Сильвестр Щедрин. Новый Рим

Геннадий Мартынов
     Полное название картины «Новый Рим. Замок святого Ангела». Картина была написана в 1825 году. То есть, почти два века назад. Она находится в самом  начале всей экспозиции Третьяковской галереи. Напротив её на другой стене находятся полотна другого известного художника - Ореста Кипренского. Как обидно и несправедливо! Два больших художника и оба лучшие годы своей жизни провели на чужбине. В прекрасной Италии. Они были  знакомы и даже дружили. Одно время жили в одном доме в Неаполе.  И оба нашли последний  приют и успокоение вдали от милого предела, по словам Пушкина.

                *****
  Сильвестр Щедрин родился 1791 году в семье, в которой он не мог не стать художником. Среда, особенно в детстве, - это все. Она дает духовное направление на всю оставшуюся жизнь. Мальчик с ранних лет видел вокруг себя в основном художников и скульпторов. Он слушал разговоры взрослых об искусстве. И жил он с семьёй при Академии художеств. Другого мира он не знал.

   Он не мог не стать художником.  Его отец был известным скульптором , ректором Академии художеств , профессором  класса скульптуры. Брат его  — архитектор  Апполон Щедрин. Какое красивое имя. Интересно, как его звали в детстве. А дядя — известный в XVIII столетии пейзажист Семён Щедрин.  Ну как в такой среде не стать мальчику художником. Он им и стал. В 1800 году, то есть в девять лет,   он попал в число воспитанников Академии художеств. Он  записался  в пейзажный класс своего дяди, профессора академии. Дальше он  специализировался в области пейзажной живописи.

     Мальчик  обнаружил блестящие дарования и еще задолго до окончания курса за свои работы, главным образом за рисунки с натуры, был удостоен значительных наград, а именно — серебряной медали в 1808 году и малой золотой в 1809 году. А потом он получил и Большую золотую медаль. А это было важное событие в его жизни. Поскольку эта медаль давало право  на  «пенсионерство» за границей.  То есть на полное бесплатное существование за казённый счет за границей.  С обязательным ежегодном отчетом своего творчества в стране пребывания.

    Да вот беда, должен был отъехать в 1812 году. Нет нужды упоминать, что это было за время. Не до художников. Поездку отложили до 1818 года. И всё. Он поехал в Италию. Почему в Италию?  Потому как в это время все молодые живописцы со всей Европы ехали именно в эту страну. Она была такой артистической Меккой  для всех. Ехали на выучку к великим ренессансным мастерам.  Уехал и больше  на Родину не вернулся.

                *****
  Когда он приехал в Рим, город его просто ошеломил. Одно дело знать что-то из книг, и совсем другое, когда ты соприкасаешься с увиденным реально. когда ты в действительности погружаешься в мир, о котором знал только умозрительно. Вечный город, который ещё дышал античностью. Но было и другое, что поразило его после Петербурга. Непорядок и грязь на улицах. А запахи. Невыносимо.

     Пусть! Он прежде всего художник и как человек неприхотлив. Всё искупалось великим искусством, античными развалинами, бездонным небом.

   В Риме он дружески сошёлся  с поэтом Батюшковым. А его коллега и друг Кипренский помог ему – он нашёл ему в Риме недорогую квартиру. А юного художника тянуло на юг , в Неаполь. И вот через восемь месяцев он уехал все же в Неаполь.

    Это по его словам, было самое счастливое время жизни. Он ходил по окрестностям города с папкой для рисования. Он мысленно и духовно погружался в ауру древней земли. Он учился пленэрной живописи. Он писал:» Я начал делать этюды  в таких местах, где ни одна ландшафтная нога не ступала».
 
   Он вел и светскую жизнь. Он совсем не был бирюком. Он ходил в театр и навещал многочисленные русские семейства. А  сам он был красивым, стройным, молодым человеком, не обделённый женским вниманием. И что странно. Он никогда не был женат и не оставил потомства. И у нас ничего не известно о личной жизни художника. Видимо, это была не его тема. Сам он объяснял нежелание жениться тем , что семья, дети и прочая отнимали бы его от служению святому делу, от искусства.
   
