Вешкаймское городское поселение

Николай Кузнецов 7
1.Вешкайма. Рабочий поселок, центр муниципального образования «Вешкаймский район» и городского поселения, железнодорожная станция на линии Инза – Ульяновск. Население -  6900 человек.
Расположено в 88 км к юго-западу от г. Ульяновска на возвышенности – высоком водораздельном плато между реками Барыш и Вешкайма.
Рек в окрестностях поселка нет, имеются искусственное озеро и 3 пруда. Питьевой водой он снабжается с помощью артезианских скважин.
Вешкайма основана в 1898г. как пристанционный поселок на вновь построенной ветке Симбирск – Инза Московско-Казанской (ныне – Куйбышевской железной дороги). Движение поездов через станцию началось 28 декабря 1898г., а 1 января 1899г. здесь открылся телеграф. Свое название станция и поселок получили от ближайшего села Вешкайма.
10-11 октября и в декабре 1905г. рабочие и служащие станции присоединились к всероссийской всеобщей политической стачке, забастовали и прекратили движение поездов с 7 по 20 декабря. Станция во главе с начальником А.А.Голиковым превратилась в центр революционного движения в своей округе.
Долгое время станция Вешкайма была крохотным, глухим поселком. В 1913г. в ней насчитывалось всего 4 «Казармы» и 20 рабочих. Приходская церковь находилась в с. Ховрино, школы не было. Два - три раза в день здесь останавливались проходящие поезда.
Со временем местные помещики и промышленники начали отправлять отсюда лес и сельхозпродукты. Грузооборот был значительным: в 1911г., например, через станцию было отправлено 12364,8 тонн грузов, а принято – 7014 тонн. Поток грузов особенно возрос в годы Первой мировой войны.
18 марта 1918г. крестьяне села Кротовка разграбили на станции вагон с хлебом и мясом для голодающего населения. Вооруженный отряд во главе с  комиссаром С.Л.Репинским, направленный Карсунским уездным советом, пресек разбой.
Летом и осенью 1918г. станция Вешкайма оказалась в ближайшем тылу 1-й революционной армии, а во второй половине марта 1919г. она стала одним из центров «Чапанного восстания». Повстанцы захватили станцию утром 17 марта, а 18 марта они начали штурм Карсуна, оказавшийся неудачным.
Поселок постепенно рос и развивался.  В 1921г. в нем открылась школа первой ступени (первая учительница – А.З. Жеманова). Здесь селились грузчики, ремесленники, лесоразработчики, земледельцы. В 1926г. в поселке было уже 48 дворов с населением 248 человек, а в 1927г. здесь построили крупную базу Нефтесиндиката для снабжения горюче – смазочными материалами местного населения.
В 1930г. на ст. Вешкайма организован колхоз «Многополье», позднее вошедший в состав колхоза им. Сталина в с. Вешкайма, а затем вовсе прекративший свое существование. В 1940г. тут был создан лесхоз (в 1972г. преобразован в лесокомбинат).
В годы Великой Отечественной войны погибли и пропали без вести 46 вешкаймцев. Погибшим на площади установлен памятник. В 1930-1940-х гг. жертвами незаконных политических репрессий стали 49 жителей.
Важным этапом в развитии Вешкаймы были 1950-1955гг., когда через нее прошла высоковольтная линия электропередач  Куйбышевской ГЭС имени В.И.Ленина. По обе стороны от железной дороги, на пустыре, появилось, по существу, новое поселение – палаточный городок монтажников (палатки вскоре заменили разборными щитовыми домами, на смену которым пришли многоквартирные кирпичные постройки).
30 мая 1957года поселок стал центром Вешкамского района, переведённым сюда из села Вешкайма, а 25 ноября того же года – рабочим поселком. Правда, 12 января 1963г. район, в связи с реформой по укрупнению сельских районов, был упразднен и вошел в состав Карсунского района, но с 3 ноября 1965г. райцентр вновь возвратился в р.п. Вешкайма.
Вешкайма стала современным рабочим поселком городского типа. В  нем действовал целый ряд предприятий: филиал фабрики им. Калинина, лесокомбинат, маслозавод, птицефабрика «Луч», сельхозтехника, автохозяйство, асфальтный завод, элеватор и др.
К услугам вешкаймцев и жителей района – РДК и библиотека, кинотеатр и музыкальная школа, почта и телеграф, районная больница и поликлиника, аптека и КБО, гостиница, детские дошкольные учреждения и центр детского творчества, сберкасса и АТС, магазины и ресторан, детское кафе и столовая, стадион, несколько спортзалов и других объектов соцкультбыта.
В районе по состоянию на 01.09.2005г  функционировало 20 школ: средних-12, основных-7, начальных-3, в них обучалось и воспитывалось 2457 детей, работало 360 учителей, среди которых многие имели высшую и первую квалификационные категории и вели занятия по авторским программам. В районе насчитывается 15 заслуженных учителей РФ. В 10-ти детских садах района работали 61 педагог  и воспитывались 560 детей. Имеется 2 учреждения дополнительного образования для детей: центр дополнительного образования и детская юношеская спортивная школа. Среди выпускников школ генерал – майоры Михаил Новиков и Евгений Самарин, кандидаты наук Андрей Семагин, Юрий Носков, Сергей Кисляков, Юрий Уланов, Валерий Елисеев, оперный певец Сергей Вилков, артисты братья Радченко и другие известные люди.
В Вешкайме работали многие авторитетные руководители: В.А.Яковлев и А.В.Ковалева, Е.Г.Валевский и Ф.И.Каширин, Б.П.Зиновьев и А.Я.Лагутин и многие другие. За большие достижения в труде целый ряд руководителей и специалистов удостоены высокого и почетного звания «Заслуженный», награждены орденами и медалями.
Две улицы в р.п. Вешкайма названы в честь своих земляков: А.Н.Назарова - лейтенанта милиции, погибшего при задержании опасного преступника, и воина – афганца Е.В.Володина, посмертно награжденного орденом Красного Знамени.
В редакции районной газеты «Путь октября» работали журналист и поэт  М.Ф.Кошкин, доктор педагогических наук М.И.Мухин и другие авторы книг и научных трудов.
Среди местных  памятных мест – грунтовой могильник на поселковой площади, относящийся к средневековью или началу истории нового времени. Какие тайны хранит он в себе – ответят раскопки археологов.











