Морепа и Ришелье

Вячеслав Толстов
Несмотря на уверенность де Ришелье в возвышении нового де
Звезда Майи на версальских небесах, и Франсуаза де Берни более
сдержанные и более размытые планы, в конце концов, оказалось, что де
Упрямая верность Джи вреса старому фавориту не была неуместной. Для
огромное огорчение большей части двора и сильное беспокойство
небольшая его часть, его Величество, в сопровождении своей личной свиты и
Жан Франсуа Липпо де Морепа, вернулся из Версаля в Тюильри днем 23 ноября.

Г-н де Морепа имел честь ехать наедине с королем.
дороги были плохими, а королевская карета ужасно тяжелой, так что
бедному министру стало трудно развлекать,беседовать на последних этапах трехчасового путешествия. Людовик добродушно выслушивал различные его замечания, но в конце концов воспользовался случаем, чтобы сменить тему на ту, что была во всех остальных, которой Морепа пытался избежать.

- Говорят, Феликс Липпо, - заметил король, моргая, - что наш дорогой
друг герцогиня де Шатороу и вы, другой наш дорогой друг,
не расположены дружелюбно друг к другу. Как же так?"

"Сир, поверьте мне - это... небольшое затруднение возникло не по вине
моей, если и по вине кого-либо". -"Расскажи это мне".
Морепа кашлянул. Ситуация, несомненно, неприятная, но
необходимо приложить усилия. Во всяком случае, чем меньше колебаний, тем лучше.- Ваше величество, это было связано с домом, Х;тель-Морепа, который
три года назад был х;тель-Мазарини, но достался мне от мадам де
Смерть Мазарини, вынудившая мадам де ла Турнель оставить его на
кончина ее бабушки. Вы знаете, сир, мы связаны.

Минуту или две король хранил молчание, а его спутник сидел, опасаясь вспышки неудовольствия. Вскоре, однако, Людовик заметил без особого выражения: "С тех пор как она покинула дворец Мазарини был поводом для ее появления в Версале, можно было бы представьте, что мадам постаралась бы умерить свой гнев.
 Это вся причина, месье?

"Недавно, сир, мне намекнули, что мадам считает меня
своим противником ... в... политическом плане. Должен ли я заверить ваше величество, что мой единственный политический интерес - это ваш, и что в той мере, в какой мадам была необходима для вашего удовольствия, до сих пор она
пользовалась моим уважением. К сожалению, однако, ходят слухи
что мадам считает меня орудием своего отъезда из Меца.
Это, действительно, абсолютная ложь, я как...

Луи, который выглядел слегка удивленным, поднял руку: "Хватит,
Липпо. Я в курсе некоторых вещей. Мы постараемся в течение
предстоящей недели предоставить вам возможность доказать мадам
вашу полную невиновность в этом прискорбном деле. Я хочу, чтобы вы
примирились с мадам Липпо, потому что, откровенно говоря, я не могу обойтись
ни без одной из вас.

Морепа принял этот высокий комплимент с некоторым удовольствием;
но, как лошадей, поспешил вперед, и тишина упала между ними,
Маркиз оказался на свободе, думаю, какие-ни в коем случае
приятные мысли. Это было совершенно верно, даже в прежние времена,
когда между ними не было открытого разрыва, любовь никогда не терялась
между королевским министром и фаворитом. Морепа нашел своего
Придворный путь становился намного более гладким, когда герцогиня не двигалась просто так
и, несмотря на его верность желаниям короля, у него было
небольшое желание, чтобы возлюбленная короля вернулась в
Версаль. По этой причине нынешнее путешествие в Тюильри,
цель которого теперь стала совершенно ясна, начало приобретать решительно неприятный вид. Морепа вполне мог справиться с
фаворитом по-своему; но его путь не был путем короля. Как,
затем, должен ли он был добиться своего, удовлетворить самого себя и в то же время угодить этой трудной паре, Мари Анне де Майи и Луи де
Бурбон, не хуже, чем ему нужно, сусло?

Во время этого монолога королевская карета миновала шлагбаум и въехала на
темные улицы города. После двадцати минут молчания и
быстрой езды Луи коснулся руки своего министра.- Смотри, Феликс Липпо, вон тот самый дом, к которому я завтра направляюсь.
Случайно или по заказу, они проходили по маленькой
Улице дю Бак, направляясь от моста ко дворцу. Морепа
послушно высунулась из окна и посмотрела на узкий дом
теперь в нем жила самая знаменитая женщина Франции. Нижний
этаж здания был темным. Верхняя была ярко освещена Та, что спереди.

