Ловозерские тундры

Елена Алясова
Почему меня потянуло на Кольский? Где-то, когда-то я услышала, что там часть Гипербореи, и даже доказательство есть — это Куйва. Кто такой Куйва, это герой легенды саамских народов о злом великане, который был уничтожен языческими богами. Если интересно -загуглите.
Ранее утро, поезд прибывает на станцию Оленегорск. Холодно, выйдя из поезда, я поежилась, и подумала про себя «скорее бы обратно, залезть на верхнюю полку и вспоминать об уже закончившимся путешествии.»
Пока я осматривалась, где вокзал и как к нему пройти, ко мне подошла женщина и спросила:
- «клуб приключений»? Ловозерские тундры?
-  да — ответила я, вздрогнув  от неожиданности, что меня так быстро вычислили.
- меня Галя зовут, а вас как? - продолжала попутчица.
Так знакомясь, мы вошли в зал ожидания вокзала, куда постепенно стали приходить сошедшие с поезда. Спустя время, когда те кто ждал такси или родственников разошлись с вокзала, стало понятно, что скорее всего вот эти люди и будут участниками нашей группы. Вокзал в Оленегорске, находится далеко за чертой города. Сидеть нам на вокзале предстояло еще три часа, до того времени, как за нами должен приехать инструктор на машине и отвезти нас на точку нашего старта.
Лето 2019 года, не радовало теплом и хорошей погодой, даже в нашем центральном регионе, а что говорить про северные широты. Уезжая я посмотрела прогноз погоды в районе Оленегорска, и он совсем не радовал. Двенадцать градусов днем и дожди — такой прогноз на предстоящую неделю. Конечно, есть робкая надежда, а вдруг...ну что ж поживем- увидим.
А пока нужно утеплится, потому как в поезде то оно конечно было как-то комфортнее с температурой. Я лезу в рюкзак доставать термобелье, свитер и брюки, и иду утеплятся. Вот так, утеплившись, гораздо приятнее коротать время.
Народ на вокзале не спешит знакомится, пока еще каждый сам по себе или с другом, супругом, семьей. Привлекает внимание семья из четырех человек — мама, папа и двое детей девочка лет двенадцати, и мальчонок, на вид года 3-4, не ужели они тоже идут в поход. Но судя по рюкзакам, да идут в поход, а вот с нами или с другой группой пока не понятно. Восхищаюсь мужеством родителей, идти в поход с таким малышом.
В назначенное время, за нами приходит наш инструктор Роман и его помощник Евгений. Решаем организационные вопросы, загружаемся в подошедший транспорт  и все приключения начались.
Когда мы грузились в транспорт, особое внимание привлекла одна из туристок по имени Валентина, тем, что в отличии от всех у нее не было рюкзака, а приехала она с небольшой дорожной сумкой. Мы с ней быстро познакомились, и она сетовала, что в офисе туркомпании ее не достаточно хорошо проинформировали о том какую экипировку взять в поход. Да, с дорожной сумкой по пересеченке как-то не очень…
По дороге заезжаем и забираем пакеты с закупленной провизией и общим снаряжением.
Доезжаем до поселка Ловозеро, тут мы загружаемся в маленький такой кораблик. Не знаю правильного его названия. Дальше наш путь лежит по воде. Можно плыть на верхней палубе и смотреть природные красоты. А можно ехать в нижней, закрытой части. На верху конечно красиво, но очень холодно, поэтому я все время нашего плавания сижу в теплом месте. Немного боязно конечно, так как волны которые периодически бьются о борт очень чувствуются тут внизу, а суденышко можно так сказать, не внушает особого доверия. И укачивает знаете ли как-то, голова становится слегка пьяной. В какой-то момент от монотонности гудения двигателя и шума волн я засыпаю, и так пожалуй лучше, провести не самую интересную часть пути.
Нас высаживают в месте под названием Мотка. Когда-то тут был поселок, а сейчас заказник «Сейдьявврь».  Сейдьявврь, в переводе с саамского — священное озеро.
Сегодня у нас по плану установка лагеря и знакомство.
На стоянке есть костровище, есть навес со столом и скамейками. Поляна на которой ставим палатки постоянно используется туристами. Видно, что совсем недавно тут уже стоял лагерь.
Большинство приехали со своими палатками. Только мы втроем, я, Галина, и Валентина без палаток. Нам выдают четырехместную клубную палатку и мы идем ее устанавливать.
Роман, рассказывает нам о правилах поведения, о дежурстве, о том, что если решили погулять где-то вне лагеря, то нужно сообщить об этом минимум двум человеком, чтобы кто-то в лагере знали где вы находитесь. Также разбираем пакеты со снедью и распределяем что и кто понесет.
Установив лагерь, нужно позаботиться об обеде. Предлагается распределить дежурство, и я первая поднимаю руку. За мной следом руку поднимает Ирина. Ирина приехала сюда вместе со своим парнем Денисом. Что ж первый день дежурства объявлен открытым.
