускнела бы?

   Винничанам нужны были братья Тринос как замена, хотя бы в масштабе Украины, дуэта Бунчиков и Нечаев. Владимир Алекса'ндрович (Абра'мович) Бунчиков (1902-1995) - лирический баритон и, опять же, Владимир - но со дня своего рождения - Алекса'ндрович (ему скрывать свою национальность не было необходимости) Нечаев (1908-1969) 25 лет (1944-1969) выступали дуэтом, перепев весь репертуар советской песни. Не было ни дня на радио, ни одной праздничной телевизионной передачи без этого дуэта!
    Не могу и (поэтому — тоже) не хочу сравнивать мастерство «вокальных братьев» (так их называли) и братьев по крови, но замечу, что Владимиры не были ни Тито Гобби, ни Пласидо Доминго, ни даже Георг Отс или Сергей Лемешев. Но дуэт их был весьма приятен для слушателя - зрителя, репертуар состоял из песен бывших или ставших - после их исполнении ими - популярными «на просторах Родины чудесной».
    Вот такого же ожидали винничане от «своих», чтобы можно было похвастаться, особенно при иногородних, это, мол, НАШИ поют.

   Не скажу - с какой-то долей уверенности - даже предположительно, почему это произошло. По радио дуэт звучал пару лет, но совсем не часто. А потом — практически исчез. Записи их выступлений, студийные записи, конечно, существуют, но кто их теперь разыскивает? Что касается оперной классики, то есть в интернете, в продаже (компакт-диски) все звёзды мирового вокала: записывай, приобретай — и слушай до упаду лучших из лучших. Что же относительно отечественных эстрадных песен того времени, то они вытеснены бурным потоком новых и новейших — современных по музыкальному языку, аранжировке, идеям и мыслям текстов, манере исполнения. Остались украинские народные песни, но и тех я обнаружил всего две: Чорнії брови, карії очі. Співає Тринос Л.А. (youtube.com),  Ніч яка місячна. Співає лікар-фоніатр Тринос Л.А. - YouTube.

***

   Виталий Тринос окончил нашу школу в 1951-м году. Фотография этого выпуска представлена в «Моей Виннице»: Моя Винница в иллюстрациях фото 90 (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru). [Я обращался по нескольким адресам в Институт отоларингологии им. проф. А. И. Коломийченко НАМН Украины, но ответа не получил: поэтому ограничиваюсь в коллаже фотографией Виталия Триноса из означенной  виньетки.] Поступал учиться он в Ленинградскую академию тыла и транспорта, почему по такой специальности — не знаю. Может быть, была тут какая-то связь с профессией отца. (В военное учебное заведение, как мне представляется — чисто из материальных соображений: родители не смогли бы содержать его пять лет в ином городе, даже если бы ему была гарантирована стипендия. А тут — на полном довольствовании.) Но недобрал баллов — и возвратился в Винницу [см. текст к упомянутому фото 90 из «Моей Винницы»].

   После окончания Киевского медицинского института и Киевской государственной консерватории по классу вокала братья - в самом начале 60-х - оказались на профессиональном распутье. Сначала пытались утвердиться как певцы и - одновременно - найти себя в медицине. Выступали четверть века как оперные и эстрадные певцы, параллельно осваивая азы, а потом и глуби'ны близкой им по обеим профессиям дисциплины — фониатрии. В этом им помог счастливый случай.

   Как раз в 1960-м году было принято решение об открытии Киевского НИИ отоларингологии. Инициатор и основатель этого НИИ - профессор Алексей Исидорович Коломийченко планировал организовать там фониатрический отдел, куда и пригласил обоих братьев Тринос. Со временем сей отдел претворился в Фониатрический центр, которым руководил доктор мед. наук В. А. Тринос, а кандидат мед. наук Л. А. Тринос числился там научным сотрудником. В 1985-м году (после смерти брата)  Леонид Андреевич принял заведование Фониатрической лабораторией НИИ отоларингологии им. А. С. Коломийченко (до 1990-го года) на себя.
    С 1999 г. Леонид Андреевич занимал должность ведущего научного сотрудника Лаборатории профессиональных нарушений голоса и слуха. Одновременно практиковал как педагог по вокалу.

   В 1984 г. доктор мед. наук В. А. Тринос и кандидат мед. наук Л. А. Тринос вместе со своим учителем проф. Леонидом Андреевичем Зарицким (тёзкой по имени-фамилии и научным руководителем младшего брата) издали книгу «Практическая фониатрия. Учебное пособие.». Проф. Л. А. Зарицкий (с 1961-го года — заслуженный деятель науки УССР, тогда он возглавлял кафедру ЛОР-заболеваний в Одессе) с 1963 по 1974 г. г. являлся заместителем директора Киевского научно-исследовательского института оториноларингологии.

***

   Лично я с братьями никогда не общался, хотя в школе (где братьев знал каждый) виделся с ними чуть ли не ежедневно. Слышал их на многих выступлениях (от школьных олимпиад до филармонических концертов). Странным образом, немного знал будущую жену (если меня правильно информировали) Виталия, которая коротко встречалась с моим другом. Но, познакомившись в Виталием, она быстро сделала окончательный выбор. Довольно яркой и решительной была эта девушка, проживавшая на улице 9-го января.
   Виталий был неотразим: статный, грудь колесом, выразительные глаза, волнистые волосы и очень приятный дикторский голос. Что касается Леонида, то, позволю себе так выразиться, стамеска природы-скульптора то там, то тут не доработала. Конечно, имея в виду — в сравнении с Виталием. А так Леонид был внешне вполне симпатичным парнем. Посмотрите сами на фото уже довольно не молодого Леонида Андреевича — хорош, ничего не скажешь! Но если - я опять за своё - хотя бы посмотреть на то, как сидело на них концертное одеяние…  Ах, я снова о том же. Больше не буду!

***

   В одном из мемориальных сообщений в связи со смертью младшего из братьев Тринос сказано:
   «ЛЕОНІД АНДРІЙОВИЧ ТРИНОС  - 2.10.1936-26.01.2021 - Пішла з життя людина прекрасної душі, відкритого і доброго серця. Він жив, радів світу, людям, що оточували його... 
   Світла пам’ять про надзвичайну людину назавжди залишиться в серцях рідних, друзів, учнів, колег, пацієнтів та всіх, хто знав і любив його.»: Trinos.pdf (iol.com.ua).
   Эта статья — одно из заверений истинности высказывания коллектива «ГУ - Институт отоларингологии им. проф. А. И. Коломийченко НАМН Украины».
   То же самое относится к на взлёте подкошенному под корень зловещим заболеванием доктору медицинских наук Виталию Андреевичу Триносу (1934-1985?).