Краткая автобиография и библиография

Лидия Селягина
Я, Селягина Лидия Дмитриевна (девичья фамилия — Виноградова, с 1965 года по декабрь 1978 года — Огальцова), родилась 24 августа 1941 года в Ленинграде.
17 июля 1942 года мы с мамой и сестрой, которая старше меня на 3 года, были эвакуированы из Ленинграда. Прибыли в Барнаул 3 августа 1942 года, и дальше к Новосибирску 50 км, станция Повалиха, районный центр Краюшкино, деревня Голышево, где мы и были размещены.

3 января 1943 года выехали с полустанка Озерки, а 13 января 1943 года уже были в деревне Ляпино Молоковского района Тверской (тогда Калининской) области у родителей отца.

22 мая 1943 года туда же после тяжёлого ранения и двух контузий пожизненным инвалидом с Невского Пятачка вернулся с войны отец.

В Ленинград вернулись в середине июля 1946 года на старое место жительства (6-я линия Васильевского острова, дом 29, квартира 35).

Сначала частушки, которым в деревне учил меня дед Фёдор, а потом стихи рождались у меня раньше, чем я научилась писать.

А первое стихотворение, помещённое в школьную газету в марте 1953 года, было посвящено прощанию с Иосифом Виссарионовичем Сталиным. В ту пору я уже училась в шестом классе.

Особенно в начальных классах много читала, потому что из-за частых болезней приходилось оставаться дома одной.

В школе увлекалась пионерской и комсомольской работой, а также с 4-го класса и до конца обучения была участником художественной самодеятельности. В результате занятий в этой студии я прекратила бояться аудитории, здесь закончилась моя стеснительность у доски и в момент подачи денег кассиру.

Окончила педучилище. С 1965 года живу в Сестрорецке.

Работала на заводе им. М. И. Калинина, на заводе им. С. П. Воскова, в Сестрорецком РК ВЛКСМ, в Инженерно— Строительном Институте — машинисткой-надомницей, в Сестрорецком Райздраве — секретарь-машинисткой, в Сестрорецком РК КПСС — уборщицей, воспитателем детского сада, в Сестрорецком Медвытрезвителе — секретарём-машинисткой, в Сестрорецком РУВД — инспектором специальной канцелярии, участковым инспектором по делам несовершеннолетних — Сестрорецкий и Выборгский районы, секретарём-машинисткой в парке в парке «Дубки» и не только.

На любом рабочем месте я видела много интересного.

Просто, пока подрастали совсем маленькие дети, я уходила то на ночные, то на надомные работы. А темы для стихов были всегда.

С 1958 года была членом редакции цеховой газеты военного завода п/я 672, в которой находилось место и моим стихам.

С 1959 года печаталась в заводской газете «Калининец» военного завода имени Михаила Ивановича Калинина, где литературную страницу вёл поэт Николай Новосёлов.

Сохранилась одна из газет «Калининец» от 27 июня 1964 года. Вот одно из этих стихотворений той поры — «Русь весенняя»:

    Со мной — необъятное синее небо,
    Со мной — бесконечная русская ширь.
    И эти берёзки стыдливые, нежные
    К воде по колено ушли.

    Смешные мальчишки с бумажными змеями,
    Ручья говорливого струйка кипенная.
    И всё это — доброе, милое, шумное.
    И всё это — наша с тобою Вселенная.

После окончания десятилетки, придя на завод 2-го августа 1958 года, когда мне ещё не исполнилось 17-ти лет, была приглашена руководителем театральной студии клуба «Профинтерн» при заводе имени Калинина артистом Владимиром Николаевичем Лопотниковым, потому что в школе уже была участницей художественной самодеятельности с 4-го класса. А с девятого класса уже была участницей агитбригады от театральной студии.

В зимние каникулы мы совершали путешествия на лыжах по Приозерскому району Ленинградской области от колхоза до колхоза. Иногда это был совхоз, как совхоз «Бережок», связь с которым ещё долго не кончалась, так как ещё несколько лет велась переписка с Валентиной Дроздовой, девушкой, проводившей культурные мероприятия в совхозе «Бережок».

Расстояния между колхозами были различны. Иногда они доходили до 20-ти километров. Располагались в клубе или в специальной избе, и уже совсем к вечеру давали концерт. Я читала стихи Константина Симонова: «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины?..» и не только.

Селяне нас принимали как самых близких, дорогих им людей. Приносили нам горячую отварную картошку, солёные огурцы, душистый чёрный хлеб и молоко. Много расспрашивали нас о жизни в городе, о театральных представлениях, о фильмах, что шли в то время на экранах. И, конечно, что нам нравилось или не нравилось в школе.