2.Белый Ключ, село. Дворов - 92, население- 258 человек, преимущественно русские. Расположено в 12км к северу от райцентра на правом берегу реки Барыш, названо из-за множества родников со светлой, прозрачной (другими словами – «белой») водой. Менее чем в 1км к северо-востоку от села находится месторождение мела, мощность продуктивного слоя которого составляет 3,2 – 8,5м.
Селение основано в конце XVII века в качестве слободы служилых людей из чуваш, несших службу по охране подступов к Карсунской укрепленной пограничной линии от набегов степных кочевников.
В 1758г. бывшие служилые чуваши, «вследствие ссор с пришлыми русскими людьми», продали пожалованную их предкам поместную землю новокрещенной служилой мордве из своей же деревни, а сами переселились на новые земли в Бугульминском уезде Самарской губернии, где и основали новую деревню Четырла.
В 1779 году на средства местных крестьян в деревне была построена церковь с престолом святителя и чудотворца Николая, прихожане перестроили её в 1860 году. Через 80 лет, в 1859году, в селе насчитывалось 74 двора удельных крестьян с населением 688 человек.
Накануне отмены крепостного права, в 1860г., 98 дворов в селе (374 крепостных крестьян и 19 дворовых) принадлежали помещику Н.П.Ахматову. В пользовании крестьян находились 1273 десятины пашни и 50 десятин  сенокосов, или чуть более трех десятин на каждого. Все 143 крестьянских тягла были на издольщине.
Начальная школа в Белом Ключе была открыта в 1860 году. Ее 12 декабря 1872г. посетил с осмотром инспектор народных училищ И.Н.Ульянов, который на месте выяснил, что местный приходской священник учитель Никольский раньше обучал 10 мальчиков, но «ученики с осени 1872 года не учатся». Священника в селе не оказалось. И проверяющий при всем желании «не мог узнать причины временного закрытия школы», которая прежде помещалась в холодной караулке. «Обо всем этом , - писал И.Н.Ульянов в своем отчете, - мною лично передано председателю (Карсунского уездного - ВВ) училищного совета». Совет закрыл школу и присоединил ее к Ховринской школе. В 1874г. мужское училище в здешнем селе возобновилось в той же караулке, но через 2 года опять закрылось потому, что его помещение стало квартирой нового священника.
По данным Д.Троцкого, 15 февраля 1885г. церковное ведомство открыло в Белом Ключе в наемной крестьянской избе церковно-приходскую школу, которая через 3 года получила «самостоятельное здание», построенное на средства прихожан, затративших на это «около 1000 рублей».
Первые 3 года священник В. Астрадымов учил в школе один, потом учителями  в ней работали его дочь Юлия Пономарева, затем - Мария Яковлева.
В 1910г. в Белом Ключе насчитывался уже 231 двор (1430человек). Земли не имели 9 дворов, коров 49 и лошадей 71. 84% населения не знало грамоты. В годы революции 1905-1907 гг. в доме местного крестьянина И.Макарова по ночам часто собирались односельчане. Среди них был и учитель здешней церковно-приходской школы В.З.Нестеров- связной симбирских большевиков.
В 1926г. в селе 311 дворов (1655жителей), действовали школа первой ступени и общественная водяная мельница на роднике Белый Ключ, а через 2 года здесь было создано мелиоративное товарищество «Работник» (22 хозяйства, 119 человек, 171 га земли, 1 сортировка и 15 голов рабочего скота).
Организованный в 1930г. колхоз «Планета» в 1950г. вошел в состав крупного колхоза им. Хрущева (в 1956г. переименован в колхоз «Родина», а в 1969г. на его базе создан совхоз «Восток»).
В Великой Отечественной войне погибли и пропали без вести более 150 белоключевцев, в т.ч. 12 человек из семей Горшковых и 7 из семей Алексеевых. 13 жителей села 1920-1940-х гг. были незаконно репрессированы.
В СХПК «Белый Ключ» - 2371 га земли и более 60 работающих. В начальной школе работают 3 учителя .
Белый Ключ – родина Героя Советского Союза В.М. Волынцева, а также  писателя и поэта М.А.Чеботаева.

3.Вешкайма, село, самый крупный населенный пункт района после рабочих поселков Вешкайма и Чуфарово. Дворов-752, население - 1562   человека, преимущественно русские.
 