Мы идем с Ириной за водой для чая, к реке. От лагеря до реки метров сто идти, и потом крутой спуск. Почему в это место, потому что здесь более чистая вода. Хотя можно же набрать из озера, до него метров двадцать. Но в озере плавают..., во общем озеро не такое чистое.
Пока идем к реке, знакомимся с Ириной поближе. Она из Подмосковья. Они с Денисом любят путешествовать. Денис, даже сам сделал что-то на вроде кемпера — прицепа к легковому авто, в котором можно сложить вещи и переночевать при необходимости. Ирина, рассказывает мне куда они уже успели съездить на таком автомобиле с прицепом. Она рассказывает, что они уже были на Кольском, но в авто путешествии, и им захотелось пойти вглубь острова, туда, где на авто не проедешь.
Мы набираем воды и возвращаемся. На обед сегодня чай и бутерброды с колбасой. Я колбасу не ем, поэтому обхожусь только хлебом. Немного голодно конечно, но да ладно. Организм еще не успел перестроится на прямое потребление энергии, и домашние привычки что-нибудь съесть еще в действии.
После обеда знакомимся. По клубному обычаю, играем в игру снежный ком: ты представляешься называя свое имя и город из которого приехал, а затем, перечисляешь имена всех кто уже успел назвать свои имена. Так процесс запоминания участников проходит быстрее и легче. Галя предлагает, чтобы это происходило еще быстрее, спеть песню с звучанием своего имени. Ну Гале повезло, все знают песню «Галя, Галя, Галя, молодая», но не у каждого имени есть своя песня. Ольга, мать семейства, предлагает легкий способ запомнить имена членов ее семьи   - все знают сказку про Аленушку и братца Иванушку. Так вот у нее все легко и просто — дети Алена и Иван, и они при них Ольга и Сергей. Вот так с шутками проходит наше знакомство. Хотя, как всегда кто-то в память врезается надолго, а кого-то забываешь, едва расставшись.
Роман, рассказывает нам про это место, подводя нас к щиту на котором имеется информация об заказнике «Сейдьявврь». Потом показывает куда можно прогуляться вдоль озера, там есть интересные локации. Народ собирается небольшими компаниями и идет в указанном направлении.
Я вначале иду гулять одна, но как-то быстро меня догоняют Андрей и Владимир, преподаватели из Екатеринбургского университета. Андрей делает много фотографий, он прям такой фото охотник. Чувствую, что и я попадаю в объектив его фотокамеры… Андрей обещал прислать фотографии, но до сих пор  так и не выполнил обещанного. Было бы очень интересно посмотреть на его видение тех мест. Мой фотоаппарат довольно примитивен, да и навыков фотографа у меня не особо, я делаю фото по принципу, что вижу то и пою. В фотографировании есть много премудростей — как поставить кадр, с какого ракурса снимать, мне всегда интересно как разные люди снимают один и тот же вид, но у каждого кадры получаются разные. Это как хозяйки из одних и тех же продуктов варят борщ, а вкусы у всех разные.
Что сказать северная природа очень красивая. Ах если б еще светило солнце… но даже так за хмуростью и серостью она прекрасна.
После возвращения в лагерь, нужно готовить ужин. Пока готовим ужин, наблюдаем несколько групп, которые вышли из леса и останавливались ждать у пирса, вглядываясь в даль. Через какое-то время за ними приезжали лодки и забирала. Это потом я узнала, что тут есть маршруты с разной степенью сложности и разной направленности. Наш самый легкий, поэтому сюда можно с детьми.
После ужина помыв котелок, я отпрашиваюсь и иду одна гулять вглубь острова. Так как это заказник и тут ходит много туристических групп, тропы тут натоптаны, на заболоченных местах есть настил из досок. Поэтому заплутаться не должна. Я хожу медленно и замечаю время во сколько я ушла из лагеря и сколько прошла.
В одном из мест встречаю старую уже совсем разрушенную линию электропередач. Похоже, что тут действительно был поселок. Но сейчас в это верится с трудом, ибо природа уже почти скрыла все его следы.   
Во время прогулки встречаю людей возвращающихся с рыбалки. Есть тут и такой вид туристов. Кстати, когда, я садилась в Москве в поезд «Арктика», есть такой фирменный поезд. В мой вагон загружалась группа мужчин, с таким количеством багажа... они несколько раз входили и выходили из вагона чтобы занести все взятое с собой. Их багаж состоял из рыболовных снастей, какого-то количества тары, видимо под улов, огромных рюкзаков. Думаю там было все необходимое для рыбалки, начиная от палаток и спальников, кончая надувными лодками и мармышками.
Вечер, дружественная беседа у костра. Как всегда в любых компаниях, кто-то становится не прерываемым фонтаном красноречия, а кто-то просто слушателем.  Компания бесконечно пила чай. Конечно чай согревает, но не надолго, потом происходит обратный процесс и он имеет свойства охлаждать.
