Пленница Духа...

Валентина Лефтерова
Валентина ЛЕФТЕРОВА
Цикл стихотворений
«ПЛЕННИЦА ДУХА»
(1987 – 1988)
_______________________________

1 9 8 7
_______________________________

В НОВОЙ КВАРТИРЕ
1
Года, как птицы, как зарницы,
Мелькают в сумраке ночей.

И две звезды в окне я вижу, -
Мерцают в высоте небес.

Их свет призывен, - теперь знаю,
Когда, ворочаясь в ночи,
Смотрю и вижу, как мерцают, -
Призывный свет манИт, манИт…

Не лишь стихи в том.
Или бредни.
Их свет зовёт
Холодным звоном.

А сердце –
Маленький мой колокол, -
Отозвалось зачем-то вмиг…
2
Наше окно – на восток,
                на восход.
По утрам наблюдаю
                багряность.
Облаков живописный узор –
Великолепия ковёр
                спозаранок…
3
Ты меня не знаешь,
                не услышишь.
Вот и жизнь к закату
                подошла.
Мы не встретились,
                не вышло, -
Щедрости для нас
                не достало у дня.

И ладно!
Я печаль уж вынянчила
Более, чем родное дитя.
Неужели теперь расстаться
С нею сумела б, смогла?

Ты другою дорогой шёл.
КОшель сребреников не нашёл.
Да и я - гола и седа, -
Эта участь со мной всегда…
4
Проза жизни – как
                заросль бурьяна.
А я всё розы лелею в стаканах.
И так они не уживчивы с этим,
Как кости мамонта
                в старом буфете.

Но розы цвет, да мерцание звёзд, -
Они одни подвигают вперёд.
Отчего же в душе запустело и сыро,
Будто нарушена связь с этим миром?

Реальным. Ведь Осьмины, Соколовы
- Сквернят старушку-землю,
- Как общепитовскую столовую,
А я - опять - ощипана ими и бита.

Да ладно! О том ли сказ?
Из пушек ли перестрелять нас, -
Моралистов-иезуитов?
А я – вечный проповедник-
                моралист.

Я с тобою всегда, моя Вера!
Что значит – мой путь не прост!
Вокруг – одни лицемеры…
У каждого-  свой пост…
14.03.87.

* * *
Мой сын –
Как кровинка алая…
14.03.87.

* * *
Ярый враг социалистов я теперь.
И нужна теперь мне к свету дверь.

И идти хочу упрямо, без потерь.
Слишком много я теряла в темноте…
14.03.87.

* * *
Радостен взор твой, лучист.
Чист.
Лежит предо мною лист,
Белый лист.

И требует мысль, мысль, -
Не утаю.
Открытая вот стою, –
Отдаю.

Не приучена брать
Да брать.
Мне проще отдать, –
Не роптать.

Знаю, не предан был, -
Забыл!
И корабль твой уплыл, -
Уплыл.

А я – одинока,
Одна.
И надо б – за око,
Сполна!

Да только душа чиста,
Свята, -
Молится за неправых
Всегда!
20.04.87.

* * *
Ты разве не помнишь праздников,
Когда ликовал наш бубен?

Ты разве не помнишь ласточек,
И вёсен, что будут?..
20.04.87.

* * *
Мне приснились
                сегодня сливы.
Сливы, сливы,
                синие сливы.
На деревьях
                царящие сливы.

Сливы, сливы, -
                что бы вы значили?
Уж не слёзы ли,
                тёмные сливы?
Пронеси, пронеси,
                о, Господи!
Может, деньги?
                О, как нужны вы!

Сливы, сливы, -
                предчувствие боли?
Неужели –
                потери родства?
Сливы, сливы, –
                тёмные, синие, -
Ожидание
                колдовства?..
22.04.87.

* * *
Ах, как хочется верить
                в небыль.
Как ущербна мысль недоучки.
Жизнь, была ли ты,
                или нЕ была?
Не строкой в мирозданье вошла –
                закорючкой…
22.04.87.

* * *
        «Искусство сейчас занимается
         убиением человека. Задача
         искусства - как-то давать надежду».
                (Л. Филатов)
Страна моя! Унижена, обижена,
Как будто мачеха, на деле ж – мать!

Российская держава, а только слёзы…
Хотя ты вправе – жемчуга низать!
1987

НА МОТИВ ПЕСНИ
В. ВЫСОЦКОГО
«АХ, ОСТАВЬТЕ
НЕНУЖНЫЕ СПОРЫ…»
Катаклизмы времён
Всё волнуют меня,

И злодейства людей
Омрачают мне душу, -

Не бери всерьёз
Не благие дела, -
И теплом, и добром
Отзовутся укусы.
   
……………………..
……………………..

Лучше горя –
Одно только горе,
Сквозь которое
Ты не шагал,
Сквозь которое
Ты не шагал…

Мне рассветы диктуют
Свои перепутья,
Мне рассветы дарят
Тайны небытия.
 
Мне рассветы поют –
О всесильи забудь–ка,

И припомни сегодня –
Как слаба, не сильна.

………………………
………………………

Лучше горя –
Одно только горе,
Сквозь которое
Ты не шагал
Сквозь которое
Ты не шагал…

Лучше моря –
Одно только море,
На котором
Пока не бывал,
На котором
Пока не бывал…
2
Есть награда одна
И одно утешенье, -
Ты ещё не совсем
Затерялся во тьме.

И струится поток
Разгоряченной крови –
Лишь навстречу тебе,
Да во славу судьбе.

……………………….
……………………….

Лучше споров –
Одни только споры,
Где не раз ты
Уже проиграл.
Где не раз ты
Уже проиграл…
20.05.87.

* * *
Мне не спится во тьме,
И бегу я к причалу,
Хоть и зыбок его
Предрассветный хрусталь.

Мне не спится в ночи –
И тебя призываю,
Ну, а ты не молчи,
Отвечай, прокричи…

Не молчи, не молчи…
20.05.87.

* * *
Вот кукушка поёт -
Я года не считаю. -
Не терять бы тебя,
Не терять бы тебя…
20.05.87.

* * *
Моё сердце
              пылает
                в росах…
08.09.87.

О  ТРУБАДУРАХ
1
Бьётся Горбачёв, как рыбка об лёд.
Он ли в силах искупить былое?
Или здесь - лукавство, и народ -
В потешенье избранным «взлелеян»?

Иль по принципу – низы уж не могли,
А верхи – теперь уж – не сумели?
Как политикой ты ноне не верти, -
Дела нет, вокруг одни Емели.
2
С настоящим не смирюсь – никогда.
Моя память не настолько коротка,
Чтоб забыть чугунные, плачевные года,
И отцам – Преблудодейцам – всё простить.

Все великодушья – не по мне,
Когда речь заходит об Отчизне.
Знаю, нас пытали б на колёном на огне,
И не стоили б полушки наши жизни, -

Только бы примять нас, носом в твердь,
Чтоб промолвить слова не умели.
Ну, а мыслить, рассуждать и помнить, -
Трубадуры, как они посмели?!

Трубадуры, мы идём вперёд!
Никакие страхи не помеха.
Время новое – оно поймёт, -
Для Истории что было, что для смеха.

Курам на смех жили и живём.
Шторку новую повесили на сцене.
Снова синтетическим путём ползём,
Будто что-нибудь он в нас изменит?

Понимаю президента я:
Место верное, конечно, в серединке.
Ну, а как же быть краям
Этой серо-мутной жизни-льдинки?

Неужели Запад вновь спророчит?
Подождём, он верный знахарь нам.
Что-то в небесах уже рокочет:
- Только б не война! Ах, не война б!..

Станешь тут набожной поневоле,
И молитву затвердишь, наверняка.
Как-никак, под небом сын мой ходит,
И колеблют разум мой века!

Отказаться вправе ль мы от прошлого,
От истории, праматери родной?
Господи, утешь меня… мороженым,
Как Россию утешают… болтовнёй!..

Ленины там всякие, и Крупские, -
Диалоги вечные вели.
А в итоге? А в итоге – русские
Не имеют обетованной земли.

Как хорьки, мы прячемся от Запада.
И зудит у нас уже во всех пазах.
Вот наука! – Не спешили б отрекаться
От того, что в нашей крови и мозгах!

Татарве оценку дать уж должно бы!
Не поверхностно, фрагментиком, тайком.
Право, время подошло уж
Перечёркать карту целиком!