В этот район нас привозили на крытой грузовой машине, потом уже сами передвигались на лыжах, а в конце поездки за нами приходила таже крытая грузовая машина. Был январь 1957 года, школьные зимние каникулы. И никто из нас не заболел, а я после такого путешествия выходила рано утром на балкон и в лёгком спортивном костюме делала гимнастику. А в школу я стала ходить без пальто, благо она была близко от моего дома. Как я благодарна в душе за это руководительнице нашей студии — Варваре Михайловне! Это было удивительное время. В 9-м классе на конкурсе чтецов я вышла на 1-е место среди учащихся старших классов из школ нашего города. В огромном колонном зале завода им. Козицкого я читала «Письмо Татьяны к Онегину» А. С. Пушкина.

Увидев огромный зал, я стала падать в обморок, меня поддержали за кулисами и снова толкнули на сцену, и я вновь стала падать, меня снова поймали и подтолкнули. И здесь, придя в себя, я увидела стоящего передо мной на коленях мальчика из параллельного класса, Женю Скалецкого. Он был в образе Онегина! И здесь я НАЧАЛА: «Онегин, встаньте!..» — и не потребовался никакой суфлёр, что был готов помочь мне, если я забуду текст. Все поверили, что мои обмороки были здорово разыграны!

Кроме того, в школе и за её стенами проходили занятия по физической культуре, где по результатам завершения мы получали значки сначала БГТО («Будь готов к труду и обороне»), а следующая ступень ГТО («Готов к труду и обороне»). А также проводились занятия среди санитарных дружинниц, ещё в девчачьей школе, по 6-й класс. Там мы получали значки БГСО («Будь готов к санитарной обороне») и ГСО («Готов к санитарной обороне»). А наше шитьё на уроках труда! Так много необходимого для жизни дала нам школа!

А когда мы пришли на завод, нам, членам театральной студии, отправляющимся в очередное турне по родному краю с концертами, в расчётной книжке на 10 дней ставили ВГО («Выполнение государственных обязанностей») и платили по среднему заработку.

Надо отметить, что в период поездок мы были на полном государственном обеспечении, то есть мы не платили ни за транспорт, ни за проживание, ни за питание. При возвращении, во сколько бы это ни было, каждого подвозили к парадной дома.

Так приятно на душе, что в моем архиве сохранилось приглашение в театральную студию, написанное рукой Владимира Николаевича Лопотникова. Запомнилась первая встреча с Владимиром Николаевичем и его обращение к нам, молодым девчатам. Он говорил о том, что мы, молодые и красивые, должны бесстрашно ходить по вечернему городу, такова жизнь. Мы должны быть готовы защитить себя. А потому, проснувшись рано поутру, необходимо не только делать перед зеркалом мимические упражнения, но и развивать силу кистей рук. То есть каждое утро и вечер ребром каждой ладони наносить удары по столу, начиная с 10-ти и доходя до 50-ти при каждой тренировке. Что в жизни нам пригодятся наши сильные руки. И действительно однажды мне предоставилась такая возможность. Это было неожиданностью не только для потерпевшего, но и для меня. Получилось всё точно и верно! А приём этот нам показал Владимир Николаевич.

И ещё греет душу мне воспоминание о том, как он убеждал меня поступить в театральный институт.

Памятно и то, как однажды мы сразу после возвращения из очередной поездки были доставлены на концерт артиста Владимира Тотосова. Впечатления сохранились до сегодняшнего дня!

Как приятно на душе, что в своем архиве я обнаруживаю рабочие обращения ко мне, написанные каллиграфическим почерком Николая Новосёлова.

В том же 1959 году я заканчиваю курсы кройки и шитья и уже шью для себя и костюмы, и платья. А в апреле 1960 года закончила курсы радиомастеров от Ленинградского Городского Радиоклуба по 290-часовой программе.

Кроме того, в это время у нас были двухгодичные Народные Университеты, где можно было получить неполные, но важные знания для понимания, будешь ли ты заниматься этой наукой дальше. А полученные знания можно использовать в жизни.

Я занималась на юридическом факультете. Окончила один курс испанского языка. На второй курс не пошла, потому что интересовалась другими дисциплинами, полагая, что испанский язык я не буду использовать на практике. А если и придётся, то всегда смогу осваивать самостоятельно.

Каждый воскресный день я с утра была в читальном зале публичной библиотеки.