   А у него было работы. Известность его росла, он был завален заказами. И между тем жизнь  шла. Его пенсионерство   было продлено до пяти лет. А потом он решил пока не возвращаться в Россию. Казённой службе он предпочёл участь свободного  художника. 
                *****
     А теперь посмотрим на самую известную и популярную картину Сильвестра Щедрина. Она над текстом. Полное название городского пейзажа « Новый Рим. Замок святого Ангела» Картина была написана в 1823 году. То есть 200 лет назад. Я смотрю на эту картину и удивляюсь свежести красок. Как будто картина была написана совсем недавно.

  Этот городской пейзаж понравился всем. Им восхищались. Посыпались предложения сделать копии. Почему бы и нет. Тем более, что копия оплачивалась по той же цене, что и оригинал. Он и сделал копии, да не одну, а восемь. Правда это были не совсем копии.  Он показал те же главные здания, но под разными углами. Да еще с разным освещением. Он писал и заканчивал свои работы на пленэре. То есть в этом смысле он предвосхищал импрессионистов. Особенно Клода Моне. Тот тоже изобразил  фасад собора в Руане три десятка раз в разное время суток. Три из них находятся в музее им. Пушкина.

   Оригинал и две копии «Нового Рима.» находятся в Третьяковской галерее. Оригинал в постоянной экспозиции, копии в запаснике.

    Меня смущало название картины. Почему новый Рим. Почему новый. Потом понял. Этот Рим был  совершенно новым для художника, но не для нас по прошествии двух веков. Художник видел Рим таким, каким он его видел, но на фоне очень древних зданий. Новый на фоне старого.

Так что же мы видим. На переднем плане. – жизнь такая, какая она была при жизни художника. Для современников художника ничего необычайного и удивительного в этой картине нет. Именно в этом была её главная ценность. Слева здания - совсем не дворцы. Больше похожие на трущобы. В эту часть картины художник поместил группы людей, ещё раз подчёркивающие новизну вечного города.
 
     На переднем плане мы видим людей. Это не ряженные. Настоящие римляне. Они позировали художники за очень умеренную плату. Пришли, в чём были. Этих людей в пейзажной живописи называли «стаффаж».  От англ. staff — персонал, штат. Не имеющая сюжетного значения группа людей или животных в пейзаже.

     Частью стаффажа могут стать как случайные прохожие или пасущиеся на лугу козы, коровы и пр., так и персонажи, которые осложняют картину новыми смыслами и звучаниями.  Причем часто проработкой этих фигур занимался другой художник, потому что не все пейзажисты были мастерами в изображении людей.

  Большой шаг вперёд Щедрин сделал в изображении людей. Человеческие фигуры в его картинах не просто стаффаж (условные фигурки людей, оживляющие пейзаж и показывающие масштаб архитектуры), а живые люди, занятые своей повседневной работой.

Этим Щедрин подчёркивает, что в «вечном городе» бок о бок существует высокое и низкое, вечное и временное. С особой тщательностью изображены простые римляне на берегу Тибра, придавая картине неподдельную жизненность и достоверность. И потом, город, это  ведь не только здания, дворцы и соборы. Это всё творения человека. Без людей, жителей город - недвижный и мёртвый материал, каким бы красивым он не был бы. Это всё творения человека, живущего в этих домах. И где же он, человек? Вот он на переднем плане.

   Мы видим рыбаков, продавцов, случайных прохожих. Они оживляют древний, вечный город. Жизнь продолжается на каждом срезе времени.
  Мне посчастливилось побывать в этом городе. Я сопровождал тургруппу в качестве переводчика. Из того, что мы видим на картине, остались только замок святого Ангела и собор св. Петра. Они как мастодонты возвышаются над городом, и тем не менее являются привычной частью, давно вписавшиеся в  привычный пейзаж.

  Я помню , как во время экскурсии по городу наш автобус выехал к Колизею. Ещё один исторический скол в центре города. Мы сошли и прошли внутрь. Я стоял  наверху на трибуне и старался проникнуться аурой древнейшего стадиона. Мне трудно было представить, как на этой арене не такой уж большой Спартак бился не на жизнь, а на смерть с товарищами по несчастью – с другими гладиаторами. И как первых христиан выгоняли на эту арену на растерзания их зубастыми хищниками. Сегодня это всё мертвые камни, похожие на декорации. Но ведь они же и свидетели всех ужасов, творившихся на песчаной сцене исторического театра.

