Основное краткое описание и значение сфирот

Владимир Емельянов Никитин
   Прежде чем приступить к описанию сфирот, сделаю небольшую поправку. Ивритское слово сфира (единственное число) и сфирот (множественное число) не склоняются. Но в тексте прослеживается склонение этого слова как сфиры, сфиру, сфире и так далее, это было сделано для удобства восприятия текста русскоязычному человеку. По одной версии слово сфирот (;;;;;;;;;;) происходит от слова - сефер (;;;;;;, книга). Подругой от слова - сапир (сапфир) (;;;;;;;, светящийся): «ибо это сияние Бога, подобное великолепному сиянию сапфира. (Сефер ха-Бахир)». Согласно этому тексту, саппир,- драгоценный камень, как призма испускающий бесчисленные лучи, их много, но все они исходят из одного кристалла. По другому толкованию, этот термин происходит от слова - сфар (граница). Такое понимание связано с утверждением о том, что хотя внутренний Мир Божества бесконечен, его проявление постижимо именно из-за конечности и ограниченности. В Сефер ха-Бахир приводится также такое объяснение термина: «Почему их называют сфирот? Потому что сказано: “Небеса сообщают Божью славу” (Техилим)» - то есть сфирот как бы раскрывают (месапрот) природу Божества. Этимологическая связь с греческим словом сфера остаётся неясной. Кроме этого, понятие сфирот является одним из наиболее фундаментальных в Каббале. Несомненно, всё, что связано со сфирот это глубокие вещи, которые невозможно понять человеку, не достигшему уровня изучения Каббалы.
   Но всё же следует сказать пару слов о том, что десять сфирот это композиция из 10-и элементов, 10-и сокрытий Высшего света, существующих, чтобы творения смогли получить этот свет. И им соответствуют:- 10 Священных имён Творца, упомянутых в Торе. Действующие лица Торы. Ангельская иерархия и так далее. Помимо образа Древа, используется также образ человека, части тела которого соотносятся с определёнными началами Божественной жизни. Каждой из сфирот соответствуют определённые этические качества.
   
   Ниже приведена градация сфирот по соответствиям:
   Сфира-Перевод-Имя Творца-Лицо в Торе-Архангел-Мир
   Кетер(;;;;;;;)-Корона-Эхейех Ашер Эхейех-Метатрон-Адам Кадмон
  эманаций)
  сотворения)
   Хесед(;;;;;;;)-Милость-Эль-Авраам-Цадкиэль-Ецира(мир создания)
   Гвура(;;;;;;;;;)-Строгость, суд-Элохим Гибур-Ицхак-Хамаэль(Камаэль)
   Тиферет(;;;;;;;;;)- Красота-ЙХВХ(ИХВеХ)Эл-о-а Ва Даат-Яаков-Рафаэль
   Нецах(;;;;;;;)-Вечность-ЙХВХ(ИХВеХ)Цваот-Моше-Ханиэль
   Ход(;;;;;;;)-Слава-Элохим Цваот-Аарон-Михаэль
   Йесод(;;;;;;;;)-Основа-Шаддай Эль Хай-Йиосеф-Гавриэль
   Малкут(;;;;;;;;;)-Царство-Адонай Мелех(Адонай ха-Арец)-Давид, Рахиль-Зандальфон-Асия(мир  действия)

   Помимо этого, существует незримая сфира, Даат (;;;;;;;; ДААТ), соединяющая три высших сфирот - Кетер Хохма и Бина и отделяющая их от остальных нижестоящих после Бездны семи сфирот.
   Сама же теория сфирот в конце концов стала самой сутью каббалистического учения и основой специфической системы мистического символизма. С одной стороны, каббалисты говорили о проявлении силы или света Айн Соф на различных этапах (или уровнях) эманации, называемых сфирот и одновременно представляющих собой различные атрибуты Бога или эпитеты, которые можно к Нему отнести. С другой стороны, представления об эманации теснейшим образом связывались с теорией языка. Этот процесс изображается как своего рода раскрытие различных имён, относимых к Богу как к Творцу. Проявляющий себя Бог - это Бог, который Сам Себя таким образом выражает,- Бог, который назвал Свои силы, чтобы раскрыть Себя, дал им имена и, можно даже так сказать, Сам назвал Себя соответствующими именами. Сам же процесс, посредством которого сила эманации проявляет себя, переходя от сокрытия к раскрытию, протекает параллельно процессу проявления Божественной речи от её внутренней сущности, заключённой в мысли, через звук, который всё ещё не может быть услышан, к словесному выражению.
   Хотя, хотелось бы заметить о том, что, упоминая имена Творца в молитве, каббалисты обращаются к Творцу как к Проявляющему Себя в этих качествах. Однако обращаться с молитвой к самим сфирот это большой грех, поскольку молитва должна быть обращена только к Самому Творцу и ни к кому и ничему другому. Сами же Ангелы - это некая "рабочая" сила Древа Жизни,- труженики, исполняющие Божественную волю под руководством Архангелов. Ангельские чины - это следующий после Архангелов уровень в иерархии духовных сущностей. Каждый Ангельский чин обладает особыми способностями и функциями, и человек может обращаться за помощью к Богу в той или иной сфере жизни, получая помощь от той или иной силы ответственной за это.
   При этом мудрецы в Сифри (сборнике галахических мидрашей и высказываний на Тору) делают вывод о том, что следует взывать непосредственно к Богу на основании слов Моше: «…когда бы мы ни воззвали к Нему - именно к Нему необходимо взывать (молиться), а не к Его сфирот». Если же кто-то обратит свою просьбу к Ангелам Всевышнего, то преступит тем самым запрет молиться кому-либо, кроме Всевышнего, поскольку они лишь творения Бога, но не Сам Бог. И это несмотря на то, что они выполняют Его волю и подчинены Ему абсолютно. Как сказано в Иерусалимском Талмуде 9:1: «Если пришло к человеку несчастье, пусть не взывает ни к Михаэлю, ни к Гавриэлю, но лишь к Всевышнему». Таким образом, каждое из имён Всевышнего, которые произносятся в молитве, подходят к тому виду просьбы, с которой обращаются. И, хотя упоминаются разные имена, обращаются, всё же, только к Нему одному посредством этих имён. И на возникший из вышесказанного вопрос:- Значит, не нужны, в таком случае, посредники во время молитвы в виде Ангелов? На первый взгляд, очевиден отрицательный ответ, так как молитва является непосредственным разговором со Всевышним, в котором связь осуществляется напрямую. Об этом свидетельствует сам текст канонической молитвы Шмона Эсре, то есть (Восемнадцать благословений), где сказано: «Благословен Ты, Ты Свят…» и так далее. Следовательно, посредников не нужно. Но не всё так просто. В Талмуде объясняется:- «Молитва - это просьба о милости Всевышнего, а задача Ангелов заключается в "транспортировке" молитвы, произнесённой без миньяна, непосредственно к Всевышнему». И хотя, конечно же, Всевышний видит и знает всё, и ни одна молитва не "ускользает" от Его внимания, всё же так Он устроил мир, что существует установленный порядок обращения к Нему с просьбами и молитвами. Отражения этого порядка человек находит в проявлениях земной власти - каждый понимает то, что нельзя пробиться просто так на личный приём к царю. Следует подать просьбу на рассмотрение, которая, пройдя все предварительные инстанции, попадёт к властителю для вынесения решения. В Талмуде сказано: «Власть земная подобна в своих проявлениях власти Небес». Из этого следует то, что Ангелы нужны для молитвы, и это факт, и чтобы призвать того или иного Архангела или Ангела, не обращаются непосредственно к ним, а к Самому Всевышнему, чтобы он послал того или иного из них для оказания помощи и поддержки.