Расположена в 7 км к северо-западу от райцентра на реке Вешкайма – левом притоке реки Барыш. К востоку от села находятся поросшие редким лесом меловые живописные горы.
Возникла вскоре после строительства Карсунской укрепленной пограничной линии как слобода на ее внешней стороне. В одном из краеведческих изданий конца XIX в. говорится, что «в 1665 году были отведены земли казакам, вышедшим из Карсуна, и основана ими слобода Вешкайма». В другом издании также упоминается «Вешкаймская слобода», в которой «живут станичные дозорные казаки». Таким образом, годом основания селения следует считать 1665год.
Названа по имени реки Вешкайма, а она, по сведениям профессора В.Ф.Барашкова, поименована от мордовских слов «вишка» («малый, небольшой по размерам») и «вышкине ведь» («малая речка»). Сами вешкаймцы связывают название своего села с близлежащим бывшим пензенским (Тамбовским) почтовым трактом, обсаженным соснами («вешками»), причем татарское слово «кайма» связывают со словом «дорога». Только не нужно в данном случае забывать, что этот почтовый и торговый этапный тракт был построен при Петре I, в конце XVIII в., после возникновения села, а тем более – реки, так что точка зрения В.Ф.Барашкова по этому вопросу является, на наш взгляд, наиболее достоверной и убедительной. К тому же нужно иметь в виду, что по имени рек в Вешкаймском районе названо немало селений: Ахматово - Белый Ключ и Мордово – Белый Ключ, Верхняя и Нижняя Туарма, Стемасс и Шарлово, Малый Карсун (Старое Погорелово),  Криуши и др.
15 июня 1691г. патриарх всероссийский Андриан выдал вешкамским казакам «благословенную грамоту» на строительство у себя деревянной церкви святой великомученицы Параскевы Пятницы. А через 2 года,  по челобитью «города Карсуня Вешкайменской слободы караульных казаков» велено было местным казакам Данилке Борзову  «с товарыщи» освятить построенную церковь. И было в ее приходе 23 двора: попа, дьячка, просвирни и 20 казачьих дворов.
В конце XVII в. казаков по указу Петра I перевели в Азов, а 26 мая 1699г. землями в Вешкаймской и Сосновской слободах  «с усадьбами, сенными покосами и со всеми угодьями», которые остались «после азовских переведенцев», по царскому указу  завладели бояре  князья братья И.И. и П.И. Хованские. Каждому досталось «по 650 четьи» (по 325 десятин). На полученные по царской милости земли первый из них перевел сюда часть «крестьян из замосковских своих вотчин старых и выслуженных и родовых» своего отца – известного в России боярина князя И.Н.Хованского.
В 1720г. в селе «на прежнем церковном месте» появилась новая церковь с тем же престолом,  к тому же теплая, а в 1760г. Хованские продали имение в селах «Богородское, Вешкайма тож» и «Никольское, Воропаево тож» новым помещикам – Родионовым. 100 лет они владели здесь крепостными крестьянами и землей, после 1861г. – только землей.
24 мая 1785г. Родионовы заложили в Вешкайме каменную церковь. Развитию помещичьего хозяйства способствовала проходящая через село большая дорога – Пензенский почтовый, этапный и торговый тракт, на котором находилась одна из почтовых станций. При освобождении от крепостной зависимости здешние крестьяне получили от помещика около 3000 десятин пашни – немного более 1 десятины на каждую крестьянскую душу. У Родионовых ее осталось почти столько же, а вместе с лесными угодьями и лугами – более 6300 десятин. Понятно, что при таком соотношении земли и крестьян «вольные хлебопашцы» были с самого начала обречены на хозяйственную зависимость от помещика, на аренду помещичьей земли на любых условиях либо на работу по найму в помещичьем хозяйстве. Положение крестьян осложнялось еще и тем, что земли вокруг Вешкаймы были суглинистые, каменистые, местами со значительной примесью мела и особым плодородием не отличались.
Лишившись дармового труда крепостных крестьян, Родионовы быстро приспособились к новым капиталистическим условиям, сдавали землю в аренду в основном за отработки. Они открыли спиртзавод, а также предприятие («завод») по производству сельскохозяйственных машин и инвентаря. Здесь изготавливались молотилки на конном приводе, жатки, сортировки, веялки, конные грабли, плуги и др. Но, не выдержав конкуренции со стороны иностранной и отечественной техники, Родионовы были вынуждены в конце 1870-х гг. преобразовать «завод» в мастерскую по внутрихозяйственному ремонту техники.
К 1890-м гг. вешкаймские помещики организовали свое хозяйство по фермерскому типу, которое оказалось в числе лучших не только в Симбирской губернии, но и в России.
В седьмом выпуске «описания отдельных русских хозяйств. Симбирская губерния», вышедшем в Петербурге в 1898г., характеристике Вешкаймского имения А.П.Родионова отведено 14 страниц.
В 1864г. в селе открылась начальная школа, которую 17 декабря 1872г. посетил с осмотром И.Н.Ульянов. и принял меры по устранению выявленных в ее работе недостатков, с 1873г. заменил священника своим учеником А.И.Дворянским. При нем школа стала одной из лучших в уезде и губернии, а по числу учащихся (до 90 детей) – первой среди сельских школ губернии. С помощью И.Н. Ульянова и инспектора А.А. Красева в 1880г. здесь была построена новая прекрасная школа с квартирой для учителя А.И. Дворянского и общежитием для приходящих учащихся. В 1903г. открылась школа грамоты, а в 1906г. – второе земское училище.
10 июля 1875г. в Вешкайме открыли участковую земскую больницу для жителей Вешкаймской, Каргинской и Мало-Карсунской волостей. В деревянном здании было 5 палат на 18 коек. Медперсонал состоял из врача, акушерки, двух фельдшеров и оспопрививателя. На содержание больницы с крестьян волостей ежегодно собиралось по 10 копеек с души.
В 1911г. село возросло до 640 дворов, а население - почти до 4000 человек.    5 июня 1917г. крестьяне, страдая от малоземелья и нищеты, одними из первых из губернии отобрали земли и описали имущество Родионовых, объявив их народным достоянием. Однако по приказу министра внутренних дел вооруженный отряд силой вернул имение его владельцу. И все же передача помещичьей земли крестьянам по числу «едоков» состоялась в конце 1917 – начале 1918гг.
В феврале 1918г. создана ячейка РКП (б) из трех членов, а осенью 1919г. – ячейка комсомола из 12 человек.
Волна «чапанного восстания» не миновало и Вешкайму, повстанцы разоружили продотрядников и участвовали в штурме г. Карсуна.
В 1925г. в селе было организовано товарищество по совместной обработке земли (ТОЗ) «Многополье» (23 крестьянских хозяйства,134 га земли, 10 голов рогатого скота, 2 жнейки, сеялка и молотилка), а в 1928г. – сельхозартель «Красный восток».
В 1928 – 1930-х гг. село было центром Вешкаймского района, как и в 1935-1957гг., но стать районной «столицей» ему в дальнейшем не пришлось.
В 1929г. здесь организовали 3 небольших колхоза – «Свобода», «Свободный труд» и « имени МТС», а в 1931г. – одну из первых в области машинно-тракторную станцию. В 1950г. колхозы в селе объединились в одно хозяйство – «имени Ленина».
Сотни вешкаймцев воевали на фронтах Великой Отечественной войны. 234-м из них, погибшим в боях, установлен памятник-обелиск. 39 жителей села подверглись незаконным политическим репрессиям в 1930-1950-х гг.
Ныне в Вешкайме действует СХПК «Хлебороб»,  в профтехучилище №34 (создано в 1966г. на базе пришкольного интерната) подготовлено более 4000 специалистов для сельского хозяйства, строительных организаций и предприятий общепита: трактористы – водители, повара, электросварщики.
В селе имеются участковая больница и медпункт, дом культуры и отделение связи, инкубатор, кирпичный завод, песчаный карьер, несколько магазинов.
С Вешкаймой связана жизнь и деятельность многих замечательных людей, в том числе художников Макаровых и скульптора С.Т.Коненкова, писателя Н.А.Троицкого и героя Советского Союза В.Т. Ефимова, земского врача С.А. Архарова и участника гражданской войны, кавалера ордена Ленина П.Н. Жеманова, нескольких заслуженных работников России, поэта В.И. Патяева и др.
В 1895 г. в селе на дне оврага был найден клад серебряных и медных монет XIX века.

4.Вырыпаевка, село. Дворов -60, население- 57 человек. Расположено к северо-западу от райцентра на левом берегу реки.
               