Тема разговора, мне показалась не особо интересной, поэтому я ушла в палатку, залезла в спальник не раздеваясь. Хорошо, что вместо туристической пенки я взяла сантиметровый изолон, с расчетом, что его можно оставить тут,где-нибудь на мусорке по окончании похода. Этот изолон меня реально спасал, ведь одна из его сторон фольгированная, и она очень хорошо держит тепло.   Те кто были с туристическими пенками реально замерзали, им казалось что они лежат прямо на земле.
Вскоре ко мне в палатку пришла Галина. Мы перекинулись парой слов, и у нас завязался разговор о походах и путешествиях. Галя рассказывала, о том как ездила в Дивногорье, на Кавказ, да много куда еще, мне было интересно слушать о ее приключениях. Потом в палатку пришла Валентина, это та, что приехала без рюкзака.
Валентина в нашем походе самая старшая по возрасту. Она из Белгорода, работает в университете. Валентина, тоже стала рассказывать как ездила на сплавы в Якутию. И как она немного шокирована, началом этого похода, что ее ввели в заблуждение по экипировке и прочим тонкостям. Как-то получилось так, что Валентина не вписывалась в этот поход, словно белая ворона. Она постоянно раздражала Романа, и других молодых участников похода. Я по отношению к ней старалась быть в нейтрали, понимая, что возможно да, в силу каких-то обстоятельств она не совсем понимала куда ехала, и что ее может ждать. Но Валентина мужественно вынесла все тяготы похода, в какой-то мере я даже восхищаюсь ее стойкостью.
За разговорами, немного расслабляемся и даже как будто согреваемся. Но пора спать.
Ночью, я бесконечное число раз, бегала в кусты. Кто был в походах, тот знает как это проблематично ночью вылазить из палатки и по темноте куда-то идти и делать свои дела. Я старалась меньше пить жидкости, откуда эту жидкость синтезирует мой организм было не понятно. Из-за холода, мне казалось, что я совсем не могла уснуть, но как потом оказалось утром, мои соседки тоже бесконечно выбегали из палатки по нужде, но я этого не слышала.
Второй день. Наше с Ириной дежурство еще продолжалось. Нужно было выполнить все ритуалы дежурного — принести воды, приготовить завтрак, а потом помыть котелки. Все на этом наша вахты по кормлению группы закончилась. Обед готовит уже другая группа дежурных.
После завтрака, Роман объявил план на сегодняшний день. У нас сегодня радиалка по окрестностям. Народ не спешно собирается. Ведет нашу группу Евгений — помощник инструктора. Вначале мы идем к озеру Терекъяврь. И снова проходим мимо бывшей линии электропередач. Как ни стирано, провода оборваны и местами валяются на земле. Почему странно, потому что, помните в девяностые годы, любой бесхозный метал собирали и сдавали. А этот почему-то не тронули. Хотя понятно почему, вытаскивать его из поглотившей растительности еще то удовольствие.
И тропа и озеро очень красивые, словно попал в сказку. Срезанные вершины Кольских гор, интересной формы камни, все заросшее мхом. Уходить от сюда не хочется. Но нас ждет еще много интересного. Следующим пунктом нашего маршрута будет домик егеря. Затем мы неспешно гуляя по туристическим тропам идем знакомится с критической точкой нашего завтрашнего перехода заливом Цетчецаб. Почему критической, потому как завтра нам придется форсировать этот самый залив, чтобы перебраться на южный берег Сейдозера. Дойдя до этого места мы во всей красе лицезреем как нам предстоит завтра переходит речку. Речка не большая и не глубокая но бурливая. Учитывая что это еще и Кольский, а не Кавказ, переходить вброд как-то не очень хочется- холодно. Идти по перекинутому через речку бревну этот тоже еще тот аттракцион.
Ознакомившись с местом, вволю на фантазировавшись о завтрашних приключениях, хорошенько испугавшись и проголодавшись, останавливаемся на перекус. Как же вкусно на перекусе съесть несколько кусочков луковицы с ржаным хлебом — лучше всякого фастфуда.
Возвращаясь в лагерь, Евгений, преследуя свои какие-то интересы, решает, свернуть с натоптанных и простланных троп, и идти пробираясь по лесу. Лес тут весьма необычный, тут растет береза, но не в привычном нам понимании — стройные белые стволы, нет тут береза высотой не более пяти метров, стволы довольно тонкие и они словно закрученные — особенности климата, в котором приходится расти этому виду растений. Этих стволов много, идти по густо заросшему лесу, это как пробираться сквозь заросли камыша.  Я иду сразу за Женей, поэтому ловлю его авантюризм, а вот другим членам группы этот самый авантюризм не нравится. И по возвращении в лагерь разразился скандал о самовольности Жени.
Это только начало похода, а уже начали вскрываться наши больные места. Так бывает в местах силы — они очищают сознание людей от разного рода иллюзий.
Вечером пытаюсь наладить контакт с самым младшим членом нашей группы — Иваном. Спрашиваю; — Ваня, сколько тебе лет?
-  три, скоро пять — звучит в ответ.