   Итак, полагаю то, что следует немного прокомментировать вышесказанное и начать с того, что под понятием Бог подразумевают персонифицированный Абсолют, ведь сущность Бога люди неспособны понять вообще, как сказано: «Не постигается Он мыслью вообще. (Тикунэй Зоар, Предисловие 17а)». В таком понимании Бог не может действовать и быть проявленным напрямую в действии как человек или как личность, действие осуществляется через динамическую область между Абсолютом и человеком. Для этого существуют посредники в виде Ангелов и Архангелов. Поэтому обращаясь к Богу, можно обращаться и к Архангелам через имя Бога: «И всякое повеление, которое он даст вам Моим Именем, исполняйте и осуществляйте. (Сефер Ханох 3 (Книга Небесных Дворцов))», как это было рассказано о Шмот 72. И не следует забывать о том, что все имена Всевышнего, это имена Его проявлений. Сам же Творец не подвергается какому-либо определению. Таким образом, обращаясь к Богу за помощью, Он всегда посылает своих помощников - Ангелов и Архангелов, отвечающих за ту или иную сферу своего влияния, наделённую Богом. Таким образом, Архангелы - это посланники Божественного Начала, которое направляет их к людям, где они пересылают некие качества и аспекты Творца на землю через себя. Архангелы даруют духовную пищу и вдохновение, они доносят до людей откровения и духовную информацию, в которых люди нуждаются для своего же развития. Благодаря им человек получает помощь свыше и поддержку. Поэтому посредством Божественной помощи через Архангелов, которую Он предоставляет, человек обретает состояние гармонии. У каждого существует возможность и способность обратиться к Архангелу - нужно лишь иметь такое намерение. Главное не то, как это сделать, главное - сам факт обращения к Архангелу посредством имени Творца.
   Таким образом, Ангелы и Архангелы являются как бы главными Ангелами-хранителями. Они безмерно великодушны и могущественны, они исполнены любви. Как и все Ангелы, Архангелы не придают никакого значения религиозным различиям и помогают всем, кто к ним обращается посредством имени Всевышнего. Временных и пространственных границ для них не существует,- Архангелы одновременно могут пребывать рядом со многими людьми. Все, кто просят Архангела во имя Создателя о помощи, получают ответ, по велению Бога. Исключений здесь не бывает.
   Их время и энергия неисчерпаемы, поэтому не бойтесь "утомить" Архангела своей просьбой. они точно отвечают на призыв и гордятся этим, так как Сам Всевышний повелел им помогать человеку (те же кто восстал против этого повеления были низвергнуты),- и чем точнее прошение, тем точнее будет ответ. Кроме этого, если после первого прошения помощь не последовала, то следует вознести прошение ещё раз, и она обязательно придёт, просто в этом случае нужна настойчивость. Этот совет действителен относительно всех Архангелов,- не забывайте один из фундаментальных Божественных законов, который был раскрыт людям: «Просите и вам дадут! Ищите и вы найдете! Стучите и вам откроют!». Это подразумевает всегда просить твёрдо, с огромной верой Божественной помощи, полной любви и альтруистической помощи Архангелов. И если это воззвание твёрдое и полное веры, человек заметит с нарастающим удивлением и с огромной радостью то, что эта Божественная альтруистическая и полная мудрости помощь не заставит себя ждать.
   Понимая этот закон, не стоит глупо воображать себе, что Архангелы будут предоставлять каждый раз помощь, на самом деле, ни одна Ангельская сущность и ни один Архангел не вмешиваются в жизнь человека, чтобы помочь, если это не соответствует Божественному плану. Даже когда помощь человеку не обходима. За некоторыми исключениями и то с позволения и милости Всевышнего. Подобными исключениями являются случаи, когда внутренне человек всё-таки просит помощи Бога, даже если не осознанно, особенно когда попадает в сложную ситуацию и из него истекает это истинное прошение. Благодаря этому Создатель может поменять ткань бытия, и именно поэтому, в подобных случаях, Архангелы явно делегированы (то есть, передают часть своих прав и полномочий) чтобы помогать, вдохновлять и наставлять.
   Пока человек живёт в гармонии со Вселенским Истоком и отдаёт свою энергию, помогая другим, сонмы Ангелов и Архангелов будут помогать ему во всём, вплоть до мельчайших деталей жизни. Но в противовес этому, если люди всегда сеют зло, они почти непрерывно будут пожинать и собирать плоды только заслуженного зла. Поэтому такие люди имеют только и только то, что заслуживают. Они каждый день падают в бездну, которая раскрывается в их внутренней "вселенной" и таким образом они призывают в свои существа пропасти Ада и затем продолжают жить ещё во время физической жизни в подобной пучине подобия Ада, в которую они сами себя загнали. В подобных ужасных случаях то, что создаёт их извращённый, губительный и упрямый ум, подталкивает их в эту бездну, затем придерживаясь с оглупевшим упрямством, в собственном Аду выстроенным своими же руками из-за процессов губительного, тёмного резонанса, они падают всё ниже и ниже.
   Примечание:- «Данное примечание просто необходимо в рамках моих публикаций, ведь согласно седой мудрости: “Сколько людей, столько и мнений”, возникает опасность недопонимания моих идей и их искажение, как к этой статье, так и в последующих публикациях, где будут затрагиваться спорные вопросы.
   Например, в вышесказанном предложении некоторые люди могут увидеть оскорбительный оттенок или ещё что-то. Поэтому заранее хочу принести свои извинения перед всеми, кого невольно обидел или оскорбил или задел самолюбие, религиозные чувства и тому подобное данными публикациями, словом или мировоззрением и тому подобным. Никаких оскорблений или унижений, или ущемлений или притеснений, и так далее и тому подобное публикации в себе не несут, и, у автора данных публикаций даже в мыслях не было такого и подобного. Автор публикаций уважительно и с пониманием относится к обычаям, традициям, религиям и вероисповеданиям наций и народностей.
   Сам материал публикаций создан в академических целях, не несёт рекомендательный характер, совет или предложение и не является государственной тайной.
   Данные публикации не несут в себе (включая косвенную или подразумеваемую):
   1. Дискриминацию по признаку пола.
   2. Дискриминацию по признаку расы.
   3. Дискриминацию по признаку национальности.
   4. Дискриминацию по признаку  религии.
   5. Дискриминацию по признаку социального происхождения.
   6. Дискриминацию по признаку убеждений.
   7. Дискриминацию по признаку личного и общественного положения.
   8. Дискриминацию по возрастному признаку.
   Публикации не несут в себе (включая косвенного или подразумеваемого):
   1. Ущерба национальной безопасности.
   2. Призыва к насильственному изменению конституционного строя и территориальной целостности.
   3. Идеологической диверсии и / или провокации.
   4. Информации демонстрирующую неуважение к обществу, государству и государственным символам.
   5. Информацию, направленную на склонение или иное вовлечение граждан, в том числе, несовершеннолетних, в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и / или здоровья либо для жизни и / или здоровья иных лиц.
   6. Распространения заведомо ложной информации, содержащей угрозу общественному порядку и / или безопасности.