Основано в конце 17в. и названо по фамилии первых помещиков. В 1685г. «в сельце Ворыпаево» уже находились дворы «синберенина» М.М. Ворыпаева и «самарянина» М.Р. Ворыпаева, которым отмерили здесь по 50 десятин «в поле… с усадьбою и сенными покосами и со всеми угодьями». Первый из них променял второму 25 десятин земли с усадьбой на землю на реке Сызган. Всего же у Ворыпаевых было при сельце в трех полях первоначально 1272 десятины земли.
В 1691г. М.Р. Ворыпаев отделил часть своего имения зятю Я. Русинову в приданное за дочь Матрену,  в 1700г. подарил 5 десятин местной церкви, а в 1716г. остальную часть имения (25 десятин) продал карсунскому подьячему В.И. Глазову, у которого его купил князь В.П. Хованский из  с. Вешкайма.
В 1701г. М.Р. Ворыпаев на свои средства построил «в вотчине своей в сельце Вырыпаеве» однопрестольную церковь, в приходе которой находились дворы попа, дьячка, просвирни, помещика и 12 дворов крепостных крестьян – переведенцев из самарского имения. Вторая церковь, тоже деревянная, с престолом Святителя и Чудотворца Николая, была построена в 1706г. Федором Вырыпаевым, а после того, как она сгорела, на ее месте подполковник Зимнинский выстроил на свои средства каменную церковь с тем же престолом.
В 1760г. село «Никольское Воропаево тож» князья Хованские продали помещикам Родионовым. В XVIII в.  был здесь и другой помещик, секунд-майор И.И. Ахматов, женатый на В.П. Пазухиной – двоюродной сестре историографа Н.М. Карамзина.
Осенью 1816г. в селе «Богородское Вырыпаевка тож» произошло событие, которое на много лет осталось в памяти как местных жителей, так и уездных и губернских властей. Как видно из рапорта губернского прокурора Быкова министру юстиции, 24 октября вырыпаевские крепостные крестьяне Парфен Макаров, Епифан Федотов, Арефий Федоров, Калина Федотов, Данила Макаров и Ефим Матвеев, вооружившись топорами и дубинами, напали на своего помещика поручика Акима Змейкина «во время прогулки в поле» и убили его. В ходе следствия крестьяне «во всем  заперлись, держась одного слова, что знать не знаем». Не имея «надежды добиться от них признания», земский суд «как доказателей, так и преступников, с некоторыми подозрительными семействами их, всего 20 человек» отправил в г. Карсун «с места двумя отделениями для содержания под стражей порознь, дабы они во время оного не могли сделать стачки». В результате «повальных, в окружных селеньях обысков, по коим все означенные подсудимые не одобрены»,  дело было передано на рассмотрение в Карсунский уездный суд. Чем оно могло закончиться – нетрудно догадаться.
Не подчинились вырыпаевские крестьяне и своей новой помещице – карнетше М.Н. Ахматовой, владелице села Верхняя Туарма, которая купила имение убитого помещика Змейкина. 16 апреля 1829г. она подала в Карсунский земский суд прошение, жалуясь на неповиновение ей крестьян с. Вырыпаевки, особенно на крестьян Н. Мартынова и его сына Вениамина «с прочими крестьянами».
«Мартынов, - писала помещица, - с подобным себе крестьянином Егором Николаевым на немалое время отлучались без позволения из вотчины, вероятно, для совещания с каким - нибудь возмутителем об отыскании вольности, которая никакими законами им предоставлена быть не должна и не может. А сего года Мартынов в марте месяце… уехал и был в отлучке около двух недель, возвратясь, объявил всем бывшим прежде Змейкиными крестьянам, что он был в Симбирске и что они получат скоро вольность, и крестьяне, доверяя сим нелепым слухам, собрались в доме к сообщнику Мартынова и Николаева к моему крестьянину Ростиславу Афанасьеву, где и составляли всеобщий совет на отыскание вольности, продолжая таковые совещания по временам». Помещица просила суд «раскрыть явно бунтующих и возмущающих прочих» и «восстановить в вотчинах с. Вырыпаевке и деревне Верхней Туарме тишину и спокойствие».
В 1859г. в селе насчитывался 41 двор и 358 жителей. Местным помещикам Родионовым и Бестужевым принадлежало здесь 39 дворов, 159 крепостных крестьян и 15 дворовых. В пользовании крестьян находилось  370 десятин пашни и 6 десятин леса или чуть более чем по 2 десятины в среднем на каждую крепостную душу. Все 64 крестьянских тягла были на издольщине.
Село стояло на пензенском почтовом, этапном и торговом тракте, идущем от с. Большой Кандарати через Карсун и с. Вешкайму. Как и Московский, он доходил шириной до 60 м, был окопан канавами для стока воды, через каждые 100 метров на нем были врыты двухметровые полосатые столбы. Уход за дорогой лежал на местных крестьянах («дорожная повинность»). Многие вырыпаевцы, пользуясь расположением на тракте, занимались извозом (в 1911г. этим занимались 38 чел.).
Начальная школа в Вырыпаевке открылась в 1864г. и находилась «в неудовлетворительном состоянии». Весной 1879г. И.Н. Ульянов предложил Вешкаймскому волостному правлению «озаботиться исправлением училищного помещения» здешней школы. На ее втором этаже имелось  «особое для учащихся приходящих детей помещение», в котором ученики «помещаются особенно в холодные дни и сильные вьюги». Для школы с помощью И.Н. Ульянова и инспектора А.А. Красева в 1882г. было построено новое помещение. А в 1895г. в селе в наемной крестьянской избе открылась вторая школа – школа грамоты, на содержание которой губернское земство ежегодно выделяло 109 руб.
Первая русская революция не обошла стороной и Вырыпаевку. На сходе в декабре 1905г. они «обсудили свои нужды» и выступили с рядом политических и экономических требований, записанных в приговоре (документ подписало 60 крестьян, а сельский староста И.И. Соляев «по безграмотству приложил должностную печать»). По поводу приговора Симбиркий губернатор князь Л.В. Яшвиль записал в своем дневнике: «Несомненно, что к нему приложили руку бездельники - революционеры, шатающиеся неделями от одной деревни к другой. Но временами сочувствуешь этим несчастным мужикам, коих с такой верностью запечатлел Гоголь».
К 1913г., по сравнению с 1859г., число дворов в селе увеличилось почти в 3 раза (107), а население возросло лишь на 148 человек.
В 1920г. в Вырыпаевке была организована одна из первых в губернии сельхозартель «Звезда» (7 крестьянских хозяйств, 29 человек, 80 га обобществленной земли, жнейка, молотилка, 9 голов рабочего скота). В 1926г.- 144 двора и 668 жителей.
Колхоз им. Сталина в селе создан в 1930г., в 1950г. к нему присоединились колхозы «Красный луч» и  «Многополье» (в 1959г. они образовали колхоз им. Ленина).
В годы Великой Отечественной войны погибли и  пропали без вести 47 вырыпаевцев, 7 односельчан были незаконно репрессированы.
Ныне село входит в СПК «Вешкаймский».