Пытаюсь выяснить возраст у мамы, на что мама отвечает:
- спроси у Ивана, он знает, и вполне может сказать сколько ему лет.
Я отвечаю, что Иван мне поведал, о своем возрасте, но как-то не совсем понятно, как это понимать.
 - Все  очень просто , сейчас ему три года, в сентябре исполниться четыре.
Но видимо Иван, понимая скоротечность времени, и что этот год его жизни пройдет тоже быстро, стремится в будущее. Взрослым быть гораздо интереснее.
Вечерний чай, Ольга прихватила с собой красного вина и специй и предлагает сделать глинтвейн, чтобы согреться. Все воспринимают это предложение на «ура». Я понимаю, механизм воздействия этого напитка на организм, просто наблюдаю со стороны, как напиток готовится, как разливается по кружками и выпивается.
Как обычно, в компаниях, кто-то пытается все внимание захватить себе, бесконечно что-то рассказывая. У нас таким центром вселенной становится Валерия. Валерия приехала сюда в поход, вместе со своим другом Павлом. Они работаю в Белгородском университете. У нас очень необычная компания, людей связанных с образованием как-то необычно много. Приглядываюсь к Валерии, и она мне кажется очень похожей на свою тезку Валерию Новодворскую. Даже голос, даже манера говорить… не зря же пишут про влияние имени на сознание и поведение человека.
Валерия, почти весь поход рассказывала нам о нелегкой жизни преподавателей ВУЗов. Я успела изучить почти весь педагогический процесс и взаимоотношения преподаватель- студент, преподаватель- преподаватель, преподаватель-руководство.  Некоторые комментарии иногда вставлял в этот разговор Андрей,  остальные больше молчали. Мне же милее общаться в маленьких компаниях — два, три человека, вполне себе душевная беседа. И я снова раньше всех ухожу в палатку спать.
Третий день. Утро иду умываться на озеро, и тут встречаю Валерию, за тем, что она моет челку. Именно челку, не всю голову. Уведя это зрелище, я замерзла окончательно. От грязи, еще ни кто не умирал, вот схватить простуду в таком месте как-то не хочется. А я даже шапку перестала снимать, чтобы расчесаться. Во первых холодно, во вторых «а смысл…»
Завтрак и сбор лагеря. Сегодня мы идем на новое место нашей дислокации. Переход не длительный, но помним о форсировании реки…Идем уже знакомой тропой. Вот оно заветное бревнышко… народ волнуется… в чем еще заключается трешь ситуации — само бревно метров двадцать, но нужно же еще и вещи перенести, а ты сам на нем балансируешь едва, едва. И не понятно, кому легче тому кто идет, и на него смотрят пятнадцать пар глаз, или те кто смотрят в предвкушении «а как я пойду по этому бревну». Роман и Сергей предлагают еще один вариант — натянуть веревку и идти вброд. Сергею хорошо, он приехал сюда порыбачить, и прихватил с собой забродные сапоги — это такие сапоги-комбинизон. Сергей переносит вброд свои вещи, детей, вещи некоторых участников группы.
Насмотревшись вдоволь на то как Ольга пытается перейти по бревнышку, я решаю, сняв с себя обувь, носки и брюки, идти в брод. Ура у меня получилось. Иду дальше. А дальше часть пути идет по ручью, он конечно не глубокий не больше тридцати сантиметров, но на дне камни, и не маленькие, а по ним идти еще то искусство. Не знаю что произошло, но в какой-то момент я подскользнулась и не удержалась- упала на спину. Правда, все таки упала довольно легко, но успела замочить часть рюкзака и одежды. Не приятно, но решаемо.
Наконец-то мы вышли на сухое место, можно оглядеться уже окончательно одеться или переодеться. Народ потихоньку собирается и обсуждает процесс перехода, кто-то прошел ровно и хорошо, а у кого-то приключения были даже по серьезнее чем мое падение.
Идем дальше.  Природа конечно очень красивая. Периодически нам встречаются места стоянок, народ активно здесь ходит. Вот наконец-то и место нашей стоянки. Разбиваем лагерь. Перекус у нас уже был, а до ужина еще долго, и масса свободного времени. Каждый занимается тем, чем считает нужным. Кто-то собирается у костра, чтобы послушать Валерию, о жизни работника высшего образования. Кто-то решает вздремнуть после перехода, кто-то изучает окрестности. Сергей уходит ловить рыбу. А я решаю пойти погулять, по наслаждаться красотой этих мест и по фотографировать. Эх еще бы солнце проглянуло, и было бы совсем замечательно.
Во время прогулки, встречаю Сергея, ну как встречаю, он в своих сапогах стоит в метрах пятидесяти от берега в Сейдозере и ловит рыбу. А тут на берегу, лежит его рыболовные вещи и немного пойманной рыбы. Сергей не замечает меня, он весь погружен в процесс ловли рыбы.
