Некоторые аспекты Пурима

Авигайль Барс
С чего всё началось, как пришли к Пуриму? Евреи в праздник Пурим дважды читают Магелат Эстер. Все знакомы с содержанием этой книги. Я в своей публикации хочу осветить только некоторые моменты. Немного истории. Надеюсь, многие найдут для себя что-то новое и интересное. Слово «мегила» означает свиток. Тот же ивритский корень образует слово «мегале» — раскрывать. Когда мы разворачиваем свиток, он открывает нам свои тайные глубины. В этой книге ни разу не упоминается Имя Б-га и все описанные события происходят как будто естественным образом. Из слов наших мудрецов (см. Вавилонский Талмуд, трактат Мегила, 15б) мы узнаём, что везде, где сказано "царь Ахашверош", подразумевается Ахашверош, а везде, где сказано просто "царь", подразумевается Владыка мира. Пурим – это победа еврейского народа над злодеем Аманом, который хотел уничтожить весь еврейский народ. Откуда родом этот злодей? Аман был потомком царя Агага-амалекитянина, которого не убил царь Шауль. Амалекитяне - народ, смысл существования которого - уничтожить евреев. А уничтожить Амалека - это одна из заповедей Торы, о ней вспоминают ежедневно в утренней молитве. В Торе сказано: «Помни, что сделал тебе Амалек в дороге, когда вы вышли из Египта. Что он напал на тебя в дороге и перебил позади тебя всех ослабевших, когда ты был усталым и измученным; и не боялся Бога. И вот, когда Всевышний, твой Бог, даст тебе покой от всех твоих врагов вокруг в Земле, которую Всевышний, твой Бог, даёт тебе в наследие, чтобы ты владел ею, сотри память Амалека из-под Небес; не забудь». Аман возвысился во времена правления царя Ахашввероша. Царь Кореш разрешил евреям вернуться в Иерусалим и отстроить Храм. Народам, которые были насильно поселены в Месопотамию вавилонскими царями, Кир разрешил вернуться в свои страны. Книга Ездры сохранила нам указ Кира, изданный в Экбатане в первый же год его вавилонского царствования в 538 году до н. э. В этом указе иудеям разрешается строить Иерусалимский храм по предписанным размерам и повелевается вернуть похищенные Навуходоносором храмовые сосуды. Многие евреи переехали в Иерусалим, где начались восстановительные работы. Но уже через два года пришёл к власти царь Ахашверош , он запретил строительство. Итак, в 367 г. до н. э. власти пришел Ахашверош, который правил 14 лет. В то время его царство простиралось от Индии до Эфиопии и включало в себя 127 больших и малых государств. Существует два мнения о происхождении Ахашвероша. Согласно одному из них, он был сыном Дария, согласно другому — вообще не происходил из царского рода. Раши (см. комментарии на талмудический трактат «Мегила») считает, что Ахашверош был царским конюхом в Вавилоне и стал царем, заплатив очень крупную денежную сумму тем, от кого зависело назначение царя. Народы Персии, под впечатлением огромных богатств Ахашвероша, благоговейно трепетали перед этим властелином, тем более, что он женился на Вашти, дочери вавилонского царя Белшацара и внучке всесильного властелина мира Невухаднецара. Народ был теперь уже твёрдо уверен, что династии последнего суждено царствовать вечно. Царь Ахашверош стал управлять своим царством железной рукой, не останавливаясь перед казнью тех, кого он подозревал в измене. В дни царя Кореша, когда евреи только начали отстраивать свой Храм в Иерусалиме, в Шомроне проживало одно племя. Это племя царь Санхерив поселил там после увода евреев в изгнание. Эти шомрониты частично приняли иудаизм, но не совсем причисляли себя к еврейскому народу и его Торе. Когда изданный царем Корешом специальный указ разрешил евреям восстановить их Храм, шомрониты пожелали также принять участие в этой стройке, но евреи не захотели иметь с ними дела. С тех пор шомрониты делали всё возможное, чтобы помешать евреям восстановить Храм. Когда шомронитам не удалось добиться ощутимых успехов в своем вредительстве, они обратились в царский дворец персидской империи с доносом, что