Основатель первой семинарии Иоанн Тобольский

Ангелина Кныш
Читаешь об этих поистине святых представителях высшего церковного звена РПЦ, живших за век-другой до глобального водораздела в деятельности церкви и общества, связанного с приходом антихриста в 1917 году, и удивляешься: ЧТО двигало этими людьми, ДОБРОВОЛЬНО принесшими такие обильные плоды своей деятельности, посвященные Христу и людям, в отличие от нынешних иерархов, неизвестно чем занимающихся в своих комфортабельных резиденциях, в то время как многомиллионное стадо душ человеческих гибнет сейчас в бесовском омуте из-за отсутствия пастырей-сеятелей слова Божия?

Не смотря на то, что наш многострадальный народ, многое испытавший за последние сто с лишним лет, удивить чем-то нелегко, современные иерархи все же смогли бы удивить его разве что одним – прославлением кого-то из них (неведомо за что!) в наше время в лике святых. Но, слава Богу, пока этого не происходит.

А вот анализ целой плеяды их поистине святых дореволюционных предшественников не только не вызывает каких-либо сомнений в их заслугах, но и позволяет сделать интересные обобщения.

Как следует из ряда их биографий, тем из них, которые пришли к служению Богу после долгих лет мирской жизни, как правило, на пути к спасению души приходилось страдать значительно больше, чем посвятившим себя Богу ИЗНАЧАЛЬНО.

Это говорит о том, что тяготение и приверженность к мирскому (и неизбежно греховному) образу жизни имеет в глазах Господа ГОРАЗДО БОЛЬШЕЕ ОСУЖДЕНИЕ, чем это полагают люди, считающие себя едва ли не угодниками Божьими только лишь потому, что они «не убивали, не крали и жене не изменяли».
 
В Новом Завете есть такие слова: «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: «не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр. 13:5).

Ошибкой большинства людей является то, что они даже не пытаются вникнуть в смысл второго предложения этого абзаца, и свою жизнь, как правило, начинают со вступления в массовую гонку за золотым тельцом.

Что интересно, в биографиях святых иерархов, С МОЛОДЫХ ЛЕТ посвятивших себя Богу, как раз и присутствует равнодушие к мирским благам. Наряду с этим, они, как правило, являлись отличниками в учебе; не боялись дискомфорта и трудностей при работе на необжитых и христиански непросвещенных землях; достигали вследствие своей активной деятельности значительных профессиональных высот; доживали до преклонных лет, а кончина их была мирной и блаженной.

Хотелось бы рассказать об одном из таких подвижников, проявившем немалую инициативу на поприще служения Богу – митрополите Тобольском и всея Сибири, Иоанне (Максимовиче).
 
В 1651 году в состоятельной семье благочестивых дворян Максимовичей, живших в городе Нежине Черниговской губернии (Украина), родился сын Иван, которого родители позже отправили на учебу в Киево-Могилянскую академию.

Учеба давалась Ивану легко, и после окончания академии его, как одного из самых способных учеников, оставили преподавать там латынь. Часто бывая в Киево-Печерской Лавре, Иван почувствовал в своей душе тяготение к Богу, и в 1675 году он был пострижен в монахи с именем Иоанн, в честь святителя Иоанна Златоуста, и вскоре стал иеромонахом.

В молодом иноке обнаружился талант красноречия, и братство обители доверило будущему святителю ответственное послушание проповедника.
 
В 1681 году иеромонах Иоанн был назначен наместником Свенского монастыря близ Брянска, куда временно, в связи с нападением турок, была переведена братия Киево-Печерской Лавры.

После этого почти в течение двадцати лет он проходил настоятельские должности в разных монастырях южной России, всюду приобретая любовь и уважение руководимых им иноков.

В 1695 году архиепископ Черниговский Феодосий незадолго до своей кончины в 1696 году, зная строгую подвижническую жизнь и высокое христианское образование иеромонаха Иоанна и желая видеть его своим преемником, вызвал его в Чернигов и назначил управляющим Черниговским Елецким (Успенским) монастырем с возведением в сан архимандрита.

В 1697 году после кончины епископа Феодосия архимандрит Иоанн был хиротонисан в Москве во епископа Черниговского с возведением в сан архиепископа.

Молодой архиепископ начал управление епархией с организационных мер по улучшению образования духовенства. При Черниговской архиерейской кафедре он создал Коллегиум, в котором учились дети не только священства, но и казаков, мещан, дворян. Коллегиум был образован по образцу Киевской академии и, по замыслу владыки Иоанна, должен был украсить «Черниговские Афины», став школой просвещенного благочестия.

Ввиду высокого уровня богословского образования и воспитания школа архиепископа Иоанна получила широкую известность. По существу, это была первая семинария в России, по образцу которой стали открываться духовные семинарии в других епархиях Русской Церкви.

Тогда же будущий святитель открыл в городе типографию, в которой он и его преемники издали много сочинений духовно-нравственного содержания.

Именно в Чернигове ярко раскрылся еще один талант архиепископа Иоанна – писательский. Там будущий святитель написал и издал множество произведений на православную тематику, в том числе свой главный писательский труд «Илиотропион (Подсолнечник), или Сообразование человеческой воли с Божественною волею».

В нем он раскрыл важную тему, которая всегда присутствовала в его проповедях: «Как человек должен свою волю согласовывать с волей Божией?». Взяв в качестве яркого примера ЦВЕТОК ПОДСОЛНЕЧНИКА, который всегда поворачивается к солнцу и следует за ним, будущий святитель в своем произведении отразил необходимость также и человеку во всем следовать Солнцу правды – Господу Богу.