Дойдя до определенной точки, решаю, что уже далеко ушла от лагеря и пора возвращаться. На обратном пути, немного не дойдя до лагеря встречаю Алену, дочку Сергея, она идет к отцу и зовет меня составить ей компанию. Мне все равно где коротать время и я соглашаюсь идти вместе с ней. По пути, Алена, мне рассказывает, что несколько лет назад, она с отцом уже была на этом маршруте, и сейчас вспоминает те места и рассказывает мне, где и  что они делали в прошлый раз.
-Вот здесь мы играли в квест. Нужно было найти спрятанную вещь. - рассказывает мне Алена. Мне интересно, я слушаю, временами задаю наводящие вопросы.
 - в прошлый раз детей было больше- говорит Алена, и нам устраивали разные игры, было весело.
В этот раз, хотя поход из разряда «можно с детьми», детей только двое Алена и ее брат Иван. Не свезло.
Дойдя до места, где Сергей ловил рыбу, Алена расспрашивает отца о его успехах в рыбалке и дальнейших планах. Побеседовав с Сергеем мы возвращаемся в лагерь.
В лагере готовят ужин. И хотя сегодня не моя очередь дежурить, но видя замешательство дежурных в приготовлении так называемого карпюра — картофельного пюре не из свежего картофеля, а из сухого порошка, решаю им помочь. Вся тонкость приготовления этого блюда заключается в том, что нужно тщательно размешивать и очень неспешно засыпать в воду сухой порошок. Сама я это блюдо есть не могу, еще со времен моей поездки на Тибет. Но народ ест это на ура, сдабривая карпюр майонезом и кетчупом. Я же обхожусь бутербродами с плавленным сыром и чаем с пряниками.
Вскоре, после ужина, Сергей возвращается с уловом в лагерь. Ольга, жена Сергея, не рада добычи мужа, ибо нужно все это почистить и подготовить к употреблению. Ольга, спрашивает — есть ли кто желающие кто бы мог почистить рыбу. Я откликаюсь с радостью, ведь мне в радость все это сделать, потому как рыбу,  как пищу я очень даже уважаю. Но Сергей отказывается от моей помощи, не знаю почему и идет доводить рыбу до товарного вида сам.
Сегодня мини праздник живота, подготовленная Сергеем рыба, жариться на костре. Я терпеливо жду своей очереди, потому как народу много, а сковородка одна, и не может сразу пожарить всю рыбу для всех желающих. Кто-то отказывается от рыбы, есть и такие. Хотя как можно отказаться от свежевыловленного лосося. Это для меня не понятно. Первую пожаренную рыбу забирает себе Роман и Женя. Следующую партию делит семья Сергея. Я стою глотаю слюни, жду своей очереди. Хорошо, что процесс жарки протекает быстро. На пятый заход очередь доходит и до меня. Вкусно...только мало...жаль...дегустация рыба затягивается на продолжительное время. Часть рыбы Ольга засолила и предложила на завтрак.
Четвертый день;  Сегодня у нас так называемая дневка. Мы стоим лагерем в том же месте и радиально выходим на гору Нинчурт.
Кто-то остается в лагере, а кто-то с удовольствием идет в радиалку. Я с большинством иду в поход. В начале мы идем уже привычным путем, по которому я вчера проходила уже пару раз, затем поворачиваем. Переходим по мосту через реку. Мост- это бревно перекинутое через бурливый ручей, немного боязно его переходить. Но у всех получилось. Идем дальше. Природная красота завораживает. Низкие горы, северная растительность. Мхи и лишайники это отдельная моя слабость, кажется, что не возможно перестать восхищаться и любоваться их красотой и причудливостью. Если бы я связала свою жизнь с изучением биологии, то наверное стала бы изучать природу мхов и лишайников — для меня это отдельная загадочная жизнь, она затягивает и завораживает. Больше всего мое сознание поражает то, как годами образовывалась природная подушка из мхов, расположившихся на камнях, которая полностью скрывает эти самые камни. Это сколько же здесь заложено бесконечного сотворения природы, взаимодействия разных стихий и энергий.   
Вдоволь нагулявшись и насмотревшись на природные красоты возвращаемся в лагерь.
Пятый день: сегодня у нас снова перемена места дислокации. Завтрак и сбор лагеря. Вначале идем привычным уже путем вдоль Сейдозера, доходим до места, где одна из лесных рек впадает в Сейдозеро, и вот тут уже начинается приключение — нужно перейти реку в брод. На улице по прежнему десять градусов Цельсия, небо все также затянуто тучами, а реку переходить нужно… деваться не куда, разуваемся, штаны закатываем повыше и вперед.
По пути встречаем молодых ребят. Двое парней и девушка расположились лагерем. Приветствуем, узнаем как дела, все ли хорошо. Один из парней собирается идти ловить рыбу. Удочки нет, просто леска и крючок, оказывается есть и такой способ ловить рыбу. Роман и Сергей интересуются — как  ловиться и что удается поймать. Парень рассказывает, что наловил несколько мелких рыбешок — на уху хватит.
Переход не большой, но красивый. Приходим к ручью Сейдуай -вот тут раздолье для наших рыбаков. Ставим лагерь.