евреи якобы не довольствуются одной только отстройкой Храма, а собираются восстать против персидского владычества. Шомрониты и другие враги евреев выбрали Амана своим представителем на суде, где должно было слушаться дело по обвинению евреев в измене, наказав ему выступить перед персидскими властями с обвинением против евреев. Евреи выбрали Мордехая своим представителем и защитником их дела на этом суде. Оба представителя выехали одновременно в Персию. Поскольку им предстояло на своем пути пересечь пустыню, они захватили с собою еду на дорогу. Аман, который был обжорой, вскоре исчерпал все свои запасы; Мордехай же потреблял свои продукты экономно, с расчетом, чтобы хватило на всю дорогу. Аман стал голодать и вынужден был просить Мордехая поделиться с ним едой. Вначале Мордехай отказался удовлетворить его просьбу, но затем он согласился при одном условии: чтобы Аман продался ему за это в рабство. Поскольку бумаги, чтобы составить надлежащую купчую на это, у них не было, пришлось Аману написать на подошве сандалии Мордехая следующее обязательство: "Я, Аман, Агагит, продал себя Мордехаю в рабство за хлеб". С тех пор Аман никогда не мог простить Мордехаю это унижение, и он был в постоянном страхе, что Мордехай вот-вот предъявит на него свои права – права господина на своего раба. Мордехай же никогда не помышлял делать это. Позже, однако, когда Аман стал премьер-министром и потребовал, чтобы Мордехай ему поклонялся, достаточно было Мордехаю снять свою сандалию и помахать ею перед носом Амана, чтобы тому ничего другого не оставалось делать, как прикусить свой язык и молчать. Разъяренный всем этим Аман поклялся уничтожить Мордехая и всех евреев. Оставим на некоторое время Амана в стороне. "В те дни, когда царь Ахашверош должен был сесть на царский престол..." (Свиток Эстер, 1:2) Как только Ахашверош объявил себя царем Персии, он решил воспользоваться захваченным троном царя Соломона. Трон Соломона был самым чудесным престолом, на котором сидел какой-либо царь. Он был изготовлен ив слоновой кости, покрытой золотом и инкрустированной рубинами, сапфирами, изумрудами и другими ценными камнями, которые переливались ярчайшим, ослепляющим светом и чарующими оттенками и цветами. Шесть ступеней вели к самому сиденью наверху. Каждая ступень служила для напоминания царю об одной из особых шести мицвот, которые израильский царь обязан соблюдать. На первой ступеньке снизу лежал золотой лев с одной стороны; лицом к нему на противоположной стороне лежал золотой бык. На второй ступеньке лежал таким же образом золотой волк против золотой овечки. На третьей ступеньке – золотой тигр против золотого верблюда; на четвертой – золотой орёл против золотого павлина; на пятой – золотая кошка против золотого петуха, а на шестой – золотой сокол против золотой голубки. На самом верху, над троном, золотой голубь держал в клюве золотого сокола. Сбоку, возвышаясь над троном, стояла великолепная менора из чистого золота, декорированная золотыми чашечками, шишечками, цветами, распускающимися почками и лепестками. С каждой стороны меноры поднимались вверх семь веток. На ветках одной из сторон были выгравированы имена семи патриархов мира: Адам, Hoax, Шем, Абраам, Ицхак, Яаков и Иов в центре. На семи ветках по другую сторону меноры были выгравированы имена самых праведных людей: Леви, Кеот, Амрам, Моше и Аарон, Элдад и Медад, и Хур в центре. С каждой стороны трона стояли особые золотые кресла – одно для первосвященника и одно для его сегана (помощника), – окруженные семьюдесятью золотыми креслами для семидесяти старейшин – членов Синедриона (Верховного суда). Двадцать четыре золотые виноградные лозы образовывали огромный навес над троном. Когда царь Соломон восходил на трон, начинал действовать особый механизм. Как только он ставил ногу на первую ступень, золотой бык и золотой лев протягивали к нему свои лапы, чтобы поддерживать царя и помочь ему подниматься на следующую