- Возможно, она больна, - пробормотал Морепа себе под нос.

И предположение Морепа оказалось верным. Ла Шон Теору был болен. Долгий и
бесплодный путь д'Аженуа, оплакивающей свое утраченное положение,
сражающейся в одиночку против сомкнутых рядов
герцогиня тикетт, лишь мельком взглянув на короля в его глазах.
путь к мессе после его возвращения с новостями о начале
зимних праздников и, наконец, более всего, о возможности того, что она
были стерты из памяти Людовика появлением
соперницы - все это действовало на ее женскую натуру, пока не
не довело ее до нервной лихорадки, которую лекарства только усилили, и на
от чего было только одно средство. Действительно, это были печальные недели. Её храброе неповиновение было сломлено. День за днем, долгими серыми
часами она лежала в своей спальне, молчаливая, нетерпеливая, отвечая
резко, если к ней обращались, в остальном немая, безропотная и меланхоличная.
Молодой д'Аженуа постоянно был с ней и теперь настаивал на браке
временами она была близка к согласию. Какая оборванная нить надежды все еще удерживала её трудно было догадаться. Как это было с ней
приняла ли она предложение этого молодого человека? Удалось ли
удвоить трагедию Версаля или избежать ее? Выиграл ли де Бернис или
Ришелье его пари? Гадать бесполезно. В одиннадцать часов
этой ночью, 23 ноября, молодой д'Аженуа вышел от своей дамы
Фотей, и свет на верхнем этаже улицы дю Бак погас на какое-то время.

В двенадцать часов следующего дня, пока мадам медитировала
очередная борьба с одеждой, которая так мучила ее разгоряченное тело,
Фушле, спускавшегося по лестнице, позвали к двери. На пороге
стоял закутанный мужчина с запиской в руке - для герцогини де
Ch;teauroux. Фушле был хорошо обучен. Он не подал виду, но его
сердце расширилось, ради его собственного положения, когда он узнал
резкие черты Башелье, доверенного камердинера короля.
"Никто не отвечает?" спросил слуга мадам, выглядывая наружу.
"Да", - был ответ. И вот Башелье ждал в нижнем холле.
Через десять минут лакей вернулся. Башелье встал. "Ну?" - спросил он.
"В девять часов сегодня вечером", - было сообщение. И с этими словами,
удовлетворенно кивнув, королевский слуга покинул дом.
Он оставил после себя много такого, что легко себе представить. Достаточно
сказать, что назначенный вечерний час застал некогда мрачного маленького
_h;tel _ в самом необычном состоянии. Весь нижний этаж был
слабо освещен, с небольшим количеством свечей, для мадам де Шато Теору
На лице были следы тревоги и болезни. Салон в идеальном состоянии
заказ, был пуст. Не то что маленькая столовая, очаровательное место,
с тщательно продуманным декором в бледно-лиловых и золотых тонах, хрустальной
люстрой и крошечным круглым столиком в центре, заваленным
изобилие цветов и самая изысканная подборка, которую только может предложить мадам де Флавакур и шеф-повар вместе смогли придумать. Вина не приносили
наверх, потому что они хранились в холодильнике внизу. Но здесь, на ней
длинное кресло, сегодня вечером на пылающих щеках нет румян, волосы
впервые за много дней тщательно уложены, все в
кружева, обтянутые куском светлого вышитого атласа, руки и
руки были прозрачны на свету, вся ее фигура была нежнее, чем
когда-либо прежде, Мария Анна де Майи полулежала в ожидании.

Шли минуты, и приближался час. Мадам нервно заерзала, ее
руки блуждали по темным предметам одежды. Все скрытое
домашнее хозяйство дышало беспокойством, ожиданием. Часы пробили девять.
Час прошел. Он опаздывал - нет! Мадам де Шатороу села.
Раздался слабый стук в дверь. Фушле поспешил
через холл. На мгновение герцогиня крепко сжала
руки. Затем выражение ее лица совершенно изменилось. Все беспокойство и
нетерпение покинуло его. Оно стало спокойным, хладнокровным,
безразличным, с явными признаками физического страдания. Глаза
горели решимостью, но на губах застыла странная, презрительная
улыбка, на которую мало кто из женщин на ее месте осмелился бы улыбнуться.