Какие же тут поляны из мха, сколько же слоем мха наросло на камнях - ходишь по поляне словно по пирене. Но тут особое искусство выбрать место под палатку, так как обманчиво выглядит то что кажется ровным, там под мхом не ровные круглые камни, и прежде чем ставить палатку, прощупываешь каждый сантиметр в поисках ровной территории. Но место сказочное и мне оно очень нравится. Я просто наслаждаюсь видами и энергетикой этого места. Когда все хозяйственные дела закончены, я иду гулять по окрестностям. Нахожу небольшую полянку, где мне хорошо, и остаюсь там чтобы помедитировать — впитать красоту и благодать этого места.
Роман и Сергей уходят на рыбалку. Они знают места где рыба охотно клюет. У нас есть еще один рыбак, который тоже привез с собой снасти, это Владимир, они приехали вместе с женой. Владимир, идет ловить рыбу, но в другую сторону. И к сожалению, его рыбалка не увенчалась добычей. А Сергей снова радует нас разнообразием рыбным изобилием. Сегодня его улов состоит из хариуса. И эту рыбу мне доверяют почистить, что мы вдвоем с женой Владимира охотно делаем. Часть рыбы решено запечь в фольге, а часть засолить. К рыбным блюдам, Галина еще печет блины. Испечь блины в походе особое искусство, но Галина отлично с ним справляется. Вот так, в походе, еда также может быть вкусной и разнообразной.
После ужина, народ решает поиграть в разные интеллектуальные игры. Я тоже присоединяюсь к большинству, вникаю в суть и правила игры. Игра, не помню ее названия, что-то по типу задумай слово, и попытайся намеками объяснить остальным что ты задумал, а они должны догадаться какое слово ты задумал. Естественно, чтобы не было мухляжа, ты слово задумываешь не один, а с товарищами. В результате игры, я поняла, что я свои мысли транслирую так ярко и четко в пространство, что задуманное мной угадывалось наиболее быстро — даже скучно стало, нет интриги и драйва. Наигравшись, народ стал беседовать о последних трендах в молодежной музыке. Но тут я полный профан, и для меня бы наверное был бы больше интересен разговор о квантовой физике, чем о современных исполнителях. И я иду в палатку отдохнуть, тем более, что начала чувствовать некоторое недомогание — только бы не разболеться.
Шестой день; По плану снова радиальный поход. Но я не иду — не хорошо себя чувствую, решаю остаться в лагере и набраться сил, ведь завтра снова переход на новое место дислокации. В то время, как большая часть группы идет в радиальный поход, я отдыхаю, медитирую, гуляю. В одну из прогулок со мной вместе идет гулять Иван, самый младший член нашей группы. Он идет впереди, периодически что-то рассказывая мне. Нагулявшись с ним и налюбовавшись причудливыми мхами, деревьями, ландшафтами, возвращаемся в лагерь, я немного устала, и иду в палатку вздремнуть. После пробуждения, ко мне пришли странные мысли и первая мысль была «кто-то пропал», а вторая «кто-то умер». Но не пугайтесь, с группой все было хорошо, все вернулись из похода живы и здоровы. Эти мысли касались только моих родных, которые остались дома. Нужно сказать, что в месте где проходил наш поход, сотовая связь не работала, и по этой причине телефон был практически бесполезным предметом. Но жизнь продолжается, и в ней постоянно что-то происходит. Это сейчас мы живем в информационно перегруженном мире, а раньше люди общались телепатически, вот сейчас эта телепатическая связь, тем более в таком месте, возникла у меня с моими близкими.
Группа вернулась из похода, рассказывая о своих приключениях. Главное событие этого похода — это то, что Валентина нашла рога оленя. И главное расстройство этого похода — это то, что Алена, прошла где-то рядом с этими рогами и их не заметила. Если бы рога нашла я , я отдала бы их Алене. Но Валентина, ни захотела делится свой находкой ни с ребенком ни с кем другим, и это ее право.
Седьмой день: Завтрак, сбор лагеря, и переход на новое место. Идем вдоль южного, а затем юго-западного берега Сейдозера к ручью Эльморайок. В начале нашего пути, Роман, на противоположном берегу Сейдозера показывает нам изображение Куйвы, рассказывая разные легенды и мнения о появлении этого изображения на скале. Изображение и рассказ вызывают море эмоций и фантазий. Сегодня у нас очень красивый переход, а вместе с тем и много разного экстрима, переход вброд нескольких речек, форсирования болота, а уж переход по мосту «потрясный» достоин целого рассказа. Ручей Эльморайок очень красив, прозрачная вода насыщенного цвета медного купороса, если кто-то представляет этот цвет. Не возможно оторвать глаза от созерцания этого чуда природа. Лежащие на дне ручья камни обросшие мхом, это такая первозданная завораживающая красота.