ступень. То же самое происходило и на следующих ступенях – с каждой стороны золотые животные помогали царю подниматься, пока он не усаживался с комфортом на троне. Как только он садился, золотой орел приносил в клюве большую корону и держал ее над челом царя Соломона так, чтобы он не чувствовал ее тяжести на своей голове. Затем прилетал золотой голубь и приносил из святого кивота маленький свиток Торы, который он клал на колени царя Шеломо, согласно завету Торы, который гласит, что Тора должна всегда быть с царем, чтобы руководить им в его царствовании над Израилем. Первосвященник, сеган и все семьдесят старейшин вставали тогда со своих кресел и приветствовали царя, после чего они садились на свои места, чтобы выслушивать все поступающие к царю на разбор судебные дела. О троне царя Соломона шла молва среди всех царей и князей во всем мире. Они являлись к Соломону, чтобы дивиться всем чудесам его трона и восхищаться его красотой. Много лет позже, когда фараон Нехе захватил Иудею, он увез этот чудесный трон с собой, но когда он поставил ногу на первую ступень, золотой лев ударил его с такой силой в бедро, что он свалился с трона и остался калекой на всю жизнь! Поэтому он и получил прозвище "нехе", что означает – увечный. Еще позже, когда Невухаднецар разрушил Храм и затем завоевал Египет тоже, он отвез этот трон в Вавилон. Там с ним произошло то же самое, что и в Египте. Когда Невухаднецар попытался тоже взойти на трон, лев сбросил его. От дальнейших попыток воспользоваться троном Невухаднецар отказался. Позже Вавилон завоевал персидский царь Дарьявеш, который увез трон с собою в Мадай. Теперь, когда Ахашверош в свою очередь попытался подняться на трон, он тоже получил удар по ногам и свалился с трона. Больше Ахашверош не делал попыток садиться на этот трон. Вместо этого он вызвал из Египта крупных инженеров и приказал им соорудить для него трон, подобный трону царя Шломо. Почти три года трудились египетские специалисты над созданием такого трона для царя Персии. Наконец, работы закончились, но трон оказался таким тяжёлым, был страх что-то разрушить при перевозке. Царь принимает решение перенести столицу Персии в город Шушан, где уже был для него построен трон. Царя Ахашвероша несколько смущала мысль о том, что это он приостановил восстановление Храма в Иерусалиме. Особенно беспокоило его то, что предсказанные еврейскими пророками семьдесят лет изгнания евреев приходили к концу. Он боялся, что восстановление еврейского государства и отстройка их Храма в Иерусалиме может поколебать основу его мировой империи. Поэтому он с тревогой ожидал конца этих семидесяти лет. По расчёту Ахашвероша семьдесят лет изгнания евреев должны были истекать на третьем году его царствования. Когда этот срок наступил, и ничего не случилось, он торжествовал, будучи уверен, что теперь евреи навсегда останутся его подданными и никогда не приобретут уже больше власти и независимости. Царь решил устроить празднества, продолжавшихся целых сто восемьдесят дней подряд. На эти празднества были приглашены представители всех народностей, населявших его огромную империю. Затем, в конце полугодия, он устроил особый семидневный праздник для всех жителей Шушана. На этом празднике, специально предназначенном для того, чтобы приобрести благосклонность народных масс, были предоставлены простым людям почётные места, и малейшее их желание немедленно исполнялось. На пире использовали в качестве посуды храмовую утварь. Сам царь облачился в одежды первосвященника Иерусалимского Храма (все это было захвачено при разрушении Храма Навухаднецаром). На пир были приглашены и евреи. Как говорит мидраш, они участвовали в пире добровольно, «не видя» в этом ничего предосудительного. Окончание великого семидневного праздника в царском дворце приходилось на святой для евреев день шаббат. В то время как набожные евреи всюду отдыхали и молились и изучали Тору, во дворце не прекращались дикие