Как тепло на душе, когда в своем архиве обнаруживаю записочку от учителя по истории Анны Константиновны Ерёминой, которую она передала мне через моего младшего брата Сашу 6-го января 1960 года, где приглашала меня на вечер встречи с подготовленным художественным номером для выступления. А какие нежные, тёплые слова в этом обращении!

В самых первых числах марта 1960 года направляю письмо Константину Симонову с целью решить для себя вопрос, стоит ли мне серьёзно заниматься поэзией, направив ему несколько своих стихотворений.

Константин Михайлович Симонов ответил мне, что не стоит ставить перед собой такую цель. В жизни много интересного, надо присмотреться ко всему внимательно. А было мне тогда всего 18 с половиной лет.

В результате этого ответа родился рассказ «Держись, Константин Симонов!». Но перед этим я вынесла на помойку все свои предыдущие записи, сохранились только случайно оставшиеся тексты.

Заголовок рассказа я взяла из уст своего деда Фёдора (по отцу), который, воспользовавшись моим отсутствием (выносила очередную партию исписанных тетрадей), прочитал ответ Константина Симонова и в сердцах громко произнёс: «Ну держись, Константин Симонов!»

Этой же ночью я много думала, а, встав в 5 утра, села и написала этот рассказ.

А в середине апреля 1960 года я уже ехала в посёлок Мурмаши Мурманской области, в санаторий, так как в первых числах августа 1959 года при испытаниях изделий на вибрацию получила серьёзную электротравму, при которой разряд пришёлся в область щитовидной железы. До совершеннолетия тогда мне не хватило двух недель.

В поезде дальнего следования запомнилась встреча с геологом из Мончегорска. Всю поездку он рассказывал много интересного об этих краях. А также я запомнила замечательную песенку о проводнице, у которой не накрашены ресницы. Он исполнял её так душевно, что она осталась в моей памяти навсегда. Вот её припев:

    …А у этой проводницы
    Не накрашены ресницы.
    Ты мне долго, часто будешь сниться,
    Проводница, проводница.
    Ты мне долго, часто будешь сниться,
    Проводница, проводница…

Факт электротравмы произошёл не по моей вине.

Восстановление шло медленно. Но врачи делали всё что могли.

Первый, почти целый, месяц дома около меня была сиделка. Потом я потихоньку стала ходить в заводскую амбулаторию на инъекции, иглоукалывания и прочие процедуры.

Если вспомнить, что ходить я начала около 4-х лет (рахит), а на 6-м году жизни я потеряла слух, и меня долго восстанавливали в платной Максимилиановской клинике Ленинграда, то можно поверить, что чудеса на Земле случаются!

А когда вышла на работу, то ещё продолжала ходить на процедуры.

Да, пришлось сознательно отказаться от занятий в театральной студии, потому что сильно пострадала память на все имена и фамилии, даже очень близких мне людей. И я не знала, что со мной будет дальше. Я боялась сказать об этом вслух. И по совету моей близкой школьной подруги, Люси Яковлевой, которую я случайно встретила, проходя мимо её дома, стала мгновенно записывать имена и фамилии знакомых мне людей, произнесённые кем-либо. Да, я всегда носила с собой в кармане (как и прежде) блокнот и карандаш. Только сейчас я использовала его для записи имён и фамилий известных мне людей и ставила специальную отметку для памяти, одновременно мысленно произнося эти имя и фамилию. Ведь я твёрдо знала, кто где живёт, чем занимается, как решить производственный вопрос, но абсолютно не могла вспомнить ни одного имени, ни одной фамилии.

Правильно сказала мне Люся Яковлева, моя школьная подруга, что ведь память у нас не только зрительная, она и тактильная, и голосовая, и даже мысленная. Потому, услышав от сотрудников или от девчат обращение к знакомому мне человеку, с ещё забытыми мною фамилией и именем, я, мысленно повторяя про себя, уединялась и быстро записывала в блокнотик, тихо произнося их несколько раз уже вслух.

Этим способом я ускорила восстановление потерянной памяти.

Только через несколько лет выяснилось, что это произошло из-за приёма определённого лекарства. И всё постепенно наладилось.

Но молодость и сама жизнь взяли своё. Я как комсомольский активист была направлена в помощь органам МВД как внештатный сотрудник уголовного розыска, стала членом оперативного отряда при Василеостровском РК ВЛКСМ, а также внештатным членом Василеостровского райкома комсомола.