Мост «потрясный» - представляет из себя стесанное сверху бревно перекинутое через ручей, но более тонкий конец бревна, там где была вершина дерева, надломлен, и надставлен, что представляет из себя несколько опасное сооружение. Роман не решается переходит сам и переводить группу по этому мосту. Мы возвращаемся немного назад. Роман просит Сергея, который в сапогах - комбинезоне промерить ручей на предмет, возможно ли его перейти в брод. Сергей в нескольких местах промеряет ручей, он буквально гуляет по нему, но место, где бы группа могла пройти с наименьшим уроном найти не удается. И мы вновь возвращаемся к мосту. Немного сыкотно. Народ по разному реагирует на предстоящий выброс адреналина. Кто-то относительно спокойно, кто-то бурно выражает эмоции. Чтобы успокоится, собраться с мыслями, и к тому же облегчить рюкзаки решили перекусить. После перекуса, немного отдохнув, начинается спец операция по переходу моста. Скажу что все перешли, и все закончилось благополучно. Я перейдя мост, отошла подальше от моста, дабы не смущать и не отвлекать идущих следом за мной, так как мост мы переходили по одному — это значит, что одновременно на мосту был только один человек, и на той стороне его встречали двое, чтобы помочь перешагнуть то место, где бревно имело надлом. Пройдя еще какую-то часть лесом, а затем по болоту, мы вышли на самую красивую и волшебную поляну нашего маршрута. Я не могла остановится и все делала и делала фотографии. Я думала, что я одна такая - оказалось нет. Роман, тоже мне подтвердил, что это самое красивое место из всех маршрутов по Кольскому, на которых он был, и что каждый раз бывая здесь, он также не преодолимо стремиться пополнить свой фото архив новыми видами этого места. Тут же виден и куйва, но несколько с другого ракурса. Если там мы видели его перед собой, то сейчас он сбоку от нас. Но место просто космическое, жаль, что лагерь в эту ночь будет стоять не здесь. Пройдя еще пару километров, мы дошли до нашей стоянки и уже тут разбили лагерь. Место то же по своему красивое, рядом бурливая горная река. Я восхищаюсь нашими преподами, Андреем и Владимиром, которые не смотря на прохладную погоду, умудрялись совершать водные процедуры в этой реке, тогда как я помывши свою посуду замерзала.
День восьмой. Сегодня у нас радиальный выход. И снова в поход идут не все. Группу ведет Евгений, Роман остался в лагере с еще несколькими людьми. В поход не пошли Игорь и Юля, это молодая пара, приехавшая в тундры, чтобы отметить годовщину своего знакомства, так сказать поблагодарить это место, что оно помогло им найти друг друга. Да, да, год назад они познакомились, в таком же походе, а через год решили повторить.
Я долго думала, но решила пойти в поход, хотя и было предчувствие, что идти мне не нужно. Наверное жадность до красот пересилила.
Евгений, еще не достаточно опытный в вождении групп, имеющий свои амбиции и цели, вел группу мягко говоря не ориентируясь на менее слабых членов группы, что в принципе должен делать настоящий проводник, как бы в лом ему это не было. Он ориентировался на сильных членов группы, а это Владимир и Андрей из Екатеренбурга, Галина, Ирина и Денис. Перечисляю их в порядке их прокаченности как походников. Так вот Андрей и Владимир, мчали так по пересеченке, что иногда даже Евгений за ними не успевал. И группа растянулась километра на полтора. Хотя временами, продвинутая часть группы и останавливалась на отдых поджидая отстающих, но тем не менее, такой темп похода был не для каждого, тем более для Сергея, Ольги и Ивана. Я тянулась также ближе к концу хвоста группы. В одно из мгновений, мне надоела эта гонка, к тому же мы заходили в ущелье, и там не смотря на то, что был август, были ледники, и от туда веяло холодом. Мне становилось и жутко и холодно. Я приняла решение вернутся назад, сказав об этом Ирине,Денису и Сергею с Ольгой. Обещав подождать их. Шла я в обратный путь очень и очень медленно, фотографируя, останавливаясь на медитации и отдых. Но группа все не возвращалась и не возвращалась. В какой-то момент стал накрапывать дождь, но он скоро закончился. Дождь, ветер и медленная ходьба сделали свое дело и я стала немного замерзать, решила прибавить ходу, иногда даже возвращаясь по тропе назад, а группы все не было. Я шла, шла, и не заметила как заблудилась. Осознав, что по времени и расстоянию, я бы должна быть уже в лагере, оглядевшись вокруг, поняла, что я сбилась с пути, и чтобы найти правильный путь нужно идти назад. Объясню почему у меня получилось сбиться с пути: вначале я шла по открытой местности, где все хорошо просматривается, и хорошо было видно тропу, но когда я вошла в лес, который очень густой, а троп там натоптано очень много, и они как змеи извиваются между деревьев, и ты не понимаешь где ты находишься. Вот видимо тут из-за этой запутанности троп я и сбилась. Все закончилось благополучно, я нашла лагерь. Конечно Роман устроил мне разбор полетов. Но как потом оказалось, не я одна ушла от группы. Денис и Ирина тоже ушли. А группа возвращаясь и не найдя нас на открытом пространстве, понимая, что лес может так закружить, стала искать нас в лесу. Хорошо у Романа и Евгения были рации, и они друг другу докладывали о обстановке. Поэтому когда я вернулась, Роман сообщил Евгению о моем возвращении. Немного погодя вернулись и Денис с Ириной. А потом пришла и вся группа. Когда Роман, стал меня отчитывать об опасности такого моего поведения, я понимая все — заплакала. И видимо, как многие мужчины, не переносящие женских слез, Роман быстро сменил гнев на милость, и даже стал утешать меня.