Я – за Новый Свет, за Новы Дали!
Я – за бег вперёд, без языков!
Ленина пора бы просандалить.
Чур, теперь вперёд – без дураков!..
10.09.87.

* * *
Обуяй меня, страсть безунывная, -
Дай мне силы господнии жить.
И прекрасная, вроде, и милая,
Как же почесть твою заслужить?
12.09.87.

БЕЗ  НАЗВАНИЯ
Я иду этим полем мариинским, -
И звезда в моём сердце горит.
………………………………….

Руки прочь от меня, камерадес,
Я ничем не обязана вам.
Если нынешнее не в радость, -
Уж грядущее не отдам.

И пускай распускают сопли
Коммунистен и паче с ним.
Нам ученье сие не по росту,
Под кнутом реальность влачим.

Затоптали мою дорогу
Эти Ленинен, Сталинен, вси.
Помолюсь же тебе, ей, Богу, -
Господи, сохрани и спаси.

Нет, не только меня едину.
Что есть я? Пылинка в ночи.
Я молюсь тебе, властелину,
За весь разум моей Руси.

Что есть разум? Поруган, поруган, -
Ни стыда, ни чести у тех,
Кем зашарпан, замучен, запуган,
Превращён в обезьяний всхлип…

Эх, ты, русская, русская доля!
Отчего же хилее ты всех?
Отчего над планетой порхают
И удачи, и веры, и смех?

Только мы в заоблачном плаче,
Только нас изрыгает судьба.
Только нам суждено, - не иначе! –
Поклоняться чёрным гробам?

Накануне Нового Века!
В вихре множества перемен!
Когда всё бы – для Человека! –
У нас снова – болтлявости…  хрен…

Отрекаюсь вовек от коммуны.
Моё сердце отдано вам –
Новые, Вольные, Первые, -
Вашим верую я Богам!

Мне Свобода превыше бдений!
Мне Свобода – родная сестра!
Прочь, хор сумраков, век неверный, -
Убегаю к её берегам…
12.09.87.

ИСПОВЕДАЛЬНОЕ
                Г. Б.
Наверное, ты осудишь:
Красива, красива была.

Но предали чело-люди,
И стала всего лишь пчела.

Но разве же я роптала!
Покорно шагала путём.

Минута ж расплаты настала,
Пресерым предстала днём.

И стала сгорать в чаду я.
И стала всё проклинать.

………………………….

Откликнулись демоны только
И приняли в свой хоровод.

……………………………..

И черти меня качали
На карусели своей,

Забыла, чтобы, печали
Грешных минувших дней.

Грешных ли только? Страшных,
Чёрных, мучительных, адовых, -

……………………………………
Амброзия с ними рядом.

Тебя я уже не любила!
Ты позабыт был теперь.

Но что-то в уме чадило,
И силилось вспомнить. Поверь!

И всё-таки я молчала,
Вкушая новые дни.

И что-то мною играло,
И сил не щадило моих.

Я плакала ль? Полно, не помню.
Я душу из пепла тащила, -

И думала – струшу ль, не струшу,
И сброшу ли это кадило?

Оно всё грозило разладом,
И я напрягалась в сто мочь, -

Пахнуло гниющим распадом, -
Но скрыла всё тайная ночь.

Я Духу молилась поспешно,
Мерещились черти во мгле.

Не стать бы ещё посмешищем
В кромешной адовой тьме.

Я руки простёрла к небу,
Хоть видеть его не могла.

В душе поселились молебны,
Вокруг же – зловония зла.

Вотще! Кому надобен нищий?
И Он отвергает меня!

Не прав Он! Его кладбище
Уже не рождает огня.

Мне выбраться нужно бы скоро,
И тут догадалась я:

Вокруг – всё разбойники, воры,
Они – лишь терзают меня.

И нечего ждать от люда, -
И черти – им братья родные,

А выбраться чтобы отсюда, -
Лишь сердцу доверься отныне.

И так я теперь поступаю,
Не верую напрочь земному, -

Я высшую тайну знаю,
И не предам её злому…
12.09.87.

* * *
Приди, печаль, обними, как
                бывало.
И за мужа – подари поцелуй.
Но не пытай, не пытай Идеала, -
Зачем душу лишь растлевала,
Веруя, и любя, и даруя?

Заметь красоты моей поздней
                приметы,
Уйми беспричинность морщин,
Сумеешь – дай на вопросы ответы,
Не поминай только боле мужчин.

Мужей благородных – как
                не бывало.
Распаханы целомудрия скромны
                поля,
Любви блаженной – не перепало,
В мужах недостаток огня.

А жёны – они обессилены,
                впрочем, -
Согласны на всё, что не дай.
Мои пустоцветные бедные ночи -
Немодному прошлому дань.

И всё же… И всё же –
                собой я довольна.
Души не марала чертой.
Возможно, безвольна. Наверно,
                безвольна,
Зато день печали – мой!

Как прежде, бывало, когда молода
Я жизнью играла и верила в рай.
Так ныне – напевов пустых
                не бросаю,
И снова играю, и снова играю!

И хоть ликовать не приходится мне,
Но сердце, невольное, снова в огне.
И песни его без конца и без края
Поют мне мелодии, счастьем сияя.

И я благодарна, и снова живу,
И многое, может, ещё не пойму.
И буду скитаться, дурить и роптать, -
Но новою сутью уже мне не стать!

…Приди, мой печальный, желанный
                мой князь,
И вновь окуни меня в омута грязь.
И вновь воскури фимиам нищеты,
И выбран опять будешь ты, только
                ты!

…К ногам упадают моим не цветы,
Но счастлива я: не другой это, ты!
И я, с постоянством теперь уж
                в родстве,
Судьбе подчиняюсь отныне, тебе!
12.09.87.

МОЙ  ДНЕВНИК
1
Открыла вновь. Перечитала,
И обожглась.
Как будто бы воды целебной
Вдруг напилась.

Ты мой отец, и моя мать,
О, мой двойник!
Сия невзрачная тетрадь,
Со-ученик…

И всё, что знаю я сама,
Пережила, -
Ему, мудрёному вовек,
Передала.

Такую дружбу оцени, -
Тебе под стать!
Сверхпроводник
Всех чувств живых, –
Моя тетрадь!..
2
Души печальной города
В твоих чертах.
И замки чудо-волшебства
Встречались там.

Любовий множественных свет, -
Как луч прожекта,
Горел, горел, и вновь горит,
Дразня поэта.

И я, и нет - в его строках –
Такой он нервный!
То схож со мной его портрет,
А то - с Минервой.

…Могу проплакать, прорыдать
Над каждой строчной,
В словах таится словно ад,
Хоть непорочный…

О, мой двойник, моя душа,
Избыток тела.
Во всех обличьях хороша, –
Ты уцелела.

Не будь тетрадки той, одной,
Нашей владыки,
Познали б только разве мрак,
Седой навеки?

А так, струимся, как река, -
Свои потоки
Несём в гигантский океан
Электротоков.

С природой слившись,
Как волна, - шумим устало.
Тетрадки тонкая струна –
Души начало…
13.09.87.

НАПЛЫВ СТИХИИ
В ВАННОЙ КОМНАТЕ
1
Вас не напечатают,
Мои стихи!
Не в той родились
Мы стихии –

Не в знатных семьях
Баловали нас.
И вот, поди ж, дерзнули –

И чувствовать,
И мыслью буйной цвесть.
Ах, чёрт те знает, что!
Ах, чёрт невесть!

И всё ж я верую,
Стихи мои,
В нескорую, но
Яркую удачу, -

Ведь мы дышали,
И на прекрасное
Столь долго уповали.

…И падали,
И силы находили встать.
И дух мы уважали
Обильней, чем кровать.

И королевич нас
Любил там тайно,
И ненавидела толпа, -
Столь явно, неслучайно,

- Что не отмеченными
В небесах мы
Быть не можем…

Мои стихи!
Мои родные дети!
Мы расцвели, и –
Умерли в расцвете!..
10.11.87.

В ПУТИ
1
В темноте искала я свой путь,
Как во тьме – во тьме брела куда-нибудь.
Мать-отец заботились о чём-то,
Лишь не о душе босой девчонки.

Я сама узнала цену цели,
И вершин учуяла призыв.
И в себе открыла дар бесценный -
В тайну погружённый мир.

И сама душе искала пищу,
В книгах познавала бытиё.
И ничто не оказалось лишним,
Что впиталось в существо моё.