Фигура в черном плаще поспешила через салон, остановившись на
пороге комнаты, где лежала мадам. Тут защитная шляпа и
пальто были быстро отброшены в сторону, и вновь пришедший поспешил к мадам.
"Анна!" - воскликнул король, восхищенно глядя на нее сверху вниз.

Щеки ла Шатороу слегка покраснели, ее глаза немного более блестящий. "Ваше величество простит меня, что я не встаю?"-сказала она.
"Башелье рассказал мне о вашей болезни. Я искренне сожалею, - ответил он
пристально разглядывая ее.- Вашему величеству будет угодно присесть?
"_Majesty_", Энн? "_Majesty?_"Что за чушь ты несешь? Ты что,
стала горничной? Это "Луи", когда мы вместе, ты и Я.
Мадам слегка отстранилась. - Вы желаете этого? - спросила она, пристально глядя на него.

- Именно за этим я и приехала. Ах, мадам, Версаль сейчас пуст! Мне
было скучно - они наскучили мне до смерти". Он отвернулся с
один из тех резких переходов от нежности к раздражительности, которые
были так характерны для него как для короля. Он зевнул, придвигая к своей герцогине маленький стул и тяжело опустился на него.
"Я хочу, чтобы вы вернулись в Версаль", - сказал он с видом человека, ставящего точку в этом вопросе.
Мадам де Шатороу взглянула на него и слегка пожала
плечами. - Это будет не так-то легко устроить.
- Что? Ты не хочешь возвращаться?"
"Почему я должен? Жизнь там была совсем не легкой. Многое изменилось бы, прежде чем я согласился бы снова жить в его стенах ".

"Какие изменения? Вы хотите комнаты побольше? Больше слуг? К "берлине" добавился кабриолет? Ваш повар всегда был очень хорош".
"Ta! Ta! Ta! Комнаты! - кареты! Я имею в виду _людей_, сир.

- О! - лицо Людовика стало еще более серьезным. Мадам лежала совершенно неподвижно,наблюдая за ним. После минуты или двух тягостного
молчания он был вынужден угрюмо спросить: "Каких людей вы хотите уволить?"
- Ваше величество могли бы легко догадаться об этом.
- Я? Как я могу догадаться о вашей злобе, Анна?
- Мое увольнение из Меца...
- Это было против моего желания, клянусь вам! - поспешно вставил он.
- Тогда ваше... раскаяние в скандале, - быстро пробормотала она, улыбаясь
из-под опущенных век. Когда король покраснел, она была достаточно мудра, чтобы отказаться от этого
суть. "Я знаю, что вы были настолько ... великодушны, что пожелали, чтобы я
осталась там", - заметила она. - Но человек, который стал причиной моего
отъезда, моего разорения...
- Это Шартр, мадам. Я не могу выгнать принца крови из Версаля даже ради вас.
- Я не имел в виду монсеньора. Я хочу, чтобы отослали Морепаса".
"Морепас! Морди! Ты думаешь, он имеет к этому какое-то отношение?"

"Он имеет к этому полное отношение. Он ненавидит меня, этот человек. Я клянусь, что до тех пор, пока
он покинул Версаль, и я ни за что не покажусь там.

Людовик покраснел от раздражения. "Ты абсолютно неправа, Анна. Де
Морепа имел к твоему отъезду не больше отношения, чем я. Я клянусь в этом!"

- Тогда кто был тот человек, который подговорил монсеньора вломиться силой
в ваши апартаменты?

Король колебался. Ришелье был его большим любимцем. Если бы
это было возможно, он скрыл бы правду от мадам.
Если бы это было невозможно, - мысленно вздохнул он, - Ришелье должен был уйти. Его во всяком случае, можно было бы пощадить лучше, чем Морепа, у которого было бесценная способность очень умело управлять затопленным государственным кораблем лавируя между часто угрожающей Сциллой долга и Харибдой чрезмерного налогообложения.