   В публикациях не рассматривается (включая косвенно или подразумеваемо) следующая информация:
   1. Возбуждающая неприязнь национальную.
   2. Возбуждающая неприязнь расовую.
   3. Возбуждающая неприязнь этническую.
   4. Возбуждающая религиозную вражду.
   Публикации не призывают и не подстрекают (включая косвенно или подразумеваемо):
   1. К распространению непристойностей и жестокости.
   2. К нарушению общественного порядка (не несёт как реальный, так и / или косвенный или подразумеваемый призыв к нарушению общественного порядка).
   3. К нанесению ущерба чести и интересам как самого человека, так и нации или наций.
   4. К массовым беспорядкам, насилию над гражданами, а также к участию в собраниях, митингах, уличных шествиях и / или демонстрациях, проводимых с нарушением установленного порядка.
   5. К диффамации:- (латинское diffamo - порочу), то есть, распространение порочащих сведений. В большинстве стран рассматривается как правонарушение, заключающееся в распространении в письменной и / или устной форме сведений, не соответствующих действительности, умаляющих честь и достоинство.
   6. К изменению вероисповедания.
   7. К оскорблению или унижению религиозных чувств верующих.
   8. К чуждым идеям.
   9. К призыву посягательства на права и имущества личного, государственного, общественного и так далее.
 10. К побуждению совершения действий, влекущих за собой уголовную и иную ответственность в соответствии с законом той страны и того государства, где публикации будут рассматриваться, изучаться, исследоваться, разбираться, обсуждаться, толковаться, проясняться, читаться, пересказываться, излагаться и тому подобное.
   Также в публикациях нет призыва, пропаганды и / или подстрекательства (включая косвенных или подразумеваемых) к насилию, войне, терроризму и совершению самоубийства; пропаганды наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (все виды медитаций, описанные в этом труде, практикуются только естественным путём); не содержит любого другого вида призыва, пропаганды и подстрекательства.
   В публикациях нет идей (включая косвенных или подразумеваемых) религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма.
   Если кто-то будет использовать данные публикации в своих интересах для своих собственных манипуляций, то, вся вина ложится на плечи того, кто совершил это действие независимо от пола, расы, вероисповедания, возраста, социального и религиозного положения и так далее. Все публикации были созданы только из добрых, благих и бескорыстных побуждений.
   Кроме указанного, публикации рассчитаны на внутреннюю логическую работу. Постигающий несёт ответственность перед людьми за свой духовный опыт если он причиняет им (окружающим и людям) вред, а также становится ответственен перед Самим Творцом Небес и земли, и ему придётся давать полный отчёт о всех своих действиях в неподобающем использовании публикаций».
   Однако существует выход из столь плачевной ситуации. Такие люди должны осознать то, что настал час твёрдо сказать - Стоп, и, причём с большой буквы этого слова. И затем незамедлительно, с огромной твёрдостью сделать необходимую конверсию (обмен, перерасчёт). И не следует откладывать со дня на день воззвание к Всевышнему о помощи соответствующего Архангела, и при этом не создавать себе ловушки торможения подобно тем, что пока ещё не готов или ещё не настал момент, или нет времени, но скоро это сделаю.
   Итак, помните, что у Архангелов есть почти неограниченная способность. Особенно когда есть безотлагательная необходимость в их помощи, не нужно избегать или откладывать полное веры воззвание.
   Никогда не забывайте о том, что всегда, без исключения, дружба и забота, которую Архангелы проявляют,- образцовая, возвышенная, она даже идеальная и нет никакого исключения, и не будет. Но при этом следует учесть не маловажный факт о том, что Ангелы и Архангелы помогают только тем, кто стремится к Всевышнему и соблюдает условия данные Им (исполнение мицвот (заповеди)). Беззаконники же пожинают свой урожай беззакония и слышат их только демоны и бесы, которые непременно помогут беззаконнику упасть ещё глубже во грех и направят по протоптанной дорожке прямо в Ад. По этой причине стерегитесь беззакония, соблюдайте мицвот, стремясь к Всевышнему, и Ангелы и Архангелы будут Вам помогать на этом пути, как сказано: «Живущий под покровом Всевышнего, под сенью Всемогущего покоящийся! Скажу я Богу: (Ты) - защита моя и оплот мой, Всесильный мой, на Которого я полагаюсь. Ибо Он спасёт тебя от западни, от губительного мора. Крылом Своим прикроет Он тебя, под крыльями Его ты приютишься, щитом и кольчугой (будет для тебя) Его истина. Не будешь бояться ни страхов ночных, ни стрелы, летящей днём, ни мора, который во мраке ходит, ни гибели, свирепствующей в полдень. Падут возле тебя тысяча, мириада - по правую руку твою, но к тебе не подойдут. Только глазами своими смотреть будешь, возмездие злодеям увидишь. Ибо ты (сказал): Бог - укрытие моё, Всевышнего избрал ты приютом твоим. Не случится с тобою несчастья, беда не приблизится к шатру твоему. Ибо Ангелам Своим заповедал Он о тебе - охранять тебя на всех путях твоих. На руках они будут нести тебя, чтобы не споткнулась о камень нога твоя. На льва ли, на аспида наступишь, топтать будешь молодого льва и дракона. Ибо он Меня возжелал - Я его избавил; его Я возвышу, ибо имя Моё он познал. Ко Мне он взывает - Я отвечаю ему, с ним Я вместе в беде. Я его избавляю и прославляю. Долголетием насыщу его и явлю ему спасение Моё. (Техилим 91; в христианской Библии это Псалом 90)».

   Ниже приведена Ангельская градация по соответствию к сфирот:
   Сфира-Ангельский чин-Правитель-Название Ангельского чина-Ранг в иерархии
   Кетер-Хайот-ха-Кадош-Метатрон- Серафим-Высший
   Хохма-Офаним-Рациэль(Разиэль)-Херувим(Керубим)-Высший
   Бина-Аралим-Цафкиэль-Престолы-Высший
   Хесед-Хашмалим(Хасмалим)-Цадкиэль-Власти-Средний
   Гвура-Серафим-Камаэль(Хамаэль)-Господства-Средний
   Тиферет-Млаким(Млахим)-Рафаэль-Цари,Силы-Средний
   Нецах-Элохим-Ханиэль(Ганиэль), Ориэль(Уриэль)-Начала-Низший
   Ход-Бене Элохим-Михаэль-Архангелы-Низший
     Малкут-Ашим-Зандальфон-(Сандальфон)-Блаженные души-Без градации

   Примечание:- «В некоторых источниках к сфире Ход относится Архангел Рафаэль, в то время как к сфире Тиферет относится Архангел Михаэль. Я же, лично, придерживаюсь классического порядка, то есть того, что прописано в вышестоящей таблице. Дело в том, что Михаэль и Тиферет, это христианское видение и интерпретация на основе христианской догмы, мой же путь более древний. Кроме этого, на сфиру Нецах указано два Архангела - Ханиэль и Уриэль (Ориэль). Вообще же Архангел Ориэль отвечает за сфиру Даат со стороны нижних сфирот (начало Бездны), а Архангел Анпиэль со стороны верхних сфирот, верхней триады (конец Бездны), по этой причине я отношу к сфире Нецах только Архангела Ханиэля».
   
   Сфирот разбиваются на группы:
   КаХаБ:- Кетер, Хохма, Бина.