5.Залесный, поселок, один из самых молодых населенных пунктов района. Дворов -  242, население - 542 человека. Расположен в 6 км к юго-западу от райцентра в лесостепной местности. Рек и прудов поблизости нет, имеются лишь небольшое естественное озеро да 3 родника.
Возник, по сведениям краеведа П.Д. Дорогойченко, в 1929г., когда здесь на поляне «Кругленькой» встали 2 дома – Кашириных и Носковых. Через год сюда переселились из с. Вешкайма семьи безземельных крестьян Патяевых, Лазаревых, Молдаванцевых, Криволаповых, Харитоновых и др., первое время жили в землянках, пока не выстроили собственные дома.
 
В 1932г. поселок стал центром свиносовхоза «Безводный» (2-е отделение находилось близ д. Безводная, а 3-е - в д. Соколка). Первым директором был назначен А.И. Патрикеев, при котором в хозяйстве построили свинарники и коровники, стройцех и конюшню, завод по производству саманного кирпича и мельницу, механическую мастерскую и контору, а также клуб с читальней, медпункт, магазин, баню, жилье для рабочих специалистов.
Хозяйство развивалось. Если в 1932г. в нем работало 97 человек, то в 1960г. - уже 850, однако каток незаконных политических репрессий безжалостно прошелся и по здешним местам. В 1937г. за «вредительство» (многие совхозные поросята заболели чумой) А.И. Патрикеев был арестован и в том же году расстрелян (вместе с ним подверглись репрессиям целый ряд рабочих и специалистов совхоза, а также большая группа руководителей района).
В Великую Отечественную войну погибли и пропали без вести более 20 местных жителей.
Больших успехов хозяйство достигло при директоре совхоза  Т.А.Быковой.
С 1 апреля 1964г. совхоз – в составе крупного хозяйства «Вешкаймский», 15 апреля 1985г. здесь был создан свой совхоз -  «Дружный». Ныне хозяйство переживает труднейшие времена.
В поселке имеются основная школа, детский сад, сельский клуб, медпункт, магазин.

6.Котяковка, деревня. Население - 88  человек. Расположена в 12 км к юго-востоку от райцентра в живописнейшем месте на реке Барыш.

 
Сведений о времени основания селения в краеведческой литературе не имеется. В 1859г. в помещичьей деревне числилось всего 32 двора (321 житель). Церковный приход находился в 4км – в с. Соплевка.
23 октября 1862г. сход крестьян решил открыть у себя начальную школу, но открылась она лишь через 2 года. Была она в хозяйственном и материальном отношениях плохою и в 1870г. закрылась. Через некоторое время ее вновь открыли, но по- прежнему она находилась, по словам И.Н. Ульянова, «в неудовлетворительном состоянии» и в 1873 – 1885гг. помещалась «особенно дурно».
В 1904г. у местного помещика Н.С. Федорова действовал здесь «завод» рысистых лошадей на 40 кобыл и 4 жеребенка.
Котяковские крестьяне активно участвовали в революционных событиях 1905-1907гг., о чем свидетельствуют заметки краеведа П.Д. Дорогойченко в газете «Путь Октября».
В 1910г. деревня состояла уже из 107 дворов с населением 638 человек. Грамотных мужчин (вместе со школьниками) здесь было лишь 32, женщин -  ни одной. 87 хозяйств крестьян имели 669 десятин пашни и 12,5 десятин покосов – в среднем чуть более 8 десятин на хозяйство.
В адресной книге, которую вели Я.М. Свердлов и Е.Д. Стасова в 1917г., записано и имя учителя Котяковской школы И.Я. Додонова, который 24 сентября обратился в ЦК РСДРП (б) с просьбой выслать газету «Прибой» (одно из названий  «Правды»).
В 1926г. в деревне – 146 дворов (811человек), имелись школа первой ступени и фельдшерский пункт, в 1931г.- 162 двора (880человек).
В Великой Отечественной войне погибли более 80 котяковцев.
Ныне отделение ООО «Красноборское». Родина доктора медицинских наук В.М. Кошкина, бывшего начальника Ульяновского областного управления культуры М.М. Кошкина, журналиста и поэта М.Ф. Кошкина.

7.Красный Бор, село, одно из крупных в районе. Дворов -535, население – 920 человек, преимущественно русские. Расположено в 10 км к юго-востоку от райцентра, в красивом месте на левом берегу реки Барыш.

 