оргии. Царь, язык которого развязало выпитое в огромных количествах вино, начал хвастать своим богатством, своей огромной империей, а затем и своей царицей Вашти, не имевшей себе равных в необычайной красоте. Один из опьяневших гостей, которому ударило в голову выпитое им вино, набрался отваги и потребовал от царя доказать правдивость своих слов и велеть Вашти показать свою красоту гостям. Царь тут же послал за царицей Вашти, повелев ей явиться пред гостями. В сердце Вашти глубоко укоренилась злобная ненависть к евреям, – чувство, унаследованное ею от ее деда, царя Невухаднецара. Она наслаждалась видом замученных ею еврейских детей, которых она по субботам заставляла выполнять всевозможные унизительные работы. Когда царь послал за нею, она с возмущением выкрикнула: "Как можно послать за мною, как за рабыней, как за простой служанкой?!". И она смело воспротивилась повелению царя, наотрез отказавшись явиться в зал. Царь Ахашверош рассвирепел. Он призвал мудрецов своей империи вынести приговор Вашти за её неповиновение. Но многие из них боялись высказаться. Все молчали, за исключением Амана, бывшего тогда мало кому известным чиновником по имени Мемухан и самым младшим по рангу среди присутствующих; он посоветовал царю казнить Вашти, поскольку её постыдный поступок будет иметь далеко идущие последствия. Итак, Вашти была казнена за её ослушание царю. Её казнили тут же, в этот самый день, в субботу. И это не было случайным совпадением; жестокая царица Вашти была наказана в этот день за страдания, которые она причинила еврейским детям именно в святой день – в Шаббат. по всему царству начались поиски подходящей жены для царя. Все красивые девушки страны были доставлены во дворец с тем, чтобы царь мог выбрать себе одну из них в жены вместо Вашти. В Шушане проживал один очень богобоязненный и ученый еврей по имени Мордехай, который имел очаровательную и добросердечную кузину. Эту молодую особу звали Эстер или Адасса. Оставшись круглой сиротой, Эстер воспитывалась у своего кузина Мордехая. Для многих родителей было бы редкостной честью и большой привилегией выдать свою дочь за царя. Мордехай же со страхом ожидал тот день, когда Эстер будет призвана во дворец, – он хорошо знал, что долго прятать её он не сможет. Наконец власти дознались об Эстер и забрали её в царский дворец. Соревнование претенденток на занятие места Вашти продолжалось несколько лет. Эстер с самого момента прибытия во дворец очаровала всех своей скромностью, и с нею обходились исключительно предупредительно, с почётом и уважением. Её красота светилась изнутри, придавая ей особое изящество и очарование, только ей одной присущие. Хотя Эстер далеко не была самой красивой из всех соревнующихся с нею девушек, царь предпочёл её всем другим. Когда Эстер узнала, что ей суждено стать царицей, она окружила себя верными еврейскими слугами, обеспечившими её кошерной пищей и не выдававшими её тайны, что она еврейка, ибо Мордехай наказал ей держать пока в тайне её происхождение, до наступления дня, когда она сможет открыть это. Таким образом, царь не знал ничего о национальности своей царицы. Единственное, что он знал, это то, что она была сиротой. Как только Эстер стала царицей Персии, она спросила своего мужа, почему он не избрал себе еврейского советника, как это делали другие цари. Она напомнила ему, что даже Невухаднецар имел еврейского советника, пророка Даниеля. Царь ответил, что он не знает ни одного еврея, который мог быть его советником. "Возьми Мордехая, - сказала Эстер, – он мудр и праведен и предан тебе". Таким образом, Мордехай стал советником царя. Аман был отпрыском заклятого врага Израиля Амалека. Он был богатейшим человеком того времени. Нечестными путями он приобрел себе несметные богатства, захватив, между прочим, сокровища царя Иудеи. Царь Ахашверош, на которого произвело огромное впечатление сказочное богатство Амана, назначил последнего своим премьер-министром. Царь издал