   КаХаБ ТуМ:- Кетер, Хохма, Бина, Тиферет, Малкут.
   ХаБаД:- Хохма, Бина, Даат.
   ХаГаТ:- Хесед, Гвура, Тиферет.
   НэХИ:- Нецах, Ход, Йесод.
   Зеир Анпин:- Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, Ход, Йесод.
   ГаР (гимель ришонот - три первых):- Хохма, Бина, Даат. ГаР считаются как бы верхними сфирот. Царь Шломо упоминает ГаР в книге Мишлей: «Господь мудростью (“бэ-Хохма” - намекает на Хохма) основал землю, утвердил небо пониманием (“би-Твуна” - намекает на Бина). Сознанием Его (“бэ-Даато” - намекает на Даат) разверзлись бездны и облака каплют росою».
   ЗаТ (зайн тахтонот - семь нижних):- Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, Ход, Йесод, Малкут. Царь Давид намекает на ЗаТ, говоря в книге Диврей Айамим: «Твоё, Господи, величие (“а-Гдула” - намекает на Хэсэд) и могущество (“а-Гвура” - намекает на Гвура), и слава (“вэ-а-Тифэрет” - намекает на Тиферет), и вечность (“вэ-а-Нецах” - намекает на Нэцах), и красота (“вэ-а-Ход” - намекает на Ход), потому что всё, что в небесах и на земле, Твоё, Господи; Твоё царство (“а-Мамлаха” - намекает на Малкут), и превознесён Ты над всеми». В праздник Суккот семь дней соответствуют категории сфирот ЗаТ.
   Как сказано, посредством этих качеств и их сочетания Творец управляет миром. То есть, всё существующее появилось благодаря деятельности сфирот, и потому в последних сокрыт корень и источник любого изменения, хотя все они и эманировали из одного Первоначала, Айн Соф, вне которого нет ничего. А в том, что касается своего возникновения в Айн Соф, сфирот не отличаются друг от друга, но они разнятся в отношении своей деятельности в сфере (не сфире) творения. Этот принцип лежит в основе теософской концепции сфирот как сил Божественной сущности или природы, посредством которых раскрывает себя абсолютное бытие.
   А из вышесказанного возникает вопрос:- Тождественны ли сфирот Богу или нет, а если нет, то, в чём же состоит это различие? А состоит оно в том, что сфирот рассматриваются не как субстанция Бога, но как сосуды (келим),- хотя они в действительности не существуют отдельно от Него и не могут находиться вне Его, подобно инструментам у ремесленника, они всего лишь средства, используемые Им в Своей работе: «Сфирот эманируют из Айн Соф одна за другой - “как если бы одна свеча зажигалась от другой, причём сам Источник эманации при этом никоим образом не уменьшается”. (Константин Бурмистров)», - и в особой последовательности. При этом как правило подчёркивается то, что Бог, который выражает Самого Себя в эманации сфирот, всегда больше и величественнее, чем сумма этих сфирот, посредством которых Он совершает работу. Сами же сфирот, и по отдельности, и все вместе, относятся к категории архетипов тварного мира, который находится за пределами мира эманации. Пребывая внутри мира Божественного, они также наполняют и пропитывают собой всё, что существует вне его. Поэтому сфирот не составляют застывшую схему, но являются некой динамической организацией сил, через которые весь тварный мир понимается как указание на некую Божественную реальность. При этом динамическая организация внутри мира сфирот связана с тем, что не только сама эта система обуславливает как мироустройство, так и любые изменения в мире, но имеется и обратная связь. То есть, в Каббале существует учение о мистическом понимании смысла заповедей и молитв, согласно которому каждое действие человека существенным образом влияет на расположение сил.
   Таким образом, с одной стороны, сфирот конституируют и определяют судьбу всего сотворенного мира и человека, но, с другой стороны, человек непосредственно влияет на мир сфирот и определяет их положение, то есть, воздействуя своими поступками на мир горний, решает в итоге и свою судьбу. Каббалисты знают о том, что в точности означает каждая из этих сфирот. И это помогает им понять, как Творец управляет этим миром, а также как: «привлечь различные влияния» - влияние различных качеств.
   Кроме этого, в Каббале существует такое понятие как Правая Сторона и Левая Сторона. Правая связана с Милосердием, а левая - с Судом. И, если говорить образно, то в каждой из вышеуказанных групп есть сфира, которая стоит как бы справа (со стороны Милосердия), другая - слева (со стороны Суда), а третья - как бы средняя между ними (включает в себя две крайние).
   И последнее что следует заметить, это сказать пару слов об инвокации. В данном случае термин инвокация происходит от латинского - взывать или звать и имеет значение самоотождествление с Божеством. То есть,- слово инвокация происходит от латинского глагола - invocare - что переводится как - взывать. Который, в свою очередь состоит из предлога in (в) и собственно глагола vocare (звать, говорить). Предлог "в" задаёт вектор направления призыва неких сил, или скажем так, идей и идеалов. Таким образом, эти сущности призываются в человека, или неким образом снисходят на него. Это подразумевает то, что призываемые сущности должны быть благими, чтобы не нанести человеку вреда. Поэтому одним из самых распространённых видов инвокации является молитва, во время которой происходит одухотворение. Ведь когда верующий человек молится, то он ставит перед собой цель привлечь в свою душу Божественную благодать, чтобы она изменила эту душу в лучшую сторону.
   Вторым видом инвокации является одержимость каким-либо духом, которая вызывается практиком. Это часто используется, например, в шаманизме, однако в классическом понимании и практике данная практика осуждается по причине опасности стать одержимым падшим духом, тогда как в шаманизме подразумевается то, что одержимость вызывается духом благим.
   Третьим видом инвокации является самоотождествление посвящённого с какими-либо сущностями духовного Мира. Это делается не с целью вселить их в себя, как в случае с одержимостью, но обрести некоторые способности, которыми эти сущности обладают. Например, в Герметическом Ордене использовалась практика принятия Божественных форм. Практики этого Ордена использовали особые практики, в которых они представляли себя в образе египетских Божеств, и пытались обрести свойственные им способности. Если такому практику необходимо обрести способность различать мудрость и глупость, он может представлять себя в форме Бога Тота и так далее.
   Кстати, некоторые люди выделяют и четвёртый вид инвокации,- заклинание с целью подчинения какого-либо духа. Однако призыв духа, чтобы управлять им, стоит отнести к эвокации, поскольку инвокация как призыв сущностей внутрь себя не подразумевает управления ими. Управление духами является одним из важнейших свойств эвокации. В инвокации посвящённый пытается призвать нужную сущность, только если она желает этого. Например, Вы не найдёте молитвы, в которой Богу приказывается сниспослать благодать на человека только лишь потому, что посвящённый этого желает. Инвокацию лучше всего охарактеризует фраза - Fiat voluntas tua (Да будет воля твоя).
   Итак, инвокация, во-первых, направлена на призыв сущностей внутрь себя, а во-вторых, не акцентирует внимание на том, что эти сущности должны находиться где-то вовне человека. Поэтому, например, тренинги по открытию своего внутреннего я и медитации можно смело относить к практике инвокации. Это и есть призыв идей и идеалов, а не сущностей в виде неких духов. В-третьих, поскольку сущности призываются вовнутрь практика, инвокация направлена на работу только с благими силами.