А в августе 1961 года на имя секретаря комитета ВЛКСМ завода им. М. М. Калинина пришла просьба из Ленинградской студии телевидения оказать помощь в освобождении меня от основной работы на 30-е августа для участия в телевизионной передаче «За чистоту родного города», ибо моё присутствие обязательно. Редактор ЛСТ — Богданов.

В ту пору о нашей активной оперативной работе писали в газете «Вечерний Ленинград», отметив меня и Юру Ребане.

В ту пору, кроме всего, я уже являлась замом секретаря комитета комсомола завода по идеологической работе. А также распространяла по цехам большое количество билетов в театры нашего города.

За активное исполнение этой миссии мне выдавали по два билета на литерные места на все спектакли, проходившие в театрах города. Я обожала театр и всегда брала с собой, по сложившейся очереди, следующего члена оперативного отряда. За это ребята уважали меня. А я чувствовала себя как в большой семье.

И Николай Кутов, и Николай Новосёлов предлагали мне принять участие в выпуске очередного альманаха с условием, что стихи должны быть о природе, любви, нежности, которые у меня уже были. А мне хотелось кричать громко о правонарушениях и их причинах. Но однажды, на очередной встрече литкружка и в присутствии Николая Кутова, Николай Новосёлов твёрдо сказал мне при всех присутствующих, что он не хочет потерять меня в этой жизни как хорошего человека.

Конечно, я сначала надулась, но долго обижаться не умела.

Всегда, если что-то задуманное мною не получалось, я потом приходила к выводу, что, значит, так и надо.

И только позже, а особенно сейчас, я понимаю, от чего спас меня Николай Новосёлов. За это время я могла писать свободно, не преследуемая никакой цензурой и прочими преградами. Ведь со временем наши умозаключения меняются, а также и отношение к Миру и жизни в нём.

Мы становимся мудрее. И я всю свою жизнь прожила в своей стране, испытав на себе все её тяготы. Я ни на кого не обижалась, стараясь понять обидчика, а иногда и оправдать его.

В начале 60-х собирались залы пишущих и слушающих стихи. Например, 11 октября 1962 года в лекционном зале (5-й этаж) Дворца Культуры имени Кирова на устном выпуске журнала «Москва» приняли участие в выступлении журналисты, поэты и прозаики городов Москвы и Ленинграда. Это — Е. Поповкин, Я. Смеляков, М. Матусовский, А. Васильев, В. Гончаров, С. Орлов, М. Дудин, Ю. Семёнов, Н. Анциферов, С. Савельев. Сохранилось и приглашение на этот вечер.

Всё это время я уже давно была членом литературного объединения у поэта Николая Кутова, во Дворце Культуры им С. М. Кирова на Васильевском острове.

Здесь же я встретилась с будущим поэтом Валентином Устиновым. В октябре 1963 года я стала делегатом 46-й конференции ВЛКСМ Василеостровского района от комсомольской организации п/я 672, с правом решающего голоса.

В ту пору Валентин Устинов работал в Василеостровском райкоме комсомола и учился в Университете имени Жданова на филологическом факультете, отделение журналистики. И также был делегатом 46-й конференции ВЛКСМ Василеостровского района.

Было красивое время юности… Позже он уехал в Петрозаводск, а затем в Москву. Рождённый 20 марта 1935 года, оставшись без родителей с 1936 года, переживший все тяготы войны, побывавший в детских домах и выйдя на светлый путь поэзии, ушёл из жизни 20 ноября 2015 года в Москве. Имел награды: Орден Дружбы, Орден «Знак Почёта» и другие.

В юности все мы энергичны, эмоциональны, а потому привлекательны.

И, получая из рук автора очередную подписанную книжечку, я и не догадывалась, что в мои уже 79 лет она разбудит во мне мою юность и согреет душу.

А именно, в январе 1963 года поэт Николай Кутов подарил мне свою очередную книгу стихов «Расставания и встречи», изданную в 1962 году, с надписью «Богине Лиде от автора этих строчек с пожеланием творческих и других успехов». Как ёмко и правильно. Всё ещё впереди…

В то время я печаталась только в заводской газете «Калининец». В литературном объединении мне, как и раньше, предлагали печататься в альманахах, но брали только темы о природе, любви и патриотизме. А мне хотелось кричать по-маяковски.

Хоть, конечно, рождались и накапливались и стихи, и рассказы о самой жизни, а в ней есть всё: и любовь к природе, и к своему краю, к стране, где живёшь, и стремление к мечте, и любовь к человеку, близкому тебе по душе.

