Японский шедевр немецкого классика

Антон Боровиков
«Идеальные дни» / Perfect Days, 2023, Япония / Германия, номинация на Оскар-2024  «За лучший фильм на иностранном языке», кстати, первый японский фильм, выдвинутый Японией на соискание премии «Оскар» , который поставил не японец. Золотая Пальмовая Ветвь Каннского кинофестиваля в номинации «Лучшая мужская главная роль» (Кодзи Якусё)

Фильм - очень, очень мощная среда. Он может либо подтвердить идею о том, что все прекрасно, как есть, либо укрепить представление о том, что все можно изменить.
Вим Вендерс

Полагаю, что представлять старика Вендерса не надо - как есть живой классик, стоит назвать хотя бы бессмертное «Небо над Берлином» или «Париж, Техас».  Но начнем с предыстории.

Классическая ситуация: вспомните «Трудности перевода» Софочки нашей, понимаешь, Фрэнсисовны-Фордовны Копполы - японцы любят приглашать европейцев и американцев на всяческие проекты. После пандемии COVID-19 японский бизнесмен Кодзи Янаи пригласил Вима Вендерса в Японию для создания серии рекламных роликов о редизайне общественных туалетов в районе Сибуя в Токио, который осуществили дизайнеры из разных стран. Режиссёр был так впечатлён увиденным, что предложил Янаи вместо роликов снять художественный фильм.

За три недели (!) Вендерс и японец  Такума Такасаки написали сценарий, а сам фильм был снят за рекордные 17 дней.

Итак, фабула. Живет себе в маленькой квартирке в Токио уборщик туалетов по имени Хираяма (тот самый Кодзи Якусё, получивший Каннскую Ветвь). По словам Вима Вендерса, имя главного героя Хираяма — это отсылка к последней кинокартине Ясудзиро Одзу «Вкус сайры», главного героя которой тоже звали Хираяма.

 Ой, вот только не надо презрительно морщить носики, мол, фу, туалеты. Поверьте мне, в фильме нет ни одной сцены, содержащей примерно такое же, как уже ставшая классической сцены ныряния героя Юэна МакГрегора в унитаз из Трейнспоттинга Дэнни Бойла. Кстати, как-то МакГрегор признался, что роль фекалий исполнял ... шоколад.  Да и профессия уборщика в последнее время получила ряд удачных воплощений, взять, например, британский комический сериал «Зачистка» (о нем я уже писал http://proza.ru/2023/08/23/180) или «Чистильщиком» с главным мазафакером всея планеты Самуилом Элевичем Якобсоном.

Но вернемся в Токио. Хираяма нелюдим, одинок, интровертен и практически не говорит с людьми. Его жизнь подчинена строгому расписанию: вот он просыпается, вот он поливает пестуемые им бонсаи, вот он спускается к своему фургончику, покупает в автомате баночку кофе. Маленькое отступление: когда я, в 1991 году попал в Токио, был поражен тем, что уже тогда в автоматах можно было купить практически все: от батареек и сигарет до готовых ужинов и, да, саке, подогретого автоматом до нужной температуры.

Потом работа, выполняемая Хираямой с японской обстоятельностью и тщательностью. Правда, его рабочая медитативность часто прерывается молодым эмоциональным помощником Такаси (Токио Эмото), который постоянно достает старика своими странными просьбами и оценками всего на свете по десятибалльной шкале: «Хираяма, а такую девушку встретил! 9 из 10!».

Действия Хираямы должны проводиться в строгой последовательности и в определенное время. Помните еще одного классического киногероя, для которого это было очень важно: «Через 30 минут - Суд Народов. Народ будет судить.» Может, этим Хираяма чем-то похож на Рэйнмена. И Хираяму раздражает, когда порядок нарушается. Но он - абсолютно не туповатый бирюк, которыми любят представлять уборщиков, вспомним хотя бы роль Алана Тьюдика в «Вундеркиндах». Он каждый день (!) читает книги, и не бульварные романы, а Фолкнера, Патрисию Хайсмит или японские литературные эссе.
При этом Хираяма всегда готов (тоже совершенно молчаливо и с каменным выражением лица) помочь людям, будь то потерявший маму мальчик, не понимающая особенностей японских туалетов американская туристка или даже маленький и почти погибший росток дерева, который он уносит домой и делает очередным своим бонсаем.