   Но чтобы больше понять значение понятия инвокации, следует, по моему разумению, более детально прояснить этот вопрос с точки зрения иудаизма, так как это значение имеет и более обширное понимание в раскрытой своей форме. А учитывая то, что мы имеем дело с древней традицией, то, следовательно, попробуем разобрать её именно с этой позиции.
   Инвокации, с данной позиции, выражения, означающие благопожелания и благословения, которыми изобилует иудейская литература. В древнее время инвокации составляли существенную часть приветствий, примеры которых встречаются в ТаНаХ и в особенности в Талмуде и мидрашим. Инвокацией призывают благословение Божие на приветствуемого и выражают пожелание, чтобы он наслаждался долголетней жизнью и общим благополучием. К инвокации также относятся специальные приветствия при встрече приезжающих, при проводах отъезжающих, при посещении больных, при вкушении вина и так далее. За исключением некоторых формул, сопровождающих имя Бога, как ;;;;; ;;;;, (Да будет благословенно Его имя), ;;;;;; ;;;;;, ;;;;; ;;;;, и пожеланий, высказываемых при упоминании городов, как например в Техилим ;;;;;; ;;;; (Да укрепит его Всевышний), а об Иерусалиме - ;;;; ;;;;;; ;;;;; ;;;;;;; (Да воздвигнется и да укрепится вскоре в наши дни), все остальные инвокации относятся к лицам.
   Что же касается классификации инвокаций, то они разбиваются на группы:
   1. По содержанию,- которое распадается на свои две подгруппы:- а) сопровождающие имена лиц, находящихся в живых и б) - имена покойников.
   Древнейшая формула ;;;; ;;;;;, (Да будет вспоминание о нём к добру), которая в Мишне (Баба Меция, 60а) прибавляется к имени живых, впоследствии применяется, главным образом, к покойникам. В гаонейский период выступает ряд выражений первой группы, например, ;;;;;; ;;;;;;, (Да благословит их Милосердный),- в позднейшее время появляются формулы одинакового значения с последней - ;;;;;; ;;;; ;;;;;;; (Пусть охраняет его Твердыня его, Спаситель его). Пожелание приветствуемому наслаждаться долголетней и счастливой жизнью выражается в формулах ;;;;; (Да живёт он), и полнее в ;;;;; ;;;;; ;;;; ;;;;;; (Да живёт он долгие долгие дни и годы). Для некоторых лиц существуют специальные инвокации, как, например, для коронованных особ, включая и нееврейских - ;;;; ;;;;; (Да возвысится слава его).
   Содержание инвокации для умерших составляет выражение пожелания, чтобы они наслаждались вечной жизнью. Чтобы их прах покоился в мире, их души были приобщены к царствию Небесному, чтобы они сделались участниками Небесного блаженства и Эденских радостей в созерцании Божественного величия. Наиболее употребительная формула ;;;;;; ;;;;; ;;; ;;;; ;;;; (Память его да будет благословенна и да удостоится жизни в мире грядущем),- сокращённая - ;;;;;; ;;;;;;. Она уже в древнее время применялась при упоминании имени усопших родителей и учителей. Нечто подобное представляет и формула ;;;; ;;;;;; (Мир ему), при упоминании имени других усопших. При упоминании усопших, которые отличались Богоугодной жизнью, употребляются следующие формулы - ;;;;; ;;; ;;;;;; (Его заслуги да послужат нам защитою), или ;;;;; ;;;;; ;;;; (Его заслуги пусть постоят за нас).
   2. По происхождению. Такие инвокации состоят или из самостоятельно возникших формул, как вышеприведённые, или из стихов ТаНаХ, что подтверждается таковыми без всякого изменения,- например, ;;; ;; ;;; ;;;;; (Да почиет на нём благословение Божие (Техилим)). ;;; ;;; ;;;;; ;;;;; (Да наслаждается он потомством и долгоденствием (Йешаягу)). ; ;;;;;; ;;;;;; (Да хранит его Бог и дарует ему жизнь (Техилим)).
   Такими же инвокациями, состоящими из стихов ТаНаХ, сопровождаются и имена покойников, как, например,- ;;; ;;; ;;;;;;; (Да почиет он под сенью Всемогущего (Техилим)). Также и некоторые формулы происходят от стихов ТаНаХ в изменённом виде, как, например - ;;;;; ;;;; ;;;; ;;;;;; (Да живёт он долго и счастливо). Для образования инвокации этой категории широко использован стих ТаНаХ:- ;;;; ;;; ;;;;; (И поднялся слой росы): «Роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. (Шмот 16:14)». То есть, воскресение умерших в древнем народном представлении приводится в связь с росой,- ;; ;; ;;;;; (роса оживления), откуда и образовалась формула - ;;; ;;; ;; ;;;;;; (Да поднимется роса над местом его покоя). Или,- ;;;;; ;;;;; ;;;; ;;;;; ;;; ;;;;;; (Да будет душа господина моего завязана в узле жизни), оттуда появляется инвокация в аббревиатуре ;;;;;;, которая пишется теперь на всех надгробных памятниках. Кроме этого, насколько известно, она в первый раз встречается в послании хазарского царя Йиосефа (рукопись в Публичной библиотеке). А также и литургические поэты присовокупляли инвокацию к своим именам в акростихах. Например - ;;;;; ;;;;, ;;;;, ;;; ;;;;, ;;;, ;;;; ;;;;; ;;;;;;;;. Возможно, существовали родовые и семейные инвокации, которые, так сказать, по традиции были в употреблении в семействе из рода в род в течение целого ряда поколений, так что они впоследствии превратились в фамильные имена, как, например,- фамильное имя - ;;;;;, составляющее аббревиатуру слов ;;;;; ;;;;; ;;;;; ;;;;;.
   Справка:- «Справка:- «Константин Юрьевич Бурмистров - философ, главный редактор русско-еврейского историко-литературного альманаха - Параллели. В 1992-ом году окончил Геологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. В 2002-ом году историко-филологический факультет Еврейского университета в Москве и факультет еврейской культуры и образования Московского государственного открытого педагогического университета имени М.А. Шолохова. С 2002-го по 2005-й годы учился в аспирантуре Института восточных культур и античности РГГУ. Кандидат философских наук. Сфера научных интересов - история еврейской религиозной и философской мысли; еврейский мистицизм; влияние Каббалы на европейскую и русскую культуру, философию, художественную литературу С 2007-го годы старший научный сотрудник ИФ РАН. В 2000-ом-2008-ом годах читал курсы по истории еврейской мистики и еврейской философии в Еврейском университете в Москве, Казанском государственном университете, РГГУ, на специальных школах для студентов и аспирантов, организованных Центром научных работников и преподавателей иудаики в вузах Сэфер. В 2011-й год, 2013-й год читал курс лекций - Религии изучаемой страны (Иудаизм) на отделении востоковедения философского факультета ГАУГН. Автор монографий: Биологическая Каббала - Оскара Гольдберга в контексте эпохи; Еврейская философия и Каббала - история, проблемы, влияния; Ибо Он как огонь плавильщика - Каббала и алхимия».
   Иосиф (иврит - ;;;;;), также Йосеф или Иосиф бен Аарон. Даты жизни и воцарения неизвестны (время правления 930-е-960-е годы). Последний (или предпоследний) правитель Хазарского каганата: царь-заместитель из династии Буланидов. Единственный хазарский правитель, о личности и политической деятельности которого имеется относительно подробная информация. Сведения происходят из комплекса документов Еврейско-хазарской переписки, проводившейся по инициативе сановника Кордовского халифата Хасдая ибн Шапрута. Формально являлся вторым лицом в государстве, управляя от имени кагана. (В Хазарии сложилась система двойного правления, при которой военную власть осуществляли беки, а за каганами остались жреческие функции и номинальное главенство). Носил титул - Царь Тогармский, что может свидетельствовать о претензиях на власть над потомками Тогармы - тюркскими народами».
