Казачий род Новосельцевых

Новосельцев Григорий Петрович
Казачий род Новосельцевых.

Казачество долгое время славилось своей приверженностью к вере, службе Родине и смелости на поле битвы. В его рядах были не только генералы и дворяне, но и простые рядовые казаки, которые не менее отдали службе во имя славы России, православных ценностей и казачества.

В моей семье казачество было наследственным. С раннего детства я знал, что являюсь потомком казаков, и слово "казак" у нас употреблялось как высшая похвала. Со временем я стал глубже изучать эту тему и отслеживать свою родословную, хотя тогда было сложно найти достоверные источники информации.

Моих дедов, к сожалению, уже не было в живых. Один из них, отец матери, так же потомственный казак, добровольно пошел на фронт и погиб на Курской дуге, служа поваром. Отец моего отца также исчез в концлагере, в Коми. Последние известные сведения о нем говорят о том, что он был освобожден в марте 1943 года. Рассказы родственников о нашей семье были противоречивыми и требовали более детальной проверки.

У меня появилась возможность изучить метрические книги архива Усть-Лабинского района, которые охватывали период с 1878 года по 1922 год. Из них я узнал, что мой дед Григорий родился в семье казака Петра Ивановича Новосельцева и его жены – казачки Феклы Тимофеевны. К тому времени родители моего деда уже перевалили за 50 лет, и это были не единственные и не последние их дети.

Также мне удалось найти много Новосельцевых в архиве военноисторического музея в Москве. По документам, найденным там, удалось узнать, что в 1860 году в станице Тенгинской проживало пять семей Новосельцевых. Причем в метрических книгах имена писались через "ов" - Новосельцов. Однако мои родственники всегда произносили через "ов", а  писали нашу фамилию с "ев".

С помощью портала "Кубаньгенеалогия" и архивов Краснодара мне удалось узнать, из какого места прибыла наша семья в станицу. Мои предки родом из Новомарьевской, ставропольского полка. Оттуда в Тенгинскую была переведена вдова Прасковья Новосельцова. Именно эта женщина стала прародительницей всех пяти семей Новосельцевых. Станица Новомарьеская была основана беломестными казаками в конце 18 века, что совпадает с периодом разделов Польши. Следовательно, можно предположить, что они являлись служилыми казаками и им было предложено отправиться на Кавказскую линию после смены границы.

Дальнейшие документальные подтверждения мне найти не удалось, но существует предание о том, что наши предки были казаками при Иване Грозном и имели отношение к Лукьяну Новосильеву и Терской крепости. Хотя факт официальных детей у Лукьяна Новосильцева не подтвержден, известно, что фамилия Новосельцов была наградной, что говорит о том, что они были служилыми , а это были три версии: дети боярские, срельцы и казаки. Причем последние две версии служилых людей мало чем отличались друг от друга. А на офицерские должности, выражаясь современным языком, назначались из детей боярских. Да и сами дети боярские часто верстались в казаки.

Метрические книги раскрыли мне еще одну деталь – девичью фамилию моей бабушки, Александры Филиповны - Дьяченкова. Именно так была записана ее фамилия. Оказалось, что ее предки также прибыли на Кавказ в станицу Суворовскую, с хоперским полком, а затем две семьи были переведены в Тенгинскую.

Благодаря базам данных Кубанской генеалогии и исторического архива удалось узнать о том, что среди Новосельцевых и Дьяченковых казаков были те, кто был награжден орденскими знаками и медалями. Но это база по нижним чинам. Находились сведения о Дьяченковых и вреди офицеров, но были ли это моими родственниками установиить не удалось.

Мой дед, Григорий Петрович, служил ветеринаром и, по разным версиям, был старшим урядником и офицером. У него было три Георгиевских креста, а по преданию, он атаковал врагов с двумя шашками.
В 1930 году его арестовали и предъявили множество обвинений, включая участие в Первой мировой войне и Гражданской войне на стороне белых. Впрочем, все эти обвинения оказались недоказанными. Окончательное решение дела поставило вопрос о нехватке материальных доказательств. Но на следующей странице его обвинили и приговорили к 10 годам  заключения в конлагере, в то время как четверым другим предъявили по 5 лет. Все семьи приговорили выслать в северный край.

Моя бабушка оказалась в спецпоселении НКВД на севере Ставропольского края, куда была выслана вместе со своей дочерью. Там они и продолжали жить со своими детьми.

В 1930 году высылают больше 20 семей Новосельцевых и родственников.

Таким образом, наши родственники были рассеяны по всей России, возможно, даже и за ее пределами. Информация о них передана по наследству и в нашем семейном архиве. Жизнь в нелегких условиях и преследования с ложными обвинениями не смогли сломить дух моих предков, они оставили после себя наследие казачьего рода Новосельцевых.
Двоюродный брат Григория Ивановича, Григорий также стал жертвой политических репрессий и был раскулачен, но оставлен в станице. Его сын Михаил стал участником парада Победы и достиг звания полковника.

Сестра Григория Ивановича, монахиня Ефросинья, была сослана в город Кировск Мурманской области. Она была участницей открытия нового храма в этом концлагере. Монахиня и их семьи в те времена должны были проявлять большое мужество, чтобы столько лет бороться за свою веру. А боролись они 13 лет. Причем 6 лет после того как получились официальное разрешение на открытие храма.

У Григория Петровича, моего деда, было трое сыновей, родившихся в 1923, 1926 и 1928 годах. Они жили с матерью в спецпоселении НКВД, которое мало чем отличалось от обычного концлагеря. Их семья существовала на краю выживания. Как им удавалось выжить, только Богу известно. Но даже официально зарегистрированные люди в тех местах жили в тяжелых условиях. Довольствовались пайкой только в возрасте от 14 до 60 лет.

Сыновья моего деда участвовали в войне. Мой отец вернулся без ноги, а его брат Николай получил ранение в легкое. После войны они просто выживали, как могли.

Станица, из которой наши предки были изгнаны, тоже пережила нелегкие времена. В 1933 году те, кто не смог убежать, умерли от голода. После этого станица оставалась безлюдной еще 4 года. В 1937 году начали заселять туда новых жителей. При освоении станицы обнаруживались человеческие скелеты и кости, которые транспортировали на кладбище и похоронили. Только недавно, в начале этого века, это место было найдено, но на нем нет никакого знака в память о тех, кто погиб.

История казачества и моей семьи свидетельствует о том, что они прошли через многое – политические репрессии, трудные условия жизни и потери на войне. Но они неуклонно придерживались своих ценностей и боролись за свою веру и идеалы. Эта история важна для сохранения памяти о казачьем роде Новосельцевых и их вкладе в историю России.

Внуки и правнуки моего деда и бабушки так же показали себя достойно. Большенство из них имея высшее образование, а двое кандидаты наук, показали себя достойными потомками своих предков казаков.
 На фото мой дед и бабушка.