Группа вернувшись в лагерь, некоторое время, я это чувствовала, ненавидела меня, но когда я им рассказала почему вынуждена была вернуться — почувствовав ужас, с пониманием отнеслись ко мне. Конфликт был улажен.
Девятый день. Собираем лагерь и выходим на заключительную часть нашего маршрута. Если все предыдущие дни мы ходили по относительно ровной местности, без затяжных подъемов и крутых спусков, то сегодня именно такой день, когда мы поднимаемся на перевал Эльморайк. Под ногами курумник, вокруг прекрасные виды северной природы и гор. Горы тут сильно отличаются от привычных видов заснеженных вершин Гималаев или Альп. Они похожи скорее на курганы, со сравненным верхом, они не такие высокие, но тем не менее это горы. Причем они старее уральских гор. Поднявшись на перевал любуемся открывающимися видами, а я любуюсь мхами и лишайниками которые прекрасно себя здесь чувствуют расположившись на камнях. С перевала, в дали, внизу виден рудник Карнасурт. Спуск оказался не менее затяжной чем подъем. На спуске нам встречаются небольшие группы туристов, которые идут в противоположном, чем мы направлении. Их поход только начинается. Добравшись до промзоны рудника, мы остановились у небольшого одноэтажного здания. Сюда за нами должна приехать машина, чтобы отвезти нас в Оленегорск. Времени у нас предостаточно, поэтому общаемся, делаем прощальное фото. Кто-то рассказывает анекдоты, кто-то делится впечатлениями, а кто-то рассказывает о своих планах на продолжение путешествия. Галя едет Тиреберку. Владимир и Елена едут в Мурманск и там продолжат знакомство с северной землей. Обсуждаем возможность помывки перед тем как сесть в поезд.
Мы загружаемся в машину, сегодня светит солнце и северная природа воспринимается несколько иначе, даже жаль уезжать.
Вначале мы отвозим свои рюкзаки на вокзал и сдаем их в камеру хранения. Роман торопит нас, и в этой спешке получилось, что весь багаж записали на Галину.
Наконец-то можно отогреть замерзший организм в сауне, которую сняли на два часа. Один час был выделен нам женщинам. А пока мы мылись и отпаривались, мужчины смотрели телевизор в предвкушении. Следующий час мужчины грелись и принимали водные процедуры, а мы женщины наслаждались чаем, отдыхом и беседой.
После сауны нас отвезли в магазин чтобы купить все необходимое в дорогу, а уже затем на вокзал. И вот тут у нас случилось то, что нам отказывались отдавать наши рюкзаки и пришлось слегка поволноваться из-за этого. Галина, не поехала с нами в сауну, так как поезд у нее был раньше всех нас. И в момент когда мы вернулись на вокзал, она уже уехала. Мы даже не знали фамилии Галины, так как она оформивши тур в самый последний момент, не была внесена в списке которые нам разослали. Но все вещи были записаны на нее, а мы вроде как и не при вещах. Кое как уговорили служащую вокзала отдать нам наши рюкзаки с грязным скарбом. Рюкзак Сергея со всеми рыболовными снастями, палатками и вещами был вообще  неподъемным. Нам нужно было его подвинуть, чтобы что-то там взять, мы вдвоем его еле сдвинули. Что она собиралась делать с нашими рюкзаками, если бы не отдала нам, еще большой вопрос. Но это так шутка.
Поход закончен, и тут в Оленегорске все хорошо со связью. Я звоню мужу и сообщаю, что со мной все хорошо, я вернулась в цивилизацию.  Да это особый вид искусства когда после таких походов возвращения в цивилизацию. Вроде времени прошло совсем мало, а ты уже другой, тебе уже много не понятно, у тебя уже другой внутренний ритм. Ты по другому относишься ко многим вещам. Ты смотришь на людей который тут в городе как на инопланетян, и они на тебя смотрят соответствующее.
Сев в поезд, я еще раз позвонила мужу, сообщить что я в поезде. И вот тут муж сообщает мне новость… ну помните мои чувства о том что кто-то умер...они не обманули меня… умер деверь...вот так бывает...в который раз меня отводят…
Уже дома я узнаю, о том кто и куда пропал. Это племянница некоторое время не выходила на связь. И семья разволновалась не зная что думать и делать, но как потом оказалось, она просто забыла телефон… так тоже бывает.
Путешествия бывают разные… попутчики бывают разные...пусть будет все и пусть все будет во благо и на радость.