Вскоре Луи встал и подошел к столу. Здесь,рассеянно оглядевшись по сторонам, он взял яйцо со сливками (новое изысканное изобретение). Взяв нож, он отрубил яйцу головку. Это был его любимый трюк, который он выполнял
с безошибочным изяществом. "Послушай, Энн. Если бы Морепа
вынудил нас подписать соглашение, вот что мы должны были бы с ним сделать". Он с улыбкой приподнял край скорлупы, чтобы она увидела, а затем,
отложив ее, начал есть сливки.
"Я не слышала, чтобы в последнее время кому-нибудь отрубали голову. Я думала,
это вышло из моды", - заметила мадам с явным интересом.
"Совершенно верно. Я пришлю Морепаса, чтобы он рассказал тебе обо всем. Но,
послушайте, если я отправлю этого человека в ссылку, если я представлю вам список придворных, с которыми вы можете делать все, что пожелаете, если я восстановлю вас в должности хозяйка Версаля, не удовлетворишь ли ты, в свою очередь, две мои просьбы?
"Дай мне послушать их".
"Ты не должен больше видеть д'Аженуа - существо, которое я когда-то изгнал.
И вы с Липпо должны помириться. Я не потерплю ссор
в моем доме. Ты согласишься на это?"
Он пристально посмотрел на нее, и она ответила ему взглядом, который
он не смог прочесть. "Первый - д'Аженуа - пуф! Ты можешь забрать его.
Он невыразимо утомляет меня, - сказала она после паузы. - Но
Морепа, Кроме того, я еще не выразил желания вернуться в
Версаль. Месяц назад я написал Ришелье, что никогда не вернусь".
"В самом деле! Ришелье! И каков был его ответ?"
"Ничего. Он не ответил".
"Жаль. Что ж, значит, вы отказываетесь возвращаться?- Нет. То есть я бы не отказался, но это... я не люблю господина де Морепа.
В конце концов, она зашла в своем упрямом высокомерии слишком далеко. Король
нахмурился, выбросил яйцо и решительно направился туда, где он
бросил свою шляпу и плащ. "Это к лучшему. Я предоставил вам
выбор, мадам. Морепа - не графиня де Майи. Ни ты, ни
ни одна женщина не сможет прогнать его от моего двора.

От тона голоса Людовика сердце мадам внезапно перестало биться. Она поняла свою ошибку. Было ли уже слишком поздно? Нет. На пороге
в дверях король, после некоторого колебания и борьбы он сам повернулся. Она без промедления воспользовалась последней возможностью.
С преувеличенной беспомощностью протянув руки, она медленно произнесла:
"Пришлите ко мне Филлипо завтра. Он будет отстаивать свое дело".

И, таким образом, ее опасность, должно быть, миновала, и точка зрения Людовика была удовлетворительно достигнута; ибо было уже за полночь, когда Франция покинула
Улица дю Бак, чтобы проехать на кресле в Тюильри. "Морепа будет
с вами в полдень; и пусть бог дружбы председательствует на
собрании!" - были его прощальные слова герцогине, которая кивнула и
одобрительно улыбнулась. Затем, пока Фушле и второй камердинер
убирала остатки пиршества с маленького, беспорядочно накрытого столика,
хозяйка Версаля, бледная, сгоравшая от лихорадки и измученная
от усталости, каждый нерв которой трепетал от восторга перед жизнью
вновь открывшись ей, потащилась в свою спальню, где мадам де
Лораге и круглоглазая служанка ожидали ее прибытия.

В четверг утром, то есть 25 ноября, король прервал трапезу
Морепа постился в обычное время. Луи хотелось спать, и
слегка, очень слегка, он был склонен к вспыльчивости. Когда он
сообщил своему спутнику о предстоящем визите в полдень этого дня,
Морепа не высказал никаких возражений ни словами, ни манерой поведения. Тем не менее, он был
крайне недоволен. Он очень хорошо знал повадки своего хозяина, и он
понял, что тоном, которым ему было приказано прийти к полному и
сердечному взаимопониманию с ее светлостью, нельзя пренебрегать.
Поэтому без пяти двенадцать, с официальной пунктуальностью, М.
Жан фр;д;Рик рН;lippeaux, Маркиз де Морепа, тщательно, но не
богато одетый, прибыл в кресле на _h;tel_ в Рю дю
Бак. Его без промедления впустили туда, и ответ Фушле на
вежливый запрос о мадам де Шатороу был:- Не окажет ли месье маркиз мадам честь подняться в ее спальню?
Маркиз, очень расстроенный, оказал мадам эту честь.