Нет, ни знатности, ни знаний, ни
                богатства,
Ни искры душевности простой, -
Никакого не открыла ларца
В прямодушно безрассудной
                жизни той.

Всё сама, влекома чудной страстью –
Жить любя, любить – так до конца,
В подчиненьи постоянства власти -
Не нашла там своего венца.

Отчего же чужды эти люди?
Трели их дневные распрезрев, -
Я ночами соловью внимала,
И теперь во мне – его напев.

И умру, наверно, непокорной.
Да, строптива отроду была.
Потаенною тропою горной
Сквозь толпу безжизненну брела.

Оцени же, ясный витязь,
Горечь отреченья моего.
И внемли моим беспутным
                песням
Горя и страдания сего…
2
Стихи, стихи – вот сладость и приятность,
Они мне – верный конь, и друг в ночи.
Они – надежды луч, и вера в безвозвратность.
От тайны Бытия они ключи…
3
Люби меня, люби,
Иначе я старею.
Иначе плачу я
По дням былым.

Надеяться не смею,
Любить уже не смею, -
Люби меня, люби,
Всегда, всегда люби.

Придёт мой час –
Воспряну я от скуки,
Возможно, разобью
Преград всех частокол, -

Но вынесть помоги
Мне эти серы муки,
От коих опустело
Уже в моей груди.

Люби меня, люби,
Тебя я призываю,
Храни меня, храни, -
Я верности дерзаю…
4
Когда-нибудь затихнет во мне жизнь,
И знать не буду больше шума улиц,
И я тогда уйду, и больше не вернусь,
И пусть другие веруют и любят.

Когда-нибудь припомню я
Твоё лицо в сиреневой оправе, -
И прокляну былую, страстно, явь, -
И это будет честно очень, право…
5
О чём-то грезя в юности былой –
Я подчинялась зову сердца,
И верила в тебя, любовь,
И так хотела отогреться.

Но ты крыло своё не подала, –
Ты лишь кружила надо мною хищно, -
Так я всегда лишь жертвою была,
И ничего-то из любви не вышло.

Но пробил час расплаты роковой, -
И более тебя уж не признаю.
И даже когда будешь - ярче всех
В толпе цветной, - тебя намеренно
                не угадаю…
6
Мой Поводырь, он предал в первый день.
Он не задумался, что миг расплаты
Не станет ждать и поразит тотчас.

Мой Поводырь, он предал в первый миг,
Не ведая, не зная цен расплаты.
И не жалея его Лика –
                я растоптала всё…

Мой Поводырь, зачем неумный был?
Зачем пленилась безнадёжно и напрасно?
Истратила вагоны сил,
Но так и не узнала ясности.

Мой поводырь – бездумен, нем,
И глух, и глуп самозабвенно.
Избранник, - ты реален был,
А я искала сказки непременно…
13.11.87.

К СЫНУ / 1
Прости, мой друг,
Возможно, что
Уйду я рано,
И не смогу твои
Утешить раны.

Возможно, я уйду,
И неба гнёт
Тебя изранит
И до времени согнёт.

Уже теперь печалюсь
Этим я.
Но не зависит
Много от меня.

В тебя я верую.
Твой Лик
Отмечен Богом,
И не простою
Видится дорога.

Уж лучше б
Насекомым быть:
И меньше зависти
Узнать, и сердцем
Безнадёжное любить.

Но, чувствую, что
Страсти роковые
В тебе приют нашли,
А, значит, многому
Подвержен будешь ты.

Как греческим Богам
В преданьях старины –
Вдруг выпадут
Лихие испытанья,

Но их я не желаю, –
А лишь предупреждаю:
Чтоб был всегда готов
Разить любых врагов!

Случиться может, – ты
Окажешься в плену
Обманщицы мечты, –
Совсем, как я когда-то.

Но вот уже с пелёнок –
Богам всем вопреки, -
Учу тебя прозренью, -
Дабы реальным жил,
И избегал иллюзий…

Они - для сердца
Тоже хороши, –
Но до того,
До мига рокового,
Когда не хватит
Выдержки души.

Ведь не дано нам,
При всём желаньи
Тайном, –
Непознанное знать,
Как не объять
Вселенной.

Мой сын! Прости
За многие проступки,
За вины все
Перед твоей душой.

Не всё понятно
Было мне.
Не всё умела я, -
Так многого тебе
Не додала…

Сужу сама себя.
По небольшому счёту.
Ты же простишь,
Я ведаю, с годами –

Все несуразности,
И заблужденья,
Смешные упованья
Бедной мамы…
19.11.87.

ПЕСНЯ  ПАРКИ
Всё реже ум жаждет игры.
Тонка, порвалась моя нить.
Огрубели рученьки нЕжны –
От усталости нить эту вить.

Бриллиант уже отблистал,
Будто годности срок истёк.
Королевою так и не стала –
Счастья миг остался далёк.

Я люблю тебя, милый Гений!
Даже если - отнюдь не со мной!
Так прекрасен мир вожделений –
Будит в памяти звук былой.

Я любила! И знала цену
Этим нитям, ведомым сердцем.
Я парила! Не всем знакомо
Иллюзорное это блаженство.

Ты ушёл, как будто и не был.
Из рук вырвал букет моих роз.
И тогда молилась я небу,
Чтобы новые он принёс…

Ты устал, возможно. Не знаю, –
Я твоих шагов не храню.
И, как прежде, уже не играю,
Оргий-песен тебе не пою.

Ты – как не был, как не был, как не был…
Сердце мне не тревожит тот сон.
Счастью не быть, не быть и не быть, –
Злыми духами унесён.

Ты в любовь, идеал не верил.
Был земным, как сто тысяч «я».
Оттого бриллиант утерян:
Истерзалась душа моя…
30.11.87.

* * *
Ты огонь, ты огонь в сосуде.
И тебе поклоняюсь я.
Но магических жестов не будет –
И великое нам не судья.

Ты огонь, что пылал всечасно.
Зазывал, призывал, манил.
Оказалось – напрасно, напрасно
Мои крылышки опалил.

Знак беды ощутила поздно –
Вся в Надеждах жила, как в шелках.
Придавил окончательно возраст –
Пустота! – наконец – обрела!

Не вини. Не терзай мою душу,
Без того она – фляга вига,
После выдержки долгой минувшей –
Никому, никому не дана.

Да, в душе – комок жадных прерий,
Вдруг – крошение хрупкого льда.
Между полюсом Арктики и
                знойною твердью –
Пелена, пелена, пелена…

Позабудь меня, самый мудрый,
Поздно ум твой пленился мной.
И, поняв разлук безрассудность, -
Поздно кличешь теперь домой.

Больше адов я претерпела.
Обрубали мне корни без вин.
И так многого не успела, -
А тебя вот в себе - хранила.

И молилась когда – тебе я,
И радела тобой, и жила.
И черпала в памяти силу,
И сегодня ею полна.

Ты не верь, что износятся нити,
Те, что в сердце. Они навек.
Эти нити божественной силы, -
Не избыточен человек…
30.11.87.

* * *
Мой дом, как боль.
Или костёр в аду.
И я, как моль,
На свет бреду.

Как все, люблю
Сиянье звёзд.
И не пойму –
Как мир не прост.
30.11.87.

* * *
Ты улыбнулся.
Вот он, луч, во мне.

Ты отвернулся –
Дверь захлопнулась во мгле.
30.11.87.

* * *
                С.
Ты был Надежда.
Имя вот твоё.
Но ты – в одеждах –
Растерял его.

Ты чинно выступал,
Играючи походкой.
Когда я управляла,
Едва, сердечной лодкой.

Небрежность ты дарил,
А с нею невниманье.
Как высоко парил
Надежде в назиданье!

А я сжигала флот,
Хоть правды не видала.
Интуитивно, вроде,
Судьбу свою спасала.

Теперь пришёл черёд –
Итоги подвожу.
И больше на надеждах
Уже не ворожу.

И все твои блистанья,
И внешний глянец, лоск, –
Ущербность воспитанья,
Бесчувственности плоскость.

И их переосмыслив, –
В ранг низших низвожу.
Но как они дурманом
Слепили мои чувства!

С годами стала зряча.
С годами поумнела.
Надежды уже прячу –
Кому какое дело…
30.11.87.

К  РОДИНЕ
Воспаряю, воспаряю, -
                и сама себя не узнаю.
Благодатна почва,
                где расту я, и слагаю
Песню задушевную мою.