Но, собственно говоря, нужно сказать не о том, ЧТО происходит в фильме, а КАК это снято. За 17 дней и с микроскопическим по меркам Голливуда бюджетом в 3 млн. долларов Вендерс снял абсолютно безупречный с кинематографической точки фильм (поучиться бы такому мастерству нашим авторам киновысеров, снимающим за стопиццотмиллионов очередную «Чебусрашку»). Планы Хираямы, пейзажи Токио, сны Хираямы, этакие фантасмагории в черно-белой гамме, светотень и все остальное. Фильм по-японски медитативный и медленный, с тщательными наблюдениями за скупой на события жизнь Хираямы. Вроде бы ничего на экране не происходит, а оторваться невозможно. И в то же время это категорически вендерсовский фильм по картинке, атмосфере и уровню кинематографа. Наверное за то, что впервые европейский режиссер снял такой тотально японский по духу фильм, он и удостоился номинации на золотую статуэтку от Японской Киноакадемии. Но, наверное, если вас в большей степени привлекает динамичное кино с лихо закрученным сюжетом, вряд ли «Идеальные дни» вас привлекут.

И, конечно, Кодзи Якусё. На нем, в общем-то, весь фильм и держится. Как-то Вим Вендерс сказал: «Кинематографисты говорят актерам корректировать язык своего тела, и известное присутствие актера - это его или ее язык тела. Именно это делает их особенными и кинозвездой. Столица актера - это его тело.» Этим языком Кодзи-сан владеет безупречно. Это не пересказать, это надо видеть. Особенно одна из финальных сцен фильма, где камера минут 10 держит крупный план Хираямы / Якусё. За это время актер отыгрывает с поразительным мастерством практически все возможные человеческие эмоции. Так что Каннскую награду он более чем заслужил.

Отдельно - о музыке в фильме. Здесь тоже все идеально. Хираяма старомоден - он слушает только музыку 60-х и 70-х, дома - на кассетнике,в машине - на кассетной магнитоле. Когда юная племянница Нико (Ариса Накана) удивленно спрашивает Хираяму, мол что это, и он говорит, что это музыкальная кассета, она делает большие глаза и спрашивает: «А с нее на айфон можно скачать?». Соответствие сюжету полное: Хираяма едет ранним утром на работу - играет House Of The Rising Sun The Animals. И маленький спойлер - эту песню в фильме исполнят еще раз, на японском, хозяйка бара, завсегдатаем которого является Хираяма - посмотреть можно здесь: https://youtu.be/wLYrwRqVu4o?si=OJQUPB2aoeGeUo57 .
У Хираямы выходной и он занимается домашними делами - Lazy Sunny Afternoon The Kinks. Хираяма с Нико едут на его фургончике по Токио - Brown Eyed Girl Вэна Моррисона. И в апофеозе фильма - конечно, Лу Рид и его классическая Perfect Day, как бы венчающие замысел фильма. Кстати, о музыке: Вендерс является режиссером клипов U2, Вилли Нельсона и моих любимых Toten Hosen (вокалист которых Кампино снялся в фильме Вендерса «Съёмки в Палермо»).

Фильм очень светлый и мудрый. На самом деле, как мы воспринимаем наши дни - как Хираяма, который улыбается птицам, радостно фотографирует сияющее сквозь солнце дерево («Это дерево - действительно мой друг») или ..?

В общем, пользуясь методом Такаси, 10 из 10

Р. S. И вообще я считаю, что не может быть плохим фильм, сопродюсером которого является человек по имени Кота Ябана. До новых встреч!

Фото Абдулла Бинмассам, pixabay.com