Мадам де Шатороу была одета и откинулась в глубоком кресле.
Чтобы подчеркнуть ее бледность и лихорадочный румянец, она надела платье
красного цвета, а на колени было наброшено бархатное одеяние того же цвета.
При первом взгляде на нее священник отметил все это и
отличил притворство от реальности. Он осознал свое
невыгодное положение и сразу же начал прикидывать, как далеко он может зайти, испытывая ее сила, не вызывающая слез, перед которыми он был так же беспомощен, как любой мужчина.-"Месье, я счастлив снова видеть вас".
- И я, мадам, опечален, обнаружив, что вы не совсем здоровы.
Последовала небольшая пауза. Маркиз ожидал, что его попросят сесть
присаживайтесь. Мадам, казалось, забыла об этой любезности. Поэтому, к своему огорчению,Морепа продолжал стоять, изо всех сил скрывая свою неловкость и
дурное настроение. По крайней мере, герцогиня не обратила внимания на
его дискомфорт. -"Мадам, его величество приказал мне предстать перед вами. Несомненно, на то была причина, о которой, однако, я ничего не знаю. Там
был намек со стороны короля на необходимость примирения между
нами. Я не понял значения этого слова. Значит, нам нужно примирение?"

Он говорил с улыбкой, которая уже не в первый раз раздражала мадам.
"Месье, вчера вечером его Величество был здесь, чтобы потребовать моего возвращения в Версаль и возобновления моих обязанностей хозяйки дворца
Королевы. На определенных условиях я готов это сделать. Вы, однако, легко поймете, насколько для меня было бы невозможно возвращайся, пока в Версале живет человек, который добился моего увольнения из Меца в августе. Ты не согласен со мной?"  -"А если я соглашусь?" - осторожно осведомился Морепа, сомневаясь в ее правоте.- Если вы согласитесь, месье! Значит, вы отправитесь в изгнание по моем прибытии? - Самому отправиться в изгнание? Простите, я вас не понимаю.- Я спрашиваю вас, месье, не вы ли написали письмо об
увольнении из Меца - то, что передал мне д'Аржансон?

- Ах! Теперь я понимаю. Нет, мадам, я могу смело заявить, что не имею
никакого отношения к вашему увольнению. Мне и в голову не приходило, что
Меня в этом подозревали.

Мадам откинулась на спинку кресла, нахмурив брови. Мужчина, стоявший перед ней,несомненно, сказал правду. Она поняла это как по его
безразличному поведению, так и по отсутствию протестов в его отрицании.
Сначала разочарованная, герцогиня после минутного
размышления заинтересовалась.- Кто же тогда это был? - воскликнула она наконец.Губы Морепа растянулись в улыбке. Его брови поползли вверх, а
плечи чуть приподнялись. - Мадам, откуда мне знать?

"Ah, peste! Точно так же, как должен знать весь двор! Действительно,
Я был бы дураком, если бы вернулся в Версаль, не зная имени
тот, кто пытался погубить меня. Все смеялись бы у меня за спиной
. Господин маркиз, вы можете либо ответить на мой вопрос, либо
передать королю, что я, в конце концов, останусь здесь.

"Мадам, это вне моей провинции. Я очень зла
намерения по отношению к вам. То, что сделали другие, это не моя забота".
Морепа срочно говорил. Он видел, что попадает в такие
затруднения, которых дипломатический человек боится больше всего.

Мадам рассердилась. "Вы слышали, что я сказал. Вы должны соблюдать
это. Скажите мне - или уходите.

Морепа взволнованно нащупал свою табакерку и взял большую щепотку. На
на одной стороне стоял гнев короля; на другой - жизненная вражда
человека, который прежде доблестно выбирался из более серьезных трудностей,
чем та, в которую ввергнет переустановка мадам
он - Луи Арман дю Плесси, внучатый племянник величайшего кардинала.
И теперь он, Морепа, опустился до того, что доверился слову женщины?
Должен ли он подать за это в суд? Дважды он прошелся по комнате от двери к окну и обратно, на расстоянии не увидел никакой помощи и, наконец,
почувствовав отвращение к самому себе, отказался от приглашения, придвинул стул, подошел к герцогине и осторожно сел.

"Mme. de Ch;teauroux--listen. К сожалению, я в затруднительном положении. Я
стремлюсь оказать вам услугу, о которой вы просите; и все же, по политическим причинам,Я не желаю навлекать на себя неудовольствие могущественного человека, позволив,чтобы стало известно, что это я сообщил вам об отсутствии у него преданности вашему делу. Вы понимаете это?

Герцогиня выглядела задумчивой. Слова были произнесены четко,
и ничем не выдали настоящего замешательства Морепа. "Конечно",сказала она.