   Теперь, полагаю, следует привести наиболее употребительные в иудейской литературе инвокации.
   1. Для лиц, находящихся в живых.
а) ;;; ;;;; = ;; ;;; ;;;; ;;; ;;;;;; ;;; - да умножатся дни и годы его жизни.
б) ;;;; = ;;;;; ;;;; ;;;;; - благословение (да почиет) на главе праведника.
в) ;;;; = ;; ;;;; ;;;;; - да будешь и ты благословен.
г) ;;; = ;;; ;;;;;;; - да хранит его Господь.
д) ;;;; = ;;; ;;;;;; ;;;;;; - да хранит его Господь и дарует ему жизнь.
е) ;;;; = ;;; ;;;; ;;;; - да обретёт он благословение у Бога.
ё) ;;; = ;;;;;; ;;; - да помилует его Бог.
ж) ;;;; = ;;; ;;;;; ;;;; - да будет Господь с ними.
з) ;;;;; = ;;; ;;;; ;;; ;; - да обретёт он благодать от Бога.
и) ;;;; = ;;;; ;;; ;;;;; ;;;;; - да насладится он потомством и долгоденствием.
к) ;;;;; или ;;;;; - да живёт он (она).
л) ;;; = ;;; ;;;; - да живёт он вечно.
м) ;;;; = ;;; ;;; ;;;;; - да найдёт он благословение у братьев своих.
н) ;;;; = ;;;; ;;;;; - да возвысится слава его.
о) ;;;; = ;;; ;;; ;;;;; - да живёт он вечно.
п) ;;;; = ;;; ;;;; ;;;;;; - да пребудет мир в стенах его.
р) ;;;; = ;;;; ;;;; ;;;;; - да насладится он долголетием.
с) ;;;; = ;;;; ;;;;; - на долгоденствие.
т) ;;;; = ;;;;; ;;;; ;;;; - да пребудут вовеки на земле, или ;;;;; ;;;; ;;;; - да послужит он благословением, аминь.
у) ;;;;; = ;;;; ;;; ;;;; ;;;; - пред лицом солнца да воссияет его имя.
ф) ;;;;; = ;;;;; ;;;; ;;;;; - да будет она благословенна между жёнами в шатре.
х) ;;; = ;;; ;;;;; - да не угаснет его свет.
ц) ;;; = ;;;; ;;;; - добрый знак (употребляется как приставка к фамильному имени).
ч) ;;;; = ;;;; ;;;; ;;;;;; - его сила да вознесётся на славу.
ш) ;;; = ;;;;;; - да живёт он.
щ) ;;;;;; = ;;;;; ;;;; ;;;; ;;;; - да наслаждается он долгоденствием, аминь.
ы) ;;;;;; = ;;;;; ;;;; ;;;; ;;;;; ;;;; - да насладится он продолжительной и счастливой жизнью.
э) ;;; - да живёт она.
ю) ;;; - да живёт она.
я) ;;; = ;;;; ;;;;;; - да будет она благословенна между женами.
    2. Для ушедших.
а) ;;;;; = ;;;; ;;;;;; ;;;; ;;;;;; - в Эдене да покоится он - блаженной памяти.
б) ;;;; = ;;; ;;; ;;;;;;; - да покоится он в Раю.
в) ;;;; = ;;; ;;; ;;;;;;; - да почиет он под сенью Всемогущего.
г) ;;;; = ;;;;; ;;; ;;;;;; - его заслуга да послужит нам опорой.
д) ;;; = ;;;;;; ;;;;;, ;;;; ;;;;; - блаженной памяти.
е) ;;;;; = ;;;;;; ;;; ;;;;; ;;;; - его память бессмертна в грядущем мире.
ё) ;;;;;; = ;;; ;;;; ;;;;; ;;;;;; - память праведного и святого да будет благословлена.
ж) ;;;; = ;;; ;;;; ;;;;;; - блаженной памяти праведнику.
з) ;;;;;; = ;;; ;;;; ;;; ;;;;; ;;;; - праведнику вечная память и грядущая жизнь.
и) ;;;;; = ;;; ;;;; ;;;; ;;;; - да будет удел его бессмертие, аминь.
к) ;;;;; = ;;;; ;; ;;;;;; - да почиет он на ложе своём.
л) ;;;;; = ;;;; ;; ;;;;; ;;;;; - да почиет он на ложе своём в мире.
м) ;;;; = ;;;;;; ;;; - да помилует его Бог.
н) ;;;; = ;;; ;;;; ;;;;;;;; - да наслаждается он миром на месте своего покоя.
о) ;;; = ;;;; ;;;;;;; - почётный ему покой.
п) ;;;;;; = ;;;;; ;;;; ;;;;; ;;;; - на благословление и на бессмертие в грядущем мире.
р) ;;;;; = ;;;; ;;;; ;;;; ;;;;; - вечная память да будет праведнику.
с) ;;; = ;;;;;; ;;;;; - его покой потрясён.
т) ;;; = ;;;;;; ;;;; - покой ему в Раю.
у) ;;;; = ;;;;; ;;; ;;;; - душа его в Эдене.
ф) ;;;;; = ;;;; ;;; ;;; ;;;;; - душа его да почиет в Эдене.
х) ;;;; = ;;;; ;;;; ;;;;; - душа его да пребудет в блаженстве.
ц) ;;; = ;;;; ;;;; - да покоится он в Эдене.
ч) ;;;;; =  ;;;; ;;;; ;;; ;;;; - пусть его душа упокоится на небесах.
ш) ;;; = ;;;; ;;;;;; - мир ему.
щ) ;;;;; = ;; ;;;;; ;;;; ;;;; - да почиет он в мире на ложе своём.
ы) ;;;; = ;;;; ;;;;;;; ;;;;; - праведный живёт верою своей.
э) ;;;; = ;;;; ;;;;; ;;;;;; - благословение праведнику и святому.
ю) ;;;; = ;;; ;;;;;; ;;;;; - да приобщится он к почётному покою.
я) ;;;;;; = ;;; ;;;; ;;;;; ;;;;; ;;;;; - да будет душа его приобщена к вечной жизни.
   Что же касается инвокации применительно к себе и во время работы со сфирой, то каждая такая инвокация может заканчиваться словами: «Царь Царей, Бог Богов, Дух Святой всемогущий».
   Кроме этого, поскольку всякая сотворённая вещь есть малое подобие Вселенной, а цель жизни каббалиста достичь единения с Творцом, то немалое место в каббалистической практике занимают медитативные визуализации на соответствия, связывающие всё Творение с его Первоисточником. Каждый символ, соотносящийся со сфирой, лучше визуализировать золотым или сверкающим. Визуализации следует делать перед сном в течение нескольких минут. А учитывая то, что каббалист идёт от сфиры к сфире, тщательно изучая каждую, то на каждой сфире, на каждом новом пути, соединяющем их, он узнаёт новое и оперирует с этим новым. И помните - любой способен достичь единения с Божественным.