                *****
 
  На картине справа на берегу Тибра возвышается замок святого Ангела. Удивительно, его построили во II веке н.э.  Первоначально это был мавзолей, созданный  при императоре Адриане. Заранее задуманный, как место погребение всех  последующих императоров Замок стал символом могущества Святого Престола и важным атрибутом папской власти.

    Крепость-замок  был захвачен  вестготами в 410 г. То есть дикими варварами.
 Замок был полностью разорён.  Варвары  рассеяли прах императора по ветру, а всё, что могли унести, унесли. Это были люди безжалостные и алчные до чужого добра.
 
   А потом со временем замок менял свое назначение не один раз. К примеру,  в средние века он служил  только крепостью.   В нем находили убежище папы римские. Был он и  хранилищем папской казны. Более надежного места в Риме не было. Был он и тюрьмой. Джордано Бруно провёл в этой тюрьме шесть лет. Потом, как известно, учёный и астроном был сожжен на костре , как еретик.
 
Большой вклад в реставрацию замка внёс папа Александр  четвёртый  Борджиа.   Во дворике здания  проходили театральные представления специально для этого  папы и его семьи, а также часто проходили пытки и казни, при которых папа обычно присутствовал лично.

    Почему его назвали  замком святого Ангела. Это связано с трагическим эпизодом в истории Рима. Город был поражен страшным бедствием. Бубонная чума.  И вот однажды жители города увидели на вершине замка фигуру Ангела. Он вкладывал меч в ножны. После бедствие истощило свое нашествие и пошла на убыль. Чудо.  Город был спасён благодаря Ангелу. С тех пор замок носит это наименование.

     Если вы пойдете по мосту, ведущему к святому месту через реку Тибр, слева и справ вы увидите фигуры Ангелов, украшающие мост.

   Я смотрю на картину Щедрина   и у меня ощущение единства того, что было и того ,  что существует сегодня. . Ощущение непрерывности исторического потока. Единство преходящего и вечного. 

Слева живописную композицию замыкают дома городского квартала, где ютилась римская беднота. Кстати,  сам художник жил где-то поблизости.
 
В настоящее время замок Сант-Анджело является архитектурным памятником — Военно-историческим музеем, одним из самых посещаемых в Италии.

                *****
     На горизонте  мы видим огромный купол собора Святого Петра. Пётр -  один из главных апостолов Христианской церкви наряду с другими апостолами Все двенадцать апостолов умерли мученической смертью. Св. Петр был казнен не самым жестоким образом. Были и другие изощренные казни. Его распяли причем вниз головой. По просьбе Петра. Даже в смерти он не хотел быть равным Христу. Уцелел только один из двенадцати , умерший от старости. Иоанн Богослов. Один из четырёх евангелистов.

    Апостол Пётр. Вспомним слова Христа:
 « Христос  говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;  и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее.»  Кстати, по-французски Pierre означает камень.

    На этом камне зиждется вся христианская церковь. И первым папой стал именно апостол Пётр. Все последующие Папы вплоть до последнего унаследовали духовную высшую власть именно от него. Поэтому каждое слово очередного Папы считается неподсудным. Каждое слово папы  – это слово Христа, и не подвергается обсуждению. В отличие от православного патриарха. Наш патриарх  лишь простой чернец, то есть монах, стоящий на самом верху иерархов. Он престолоблюститель.

                *****

Собор Святого Петра , центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана, вторая по площади христианская церковь в мире.  Церемониальный центр Римско-католической церкви. Его построили  несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело.  Он вмещает   около 15 тысяч человек внутри собора и 60 тысяч человек на площади.

  Когда-то вблизи места, где теперь высится собор Святого Апостола Петра, располагались сады цирка императора Нерона.  Первый  собор был построен в 326 году. Это было  правление первого христианского императора Константина Великого.  Он же  повелел захоронить здесь останки апостола Петра. Будущий  собор был установлен над криптой с саркофагом Святого Петра, принявшего в 66 году мученическую кончину в цирке Нерона.

