Вооружённый нейтралитет 17

Олег Самсонов 3
17
            
               О т л у ч е н и е   К о р с а к о в а


       Екатерина и  Потемкин* входят.

 П о т е м к и н. Я не хотел говорить вам о кознях Корсакова,** потому что сие презираю и считаю его за дурака. Но у князя Орлова*** его слушают и дураком не считают, а я для них общий враг. Много говорит он там об ужасном положении в отечестве,  о придирках кривого**** и что ежели бы я не был в такой силе или сломал бы себе шею, то армии было бы только лучше.
Е к а т е р и н а. Я слышала об этих разговорах, но не придавала значения им для того, что князь Орлов мне сказал, что царь Эпирский***** по молодости много болтает и его слушать нечего. А сейчас вижу, что дело зашло далеко. Хотя мне и сказал князь, что Корсаков боится твоего мщения, однако вижу, что продолжает.
 П о т е м к и н. Мщения моего он напрасно боится, ибо между способностями, которыми наградил меня Бог, сей склонности он мне не дал. Не желаю я также, чтоб и прощения у меня он просил.
Е к а т е р и н а. Я и сама не охотница счеты сводить. Тебе известен суд мой:  я плачу обидчикам тем, что прощаю их или делаю им добро.
П о т е м к и н. При прежних государях ему бы худо было. Пусть он сравнит суд ваш с судом их, и пусть познание вашей милости станет для него источником любви и верности  вашей особе… Устал я, пойду к себе.
Е к а т е р и н а. Идем, батя, я тебя провожу. (Уходят.)

                Корсаков входит.

К о р с а к о в. Как быстро все переменились ко мне. Еще вчера Нарышкин****** при встрече со мной долго раскланивался и не знал, чем угодить, а сегодня даже экипажа не дал. А господин Безбородко,******* тот и вовсе меня не заметил, так и прошествовал мимо, не взглянув  на меня. Все дворы одинаковы: когда ты в почете, все с тобою любезничают, а случись что с тобой, все от тебя отворачиваются… Только бы она захотела меня выслушать, а там я найду, что сказать. Я ей  прямо скажу: «Ваше величество, рассудите по чести: я люблю графиню Строганову, она любит меня. Разве ж это преступление?.. Через свою любовь я столько долгов наделал! Одна надежда на вас».
Екатерина(входит.) Для кого приготовили сей монолог, сударь?
Корсаков (падает на колени). Государыня,  не разлучайте меня с любимой!
Е к а т е р и н а. Ваши дела с графиней разбирайте сами. Мне же скажите, что означает брошенное вами слово о князе Потемкине, что он «общий враг»? Ежели бы в вас справедливость и благодарность превосходили себялюбие и эгоизм, вам бы давно было ясно, что никто друзьям, недругам и бесчисленному множеству людей не делал столько добра, как Светлейший. Доказательства сему нетрудно сыскать, трудно найти тех, кому делал несчастье. Кому же делал добро, подам реестр подлинный одних тех, кого упомню, и начну с вас… Вы поносите  князя Потемкина, а того не ведаете, что он первый ходатай по вашему делу.
К о р с а к о в.  Ваше величество, я перед всем светом готов просить у него прощения!
Е к а т е р и н а. И того он от вас не желает.
К о р с а к о в. А вы, матушка, вы простили меня?
Е к а т е р и н а. Вы вольны делать то, что вам угодно. Но вместо того, чтобы обманывать меня, вам следовало бы объявить правду. Тем бы вы избавили меня и себя  самого от многих огорчений и неприятностей. Несмотря на то, я пекусь о вашем спокойствии и благосостоянии. В подтверждение этого мною сделано распоряжение об отдаче вам двухсот тысяч рублей с тем, чтобы сто тысяч пошло на уплату ваших долгов, а другие сто тысяч получите с рассрочкой на пять лет. Вам также  жалуется купленный нами дом со всем убранством.
К о р с а к о в. Вы меня уничтожили своим благородством, ваше величество, и навек сделали вашим рабом.
 Е к а т е р и н а. Следственно вы не откажитесь уехать со своею  графиней на постоянное жительство в Москву с тем, чтобы никуда из оной без нашего повеления не выезжать. Такова воля Наша. (Уходит.)
К о р с а к о в. У меня гора с плеч свалилась. Вместо наказания – долгов не стало и дом получил. Хотя можно было бы и больше дать. Другие на моем месте поместья получали. Но главное, я свободу обрел. Никого не боюсь я больше! (Уходит.)

*Тайный муж Екатерины, Светлейший князь.
**Фаворит Екатерины.
***Григорий Орлов, бывший фаворит Екатерины.
****Потемкин лишился глаза в ранней молодости.
*****Так называла Екатерина Корсакова.
******Придворный, заведовал царской конюшней.
*******Секретарь «у принятия прошений». 

   П р о д о л ж е н и е  з а в т р а