Здравствуй, край,
                где мир моих иллюзий
Находил себе приют,
                покой и сон.

Здравствуй, рай,
                где родились в союзе
Вера, и Надежда, и Любовь.

Я с тобой навек соединима,
       брат-сестра мы, вечные друзья.
Ах, душа, избыточно ранима,
                ты избушка сказочна моя.

И хожу в лесу я тёмном долго,
             всё тропу к тебе одну ищу, -
Стелется у ног широка Волга,
                задувает мгла мою свечу.

Но не сдаться – вот моя задача,
             и пришпорить надобно коня,
И не слышу я заоблачного плача,
           и не вижу фудзиямского огня.

И шпыняет мне под бок открыто
                всяк, кто имя получил своё.
И пустое, и разбитое корыто
           открывать всё силятся ключом.

Я пою мои коротки песни, –
             к их заботам не склоню главы.
Да, они сильны, все в куче, вместе, -
             я же – только с полем целины.

Но не дамся я пустым потерям, -
                я парю, а ты во мне живёшь.
Байкам лжи давно уже не верю,
         на вратах чертаю гордо «Ложь!»
30.11.87.

* * *
Буран, буран,
                буран меня настиг.
И повалил на снежный на настил.
И думал – одолел,
                и думал – плАчу,
А я не плачу, –
                я к тебе иду.

Буран, буран,
                буран не утолился.
И стал мести
                мне тучею в лицо.
И после этого
                ещё не удалился –
Щипал и тискал
                хрупкое плечо.

А я, дрожа,
                дышала гордо, гулко, -
Я знала, ты
                ещё меня вернёшь.
И это – только
                жуткая прогулка,
И правда одолеет
                эту ложь.

Буран, буран,
                зачем ты изнуряешь?
Зачем гасить
                очей моих огонь?
К чему в жестокую
                игру играешь,
Всё возбуждая
                тщетную любовь?

Тебе не верю,
                ты есть мой обман.
Тебе хотелось
                лёгкой бы победы.
Буран, буран,
                коварен, как дурман, -
Наутро заметает
                жалки слЕды…

Но устоять сумею,
                я сильна.
Мой ум ещё
              исправно службу служит.
И даже если
                закружИтся голова, -
Судьбу мою, буран,
                ты не закружишь…

Не дамся я,
                не дамся я тебе.
Пусть изорвёшь
                в лоскутья кожу,
Я рук моих
                два сильные крыла
Метну, как факелы,
                в ненавистную рожу…

Не дамся я.
                Я есмъ моя судьба,
А ты… Ты жалкий фат и
                призрак нечистОты.
Не дамся я.
                Уже я не раба, -
И у души - иные есть заботы…

Буран, буран…
                Утих давно, примолк.
Ему так странны новые преграды.
Он не привык,
                ему и невдомёк,
Что спесь его –
               превратность, не награда.
30.11.87.

К  БАЙРОНУ
Я полюбила безнадежность.
Она мой плен, о, лорд БайрОн!
Я безнадежность полюбила –
Несносен больше этот фон.

И что ж? В надежде чаша
                слаще.
В Надежде радуга видна.
Она маячит, будто счастье,
И манит, и зовёт, стройна.

А безнадежность –
                Пропасть Горя.
Пещера утлая твоя.
Нет, безнадежность изгоняю,
За нею – Плачи Бытия.

Надежда – Он. И сердца страстность.
Надежда – дым, и в нём опасность…
И всё же – с ней я не одна,
Родная мне она сестра…

Надежда – два мои крыла.
Всегда вперёд меня звала.
Ещё – пришпорила коня,
Когда упасть могла бы я…
30.11.87.

НЕЧАЯННОЕ
В надежде кружится листва.
Надежда – неба кружева.

В надежде – тленья избегу, –
Ослепну, может, но смогу…

Надеждой падают шары, -
Они сердец наших дары.

Кружат, звенят, поют вокруг,
Один из них – и ты, мой друг…
30.11.87.

* * *
Хрустальный день –
                хрустальный сон.
Я сонмом вихрей окружён.
И сердце плачет от избытка нег.
Каких не знали мы утех?

И болен сон, и болен дом.
И я тобой не утолён.
И я зову тебя, прошу, -
Вернись, и всё я воскрешу…
30.11.87.

* * *
Твой бег, твой бег –
                уже успех.
И рукоплещем заунывно.

Мой плен, мой плен –
                похож на тлен.
…Ты улыбаешься так мило…
30.11.87.

* * *
Грусть моя!
Не покинь меня!
Не покинь средь дня –
Дай ещё огня!

Не упасть мне дай
Посреди пути,
Ношу трудную
Донести.

И спаси меня,
Сохрани
Для ночей любви,
До поры.

Ещё веры мне,
Ну, хоть малость дай,
А затем уже -
И круши-ломай.

А затем уже –
От души гуляй!..
1.12.87.

* * *
                В. А. М.
Небес призывное молчанье
Храню я в глубине души.
Твоё несносное звучанье
Во мне ничто не ворошит.

Душа застыла, ждёт чего-то.
Таинство неба сохраню.
И путь короткий мой, недолгий,
Ему теперь уж подчиню.

Таинство неба сокрушает,
От тщеты забирает прочь.
И ни один о том не знает,
И никому уж не помочь.

Моя слеза – угрюма, кисла,
Её я прячу в глубине.
А ты приходишь слишком быстро,
И вот уж опостылел мне.

Так будь же ты благоразумней –
И неба мудрость примечай.
Его величия разумность
В себя, незрелого, черпай.

Я полюблю твоё молчанье –
На зов откликнусь без словес.
А до сих пор – одно ворчанье,
Как будто нас попутал бес…
1.12.87.

НОСТАЛЬГИЯ
ПО  ПЕРВОЙ  ЛЮБВИ…
1
Знаешь, а я ведь люблю,
Днями печалюсь былыми.
Многое ныне прощу,
Только бы рядом были.

Знаешь, а я ведь люблю.
Прошлое, как ему сгинуть?
- Не возвращайся, молю,
Внемли безумства призывам.

Мой ты и в дальнем краю –
Сердце великодушно.
Признаний слова говорю,
Ему одному послушна.

Только не верь тому.
Ложь его путь украшает.
И согревает его,
Тешит и воскрешает.

Ты ведь расчётливо смел.
Клюнешь на эти крючочки?
Лист моей жизни бел.
Где быть словам – одни точки…
2
Ведаешь ли о том,
Что в небесах наши души?
Они – наш пречистый дом,
Тверди обет и суши?

Ведаешь ли о том,
Что без тебя земля –
Кощунственно мрачный том
Серого бытия?

Ведаешь ли о том –
Две мы с тобой звезды.
Млечным путём идём
В зареве синевы…
01.12.87.

_______________________________________

1 9 8 8
_______________________________________

НЕОТВРАТИМОЕ / 1
(ГИМНЫ  ЭПОХЕ)
Без веры… Что без веры я?
В надежде сердце берёт силы.
В любви все смыслы бытия.
В тебе всё, стало быть, мой милый.

Что я без этих упований?
Без слёз, молитв, стремлений ввысь?
О, сердце! Буря ты в стакане,
Но вне тебя – вся жизнь, остановись!

Вот мой удел – к тебе тяну я руки.
Тебя желая видеть, осязать.
Но всех сильней – души печальной муки,
Их – вне тебя – сумею ли унять?

Вся жизнь летит – стрела из лука.
О, легкомыслен Эрос, выпустивший нас.
Обрёк на жгучие, невыносимы муки,
А утерявший – умер в тот же час…

Награда мне любовь. Она сестра надежды,
И вера – их мудрейшая сестра.
Но нас - лишили этого советские невежды,
Победный, хоть дремучий, класс.

И как без вас? И где искать приюта?
Душе усталой, русской и больной?
Они – орда, привычная к салютам,
А я хочу к тебе, к тебе, домой.

Они здесь рапортуют, благодушны.
Что до страданий им и горестей судьбы?
У них ракеты, танки, пушки,
И вместо мозга – Ленина шиши.

Всё чёрное у них, да белое, да красно.
Ну, шесть цветов знакомы, может, им.
Всё прочее – напрасно и не ясно,
К какой же касте, нация, теперь
                принадлежим?

И будто бы оскопленная сука
Лежишь ты на просторе мировом.
Моя ли личная, международна мука
Сочтётся после праведным грехом?

Всё – после, после. Нынешнего нету.
Куриная объяла слепота.
Впросак вогнали целую планету,
И руку запустили в небеса.