Основано во второй половине XVII в., после окончания строительства Карсунской укрепленной пограничной линии как солдатская слобода на ее внешней стороне, «за валом».
В одной из писцовых книг ранее 1685г. есть интересная запись: «Село Кузмодемьянская слобода, на реке Барыш, а в нем церковь во имя Козьмы и Домиана, сосновая, рублена в угол с трапезою, алтарь прирублен тройной, круглой, в брус; паперть с трех сторон на отводных углах, над крыльцами шатры, на трапезе колокольня шатровая с тремя колоколами… А построили ту церковь того же села солдаты Никифор Толкачев с товарыщи… У той церкви двор попа Семена Захарьева… двор пономаря… двор просвирницы… В том же селе живут выборного полку солдаты (45 дворов); а землею владеют по поступной записи от служилых чуваш деревни Тувармы и по отводным книгам 7180 (1672-В.В.) года».
В 1685г. в приходе этой церкви насчитывалось, кроме дворов попа и пономаря, 57 солдатских дворов. В 1723г. село в документах числилось «Козмодемьянской слободой, Соплявка тож».
Из приведенных выдержек видно, что солдатская слобода первоначально называлась Козмодемьянской – по имени престола своей церкви, затем появилось второе ее название Соплявка (Соплёвка), что, по мнению профессора В.Ф. Барашкова, означало «фамильное название». Таким неблагозвучным именем село называлось до 1934г., когда оно было переименовано в село Красный Бор - «по большому сосновому лесу (красному бору)».
Учитель А.Ф. Соловьев в своих «рассказах о прошлом Красного Бора» (газета «Путь Октября», 1957г.) приводит два происхождения названия этого села. Первое: оно названо по имени одного из первых поселенцев – солдата Соплёва, которому еще при Петре I за особые военные заслуги отвели здесь большой участок земли. По другой версии выходит, что таким обидным словом окрестил некий князь или граф, вложив в название свое презрение к местным крестьянам, задолжавшим ему по оброку. Примечательно, что в 1756г. при этом селе имелось имение Матвея Чернышева, сын которого Чернышев Петр Матвеевич с 10 февраля 1766г. состоял в должности симбирского коменданта в звании полковника и был повешен Е.И. Пугачевым в 1773г.
В 1859г. по числу дворов (211) Соплёвка уступала в Карсунском уезде только селам Вешкайма и Малый Карсун (Старое Погорелово), а по численности населения  (1985чел.)- только Вешкайме. Через нее проходила большая торговая и хлебная дорога из г. Сызрань на реку Суру.
Школа открылась в 1863г., после выхода бывших удельных крестьян на волю. В 1882г. для нее с помощью И.Н.Ульянова и инспектора А.А.Красева крестьяне на свои средства в сумме 1033 руб. построили новое помещение. Директор народных училищ губернии И.В. Ишерский, посетивший школу 20 мая 1891г., писал, что в ней занималось 64 ученика, в т.ч. 13 девочек, а учитель Ушаков очень внимательно и с достаточным практическим умением трудился на своем поприще. «К очень хорошему училищному помещению,- отмечал проверяющий,- ныне прибавлен небольшой огород».
В 1897г. местные крестьяне на свои средства построили в селе новую деревянную церковь. В ней было уже 3 престола: прежний  - святых Козьмы и Дамиана и 2 других – Святителя Николая и Живоначальной Троицы. Ей принадлежало 2 десятины усадебной и 75 десятин пахотной и сенокосной земли, а в приход, кроме Соплёвки, входило сельцо Котяковка.
Столыпинской аграрной реформой в селе воспользовались зажиточные крестьяне И.Казаков (купил 2 отруба общей площадью земли в 20 десятин), Ф.Гаранин, И. Широков, И.Фарафонов и др.
В 1910г. в Соплёвке было уже 544 двора (3311чел.). По числу дворов она по-прежнему уступала лишь с. Вешкайма, а по численности населения, за исключением г. Карсуна, вышла на первое место в уезде. Таких крупных сел в Симбирской губернии было немного.
На каждое крестьянское хозяйство в селе приходилось в среднем более 8 десятин земли (не считая свыше 300 десятин покосов), но 274 хозяйства засевали менее чем по 4 десятины, и лишь 63 хозяйства – более чем на 10 десятин. Одну лошадь имело 220 хозяйств, две  – 94 и только 20 хозяйств-3 и более лошадей. Совсем не имели земли 36 хозяйств, лошадей - 210 и коров -  96 хозяйств. В Карсунском уезде село считалось центром плотницкого ремесла и пчеловодства. В 1913г. здесь еженедельно по средам проходили шумные базары, на которые съезжались тысячи крестьян, ремесленников и торговцев из многих сел и деревень, имелась общественная мельница.
О событиях 1917г. в Соплёвке рассказывает в своих воспоминаниях местный житель А.А.Грязнов.
1918-1924гг. Соплёвка превратилась в административный центр одноименной волости. В декабре 1918г. местные священники и зажиточные крестьяне организовали в селе выступление против декрета новой власти об отделении церкви от государства и школы от церкви. Уездной ЧК был арестован поп, как инициатор этих волнений. Разъяренная толпа его сторонников потребовала освобождения арестованного. В Соплёвку был отправлен отряд в  26 солдат с двумя пулеметами, взято под арест 8 человек, но поп с семьей скрылся. Тогда же, в последних числах декабря, здесь размещалась дружина по очистке ж. д. путей от снежных заносов.
Драматические события разыгрались в Соплёвке в середине марта 1919г., когда село превратилось в один из центров «Чапанного восстания», вспыхнувшего в с. Новодевичье соседнего Сенгилеевского уезда. Из архивного документа видно, что «повстанцы были хорошо организованы. В среде их находились лица, хорошо знающие военную тактику».
Чтобы не допустить распространения восстания в другие селения уезда и на месте разобраться с причинами его возникновения, в с. Соплёвку через ж.д. ст. Вешкайма из Карсуна был направлен вооруженный отряд из 30 человек, под руководством председателя уисполкома  М.Я Кудрявцева, политкомиссара С.Л.Репинского и члена губисполкома Б.Д.Белоусова. По договоренности с повстанцами (по телефону со ст. Вешкайма) в село для введения мирных переговоров выехала делегация во главе с М.Я. Кудрявцевым и С.Л. Репинским. Что произошло дальше, видно из телеграммы, посланной из Карсуна в губисполком: «В Соплёвке убиты политком Репинский, временный продкомиссар Чесноков, Кожевников, Платонов. Двое последних найдены. Первого ищут. Трупы изуродованы, убивались топорами, вилами, переносили медленную агонию купания в воде, топтания ногами». Здесь же были избиты М.Я. Кудрявцев, секретарь отдела местного управления уисполкома Поляков, коммунист Урлапов, направленные потом повстанцами в с. Поповку, один из центров восстания, но по пути освобожденные.
После неудачного штурма восставшими Карсуна они были разбиты и разбежались. В ноябре 1919г. в селе была создана ячейка РКП (б), в 1924г. - комсомольская ячейка.
В 1920г. сельские коммунисты создают в Соплёвке сельскохозяйственную коммуну «Красное Знамя». Они вывезли свои дома в поле, на отведенный им участок земли, и вскоре там возник небольшой поселок коммунаров.
Первое время в коммуну, возглавляемую коммунистом А.А.Грязновым, входило 4 бедняцких хозяйства, а к 1928г. число коммунаров увеличилось до 114 человек. Сначала крестьяне имели всего 3 лошади, корову, 3 овцы и 2 плуга, затем приобрели мельницу, построили лесопилку, 3 конюшни, амбары, сарай, завели больше скота и простейших орудий труда. За первые 8 лет урожайность ржи и картофеля в коммуне возросла в 4 раза. Если крестьяне – единоличники в 1928г. собрали овса по 6,4 ц/га, то коммунары – по 15,3 ц/га.
«…босые, полураздетые энтузиасты – коммунары, - сообщала в 1932г. куйбышевская областная газета «Волжская коммуна», -  хватили немало горя. Вливались время от времени новые члены, по большей части бедняки, вносившие в капитал коммуны только загрубевшие, привыкшие ко всяческой работе руки. Стыдливо отворачиваясь от недавних товарищей, уходили из коммуны неустойчивые, испугавшиеся трудностей люди. Но основное ядро коммуны не допустило его до развала. Несколько лет упорного, нечеловеческого труда, и коммуна стала на ноги, пошла в гору. А дальше к коммунарам стали ходить учиться, коммуна стала основной базой технического переворота и производственной переучки для окружающих сел и колхозов района. Сейчас коммуна представляет небольшой, но показательный сельскохозяйственный комбинат».
К 1932г. коммуна «Красное Знамя» превратилась в образцовое хозяйство для всей области. Ее доходы оценивались в 341 тыс. руб. В ней было 2 трактора, 37 лошадей, ряд сложных сельхозмашин, 116 голов крупного рогатого скота, действовали свои сыромаслозавод, лесозавод, вальцовая мельница, свиноферма на 78 голов, овцеферма на 195 овец, птицеферма на 660 кур, инкубатор. Боров-производитель «Борис - второй» (вес-528 кг, длина-204 см, высота-112 см) превосходил знаменитого мирового  рекордсмена - хряка на заводе Гринеля в Англии. Успехи племенного животноводства в коммуне во многом объяснялись тем, что заместитель председателя коммуны И.Ф. Гончаров имел хорошие связи со многими опытными станциями и научными работниками Средне-Волжского края.
Соплёвская коммуна долгое время считалась «лучшим агитатором за новую колхозную жизнь» (в 1940-хгг. она была преобразована в колхоз с тем же названием, в который влились колхозы «Восходящее солнце» и им. Буденного).
В 1926г. Соплёвка насчитывала 679 дворов (3881житель). Более крупным селом в уезде к тому времени была только Вешкайма. Здесь действовали школа первой ступени, фельдшерский пункт, имелись хутор Шелудянкина (7 дворов) и поселок коммунаров (9 дворов).
В 1929г. крестьяне организовали 3 самостоятельных колхоза - им. Репинского, «Красная жатва» и  «Победа», которые в 1930г. объединились в одно хозяйство – им. Репинского (к нему впоследствии присоединились колхозы «Новь» и «Красный Крутец»).
Более 700 мужчин и 48 женщин- добровольцев, жителей села сражались на фронтах Великой Отечественной войны. 653 погибшим и пропавшим без вести землякам установлен памятник – обелиск. Двое сельчан- М.Я. Малкин и Н.Я.Волчков – стали полными кавалерами Ордена Славы.
В 1920-1940гг. были незаконно репрессированы 66 красноборцев, в т.ч. трое - расстреляны.
Ныне село  - центр одного из крупных в районе СХПК им. Репинского и ООО «Красноборское». Здесь действуют КБО, СДК и библиотека, больница, аптека, детсад, отделение связи и сберкасса, АТС и ветучасток, несколько магазинов.
В средней школе с 1957г. работает историко-краеведческий музей с интересными экспонатами по истории села.
Здесь родились заслуженная артистка РСФСР П.Н.Кушманцева, крупный партийный работник А.Ф.Аксенов, один из активных участников восстания ташкентских саперов Е.К.Чистов, работали в школе А.Ф. Соловьев и А.Г. Никонов – заслуженные учителя, депутат Верховного Совета СССР телятница В.В.Гриняшина и другие известные в области люди. В селе установлен памятник С.Л. Репинскому.
 