В 1965 году с мужем и маленькой дочкой (9 месяцев) приобрели двухкомнатную кооперативную квартиру в Сестрорецке.

31 октября 1993 года в Доме Культуры Сестрорецка с поэтом Вадимом Барашковым читаем свои стихи. И были хорошо приняты слушателями. Есть фото об этой интересной встрече.

23 января 1994 года приняла участие в концерте в Доме Культуры Сестрорецка Курортного района Санкт-Петербурга в честь снятия блокады. В концерте участвовали: Евгений Дыскин — Ленконцерт — поэзия, гитара, Анатолий Степанов — баян и Лидия Селягина — стихи.

С 2001 года стала членом литературно-музыкального объединения «Рунеж» (Кировский район), руководители — поэты Пётр Васильевич Камчатый и Диана Петровна Радес.

Начала печататься в Альманахе «Балтийский Парус» — редактор-составитель Светлана Томская. Альманах издаётся при содействии Балтийского завода — Васильевский Остров.

В него вошли стихи: 2003 год — «Голодай, мой остров Голодай…», «На Гагарочке светит солнышко…», «Белый остров — Белоостров, — почему ты белый?..»; 2006 год — «Мой Бог», «Я уже — путёвая старушка…» и не только.

А также в литературном сборнике Соратников «Рог Борея» ещё при жизни редактора-составителя Игоря Западалова и позже — например, в марте 2004 года в выпуск ХХI ММIV вошли такие стихи как «Голодай, мой остров Голодай…», «На Гагарочке светит солнышко…», «Белый остров — Белоостров, — почему ты белый?..» и не только.

В 2003 году от литературно-музыкального объединения «Рунеж» вышла в свет моя первая книга — брошюра стихов и рассказов «В доме детства».

В 2004 году, также от литературно-музыкального объединения «Рунеж», вышла моя вторая книга — брошюра рассказов и стихов «Дети неба».

В 2005 году в альманахе «Рунежа» «Сердце диктует: Победа за нами» печатается моя проза. В него вошли рассказы «Экзамен» и «Эхо войны».

В 2006 году от литературно-музыкального объединения «Рунеж» вышла книга-брошюра стихов «Не будем о плохом…».

Также в 2006 году от литературно-музыкального объединения «Рунеж» вышла четвёртая книга — брошюра моих рассказов и стихов «Шапка Мономаха».

Две книжечки из названных четырёх, а именно — «В доме детства» и «Шапка Мономаха», были оплачены Муниципалитетом Курортного района.

В 2006 году была награждена Грамотой как участник районного конкурса «Поэтический вояж», посвящённого 100-летию со дня рождения Д. С. Лихачёва. Председатель жюри — руководитель поэтического клуба «Лукоморье» Курортного района М. П. Балашов. Директор ЦБС Курортного района — Л. М. Минаева.

В 2007 году печаталась в альманахе «Рунежа» «Край родной, навек любимый» (90 лет Кировскому району) — стихотворение «Россия моя воскрешается…».

12 августа 2007 года в газете «В Курортном городе С» отведена целая страница, посвящённая праздничному Дню посёлка Разлив, где цитируются строчки моего стихотворения, посвящённые этому посёлку:

    Ранним утром, мой друг, у дороги просторной
    В тишине посиди у раскидистых ив.
    Здесь сливается небо с водою озёрной,
    И недаром то озеро есть наш Разлив.

    Пусть уходят в песок все дурные поверья.
    Пусть останется в памяти солнечный луч.
    Пусть над нами шумят вековые деревья,
    И согреет нас солнце, восходя из-за туч.

В 2009 году — Диплом победителя поэтического марафона «Большой водою с двух сторон Мой светлый город окружён». Номинация — посвящение другу. Начальник отдела культуры — Саватеева Н. П.

2 августа 2009 года в газете «Вести» посёлка Ушково напечатано стихотворение «Ушково (Тюрисевя)».

Стихи о посёлке Солнечном и выступление на празднике Дня Матери 29 ноября 2009 года в Солнечном получили отклик в газете «Солнечные часы» Муниципального Образования пос. Солнечное.

29 декабря 2009 года — благодарность за активное участие в общественной и культурной жизни Муниципального образования города Сестрорецка (глава местной администрации Муниципального образования города Сестрорецка — Д. Г. Воднев, глава Муниципального образования города Сестрорецка — А. В. Вишневский).