Попрали мать… Теперь отца загнали.
И рай, и ад смешали воедино.
- Чума, чума, - всё на других орали,
И проглядели собственну чумнину…

Оракул встал, и ныне он глаголет.
Но годы чем, и жизни, заменить?
И новые идут расколы,
И нечем голод утолить…

Я вне греха. Мне честь дороже злата,
Не торговала именем своим.
Без грома их фанфар была простым
                солдатом,
Уверенным, упрямым, рядовым.

Но гнули, кто как мог,
Зигзагом скручивая душу, мышцы,
                нервы,
И, странно, чести вовсе не берёг тот,
Кто хотел казаться и единственным,
                и первым…

Он в касте видел щит.
И оскопленье мозга, чувств, предприняв,
О, как же скоро он бежит,
И нагоняет дичь, и всё уже навыверт…

И рукоплещет сам, и ждёт рукоплесканий,
И всё ушло во грех, паденье и разврат.
Оскопленному, что ему
                Любовь, Надежда, Вера?
Не чувствуя гармонии, он тянет всё
                в разлад!

Гармония… Гармония… Она не друг хаосу.
И не сестра невежеству, и не родня скопцу.
Гармония – Поэзия, Гармония – Отечество.
У скОпца нет томления по матери-отцу.

Безудержна в презрении, слагаю гимн ему.
И ненавижу искренне, кляну и предаю
Анафеме всё племя дармоеда…
25.01.88.

НЕОТВРАТИМОЕ  / 2
1
О, потрясённое сознание!
И новый навешен ярлык!
А сверху – одни указания.
От них нам, видать, не отвыкнуть.
2
Мозг, сыграй мне ноктюрн, пожалуйста.
Ну, заполни пустоты меж клеток.
Мозг, воспламени море яркостей,
И надежд, и мечтаний, и пропастей.

Только мозг молчит обречённо.
- Где их взять, коль серо бытие?
Хоть прошу его воспалённо,
Да не видывал яркости те…
3
О, потрясённое сознание –
Уж приближение конца
Пугает бедное создание
И отвлекает от венца.

И всей истории незнание
Не сокрушит её гонца –
Одно лишь только наказание
Ждёт за сокрытие лица.

О, потрясённое сознание,
Простим ли мы того дерзца?
О, да, вспоём хвалу терзанью
Неправедного молодца.

Зачем? Дабы его признанью
Уж не бывало бы образца?
Да кто он? Душка по призванью,
Любитель красного словца…

О, потрясённое сознание!
Уныло вякать до звонца.
Вот если б наше мирозданье
Узнало б своего отца!

Тогда б всеобщее воздание
Превознесло бы мудреца!
Но это сказка, воссоздание, -
Оно пророчит хитреца!..

О, потрясённое сознание!
Не стоишь жалкого яйца…
А всё о том же – восседания
И промыслы свята-святца.

Но нет! Не будет опоздания –
Не кони мы, не жрём сенца…
И за такие вот издания –
Жаль, не заплатят ни хренца…
1.02.88.

К  ТЕБЕ  / 5
Знаю, знаю, - ты ждёшь привета,
Да и в голосе хрипотца.
Да не шлю я тебе ответа,
Не пишу того письмеца…

Всё брожу по округам пустынным –
Стонет сердце при виде тепла.
Ах, уехать уже б в Эстонию,
Поискать от добра – добра.

Ты же веришь в моё возвращенье –
И растишь на балконе грибы.
Сладко-пряное угощение –
Как подарок злодейки Судьбы.

Всё-то льстивы её гримасы –
Не поверить теперь уж им!
Надоели приметы масок.
Небо, будь всегда голубым!

Ну, пожалуйста, больше красок,
Больше веры в суетность дня.
Неприступность сереньких масок –
Ненадёжная, всё же, броня.

Ах, вертлявые эти гримасы, –
Как пленили бесшумно сердца!
И не жаждать вырваться к массам,
Не раскрыть преступлений лица.

Да, несладко для бренных Время.
В одеяньях Свинца да Словца.
…Для меня началась литургия,
Для иных – карнавал без конца…
1.02.88.

К  ИДЕАЛУ / 2
Ты со мною, друг мой поседелый.
Падает увядшая листва.
Мы – как умирания модели,
Образцы Природы Мастерства.

И колдует в наших душах осень –
И куёт там новые мечи.
- Для чего? – никто уже не спросит,
Унесут их серые смерчи.

Вот и я, под стать тебе подруга,
Тоже нарядилася в шелка.
Серостью покрылася округа,
В терема дорога далека…

Но в печаль не станем окунаться –
Бога-Радости представимся детьми.
И возжаждем одного лишь: братства
С родственными душами Земли.

Родственные души – как оплата
За премногие ошибки суеты,
Ах, останусь навсегда крылата,
Если не предашь на нелюбь ты…

Возглас сей – он всей планеты сущность,
Торжество и Гимн он Бытия.
Ты провозгласишь Благополучность –
Вечную тщету открою я.

Ты печаль свою сменяешь на монеты,
Или же - в дерзаньях изведёшь.
Для меня она – Божественна карета,
Нечто, убивающее Ложь…
12.02.88.

К  ЭОЛУ / 2
Скорость ветра – это мой полёт.
Ветер встретит, в поле унесёт.
Всюду он – премудрый
Бородатый старец,
И ленивым впору
От него достанет.

Ветер – свежего дыхания глоток.
Это он умеет всё на свете –
Всемогущий воздуха поток.

С ним не страшно,
Будь он хоть коварен.
Ветер – космоса посланец и герой.
И наводит на земле здесь глянец,
И неистовы мелодии выводит.

Ветер – мои крылья, знаю точно.
Тайно вдохновение несёт…
Ласково зовёт меня он дочкой,
Устремляя к высоте высот…
12.02.88.

* * *
Десять лет моей маяты.
Изменилось ли что во мне?
Нет, пожалуй, куриной уже слепоты,
И телячьих восторгов нет.

Нет и веры, как нет Мечты.
Нет надежды увидеть Удачу.
Силуэт одной Суеты
Остался от Грёз в придачу.

Не грущу ли о том? О, да!
И, по-прежнему, век проклинаю.
Ты, Россия, сплошь целина,
И Прекрасного Лика - не знаю.

Без прекрасного – как?
Без прекрасного – жить?
Без прекрасного – мрак!
Век всё чёрту служить?!

Я хочу убежать. Здесь немало бегут.
Но опять – все права у евреев.
Мне бежать не дают, и не дадут,
В ножки кланяться – не умею.

Десять лет маяты.  Двадцать лет.
Сил в душе всё меньше и меньше.
Десять лет…  Двадцать лет…
Сил всё меньше и меньше… Нет…
10.03.88.

* * *
Бубенцы, колокола, – нереальные дела.
10.03.88.

* * *
Мозг мой – реактор.
Им я жива.
Им продиктованы
Эти слова.

Гибельна жизнь!
Всё вокруг чучела.
А до прозрения
Где я была?

Спорят козявки
С утра до утра –
Я же нектары
Священны пила.

Ныне душа
Поистощилась –
И до вопросов
И я дотащилась.

Душу терзают –
Как вороньё,
Будто бы это
Дело моё.

Нет, я от века
Взяла только плоть.
Мозг мой – планета
В тёмную ночь.

И не дано им
Планету познать.
Мне же пора
От дебилов бежать…
10.03.88.

ЭЙФОРИЯ
1
Ха! Ха – ха!
Ха – ха – ха – ха!
Им – подальше от греха.
Мне – познать охота мир.
Дан от роду только миг.

Нам он – хватит на двоих.
Отчего же ты притих?

Он затих, и ты затих.
Я уткнулась в новый стих.

Мир поник и сник. В тебе.
Но волной шумит во мне.

Призывает в Новый свет.
Но во мне деянья нет.

Я всего аккумулятор.
Теоретик-имплантатор.

Не имею больших прав.
Оттого во мне всё прах.

Жаль! А сколько я могла бы!
Впрочем, не о том печаль!

Бога изгнанного жаль!
Поняли меня вы, крабы?..
2
Бытие во мне гнездится.
Бытие измять грозится.
Бытие в своих правах.
Ах!

Что томит сегодня душу?
Разве перед Богом струшу?
Я несу свои грехи
На гору Хи - хи – хи –хи.