8.Озёрки , село.  Дворов -106 , население - 210 человек. Расположено в 6 км к юго-востоку от райцентра. Названо, по мнению профессора В.Ф.Барашкова, «по местности, богатой котлованами с водой – небольшими озерами».

            
Возникло, по-видимому, в XVIII в. В 1859г. в помещичьей деревне Озерки, «при суходоле», числился 31 двор (252 жителя). А в 1910г. в сельце Озерки, «при озере», было уже 95 дворов, а населения – всего 292 человека. 89 крестьянских хозяйств бывших помещиков Бободоева и Волковых имели в среднем по 10 десятин пашни, хотя 31 хозяйство засевало менее чем по 4 десятины и только 13 хозяйств – по 10 и более десятин. Совсем не было земли у 6 дворов, лошадей  - у 26 и коров -  у 11 дворов... ремеслом занимались 21 плотник, 9 каменщиков, скупали скот и торговали скотом 15 сельчан.
«Урожаи были скудные,- вспоминал местный старожил А.Ф. Матвеев, -своего хлеба крестьянам хватало лишь до половины зимы. Арендовали землю у помещиков Пановых и Бутровых. В полном достатке жил в Озерках лишь купец П.И. Митрофанов. Он по всей округе закупал скот и вагонами отвозил в Москву. Земля была у всех маломощных крестьян песок, глина да камень. Пуд посеял – два пуда собрал. Так и жили впроголодь, ходили в лаптях да в самотканых армяках. Сеяли коноплю, пряли кудель, ткали грубый холст для одежды. Одним словом, не жизнь была, а каторга».
В 1913г.- 104 двора и 492 жителя, имелась церковно-приходская школа, в 1926г.-139 дворов (населения 800) и школа первой ступени.
Один из первых в округе колхоз «Красный маяк» был создан в 1929г. (в 1958г. он вошел в состав крупного совхоза «Вешкаймский»), ныне- СХПК «Озерный».
В годы Великой Отечественной войны погибли и пропали без вести около 100 озёрцев, незаконным политическим репрессиям подверглись 7 сельчан.

9.Ховрино , село. Дворов - 113, население – 381 человек, преимущественно русские. Расположено в  7 км к северо-востоку от райцентра в красивейшем месте на реке Барыш.
 

