Доброта и труд от беды спасут

Инесса Ильина Фёдорова
               
Жили были брат и сестра. Родители их рано умерли, вот и пошли они по свету странствовать, лучшей доли искать. Сестра Ирина была  златошвейка, а брат Иван – художник. Уже смеркалось, когда  зашли они в тёмный дремучий лес.  Брат сказал:
«Сейчас я залезу на высокое дерево, посмотрю вокруг, может увижу, где нам заночевать.»

Залез он на дерево и видит, недалеко от них огонёчек горит. Пошли они на огонёк и оказались около избушки. Стали стучаться в ворота тёсовые. Открыла им дряхлая старушка. Брат с сестрой попросились переночевать, она  их  пустила со словами:
«Ночуйте, да только, нечем мне вас угощать. Водицы, и той нет. Некому принести, а сама я еле хожу.  Вокруг дома хворост собираю, печь топлю. Но сейчас темно уже, и вижу я плохо, потому, так ложитесь,  а утро вечера мудренее. А вы, кто такие будете, чьих мест?»
«Мы брат и сестра. Родители наши померли, передали нам в наследство лишь своё ремесло. Я узоры на холсте рисую, а Ирина шьёт, ткёт по ним, вышивает. Сейчас идём в город,  на окраине, говорят, живут ремесленники. Вот и мы, хотим там поселиться».
Ирина достала из мешка хлеба краюшку, а Иван  раздобыл дровишек и водицы принёс. Поужинали и старушку угостили. Спать улеглись.
Наступило  утро. Надо бы уж и дальше в путь трогаться, но брат и сестра не торопятся уходить.  Посовещались они и говорят старушке:
«Спасибо за ночлег, но, можно, мы поживём у вас, сколько позволите? Вы нам за родную матушку будете, а мы о вас заботиться  станем, чтобы вы нужды не знали. Как-нибудь, прокормимся втроём. В лесу дичи много».
Старушка была не против. И стали они жить поживать дружно и счастливо. Иван залатал крышу, дров на зиму приготовил. Ирина грибов насолила, ягод натолкла, по дому  всё прибирает, варит, стирает, баньку топит. Хорошо им втроём!
Но вот, пришла пора старушке помирать. Она узелок белья из сундука достала, призвала брата Ивана и сестру Ирину и говорит:
«Дети мои родные, мне пора на  упокой, а вам жить. Но, сначала, я отблагодарю вас за то, что не бросили меня на растерзание лесному зверью. Вот вам два ларца. Голубой – Ирине, а зелёный – твой, Иван.  Не судите меня строго»
С этими словами, старушка легла на кровать и тихо отошла. Её схоронили с почестями, по-людски.

А на утро, брат и сестра пошли в город.  Только к вечеру  они оказались у городских ворот.  Стража грозная их не пропускает, говорит, что не велено путников, на ночь глядя,  в город пускать. Делать нечего, и решили  они заночевать прямо у ворот. Брат сказал:
«Видишь место, где коровы да верблюды лежат, там теплее».
 Взявшись за руки, подошли они и сели неподалёку от каравана  верблюдов, рядом с купцами. Рано утром, пока все  путники спали, сестра достала свой голубой ларец и брата разбудила.
«Давай-ка, пока все спят, поработаем немножко»
Вытащила она из голубого ларца небольшой холст, нитки золотые да разноцветные. А брат Иван открыл свой зелёный сундук и достал кисти да краски. Расстелил он холст и стал рисовать. А кисть-то, сама руку водит! Вот, нарисовал он озеро, а по озеру лебеди плавают. Вокруг озера стоит дворец белокаменный и возле него сад. А в саду цветы радужные, а на деревьях птицы райские с длинными хвостами. А пёрышки-то у них цветные, и синие, и красные, с хохолочками на головах. Чудо-ковёр вышел. А сестрица в это время скатерти вышивала. Цветы разноцветными нитями расцвечены, а солнышко  золотыми. Иголочка у неё в руках так и ходит, куда надо, стежок нитью вшивает золотой.  Переглянулись брат и сестра. Так вот, оказывается, какая старушка была, не простая. Видать, добрая волшебница! Убрали они всё опять по своим сундучкам и работу в мешок положили. Вскоре и купцы  проснулись.  Стража открыла ворота и стала пропускать  путников, заглядывая в мешки и проверяя, нет ли чего подозрительного. Вот, очередь и до брата с сестрой дошла. Заглянул старый стражник к Ирине в мешок, зажмурился, ослепило ему глаза золотое шитое солнце. Глянул к Ивану в мешок, а там, увесистый  новёхонький ковёр.
«Где добро взяли?! Украли, наверное, в царских покоях!»
Взяли под стражу брата и сестру, даже слушать их не стали. Привели их в царские палаты. Царь строго спросил:
«Кто  вы и где взяли эти сказочные вещи, от которых дворец наполнился дивным светом, ароматом цветов и звонким переливом пения райских птиц?»
«Меня зовут Иван, а сестру зовут Ирина, родителей у нас нет, мы одни, а вещи эти дивные мы сами  сделали, тем и живём.»
«Я дам вам много хлеба, а вы будете работать на меня».  – сказал царь.
На что Ирина ответила:
«Нет, государь, я в неволе вышивать не смогу, мне природа и свобода нужны, также, как и брату моему. Без этого у нас не получится ни ковров расписных, ни скатертей, ни салфеток».
«Ну тогда, красавица, стань моей женой! Будешь хозяйкой во дворце»
«Нет, государь, и женой твоей я быть не хочу, рано мне ещё об этом думать. И приданного у меня нет. Мы с братом сначала хотим денег скопить, дом, корову купить, а потом уж всё остальное».