Каждый занят своим делом,
Верит в завтрашнее смело.
Верю, может быть, и я
В непогрешность бытия.

Вы влачите – алчность, бравость,
Я – души моей корявость.
Каждый скачет на свой лад,
Несуразный – невпопад.

Не томитесь от затеи –
Что-нибудь, авось, успеем.
И прославим якоря –
На уря!

Я в тоске сгрызу улитку,
Будто шоколада плитку.
Не замечу в них отличий –
Вот цена иных приличий…

Вы вскричите, как пиявка,
Вам улитку станет жалко.
Я подброшу вам кило –
И заткнёте вы хайло.

Про улитку я – к примеру:
Не мешало знать бы меру!
Только с кем я говорю?
А в ответ: - Хрю-хрю, хрю-хрю…
3
Туманность Андромеды
Теперь в моём мозгу.
И вот уже я еду,
И вот уже бегу.

Лечу и догоняю,
Скачу и догоню.
Зачем бегу – не знаю,
Кого уже ловлю?

Туманность Андромеды
Диктует тихо: - Спать.
И вот уже склоняюсь
К тебе, моя кровать…

Туманность Андромеды –
Ты кто мне – бабка, мать?
Уже, уже не еду –
Гипнозо-брежу: спа-а-а-ть…
10.03.88.

* * *
Сиянье солнца где-то вдалеке,
А здесь и мрак, и пустошь, и утроба.
И мы, нелюбящие, стонем налегке,
Оплакивая тайное у гроба.

Твоё дыханье – вовсе не костёр,
Уже не греет кровь моих бессилий.
Я вижу облик: просто живодёр,
А мне завидовали: - Он красивый…

Багрянцем небо зацветёт опять,
И облака познают вышину пространства.
И буду одиноко я стоять,
Пример и образец непостоянства.

И ни одна душа не сможет мне помочь,
И ни одна рука не вскинется в привете.
И долго буду я, потухшая свеча,
Всё маяться на этом бедном свете.

Воспрянуть! Вот приказ, -
А разве выполнимый?
И я гляжу на вас,
Шепчу, едва: - Любимый!

Надежд фрегат плывёт.
О, разве он доступен?
Командуй мной: - Вперёд!
А я ломаю руки.

А я – боюсь шагать,
И стыну в недвиженьи.
Молчать, молчать. Сказать?
И снова напряжение.

А где же простота?
Твоих заклятий сила?
Во мраке – пустота,
Она-то и сгубила.

Она-то и свела
На этот край… могильный…
11.03.88.

ЭКЗАЛЬТАЦИЯ?
За Удачею снова Удача.
И ни крика уже, и ни плача.
Воссияет Христова душа –
Всей бездонностью хороша!

А Расплата? Она за Расплатой –
Не довольна своей Палатой.
Выхожу я в народ погулять –
Да умишка в запас поднабрать.

Совместимости нет в этом строе –
И уже нас осталось трое:
Он, Георгий и я – чума,
Бесполезный пример ума.

И Удача с Расплатой сошлись,
Как два брата, в объятьи, слились,
И не мыслить уже бытия
Без волшебного возгласа «Я!»

Апокалипсис мой возведя, –
Я не славила вовсе тебя.
Жажда мести теснила мне грудь,
И хотелось свободней вздохнуть.

Но уже пробудились моря,
И меня поддержали: - Не зря!
И опять я по кругу бегу, -
А понять: - Всё зачем? – не могу.

И подстрелит меня пистолет
Через множество долгих лет.
Во спасенье ль погибну я? –
Кто ответит? Молчит Земля.

И пульсирует где-то ток –
Вот и новый уже виток.
Бьётся мозг о тесные стены –
Вся Вселенная в моих венах!
11.03.88.

НЕПРИЯТИЕ  / 1
1
Здравствуйте!
Здравствуйте все, паразиты.
Кои сокрыты и кои открыты.
Вся саранча, конопля ядоносна, –
И бытие это, скверно-несносно!

Здравствуй, планета, седло дураков.
На шеях пленников блещут оковы.
Нас похватали, связали, распяли,
Душу, как мыльницу, мигом отняли.

Нас – обедняли, умы нам терзали,
Имя своё позабыть заставляли.
Нас – то в дерьмо, то в чурбан
                превращали,
Век – ненавидели и развращали.

Нас – не признали. Мы – дети веков.
А не слепого двадцатого века. Тяжки
                оковы!
Но мы из гребцов, коим Отчизна –
Просторы в полнеба!

Здравствуй, планета, седло дураков!
Не для твоих мы рождались силков!
Наши стремленья – познать и понять, -
Вашим арапчикам их не унять!

Ваши желанья – отнять и изъять -
Нашим запросам совсем не под стать.
Вот и терзаете нас обозлённо,
Вот и глотаете души казённо.

- В путь! – нас умы опять призывают.
Уроженцы Земли отрешённо зевают.
Батюшки, как же мы с ними разнимся,
Но на безумных не тычем, не злимся.

Космоса сила, Космоса воля, –
Мы с саранчой не ведём уже споров.
Каждому – божье. Своё, не иное.
Пусть погалдят, покукуют, повоют.

Мы же в своих обретёмся делах.
Нам не предписан пока ещё крах.
2
Скажи, что ты со мной един,
Мой повелитель, господин.
Что мы – одно, что я и ты
Несём одни с тобой черты.

Морское чрево – наша мать…
3
Вот повеление Руси:
- Бери, по силам что, неси.

А я артачусь, не хочу.
Одну свою Судьбу влачу.

Она одна по силам мне,
И та, алмаз как во говне.
4
Я огурцом ли выросла на грядке,
А огород – в полнейшем беспорядке.

И это есть Отчизна!
Всяк овощ – гражданин!

Так отчего ж коммуне
Чужды мы стократно?

Так отчего ж мой огурец
Небрежно так храним,

И в перегной готов залезть
С рождения обратно?

Отчизна – грядка, сивый огород,
С сынов своих оплаты не берёт.

Но и сама не платит ни гроша.
Пожалуй, равнодушьем лишь
                и хороша!..
14.03.88.

НАПЕВКИ
1
Где-то рай земной
Всё летит за мной –
Да никак не догонит.

Где-то вечер мой
Всё летит за мной –
Ну, а я коня шпорю.

Где-то мать моя
Без души-огня
Уж оплакивает.

Где-то смерть моя.
Во сто крат шаля, –
Да щадит меня.

Где-то отчий дом –
Всё уж ветхо в нём, -
Всё манит-дурит…

Где-то разум мой,
Помрачён тобой, -
Да не служит мне.

Ох, не служит!..
2
Мы в одном краю,
И в одном узле, -
Только я тебя не узнаю.

Мы в одном дому,
И в одной узде, -
Ржём по-разному.

Мы в одном строю,
И в одном седле,
Оба белые, оба красные.

Мы с тобой друзья,
Или недруги? Но всегда,
Всегда, – разнесчастные…
3
Боги важные, боги разные, -
И мудрёные, и напрасные.

Боги белые, боги чёрные, -
Боги серые, закопченные.

Бо-ги – честные, боги – верные,
Ах, надёжные, благоверные.

Нету веры вам, нету праздника, -
Разговелися понапрасненьку.

Ни огня уже, и не скипетра…
Мышеловочка, дело хитрое…
30.03.88.

ЧИТАЯ  БЁРКА
Нет, не струшу, не струшу, не струшу,
Не отдам в поругание душу.

И осмелюсь вам возразить –
Без покоя счастливой не быть.

Без покоя не встретить рассвета,
И нюансов прошедшего нету.

Без покоя я гибну в тревоге
На разбойничьей жизни дороге.
2
Я завидую вашим порывам
И неясностям путаной мысли.

Лишь ничтожного это отрывок
Из большой, многоярусной жизни.

Вам, влюблённому в силы хаОса,
Вам, дерзнувшему мир распознать,

Адресую мои вопросы
В нетерпении более ждать…
30.03.88.

* * *
Солнца купель
          надо мною воцарилась –
Солнца купель
                поглотила меня.

Солнца купель,
                я тобою умылась
И приласкала тебя,
                как дитя.

Солнца купель –
               колыбель моей жизни.
Солнца купель, –
                сирота без тебя.

Солнца купель –
                одиночества призрак,
 Бедной души моей нагота.

Солнца купель
                призывает к высотам,
Солнца купель
                искушает, дразня.

Солнца купель, - ты
                приют сумасбродам.
Ах, не буди,
                не мани ты меня…
30.03.87.