"Что ж, тогда, к сожалению, но обязательно, я должен выдвинуть определенные
условия, только при соблюдении которых я соглашусь раскрыть вам этот вопрос
"."Каковы условия?"
"Ах! Они не являются ни необоснованными, ни трудными, мадам. Как только
как только вы вернетесь в Версаль, его Величество пришлет вам - как он
сообщил мне сам - список имен придворных, с которым вы
будете иметь честь ознакомиться. Теперь, мадам, если вы дадите мне
ваше слово, что этот человек, личность которого я собираюсь раскрыть, будет
уволен из Версаля просто на основании этого списка, а не с
любое явное оскорбление, если вы также заверите меня, что я никогда не
буду упомянут как каким-либо образом замешанный в этом деле, тогда, мадам, я
я просто слишком рад просветить вас.

Наступила пауза. Ла Ш; теору задумался. Морепа, которому было сделано его
недипломатичное предложение, философски понюхал табак.
К счастью, времена, когда нужно доверять женщине, были
редки. Они... Однако его зарождающиеся размышления были прерваны.
"Monsieur le Marquis--""Мадам!"
"Я согласен на ваши условия. Я даю своё слово".
"Вы хорошо поразмыслили?"
"Я поразмыслил. Быстрее! Мужчина!"
"Ришелье, madame." "О!.. Ах!.. Почему я не заметила этого раньше!"

С такой скоростью мадам перебрала всю гамму улик: последнее
утро в Меце; отсутствие Ришелье в комнатах; его
невозмутимость перед Шартре; ее письма после увольнения
скудный ответ, а на некоторые из них и вовсе нет; его неспособность
навестить ее после возвращения; и затем, прошлой ночью, беспокойство Луи
из-за ее любопытства. ДА. Это было слишком просто. Ришелье, королевский фаворит,ее собственный наставник, в конце концов, стал предателем.

"Ах! Негодяй! Негодяй! Предатель! Слабоумный! Никогда он больше не увидит меня в Версале! Месье, вы не нальёте мне стакан воды?

На маленьком столике рядом с ней стояли высокий кувшин и маленькая
серебряный кубок. Морепа поспешила выполнить просьбу, и, как
он передал ей чашку, он отметил, как жадно она пила, как яркий был
румянец на щеке, как прозрачные руки, которые она держала для нее
лицо; а затем довольно мрачный вопрос пришел к нему ли, после
все, изгнан Ришелье будет терпеть очень долго. Но эта мысль
была лишь мимолетной. В конце концов, двадцатисемилетнюю женщину, сильную
телом и духом, на самой вершине карьеры не уносит перемежающаяся лихорадка. Таким образом, когда она вернула
опустевший кубок королевскому министру, и их взгляды на секунду встретились,
он прочел на ее лице решимость пройти через многое
не только через такую болезнь, как ее нынешняя.

- Не бойтесь меня, месье. Я не предам вас. Вы примете мою благодарность?

Морепа учтиво поклонился. "Когда у нас в Версале будет
возможность приветствовать вас и мадам де Лораге снова?"

Герцогиня быстро подняла взгляд с искоркой веселья в глазах
от его изысканного тона. - Я не знаю. В настоящее время, как вы можете догадаться, я, поймите, я едва ли смогу уехать так далеко или приступить к выполнению своих недельных обязанностей фрейлины королевы, даже если доберусь до Версаля целой и невредимой. Я должен подождать здесь, пока не наберусь сил. А до тех пор - господин де Ришелье, возможно, развеет скуку короля. Вам обязательно так скоро уходить на покой?

Морепа, очевидно, собирался уходить. - Мой... роман
между нами все кончено, не так ли? Могу я передать его Величеству
слова о нашей возобновленной дружбе? Г-жа де Шатороу протянула руку и, пока министр наклонялся,подойдя, чтобы поцеловать его, она улыбнулась напудренной головке, заглянув в её глаза, которые он, если бы мог это увидеть, рассматривал бы с чем-то похожим на опаску. "Наша дружба подтверждена, месье деМорепа. _Au revoir_." -"Я буду первым, кто поприветствует вас в Версале".
- "Спасибо. С Морепа в качестве друга, кто может чего-то бояться?"
- "Ты мне слишком льстишь. _Au revoir_."

Итак, отдав последний салют и мрачно улыбнувшись самому себе за свое
неоспоримое поражение от рук женщины, Морепа завершил свою задачу,
и с облегчением в сердце переступил порог жилища любимца Франции.