   Теперь, конечно же, будет нелишним немного рассказать, на каком же языке произносить молитвы (воззвания, прошения и инвокации). В Вавилонском Талмуде, трактат Сота мудрецы разбирают закон из Мишны, говорящий о том, что молитва может произноситься не только на святом языке (иврите), но также на любом другом языке, понятном молящемуся. Это спасение для предпочитающих молиться дома в одиночку. При этом, Рабейну Ашер поясняет о том, что Ангелы отказываются возносить молитву одиночки, произнесённую на арамейском языке. И происходит это, потому что этот язык неугоден и неприятен им. То есть, в смысле владения языками, Ангелы - абсолютные полиглоты и способны возносить личные просьбы и молитвы на любом языке, но в отношении арамейского языка - непримиримы и "бастуют". Но, как бы то ни было, по мнению Рабейну Ашера, всё же можно молиться и в одиночку, причём будут приняты любые его молитвы, в том числе и личные просьбы, на любом языке за исключением арамейского. Да и в Шульхан Арухе приведена вышеуказанная версия наравне с другими мнениями, соответственно, еврейский закон разрешает опереться на мнение Рабейну Ашера. Это значит то, что русскоязычный имеет полное право молиться в одиночку по-русски, как и другой, на другом доступном ему языке. Кроме того, в качестве аргумента в защиту данной идеи можно привести мнение автора комментария Маген Авраам на Шульхан Арух, который постановил в качестве закона то, что человеку лучше молиться на языке, который он понимает, нежели на святом языке, если он не доступен. Причина понятна,- молитва должна быть служением сердца, а не механическим прочтением непонятного текста. Однако тут существует небольшая проблема. В Мишна Брура, комментарии на Шульхан Арух, говорится о том, что разрешение молиться на любом языке, кроме арамейского, относится лишь к очень Богобоязненным людям, которые служат Всевышнему всем сердцем, так как им необходима особая сосредоточенность во время молитвы.
                -----------------------------------------------
   Нижеприведённое описание сфирот собрано из многочисленных различных и разрозненных источников. При описании Ангелов, Чинов, Архангелов использовались многочисленные материалы по Ангелологии (Ангелистики), апокрифические тексты, Мидрашим, различные манускрипты, там, где требовалось пояснение о падших Ангелах (крайне редко), использовался материал из Демонологии.
   В нижеприведённом описании описана только классика, современные рассуждения и европейские накладки в основном по большей части игнорировались. Данное описание сфирот показывает то, что это такое, их понимание и как их использовать на практике простым и доступным языком без особой терминологии. Однако. Чтобы понять движение сфирот и структуру Мироздания, настоятельно рекомендую, даже настаиваю, исследовать труд одного из величайших каббалистов Бааль Сулама - Талмуд Эссэр ха-Сфирот (Учение Десяти Сфирот).
   Талмуд Эссэр ха-Сфирот представляет собой самый полный материал на сегодня, описывающий строение каббалистических миров, сфирот, парцуфим. Кроме этого, также настаиваю, для сути в понимании, исследовать труд Альтер Ребе (Раби Шнеур Залман бар-Барух из Ляд) - Тания. Эти труды, слава Всевышнему, в данное время можно без труда приобрести, или скачать с интернета как в оригинале на иврите, так и на русском и английском языках.
   А к вышесказанному осталось добавить только о том, что, выхватывание из контекста публикуемых произведений фразы без пояснительного контекста, влечёт за собой огромную ошибку: «Это неправильно - вытащить одно слово и его измельчить. Необходима мысль всего текста, которая в данный момент перед собой видится. (Мартин Лютер)».
   Таким образом, любая взятая или вырванная фраза из контекста данных произведений для своих корыстных целей и манипуляций без пояснения контекста, должна расцениваться как сознательное введение в заблуждение с корыстной целью. Учитывая, что намерения и мысли принадлежат непосредственно человеку, то, в первую очередь, следует осознать какая ответственность ляжет на него если он станет всё искажать в угоду своим эмоциям и измам. Поэтому при чтении публикуемых произведений как этих, так и последующих требуется внимательность как к самому себе, так и к своему внутреннему миру.
   Во время написание статей я следовал “старым” правилам написания, которые гласят: «Рабби Элиезер сказал: кто прибавляет что-то от себя,- богохульник. (Берешит Раббати)». Всё что написано в моих произведениях есть плод почти тридцатилетних изысканий и практики. Для тех, кто считает, что “новые” знания, которые являются хорошо забытыми старыми, излишне и не нужны, ведут себя, по меньшей мере: «некорректно и неверно, и, лишаются этого мира и не приобретают заслугу в будущем Мире». Таким образом, после исследования Писаний множества религиозных конфессий, ветвей, толкований, истории, научной литературы, “новые” знания, которые хорошо забытые старые, вовсе не излишне, а наоборот, служат инструментом для дальнейшего роста.
   А когда мне задали вопрос:- Неужели ты и впрямь думаешь, что ты сможешь изменить устоявшееся мировоззрение, изменить людей? Нет, это не так, моей целью не стоит менять чьё-то мировоззренье, этого просто на просто не получится, а человека вообще изменить невозможно пока он сам этого не захочет, как сказано: «Если бы человек имел одно чувство зрения и был бы глух, лишён вкуса и обоняния, то как бы узнал он благоухание розы, приятный голос флейты или соловья? И если бы таковых людей был целый мир, то они имели бы такую систему: роза не пахнет, птица не поёт, ананасы без вкуса. И если бы в сей мир пришёл человек, одарённый теми чувствами и стал о том говорить, то его бы не поняли и почли за шарлатана, ибо они уверены, что знают вещи подлинно. <…> Вообще мы рассуждаем о всякой вещи по чувствам нашим. Глядя на розу, мы судим о ней по впечатлению, производимому ею в нашем оке и в нашем обонянии; но, если бы нашлось такое человеческое око, которое бы при воззрении на розу видело тысячу других вещей в розе, нами невидимых, чтобы на сие сказал мир? То же, что говорит ныне при случающихся необыкновенных явлениях: стал бы объяснять оное по своим правилам и, не в силах согласиться, стал бы оспаривать, отвергать, сомневаться и заблуждаться. (Карл Эккартсгаузен - Ключ к таинствам Натуры)», по этой причине мною был сделан вывод о том, что: «Для тех, которые не знают, ничего не слышат и слышать не хотят, останется всё тайной за семью печатями. И пусть живут, как знают и как могут. Свой путь создать способен лишь сам идущий по своей свободной воле. Невозможно человеку навязать то, что он принять не может и не захочет. (Книга знаний 2)», и как правильно было сказано в китайском трактате: «Когда были изобретены лодка и повозка, потребовалось целых три поколения, чтобы их перестали страшиться. Что-либо хорошее провести в жизнь чрезвычайно трудно, и, если при этом выслушивать все мнения, вообще ничего невозможно будет сделать. (Люйши чуньцю 16:5)». И если мои произведения понадобится хоть одному человеку и смогут ему помочь как в его академическом и энциклопедическом, так и в духовном становлении, а не для использования влияния на людей или кого-то или чего-то, то, значит, моя жизнь была прожита не зря и время, потраченное на это, было израсходовано не впустую.