МОЯ  ОТЧИЗНА…
Моя Отчизна!
Ты опять в беде.
В слезах лицо моё,
А как помочь тебе?

Я схоронила многое,
ОтнЯто.
И сил уже
Для счастья маловато.

И я – в навоз,
Как многие, как все,
Кто кувыркался
В русском колесе.

Отчизна! Как богата
И сильна.
Распятая предательски
Страна.

На диво всем
Заморским чудакам -
Ты легковерна
И доступна дуракам.

Вот так и я,
И жизнь моя – алмаз,
Попала в твой
Отхожий таз.

Отчизна! Все твои сыны
Нигде, ничем, никак
Не  - за – щи – ще - ны.
Доколе же?

Доколе этот смрад,
И душ поверженных
Разврат?
И горя прошлого возврат?

Доколе дураки у власти?
Горят ненужные пингвиньи
                страсти?
Доколь в загоне буду я
И умных хрупкая семья?

Любовь отбросили,
И честь, и чистоту.
Всё растоптали –
И надолго, в наготу.

Ах, дивные
Колокола России, -
И вы набата
Не гласили.

И вы молчали
В годы тяжких бед, -
Ни во Христе,
Ни на миру

Спасенья ныне нет!
7.08.88.

* * *
Мой Ангел бережёт меня,
Когда седлаю я коня

Затем, чтобы сразиться с миром,
Который называю лживым.

Мой Ангел бережёт меня.
Когда не достаёт огня

В моей душе для вечного сраженья, –
И избегаю так я пораженья.

Мой Ангел бережёт меня,
Когда колеблется Заря, –

И сомневаюсь я во всём на свете, -
Он утешает, мой призывный ветер.

Мой Ангел бережёт меня…
08.09.88.

К  СЫНУ / 2
Сыночек, факел мой во тьме, -
Призывы все мои к тебе:

Твоя великая душа
Вниманьем к миру хороша.

Черпай, черпай свои познанья, –
Ты в мир пришёл без опозданья.

Велик сей сферы небосклон,
Хоть и пророчат ей уклон.

Но ты познать его стремись,
Направив ум свой в эту высь.

Земное каждому дано,
Не убежит от нас оно.

Но высота ума – одна.
Пусть изберёт тебя она!
8.09.88.

* * *
Горечь, горечь сладких мук,
Долгих, без конца, разлук.

Ты пленяла и – пленила, -
Имя сущее забыла,

И бреду теперь во тьме –
Не сияет призрак мне.

Растеряла кошельки
Таинств девственной руки,

И теперь вот плачу я –
Где же Музыка моя?..
8.09.87.

* * *
Без огня и без воды,
И без умственной еды
Дожила я до седин,
И талдычу только «ды»…
8.09.88.

К  ЦИКЛУ «ТЫ!»
1
Ты! Ты пришёл,
          ты факел дня –
Опалил до ног меня,
Не жалеючи огня.

Без тебя я кем была?
И не знала бы огня,
Как пушиночка жила.
Соразмерить не могла б.

А теперь – с тобою – я
Нахлебалась вод, огня.
Мною ведает душа –
Лишь тобою хороша!
2
Ты разорил моё гнездо,
Покой нарушив до предела.

Ты, мой божественный Никто,
Вдохнул нектар в пустое тело.

Ты, символ, призрак, Идеал, –
Вдруг дятлом душу врачевал.

Когда была нема, слепа,
Бездейственна и так слаба.

Ты пробудил, тебя я славлю,
И имя я твоё оставлю, –

И братом Феба назову…
3
Ты! Через двадцать лет опять
Волнуешь душу, нежный призрак.

И через двадцать лет опять
Так нужен!
Улыбнись же издали!..
4
И через двадцать лет опять
Я отдаюсь душевной фальши,

Умом ушедших тень ловлю,
А жить-то нужно дальше.

Но я без веры, без любви,
В опустошении глубоком

Ловлю молчания твои,
И вою, вою диким волком.

На бездорожье, средь пути,
И с бременем уж за спиною, -

Куда идти, зачем идти, -
Того не знаю, и не скрою.

А ты! А ты… А ты всё мог,
Но вот оставил мою слабость,

И тысячью ушёл дорог, –
Куда, зачем? Ах, просто к бабам…
08.09.88.

* * *
Мой Ангел! Он меня берёг
На этих тропах, среди смуты.

Мой ангел мой покой стерёг,
Хотя нередко карты путал.

Но благодарна я ему,
За это всё, что не пойму.

За это сладкое незрелье,
И даже за своё безверье.

За безутешность, смуты дня,
За растерзание меня.

За всё, за всё ему хвала!
Велик же мученик, Аллах…
08.09.88.

«ТЫ!»
Ты один со мною был,
Когда никто уж не любил,
Когда другой давно забыл,
Со мною ты, я знаю, был.

Ты мною жил, как я жила тобою.
Лишь твой огонь во мне,
Который не щадил.
Хоть не сжигал дотла, -

Но всё же опалял всегда –
До истовства, до боли.
Порою – сковывал, - порой
Опустошал всю волю.

Да, твой огонь мерцал –
Даже когда побита
Я мыслью не жила –
Почти уже убита.

Но и тогда огонь
В душе чадил страшенно…
Тебе ли то понять,
Отрекшися блаженно?..
8.09.88.

* * *
Здравствуй, Ветер,
Милый брат, -
Повернуть нельзя назад.

Будем двигаться вперёд –
Океан страстей зовёт.

Здравствуй, Ветер,
Милый брат,
Люб мне серый водопад.

Где без всякой укоризны
Забываются Отчизны.

Здравствуй, Ветер,
Милый брат.
Нет пути уже назад.

Полечу с тобой вперёд –
Подошёл и мой черёд…
2
Обнял Ветер,
Милый брат,
Понеслися наугад.

Всё смешалось,
Закрутилось,
Вся Вселенная забылась.

Только… Ветер,
Милый брат,
Уноси скорей назад.

Не хочу я в этот ад –
Обессилел водопад…
Жить – приятней многократ!
08.09.88.

«ТЫ!» / 2
Ты не любил, не знал
                священного огня, –
Понять не сможешь ты меня.

А я люблю! Люблю все годы жизни, –
И без любви её никак не мыслю.

Что сердце согревает нам в ночи,
Когда его вселенная молчит?

Какие звуки ловим, когда оно
                в тревоге,
И каждая струна его – от Бога?..

Ах, сердце, чувствую, несу твою тревогу,
И верую – любовь от Бога мне,
                от Бога…
2
Апофеоз тебе, мой зыбкий Идеал!
Поклон тебе, и вечное блаженство!
И все мои хрустальные слова –
Лишь постамент святого 
                благоденствия!
8.09.88.

К  ДУШЕ / 1
Ромашка бледная моя =
Душа усталая.

Иду по сизой крутизне –
Никто не встретился здесь мне.

В обрыв смотреть не стану,
Усталая, как Алла…
9.09.88.

* * *
Цепи, цепи сковали мне душу.
Но не всплачу уже, и не струшу, -

Я пойду узкой тропкою ввысь, -
Ты попробуй, сюда доберись.

Нет, не струсит, не всплачет душа, -
Розой алою хороша…

(Здесь прискочет мне старая рифма…)
9.09.88.

* * *
Читателю, ставшему другом,
                только радуюсь…
1988

* * *
Куда держу я путь,
Какие мыслю дали?
Назад не повернуть,
И устоять едва ли.

Опоры не ищу –
Она во мне лишь только.
Зигзагами брожу –
Зато пою я вольно.

Зато нет хомута
На щуплой моей шее,
И я уже не та,
Которой нужен лэнин.

И я уже не та,
Кому нужны два гроша, -
И душу не продам,
И вольности не брошу…
09.09.88.

* * *
Беспечность ты моя,
Беспечность – слабость воли.

Тебя я не отдам
Привыкшему неволить…
09.09.88.

* * *
Ропщет, ропщет моя душа,
На ручей жалкий похожа…
12.09.88.

* * *
Бездомен дух моей Надежды!
Бездомен и бездумен он.
Смотрю в прошедшее, как прежде,
Никто в меня уж не влюблён.

Прошло, всё в прошлом, надоело, -
Душа бичей одних полна.
Спина от суеты сопрела,
И я не вольна, не вольнА…

И вскрикнет этот, оголтелый:
- Ну, пей же, пей, скорей до дна! –
Я лишь травинку одну съела
На том пиру – и то хмельна!

