Михаил Семенович Лукашенко - валторнист, педагог,

Борис Турчинский 2
В эти дни  исполнилось  бы 85 лет со дня рождения прекрасного дирижера и педагога Михаила Семеновича Лукашенко.
   Есть люди, о которых ничего не найдешь – ни в интернете, ни в книгах. О ком-то из-за его скромности, о ком-то - из-за 100%-ой погруженности в работу...
Время поглощает таких людей, оставляя только крохи воспоминаний тех, кто их ещё помнит.
Увы, жизнь отпустила Михаилу Семеновичу немного времени для воплощения задуманного. Он ушел из жизни рано и внезапно, в самом расцвете сил.
Пусть эта небольшая  заметка будет ему символическим памятником.
***
Моё первое знакомство с Михаилом Семеновичем произошло случайно. Я был воспитанником военного оркестра в Вильнюсе и приехал в отпуск к родителям в Житомир. Это было лето 1968 года.
Тогда я и познакомился с Михаилом Семеновичем. Мы долго разговаривали: моего нового знакомого интересовало буквально всё. Он хорошо знал моего дирижёра,  И.М. Манжуха, был дружен с его братом Рафаилом, дирижёром Житомирского военного училища. Я ему рассказал, что только поступил в Вильнюсское музыкальное училище. На том и расстались. Кто мог знать тогда, что через год я окажусь в Житомирском училище и причиной всему будут советско-китайские отношения. Полуостров Даманский… Мою дивизию вместе с оркестром перебазировали на Дальний Восток, и воспитанникам там делать было нечего.
Почти три года я проучился под руководством дирижера оркестра и руководителя духового отдела Михаила Семёновича Лукашенко..
Воспоминания мои о нём - самые тёплые.
***
Из разговора  с профессором, зав. кафедрой медных духовых инструментов Московской консерватории им. П.И. Чайковского, засл. арт. России Владимировичем Шишом (этому разговору 17 лет. Владимир Степанович Шиш, увы, уже не с нами):
- Владимир, кто твои главные авторитеты на пути в профессию?   
  -- Я бы начал с Житомирского музыкального училища.
  Много замечательных преподавателей было в нашем училище, они дали мне основательные знания в области музыки, и не только в ней. Но особенно я хочу вспомнить своего главного учителя по специальности, Михаила Семеновича Лукашенко, чья жизнь оборвалась внезапно, когда я был на 4 курсе. Он был в высшей степени интеллигентным и эрудированным человеком, прекрасным дирижером и педагогом. Именно ему я обязан привитой мне любовью к музыке вообще и к моему инструменту, валторне, - в частности.
  Живя в Москве, я иногда встречаюсь с друзьями М.С. Лукашенко по суворовскому военно-музыкальному училищу и по военно-дирижерскому факультету. Все они очень тепло о нем отзываются. Я горжусь, что был его учеником.
   Хорошо помню рассказы Михаила Семёновича о годах учёбы в Киеве и Москве. На военном факультете преподавали мастера своего дела. Это учёные-музыковеды, дирижёры с мировым именем, композиторы, первые инструменталисты СССР – и Михаил Семенович лучшим образом усвоил, а главное – передал нам, своим ученикам, всю глубину полученных знаний…
   Благодарю судьбу, которая подарила мне честь встретиться с этим большим человеком и музыкантом.
***
Валерий Монахов, выпускник Житомирского музыкального училища , солист  оркестра базы Северного ВМФ России:
  — Весной 1966 года во дворе музыкального училища появился молодой симпатичный человек и спросил нас, гревшихся на солнышке студентов, где размещается кабинет директора. «А ты кто такой?» - поинтересовались мы.
Ответ нас сконфузил. «Я ваш новый педагог, Лукашенко Михаил Семёнович», - представился он.
Так Михаил Семёнович вошёл в нашу жизнь.
    С нового учебного года Лукашенко начал преподавать класс валторны, дирижирование, оркестровку, чтение партитур. А главное, он стал руководить духовым и симфоническим оркестрами. Вскоре он возглавил и наш духовой отдел.
   Студенты быстро оценили его как отличного специалиста, прекрасного дирижёра. Он был несколько строговат, но учтив в общении. Никогда не переходил на «ты». Все это нам импонировало. И еще одна важная деталь для нас, студентов: он старался нам во всем помочь – касалось ли это общежития или получения стипендии. Главным критерием для него было — насколько и как мы продвигались в игре на своём инструменте.
   С появлением в училище Лукашенко мы стали много выступать - и не только внутри учебного заведения, но и для жителей города, военнослужащих.
***
Мы, коллеги, друзья и студенты того времени, хорошо знавшие Михаила Семеновича, навсегда запомнили его молодым, красивым, целеустремленным. Он так много не успел в этой жизни… Но успел сделать неоценимый подарок всем, - показал пример преданности делу, которому служил, - музыке!