2010 год — Награждена Грамотой за участие в смотре-конкурсе чтецов и любительских театральных коллективов малых форм районного этапа Всероссийского фестиваля любительского народного творчества «Салют Победы», посвящённого 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг. (поэтический клуб «Лукоморье» СПбГУК «ЦБС Курортного административного района» ЦБ им. Зощенко, руководитель — М. П. Балашов).

9 мая 2010 года — благодарственное письмо за активное участие в издании сборника стихотворений «Свет Победы», посвящённого 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне (глава местной администрации Муниципального образования города Сестрорецка — Д. Г. Воднев, глава Муниципального образования города Сестрорецка — А. В. Вишневский).

В 2010 году в поэтический сборник «Свет Победы» вошли мои стихи «Они отстояли Свободу…» и «Блокадному городу». Сборник издавался от литературно-поэтического клуба «Лукоморье», посвящённый 65-летию Великой Победы. Руководитель клуба — М. П. Балашов.

В 2011 году приняла участие в буклете «Рунежу — десять лет» со стихотворением — «Нам всем нелегко расставаться…».

7 сентября 2011 года — благодарность и вручение знака Ордена Петра Великого Первой степени за большой вклад в российскую поэзию и безмерную любовь к родному краю (председатель общественной организации «Сестрорецкая волна» — Фёдоров В. М., члены общественной организации «Сестрорецкая волна» — Ганусинец О. В. и Кряжева Т. П.).

В 2012 году в литературный альманах «Курзал» Курортного района (выпуск 1-й) вошла моя проза — отрывки из автобиографической повести на 16-ти страницах.

2014 год — Диплом за III место в конкурсе поэтов-любителей «Поэтический вояж», посвящённом 300-летию города Сестрорецка (директор ГБУК «ЦБС Курортного района» — Л. М. Минаева).

В 2014 году в сборник «Поэтический вояж», посвящённый 300-летию Сестрорецка, вошло и моё стихотворение «На Гагарочке светит солнышко…».

А 9 января 2014 года я чем-то была занята и не прислушивалась к включённому телевизору, и вдруг меня поразило произнесённое имя — Лазарь Маховер. Боже, подумала я, это невероятно. Передача шла к концу, и я только услышала из сказанного, что Лазарь Маховер то ли ведёт, то ли вёл математическую школу в Санкт-Петербурге. И сразу вспомнился родной Васильевский, проспект КИМа, тёмный осенний вечер, мы с Ляликом шли вдоль моего дома. Он подавал мне руку, чтоб обойти лужи, такой высокий и худой. И всё время читал мне такие стихи, что опасно было их хранить и в записи, и в голове. Это стихи о несовершенстве нашей жизни. Он, всего на год старше меня, передал мне тетрадь и просил сохранить её, говоря о том, что у него это не получится. В этой тетради на трёх листах мелким убористым почерком написаны стихи, то есть его мысли. Кроме того, там же имеются зарисовки портретов, что говорит о его художественных способностях, и краткие конспекты по истории и физике.

Да, в жизни ничего просто так не бывает. Если должна получить сигнал, значит получишь. А ведь с той поры прошло тогда 55 лет. А с 2014 до 2020 — ещё шесть. Если ты ещё жив, Лялик, тетрадка твоя сохранилась, и дай Бог тебе здоровья!!! Да, забыла тебе сказать, что я была тогда Виноградова Лида с длинными чёрными косами.

Невзирая ни на что, интересная эта жизнь!

2015 год — Благодарственное письмо от Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Центральная библиотечная система Куротного района» за просветительскую деятельность в области краеведения (директор СПбБУК «ЦБС Курортного района» — Л. М. Минаева).

В 2015-м году в литературный альманах «Курзал» (выпуск 2-й) вошла моя проза — отрывки из биографической повести Точка отсчёта или По лабиринтам жизни на 17-ти страницах.

В 2018 году в литературный альманах «Курзал» (выпуск 5-ый) вошли семь моих лирических стихотворений. Это — «Я чувствую энергию руки…», «На письменном моём столе…», «О, всплеск твоего биополя…», «Закружились листья над рекою…», «Если б знать, что ты придёшь…», «Мой первый розовый закат…», «Не жди».

Неоднократно печатались стихи в газетах Курортного района: «Здравница», «В Курортном городе С», «Вести посёлка Ушково». А также — встречи и чтение стихов в школах, библиотеках Сестрорецка, Александровской, Солнечного, а также в Зеленогорске. Связь с посёлками Ушково, Серово, Александровская и не только.

Невзирая ни на что, я радуюсь этой жизни и рада тому, что мои следы останутся на страницах Интернета.

2020, Белоостров