Рассердился царь, затопал ногами, закричал:
«Стража!!! Приказываю, бросить их в яму, не кормить, не поить, авось поумнеют! Да бейте их там кнутами, работать заставляйте!»
И посадили брата с сестрой в тёмную яму, зажгли коптилку, чтобы они смогли работать. Пригорюнились пленники. Брат и говорит сестре:
«Эх, вот видишь, до чего твоё упрямство довело. Мы ещё и на воле-то мало пожили, ничего повидать не успели.  Давай-ка, выходи за царя замуж, будешь в царских хоромах нежиться, есть сладко, спать мягко!»
Заплакала сестра:
«Да что ты, братец, никогда! Ведь без любви я не буду счастлива».
Вдруг, иголочка из рук девушки выскочила, и появился  посреди ямы ослепительный свет, а из него выплыла дева невиданной красоты. Поцеловала она их поочерёдно  в лоб и говорит:
«Не бойтесь, я вам помогу. Вы откажитесь в неволе работать, а когда вас за это поведут на казнь, я буду рядом, но в образе белой голубки. Не бойтесь и положитесь во всём на меня».
Сказала так и исчезла. Свет в яме погас. А на утро, когда стражники пришли за рукоделием к узникам, то удивились, увидев на них новые белые одеяния. А работа  не была выполнена. Иван сказал:
«Мы не будем работать в неволе. Мы готовы даже пойти на казнь, так и скажите жадному старому царю».
Стражники всё слово в слово царю передали, а он и говорит:
«Что ж, за мною дело не станет. Я завтра сам совершу казнь над непокорными бродягами».

Наступило утро. Стражники согнали бедный люд на площадь. Вывели на эшафот брата и сестру, привязали к толстому столбу. Явился царь, лично поджёг костёр и со смехом сказал:
«Горите, теперь вам никто не указ, я отпускаю вас! Огонь теперь ваш царь и указ!»
Но тут, к огню подлетела белая голубка и стала громко ворковать, крылышками хлопать. И вдруг, из  дыма и огня вылетели два красивых больших белоснежных лебедя.  Лебеди покружились над костром и полетели за доброй волшебницей – голубкой.  Но она их остановила:
«Вы здесь нужны, людям. Не летите за мной!»
Грянулись они тогда о землю и вновь обернулись людьми. Царь, увидев такое чудо,  тоже захотел стать молодым и красивым. Он приказал слугам раздеть его и толкнуть в пламя. Те так и сделали. Злой царь сгорел, только кости остались. А люди, радуясь, кричали:
«Пусть нами теперь правят брат и сестра, они из простого народа, потому знают цену труду и справедливости»
На том и порешили. Вскоре их государство стало процветать. Город стал, как цветок из камня – широкие колонны  кругом, лестницы с большими ступенями, зелёные сады, фонтаны. Брат и сестра обучили своему мастерству всех, кто пожелал и, по прежнему, изготовляли  злато швейные ковры, скатерти, покрывала и расписную, шёлком вышитую одежду и продавали всё это соседним государствам. А в их государстве не было, ни богатых, ни бедных. Все жили дружно и счастливо. Про злого царя и не вспоминали. А фею – спасительницу запечатлели в образе юной красавицы, держащей в руках золотую иглу.
Брат вскоре женился на доброй девушке, дочери гончара из соседнего государства. У них вскоре родилась дочь. А сестрица Ирина вышла замуж за юношу Никиту, местного охотника, который хорошо знал своё дело.  Много было у них учеников, потому и не скуднела казна.  А если соседи помощи просили, то им всегда помогали.
Так, добрые и трудолюбивые брат и сестра спасли от нищеты и порабощения целое государство.