Во время служения в Чернигове архиепископ Иоанн получил чудесное подтверждение тому, что его духовный отец и предшественник, Феодосий Черниговский, пребывает в небесных обителях, а деятельность самого Иоанна также угодна Богу.

Однажды, будучи тяжело больным и длительное время пребывая в горячке, владыка Иоанн обратился с молитвенной помощью к Феодосию Черниговскому. Святитель Феодосий вскоре явился ему в видении со словами: «Не скорби, брат. Господь услышал молитвы твои, и ты будешь здрав. Вставай с одра и готовься служить Божественную литургию».

После видения владыка незамедлительно сообщил, что завтра будет служить в храме. Окружающие сочли эти слова бредом больного человека. Но, вопреки всему, ранним утром следующего дня архиепископ в полном здравии вошел в алтарь, чтобы совершить литургию.

Получив исцеление, владыка Иоанн приказал открыть пещеру, где покоились останки Феодосия Черниговского. Там он повесил большой портрет Феодосия, а к нему приложил стихи – «похвалу», в которой рассказывалось о чуде. После этого знаменательного события последовали дальнейшие  исцеления людей от мощей святителя Феодосия, их начали фиксировать, и это в будущем привело к прославлению Феодосия Черниговского в лике святых.

Вместе с тем, не все так гладко и безоблачно складывалось в жизни будущего святителя Иоанна. В 1711 году у него произошел конфликт с любимцем Петра I, князем Меньшиковым.

В одном из имений князя в Черниговской епархии был построен храм, и князь сам назначил дату его освящения, потребовав прибытия в указанный день архиепископа Иоанна. Но владыка возразил, что назначение даты – дело архиерея, а не князя, и освятил храм в выбранный им самим день. В ответ на такие действия Иоанна Меньшиков, затаивший обиду, выхлопотал у царя назначение святителя на Сибирскую кафедру.
 
Церковное предание гласит, что когда владыке Иоанну стало известно о причине его перевода в Сибирь, то он пророчески произнёс: «Да, далеко мне ехать, но он будет ещё дальше меня» (пророчество связывают с дальнейшей опалой и ссылкой Меньшикова в город Березов, расположенный севернее Тобольска).

Это удивительно, но такая «ссылка» из теплой Малороссии в суровый сибирский край уже немолодого и не слишком здорового владыки не побудила его к размеренной и спокойной жизни, а привела лишь к еще более полному раскрытию его подвижнической деятельности – на этот раз как миссионера, духовного просветителя Сибири и неустанного благотворителя всех нуждающихся.

На новое место служения святитель Иоанн прибыл в 1711 году уже в качестве митрополита Тобольского и всея Сибири и всю свою деятельность направил, прежде всего, на  христианское просвещение своей епархии.
 
Там он продолжил дело, начатое в Чернигове: усовершенствовал школу, открытую его предшественником, митрополитом Филофеем (Лещинским); продолжил апостольскую проповедь среди язычников Сибири, обратив ко Христу многие тысячи людей; вновь приступил к издательскому делу, использовав созданную им в Чернигове типографию. В 1714 году святитель Иоанн отправил в Пекин православную миссию во главе с архимандритом Иларионом (Лежайским).
 
Тайно или через доверенных лиц владыка постоянно помогал нуждающимся, одаривал сирот, посылал вещи и продукты в богадельни, которых в его бытность в Тобольске было более двадцати. Переодетый, подходил он к окнам бедных домов, постучав в дверь, произносил: «Примите во имя Иисуса Христа» и, оставляя помощь, быстро уходил, стараясь оставаться неузнанным. Особенно болело его сердце за бедных духовного звания.
 
Там, где были горе и нужда, всегда появлялся владыка, туда его тянуло всей душой. Он любил ходить в тюрьмы, которых много было в Тобольске, и утешал, учил, радовал гостинцами заключенных.
 
Продолжая просветительскую, миссионерскую деятельность в Сибири, святитель путешествовал по краю, отыскивал способных к миссионерству священников. Миссионеры направлялись к остякам, вогуличам и другим сибирским народам, а в местах  их проживания возводились храмы.
 
Всего четыре года прослужил владыка Иоанн в Сибири, а сколько успел сделать! Неустанно во славу Божию работал он, приобретая любовь своих духовных детей, которые еще при жизни владыки считали его прозорливым и дерзновенным молитвенным помощником. Не менее глубокий след в сознании народа, видевшего в нем угодника Божия, оставила и его блаженная кончина.

В свое время, благодаря дару прозорливости будущий святитель предрек царю Петру Великому победу над шведами и предсказал нашествие Наполеона на Россию.

Заранее зная также и день своей кончины, владыка Иоанн отслужил последнюю литургию 10 июня 1715 года. После этого он пригласил духовенство и городских бедняков на трапезу, за которой сам прислуживал. Затем, простившись со всеми, святитель удалился в свою келью. Когда к нему пришли просить благословения благовестить к вечерне, нашли его уже усопшим. Святитель Иоанн скончался в молитве, стоя на коленях перед Черниговской иконой Божией Матери.

Владыка Иоанн был прославлен в лике святых в 1916 году, торжество возглавил митрополит Московский Макарий (Невский). Архиереи, священники и миряне съехались в Тобольск со всей страны, а число паломников составило более 30 тысяч, что превосходило количество жителей города.
 
В наши дни мощи митрополита Иоанна покоятся в Тобольском Покровском соборе. Не только со всей Сибири – из всех уголков православной России едут люди к святителю со своими нуждами и печалями, молятся с верой о помощи и получают исцеление и благодатное утешение.