указ, повелевающий всем во дворце почтительно кланяться Аману. На своей груди Аман носил изображение своего идола, которому он поклонялся. Мордехай отказался кланяться Аману, несмотря на ряд предупреждений со стороны многих царских слуг. Когда сам Аман укорял его в неповиновении царскому указу, у Мордехая был на это весьма недвусмысленный ответ: он еврей; он никогда не поклонится тому, кто носит на груди образ языческого идола. Аман боялся, что Мордехай раскроит всем, что Аман продался ему в рабство за краюху хлеба. Аману составил свой план, по которому он надеялся уничтожить всех евреев во всех 127 персидских провинциях, в том числе и самого ненавистного его врага – Мордехая. Аман явился к царю и сказал, что народ не спокоен, ему нужно дать некоторое развлечение. "Время подоспело, – сказал Аман, – начать преследование евреев". – Но у них всесильный Б-г, – сказал царь, – не постигнет ли меня участь Невухаднецара и других царей, притеснявших евреев? – О, они уже давно оставили своего Б-га, – ответил Аман. – А разве нет среди них набожных и праведных людей? – продолжал царь. – Они все одинаковы; один не лучше другого, – ответил Аман. – Но ведь от этого могут пострадать интересы нашей империи, – настаивал царь. – Они разбросаны по всему царству и их отсутствия никто не заметит, – заверял царя Аман. Затем Аман продолжил свои клеветнические выпады против евреев и стал порочить их перед царём: "Они держатся отдельно от всех; они живут все вместе, едят и пьют только среди своих. Они не общаются с другими народами и не берут в жёны дочерей туземного населения. Они бездельники и лентяи, – они только и делают, что празднуют; то у них Шаббат, а то Песах, Шавуот, Суккот и многие другие праздники". Услышав такую речь, сказал на это Б-г: "Ты злой человек! За то, что ты жалуешься на большое число праздничных дней у евреев, Я дам им еще один праздник, который они будут праздновать в честь твоей гибели". Аман предложил царю десять тысяч серебряных монет, чтобы покрыть убыток, который будет, возможно, причинен государству при преследовании евреев. Но царь с улыбкой ответил: "Дарю тебе эти деньги и евреев в придачу. Делай с ними, что хочешь". Чтобы показать, что он действительно думает так, снял царь Ахашверош свой перстень-печатку со своего пальца и передал его Аману, тем самым наделяя его абсолютной властью. Аман немедленно послал за царскими писцами и повелел им приготовить два царских указа всем царским послам и правителям во всех ста двадцати семи провинциях империи. Первый указ был открытым приказанием правителям каждой провинции вооружить народ и подготовить его к тринадцатому дню месяца адар. В этот день должны подняться все, как один, и вырезать "определенную группу вредного народа". Кого именно имел этот указ в виду, разъяснял второй, запечатанный, указ, который нельзя было открывать раньше тринадцатого адара. В этом втором, закрытом, указе было ясно написано, что персидский народ должен напасть и убить всех евреев, старых и молодых, женщин и детей, где бы они ни находились во всей огромной персидской империи. Оба указа были надлежащим образом подписаны и снабжены царской печатью, а затем переданы в запечатанном виде царским курьерам для срочной доставки правителям всех провинций. Поскольку на них имелась царская печать, они не могли быть отменены. Но почему же Аману удалось возвыситься? Очевидно, потому что в Персидской империи, стране пленения, каждый из иудеев нашел себе теплое место, чтобы удовлетворить свою душу. Еврейский народ забыл свое призвание, потеряв свою силу и власть, ослабел, потому что стал далек от Бога. Именно этим Аман и воспользовался, потому что Амалек всегда чутко улавливает духовное состояние Израиля. Возникшая угроза уничтожения заставила наш народ проснуться и обратиться к Господу в посте и молитве и вернуться к Всевышнему,который помогает преодолевать страхи этого мира.




P.S.

На снимке могила Эстер и Мордехая в Иране.