   Справка: «Рабейну Ашер (Рошу) (около 1250-го года – 1327-го года). Выдающийся раввинский авторитет. Предки его жили в Кёльне. Отец рабейну Ашера рабби Йехиэль был учёным-талмудистом, а одним из его предков был рабби Элиэзер бен-Натан (Раабан), современник выдающегося тосафиста Рабейну Яакова Тама. Система Рабейну Ашера в изучении Талмуда может считаться связующим звеном между сефардской и ашкеназской школами, она соединяет в себе глубину и диалектическую тонкость первой с ясностью и логичностью второй, обширную эрудицию первой с систематичностью второй. Рошу принадлежит выдающаяся роль в деле распространения талмудической учёности.
   Кроме главного сочинения Роша, Пискей Галахот, вышли ещё следующие его сочинения: комментарии на разделы и трактаты Мишны – комментарий к разделам Тамид, Кинин и Мидот, глоссы к разделам Зраим и Тоарот, пространный комментарий на раздел Зраим, комментарий на математическую часть трактата Килаим; глоссы (тосафот) к талмудическим трактатам: комментарий на трактат Нэдарим, глоссы к трактатам Мегила и Швуот, Йевамот, Ктубот, Кидушин, Сота, Орайот; Галахот Ктанот – сводки постановлений, относящихся к известным галахическим вопросам, составленные на основании Талмуда и предшествовавших Рошу комментаторов; Шеэлот у-Тшувот – респонсы; Сэфер Орхот Хаим или Сэфер Ханхага, нравоучительная книга в форме завещания сыновьям.
   Йегуда Лейб Алеви Ашлаг (иврит - ;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;;;;; получивший имя Бааль-Сулам (иврит - ;;;;;; ;;;;;;;;;;), что переводится как - Владелец Лестницы - по названию своего комментария - Сулам (Лестница) на книгу Зоар (1886й год -1954-й год)). Каббалист, автор целого ряда книг и статей, которые используются в качестве учебных пособий по учению Каббалы, в том числе - Учения о Десяти Сфирот - основного современного учебника по Каббале, в котором упорядочил все записи рава Ицхака Лурии. Книги и статьи Бааль-Сулама изданы и издаются на многих языках. Бааль-Сулам считал себя учеником адмора из Калошин, раввина Меира Рабиновича. После его смерти стал учеником его сына, раввина Йошуа из города Пурсов, который считал себя учеником и последователем каббалистов из селения Пшисха. Он говорил о том, что достиг первых духовных ступеней познания Творца только благодаря своему покорству перед своим учителем, а также своим преклонением и следованием примеру адмора из Белза.
   Раби Шнеур Залман из Ляд (иврит - ;;; ;;;;;; ;;;; ;;;;;;; Алтер Ребе (идиш - ;;;;; ;;;;), переводится как - Старый ребе; 1745-го года – 1812-го года). Еврейский философ, раввин, каббалист, основатель хасидского движения ХаБаД. Автор основополагающей книги этого учения, именуемой - Тания. Особенность философии Алтер Ребе заключается прежде всего в привнесении интеллектуального начала в традиционную хасидскую мистику Каббалы. Поэтому в название своего учения он поставил категории - Мудрости (иврит - ;;;;;, Хохма), Понимания (иврит - ;;;;;, Бина) и Знания (иврит - ;;;;, Даат). Алтер Ребе рассматривает свои сочинения как руководство для Богопознания. Особое место он уделяет не только понятиям Любовь (иврит - ;;;;;, Ахава) и Страх (иврит - ;;;;;, Йира), но и Размышлениям (Хитбоненут). Вместе с тем, Алтер Ребе был далёк от европейского понимания Просвещения, утверждая о том, что обычные науки (хохмот хицониёт) не способствуют просвещению ума. Интеллектуальное постижение Бога возможно только посредством Торы, когда Божественные сехель и миддот соединяются, образуя Знание (Даат). При этом 10 сфирот суть не что иное как проявление Бога. Присутствуют они и в человеке, поскольку человек является микрокосмом. Три высших сфирот выражают интеллектуальное начало в человеке, а семь низших - эмоциональное. Всё зло мира является результатом обособленности (клипот).
   Мартин Лютер (монашеское имя – Августин; 10 ноября 1483-го года - 18 февраля 1546-го года). Немецкий христианский Богослов, бывший католический монах-августинец, инициатор Реформации, ведущий переводчик Библии на немецкий язык. Ключевой создатель протестантизма, именем которого названо одно из его крупнейших направлений - лютеранство. Один из создателей немецкого литературного языка. Мартин Лютер также был известен как автор христианских религиозных гимнов. Гимны, написанные Лютером, широко повлияли на дальнейшее развитие церковного пения в основных протестантских церквях. Брак Лютера, бывшего католического священника, с бывшей монахиней Катариной фон Борой фактически отменил для протестантов существовавший (и до сих пор существующий) у католиков обязательный для духовенства целибат. Риторика Лютера была направлена не только против католиков, но и против иудеев, анабаптистов и нетринитарных христиан.
   Карл фон Эккартсгаузен (28 июня 1752-го года - 12 мая 1803-го года). Немецкий католический мистик, писатель и философ. Написавший более восьмидесяти книг, в том числе множество религиозно-мистических трудов. Эккартсгаузен и современниками, и потомками был признан центральной фигурой новоевропейского мистицизма. В общих чертах, мистические труды Эккарстагузена продолжают школу, заложенную Якобом Бёме, но их необходимо рассматривать в историческом контексте, поскольку успех Эккартсгаузена пришёлся на время популярности таких авторов, как Юнг-Штиллинг и Сведенборг.
   В России имели большое значение теософски-алхимические сочинения Эккартсгаузена. Несмотря на довольно резкую критику Эккартсгаузеном многих философских и эзотерических течений, масонских постулатов и положений, он был довольно популярен среди дворянской интеллигенции и деятелей масонского движения в России. Во многих его произведениях можно найти идеи, близкие мыслям и высказываниям Парацельса, Фладда, Бёме, Сведенборга и многих других. Иметь эти произведения в своей библиотеке считалось знаком хорошего тона в среде русского дворянства XVIII—XIX веков».
          Емельянов-Никитин В.Н. (Сефер Шалом а-Хаим, том 2, часть 1, глава 13)

   На этом вступительное слово заканчиваю и со следующей статьи начну публикацию самих произведений в виде комментариев.
   P.S:- Возникла проблема с ивритом (текст на иврите пропадает). Это конечно досадная неприятность и на прямую заденет тех, кто хотел бы более полно понять ход моей мысли. Но вариант есть. Кто захочет применить практическую сторону (неважно, в гематрии или медитациях на буквах или более углублённое понимание), придётся воспользоваться переводчиком.
   Например, в тексте пропечатано - сапир (сапфир) (;;;;;;;, светящийся). Вместо иврита символы. Необходимо будет применить несколько переводчиков на иврит. Дело в том, что в иврите, на котором написана Тора, нет гласных букв и слово может иметь несколько значений, в зависимости от огласовки, и, соответственно, опять-таки, иметь несколько значений. Некоторые переводчики (онлайн или другой электронный ресурс) переводят слова в основном уже с огласовками. Поэтому проблема есть. Но для академического или эрудиционного развития вполне может обойтись и без слов иврита.
   После некоторых размышлений, я принял решение о том, что всё же некоторые места на иврите оставлю (хоть вместо них и будут символы из-за недочётов сервера), может кто-то захочет сам восстановить для себя слова на иврите. А может это и к лучшему, ведь на всё Воля Бога, как сказано: «Всё что Бог делает, Он всё делает только к лучшему».
                С наилучшими пожеланиями к читателю.