     Внутри собор св. Петра  поражает великолепием, огромными размерами и богатством оформления. Здесь четыреста пятьдесят статуй, пятьсот колонн, пятьдесят алтарей  , множество надгробий, уникальное собрание произведений искусства.

  При входе в главный неф в пол вмонтирован порфировый диск, который был принесен из старой базилики, находившийся возле главного  алтаря. Встав на этом диске на колени, Карл Великий (Шарлемань) был коронован императором папой Львом III на Рождество 800 года.

Купол собора возвышается на высоту 136,57 метров от пола базилики до верхушки венчающего креста. Это самый высокий купол в мире. Его внутренний диаметр составляет 41,47 метров. Он превосходит купол собора Святой Софии в Константинополе, возведённого в 537 году. То есть, ещё за тысячу лет до строительства собора в Риме.

   Мне посчастливилось побывать в обоих соборах. Святого Петра и Святой Софии. Передать словами мои впечатления очень трудно. Впечатления разные, но единые по ощущению. Одинаково сильные. А ещё я думал о том, как же много человек тратил сил, таланта своих лучших представителей в устремлении создать нечто грандиозное во имя высших небесных сил, правящим миром. Памятники на все времена. И неважно тому, во что и в кого верили эти люди. По сути эти величественные памятники создавались самим себе. Памятники Человеку.

                *****
     Но был и другой христианский храм. Он старше, много старше собора святого Петра. Старше почти на тысячу лет. И не маленький храм. Огромный Он существует и сегодня. Он находится в Стамбуле и превращён в мечеть. И тем не менее он и сегодня  Всемирно известный памятник византийского зодчества , символ «золотого века» Византии. Официальное название на сегодня — Большая мечеть Айя-София.  Строительство Собора в Константинополя было завершено в 537 году. Его построил византийский император Юстиниан.
 
      Есть несколько значимых дат в истории храма. Первая – окончательны раскол на католичество и православие. И этот раскол состоялся именно в этом соборе. 1054 год. И было лишь одно коротенькое слово, которое раскололо общую церковь. Это слово «Филио;кве». С латинского оно означает « и от сына». Святая Троица стала причиной несогласия и раздора. На западе и до сих пор считают, чту Дух Святой исходит только от Бога-Отца. В православии считают тоже и по сей день, что Дух Святой исходит и от Бога Сына (филиокве).
 
      Делались попытки примирения. Целая делегация прибыла  из Рима ради этого. Яростная дискуссия состоялась в стенах  собора во всей его роскоши. Не договорились и пришли к взаимному проклятию. Анафеме.

 
        Легаты  папы Римского во главе с кардиналом Гумбертом положили на престол храма Святой Софии в Константинополе анафему на того, кто противится Римскому престолу, назвав такового: «прозимитом и новым Антихристом».  Вот и всё. Нет примирения до сих пор.

                *****
    Следующая дата в истории Константинополя. 1204 год. Четвёртый крестовый поход. Крестоносцы-латиняне, в походе за гробом Господнем захватили и вчистую разграбили богатый город. Разграбили и порушили. А православный храм  превратили в католический собор. Со службами на латинском языке, непонятным для прихожан.  Храм был возвращён Восточной православной церкви после восстановления Византийской империи.
                *****
         1453 год. Печальная дата. Константинополь захвачен турками-османами. Пала Византийская империя. Христианский храм бел преобразован в главную мечеть Стамбула.
 
  Внутри храма произошли   преобразования,  соответствующие правилам и канонам  новой религии. Дело в том , что Ислам запрещает изображения Бога. И все другие изображения человека , а также изображения  животных и птичек. Только растительный орнамент. Храм не разрушили. Даже и название его оставили. Теперь Ая-София. А вот содержание было полностью изменено. Сняли колокола, вынули алтарь, весь иконостас, амвон и баптистерий. Снесли все мозаичные изображения Иисуса, Марии, всех святых и ангелов. То есть все, что не присутствует в Исламе.  Зато внутри установили минбар и михраб. А снаружи поставили четыре высоких минарета. Они и сегодня стоят.