А этот, этот, отдуваясь,
Всё яростнее мне кричит.
Когда чуме я отдавалась –
Зачем забросила свой щит?

Теперь бессильна и убога, –
За подаянием стою.
Спроси, мой миленький, у Бога,
Зачем отверг сестру свою?

Ах, миленький, уже утраты
Никоим чёртом не вернуть,
И намечаю во стократы
Себе отчаяннее путь…
12.09.88.

* * *
Ах, волки – сытые – мерзавцы -
Свободы отняли пучок…

(У бедной, бедненькой ЯгнИцы…)
12.09.88.

«ЗАПУТАН 
КОСМИЧЕСКИЙ  СЧЁТ…»
Лунный свет и лунная ночь –
А я улетаю прочь.
А я лунный луч не ловлю –
Уже я тебя не люблю.

Уже не связУют нас
Те нити, что прежде крепкИ,
В ступе одной твой глас
И мои толкли пузырьки.

Запутан космический счёт –
Кто должен кому и зачем?
Вокруг атмосферы лёд
Не растопить ничем.

Людские потухли слова,
Угасли жилищ огни, –
Лишь адова голова
Одна распростёрлась ниц.

Что ей до наших высот?
…………………………
12.09.88.

* * *
Ты шёл за мной,
                и наступал на пЯты,
В затылок мне дышал,
                а, может, поселился в нём…
3.10.88.

ОДУРАЧЕННОСТЬ
(К НАРОДУ МОЕМУ)
Вокруг всё тьма,
И кратки перемены,
И веры нет,
Что будет всё как раз.

И рвутся, не спросясь,
В моих истоках вены,
И вместо крови
В них увижу грязь, -

Российскую, мороченную
                дурью, -
И распластаюсь, обессилев
                на виду.
Как большинство из
                моего народа –
Я не пойму – куда,
                зачем иду?

И в хохоте идиллий,
                лжи, бесправья,
Под присвисты металла-рока,
В еврейском иге –
                оборотне-Идеале  –
Я не узнаю своего народа.

Да был ли он?
                С семнадцатого года
Распят в угоду избранным
                вождям.
Нет, не узнаю я того народа, –
И сердце в распыление отдам.

Хотя дышать хотелось,
                как всякому ростку…
03.10.88.

НЕОКОНЧЕННОЕ
СТИХОТВОРЕНИЕ
Мир оков – этот мир человечий.
Мир оков – ибо мозг их овечий,

Ибо жаждут того, чтоб купаться во зле.
Это чуждо моей невесёлой звезде.

Моё сердце – оно погремушка в руках
Тех всевластных, всесильных «пингвинов»…
3.10.88

К  ПУГАЧЁВОЙ
Она одна тогда блистала – Алла!
И душу лунно освещала – Алла.
И сердце пеньем согревала – Алла.
Соломинкою нас держала – Алла.
06.10.88.

* * *
Я душу на заклание отдам,
Коль не поверят, что тебя любила…
30.10.88.

* * *
Матерь Божья, что вокруг я вижу?
Ты бы тоже плакала навзрыд…
30.10.88.

БУНТАРКА
Нет, не хочу жить по Евангелию.
Нет, не хочу признавать Библию.
Нет, не хочу покровительств еврейских,
Я не курчава, и роду иного.

Нет, не хочу пресловутых угодий, -
Желаю быть вольной, как птица полей.
Желаю…  Желаю играть на просторе -
Отнюдь не еврейско-холопских страстей.

Желаю…  Желаю парить и парить –
И слов благодарности не говорить, -
С отчаяньем в игры шальные играть…
Неужто повяжут жиды нас, – и вспять?..
30.10.88.

* * *
Ха, они нам пророчат…
            Они нас порочат…
30.10.88.

* * *
Мыслей, мыслей – океан,
Но - летающих, как тени…
30.10.88.

НА  МОТИВ  ПЕСНИ / 17
Отчего молчишь, душа?
Песен нежных не поёшь?
До чего же хороша –
Погибаю ни за грош.

Отчего молчишь, душа?
Сыну ныне только служишь.
К люду чёрному глуха,
И с болезнями не сдюжишь.

Отчего молчишь, душа?
Иль земное позабыла?
Ни стиха и ни греха, –
Отчуждаемся уныло.

Отчего молчишь, душа?
Флаг приспущен, мочи нету.
Не попало ни шиша
В золочёную карету.

Нет, не выпал жребий мне
Радость с солнышком встречать.
Всё никчемно, всё всуе, -
Сердцу велено роптать.

И не верю я утрам,
В серость тускленьких забот.
Надоел уж тарарам
С визгом бодреньким «вперёд!»

Я осталась позади,
Мой удел – одно сомненье.
Ах, приди ко мне, приди,
В будничное воскресенье.

Руку дай и погадай,
Ворожбой измучай сердце.
Прошлое не угадай –
Никуда ему не деться.

Душу прежде воскреси,
Оживи её надеждой.
Но любови не проси –
Это яство ненадёжно…
27.11.88.

К  ПАМЯТИ
Без любви мир
                мрачен и тускл.
Без любви нет озарений.
Сердце, пряник мой сдобный, -
Удержать отчего не смогли

Тех, дороже которых нету?
Тех, милее которых – не будет?
Тех, чей лик как награда,
И Вера – награда им?

Сердце, отчего онемело,
                молчишь?
Любовь пылала заревом,
                пожаром,
Любовь к надежде
                верою влекла,
Томила ожиданием, лобзала, -
И вдруг – ушла, ушла, ушла?!.

Какое сердце выдержать
                сумело
И ум какой в плену
                не потускнел?
Ему же нет до плачей моих
                дела,
Он далеко зажёг свои огни.

Его забыть – какую надо силу!
Отречься от меня! –
                Он был дурак.
И обуздал породисту кобылу –
Не умный, не умён, просто…
                хомяк.

И вот уже листком,
                оторванным от ветки,
Я в сем миру на хладе трепещу.
Пора бы боль унять, пора бы
                приземлиться,
А я лечу, лечу, лечу…

Твой зов не слышен –
                ты в другом краю.
И только я, ломая руки,
                плачу.
И ветер донесёт мою слезу,
И подтвердит, мятежно,
                неудачу.

Любви остаток – слишком
                он тяжёл
Для этих лет, печальных,
                долгих-долгих.
Избранник мой! А если
                был осёл –
Зачем украсился звездАми?

- Не возлюби! – пылал в тебе
                приказ
Твоей тщедушной, мышее-
                подобной мамы.
То был трепещущий наказ, -
И приговор для нашей юной
                драмы.

А я – любила!
                Я – тебя ждала!
А я – пылала,
                сердцем нараспашку!
Какой пассаж! Какой
                скандал!
Ах, лучше бы избрала
                друга Сашку!

А я – хотела –
                к солнышку взлететь!
Я ощутила – исполински –
                крыла!
А я – дарила – все миры –
                тебе!
И я - тебя – тогда –
                боготворила!

Земля уже не может
                без тебя!
И вёсен, радуг нет,
                и нету солнца.
Земля – уже – не может –
                без тебя!
Лишь ты один – в Вселенную
                оконце!

Ну, разве только не
                носила на руках,
Ну, разве только опасалась
                быть раскрытой, –
В каких не обвиняли лишь
                грехах,
А без тебя была бы я
                убитой…

Как трудно брошенной,
                недолюбившей жить,
Имея сердце, близкое
                оргАну.
Как - трудно - брошенной –
                недолюбтвшей – быть
В награду выброшенной
                просто хулигану.

О, сердце! Памятник! Моей
                Мечты!
Ты - идол, поклонения
                достойный.
В себе же нахожу его черты –
Неумности, жестокости, гордыни
                гнойной…

Прощенья нет тебе, не
                принявший любовь.
Прощенья нет, не жди его
                вовеки.
О, сердце, мой цветок,
                моя гармонь, –
Не повстречай такого
                человека!..
27.11.88.



Цикл стихов «ПЛЕННИЦА  ДУХА» за период 1987 – 1988 г. г. , расположены по хронологии написания.
Многие из стихов этого цикла использованы в тематических подборках «СТИХИ-АФОРИЗМЫ», «ПРОТИВОБОРСТВУЯ…», «ТЫ!..», «К ОТЧИЗНЕ» и др.
Комп –й набор текста, шрифт 14; 67 страниц. 
Размещены в ИНЕТЕ - 21.03 .2024.