В 1678г. деревня уже существовала и называлась по фамилии первого помещика, «синберенина» А.Я. Ховрина. В 1685г. в сельце Ховрино имелись поместья и дворы других помещиков – «синбирян»: И.И. Воецкого, А.Л. Горского, и И.Ф. Колюпанова. У первого из них во владении было 18 десятин «в поле», 35 десятин «примерной земли», 50десятин сенных покосов и других угодий (всего 110 десятин), у второго – 75 десятин пашни и 25 десятин лугов, у третьего- 12,5 десятины земли «с сенными покосами и со всеми угодьями». В общем владении уних было на реке Барыш около 640 десятин угодий. Со временем они значительно расширили свои поместья путем самовольного захвата «порозжих земель» (т.е. никем не занятых неразработанных земельных участков).
В 1693г. в деревне построили деревянную церковь рождества Христова, а в 1721г. по челобитью «синбирян»  А.Ляцкого, С.З.Луневского, И.И. Каплина и Т.А. Оборина  «в селе Рождественском, Ховрино тож»  была построена другая деревянная церковь с престолом Василия Великого.
Третью церковь (скорее всего. на месте первой), на этот раз каменную и двухэтажную – в Ховрино построили в 1826г. на средства местного помещика Ниротморцева в 4 престола – Рождества Христова, Василия Великого, Воздвижения Животворящего Креста Господня и Казанской иконы Божией Матери. В ее приход, кроме с.Ховрино, входили деревни: Кротовка, Оборино, Федоровка, Никулино и поселок ст. Вешкайма (в конце 19в.).
В 1859г в помещичьем селе Ховрино – 107 дворов и 1027 жителей, а 1861г.здесь открылась школа, которую 12 декабря 1872г. посетил с осмотром И.Н. Ульянов.С помощью И.Н. Ульянова и инспектора А.А. Красева здешние крестьяне в 1883 г. на свои средства построили новое школьное помещение. В Симбирской губернии ховринские крестьяне по праву считались                «коренными сапожниками». Побывавший в этом селе в начале 1860-х гг. полковник российского генштаба А.О. Липинский во втором томе своей уникальной книги по истории нашего края писал: «В селе Ховрино сапожным делом занимаются без исключения все жители: мальчик лет восьми начинает  уже возиться возле сапогов и помогает по силам отцу. Один хозяин с домашними рабочими может выделать за зиму от 100 до 150 пар. Таких хозяев в с. Ховрине более 200. Следовательно, всё  количество приготовленных сапогов в год можно положить от 30000 до 50000 пар. Сапоги стоили в 1862 году от 1 руб.75 коп. серебром до 3 рублей серебром за пару, коты от 80 копеек до 1руб.50 копеек серебром.  Ховринские сапожники покупают кожи, не раскроенные, и, как объясняют они, способ раскройки имеет особое значение относительно прочности Сапогов. Кроме производства Сапогов на месте, ховринские сапожники (как и из других мест) отправляются нередко по окрестным деревням и занимаются сапожным мастерством, переходя из села в село. Иногда же отправляются и в соседние губернии, но в таком случае всегда значительными артелями». Сапоги и коты, изготовленные ховринскими умельцами, как и астрадамовские рукавицы, пользовались повсеместной известностью в губернии и за Волгою как по своей доброкачественности, так и по дешевизне». Тот же А.О. Липинский к числу  замечательных по размерам мельницам губернии относил и мельницу на реке Барыш в Ховрино, принадлежавшую Арапову. Она, писал он ,была «на 6 поставах» и ежегодно приносила своему хозяину 1000 рублей дохода. Большой доход получал со своего винокуренного завода, действовавшего с 1885г. в с. Ховрино, другой помещик  - Маркъянович.               
           19-20 апреля 1862г. ховринские крестьяне отказались работать на барщине в имении помещика Ивановского ввиду толкования «Положений» 19 февраля 1861г. в духе крестьянских требований. В село была введена военная команда. Крупные события в Ховрино произошли в годы первой русской революции, о чём свидетельствуют публикации краеведа П.Д. Дорогойченко.  1июля 1905г. по инициативе и с помощью инспектора  А.И. Червяковского  в Ховрино было построено теплое, очень светлое, прочное, отлично вентилируемое каменное здание стоимостью 4500 руб., для открывшейся вскоре сапожно - башмачной школы с целью возможного усовершенствования изделий местных кустарей… и вообще для пользы жителей уезда. Мастером в ней был определен А.С. Терликовский, проработавший до этого 9 лет мастером Варшавского института глухонемых и слепых. В школе начало обучаться такое число учащихся, какого было трудно ожидать.
   
                Школа слепых в селе Ховрино
23 ноября 1906г. под руководством того же А.И. Червяковского  на базе сапожно - башмачной школы открылась ремесленно- общеобразовательная школа для слепых детей – первая школа такого типа сельской местности в России. Ученье в ней продолжалось 3-4 года. Учительница А.А. Зайцева и другие учителя обучали незрячих учащихся чтению и письму по системе Луи Брайля и сапожному ремеслу. В новую школу, хорошо поставленную и всегда заваленную многочисленными заказами, было много желающих поступить, слепые дети полюбили ее всей душой. Слух о ней распространился далеко за пределы губернии (ныне в ее помещении – сельская администрация).
В 1910г. в селе насчитывалось 195 дворов и 1133 жителя, из которых 218 шили сапоги, 23 батрачили, имелись 3 школы (земская, ремесленная и для слепых детей), винокуренный и лесопильный заводы. В годы Первой мировой и Гражданской войны артель сапожников из 200 семей изготавливала до 50000 офицерских сапог в год.
В феврале 1918г. в Ховрине был образован сельсовет, а в декабре того же года здесь произошло небывалое, памятное событие – во все крестьянские избы и на улицы было проведено электрическое освещение со своей небольшой электростанции - одной из первых в нашем крае. Динамо-машина приводилась в действие двадцатипятисильным паровым локомотивом. Электрификацию села провели на средства союза кожевников (летом 1920г. были электрифицированы соседние селения Оборино, Кротовка и Федоровка, где также жили кожевники). «Яркое электрическое освещение, - писала 26 июня 1920г. губернская газета «Заря», - в первый раз кажется необычным и производит сильное впечатление, и мысль из глухой провинции невольно переносится в подмосковные рабочие поселки».
В 1926г. в селе – 215 дворов и 1144 жителя, школа первой ступени. Осенью 1929г. создан колхоз «Боевой пахарь», затем - «Новый свет» и «Красный Барыш» (в 1959г. объединенное хозяйство вошло в состав колхоза «Родина», а через год – совхоза «Первомайский»).
В Великой Отечественной войне участвовали 320 ховринцев, более 180 погибшим землякам в селе установлен памятник - обелиск. 9 сельчан были незаконно репрессированы.
В селе имеются основная школа, детсад, дом культуры и библиотека, отделение связи, магазин.
Ховрино – родина А.И. Червяковского, кандидата педагогических наук М.В. Федяева, эаслуженной учительницы РСФСР В.П. Мошковой и других видных педагогов. В здешней школе много лет работали учителями кавалеры ордена Ленина М.К. Кандрашина и С.Н. Клыкова.