                *****
    После этого центр православия переместился в Москву. То есть в третий Рим. А четвёртому, как известно, не бывать.
 
     Князь Владимир пришел к власти. На душе было много грехов, много смертей. У него был и гарем, насчитывающий несколько сотен наложниц. Можно припомнить и то, каким образом он женился на одной из своих жён. На Рогнете. Но это другая тема. Считается, что он искупил все грехи свои одним тем, что страна наша стала православной.

   Он пришел к власти и решил реформировать Веру. А это важно. Он это понял. Потому как тогда, так и сейчас духовные основы страны  - это Вера,  без этого страна существовать не может. Сначала силовыми методами решил Владимир  ввести новый пантеон богов. Языческих. Но это не пошло. Страна была большой. Она насчитывала много славянских племён. Нужно было их соединить в одно целое. Надо, чтобы все верили в одного Бога. Монотеизм лучше всего отвечал его политике централизации страны.

Владимир не торопился с окончательным решением в выборе той или иной религии для своего государства. Примкнуть можно было к хазарскому иудаизму, исламу из Волжской Булгарии, изучалось римское христианство и его византийская версия. Если опираться на «Повесть временных лет», то в процессе анализа особенностей верований Владимир отправил доверенных лиц изучить строение богослужений в каждой из этих религий.

   Русь находилась в окружении стран с разными монотеистическими религиями. Какую выбрать? Вопрос очень важный. Иудаизм он отверг сразу. Что же это за религия, народ который потерял свою землю. Нам такую не надо.

  Одно время ему нравился Ислам. Почему же нет.  Ислам князь изучал максимально тщательно и детально, в какой-то момент склоняясь именно к этому выбору. Но по легенде отверг он мусульманство из-за запрета употребления вина. «Руси веселие есть пити», - изрек Владимир Святославович и навсегда вычеркнул ислам из перспектив. Нет, такая религия никак не может прижиться на Руси. Мы все до сих пор помним эту фразу князя.

  Не понравилось князю и богослужение в исламской мечете : "Ходили его люди  в волжскую Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их». Не пойдёт.

  Ходили они и  к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой.

   И пришли его послы в Царьград . Присутствовали на богослужении в том самом храме святой Софии.  И вот, что они рассказали по возвращении на Русь.  «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такою зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом».
 
   И всё. Так мы стали православными.
 
                *****
  Вернёмся к художнику Сильвестру Щедрину.   В середине 1820 годов в его письмах впервые появились жалобы на недомогание. Болела печень. Что было причиной , неизвестно. Он не был пьяницей. Превосходное итальянское вино никак не могло быть причиной болей в печени. Поехал в Швейцарию. И там лечение не помогло. Постоянная боль неотступно преследовала его. Неотступно и упорно. Ничего не помогало. Он занялся самолечением, а потом обратился к знахарям и шарлатанам.  Мне это положение напомнило разговор Воланда с Берлиозом на Патриарших прудах.  Давайте вспомним:

    «Тут неизвестный повернулся к Берлиозу, - вообразите, что вы, например, начнете управлять, распоряжаться и другими и собою, вообще, так сказать, входить во вкус, и вдруг у вас... кхе... кхе... саркома легкого... - тут иностранец сладко усмехнулся, как будто мысль о саркоме легкого доставила ему удовольствие, - да, саркома,  и вот ваше управление закончилось! Ничья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует. Родные вам начинают лгать, вы, чуя неладное, бросаетесь к ученым врачам, затем к шарлатанам, а бывает, и к гадалкам. Как первое и второе, так и третье - совершенно бессмысленно, вы сами понимаете. И все это кончается трагически: тот, кто еще недавно полагал, что он чем-то управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно в деревянном ящике.»  Кстати, сам Михаил Булгаков умер от заболевания почек.
 
  Кончилось это тем, что после адских процедур, назначенных одним из шарлатанов, Щедрина на руках перенесли в Сорренто, где он и умер в 1830 году.
 
    Похоронили Щедрина в церкви  св. Викентия. Позже на могилу поставили памятник, созданный его другом. В начале 20 века монастырь с церковью были уничтожены. Но могила уцелела. Могилу русског8о художника вместе с надгробием перенесли на городское кладбище Сорренто.