Средство от бессоницы. Глава 1

Геннадий Васильевич Есин
«Заговори, чтобы я тебя увидел»… - Кто-то из древних

***

Жизнь и удивительные приключения сеньора Амадея Себастьяна Марии Альтамир - и - Кривеа, идальго[1] из Уэска[2], написанные им на семьдесят четвёртом году жизни, с комментариями об увиденном и лечебными рецептами автора

***

Сегодня, третьего жануария одна тысяча пятьсот сорок четвёртого года от Рождества Христова я, дворянин Амадей Себастьян, сын Марии, потомок славного рода Альтамир-и-Кривеа начинаю повествование о необыкновенных событиях, участником и свидетелем коих мне, Волею Господа нашего Иисусу Христа, довелось стать. Я пишу эту правдивую повесть, сидя за столом в комнатушке убогой таверны «Галльский петух» маленького городка Довиль-Сюр-де-Мер[3], расположенного на берегу пролива, который англичане почему-то называют «Каналом». Озлобленный зимней стужей ветер ожесточённо стучит неприкрытой ставней. На улице беспомощно стонут и кряхтят деревья, а угрюмые морские валы с орудийным грохотом разбиваются о белые от птичьего помёта скалы. Волею Провидения я заброшен в эту забытую Богом и людьми местность, но свой правдивый в каждой букве рассказ я начну с иного.

***

В годы правления Фердинанда II Арагонского[4], который после династической унии[5] с королевой Изабеллой[6] стал Фердинандом V, а потом сделался почему-то третьим, но уже Неаполитанским…

Да не подумает, мой незнакомый читатель, что я теряю остатки разума или память изменяет мне при упоминании имени ныне уже покойного монарха… Благодаря пресвятой Деве Марии это не так! Я могу забыть, что ел сегодня на завтрак, но касательно событий пятидесятилетней давности мне нет равных по точности и правдивости. Убедитесь сами!

В тот год король португальский Жуан второй[7] предложил подписать договор[8] о разделе земель в Новом Свете, а за два года случилось знаменательнейшее событие – воины Арагона и Кастилии захватили последний оплот мавров - Гранадский эмират[9]. Тогда же Великий Инквизитор[10] Томас Торквемада[11], чьё имя даже сейчас, по прошествии стольких лет, я произношу с благоговейным трепетом, изгнал из Испании евреев…

Растрепалось перо… зрение изменяет... свеча чадит… О чем это бишь я?.. Евреи… Собственно с них всё и началось…

Много лет назад, в такой же суровый зимний день в дверь моего дома, расположенного на Базарной улице славного города Уэска, уверенно и громко постучали. Несмотря на высокое происхождение, в силу причин, которые будут изложены ниже, я проживал в простом доме, занимаясь лечением людей и скота, а также изучением естественных наук. В описываемый день я составлял композицию очередного снадобья, а мой помощник Мануэль Гонсалес преспокойно дрых на чердаке. Даже, находясь в одной со мной комнате, бездельник не поспешил бы открывать дверь, посему я, последний отпрыск знатного рода, собственноручно снял засов. С улицы ввалились трое, пахнуло сухим морозным воздухом…

Да будет тебе известно, мой терпеливый читатель, что в предгорьях Пиренеев зимы бывают гораздо суровее, чем в этой заливаемой морской и дождевой водой французской выгребной яме.

… Два солдата алькальда[12] застыли у порога, бестолково уставившись в разные стороны; широкие лезвия алебард[13] матово блестели, отпотевая в тепле. Третий - монах-францисканец[14], босой, несмотря на непогоду, подобрал грубую сутану, стянутую в поясе веревкой и прошлёпал к очагу. Мне подумалось, что он пытается наследить как можно больше. Прости Господи, если наговариваю на святого человека!

Кивком головы, отбросив мокрый капюшон и буркнув традиционное: «Мир, тебе», монах без приглашения уселся на трехногий табурет у самого огня. Он дружелюбно улыбнулся и радостно потёр руки. Пока я пытался сообразить, что это может значить, вновь хлопнула входная дверь, и топот сапог возвестил об уходе стражи.

- Благословение на тебя и твой дом, благородный идальго Амадей. – Францисканец неожиданно громко захохотал, не забывая при этом ловко осенять себя мелкими крестными знамениями.

Я подошел к незваному гостю и, почтительно склонив голову, громко чмокнул протянутую руку. Монах внезапно загрустил и, склонив голову набок, по-птичьи покосился на меня одним глазом. - В Святую Инквизицию поступил донос, что ты, Альтамир-и-Кривеа, занимаясь колдовством и чёрной магией, создал беспризорного гомункулюса[15], что третьего дня у общественного фонтана, на базарной площади, попытался обесчестить дочь Эспартера, уважаемого мастера ремесленного цеха шорников. – Монах повернул голову и с любопытством посмотрел на меня обоими глазами сразу. Я потерял дар речи. И половины сказанного хватило, чтобы уже послезавтра взойти на костер.

- Три дня следствие вело тайное наблюдение за тобой и твоим домом, но ничего предосудительного установлено не было. Потому было решено провести превентивную беседу с младшим отпрыском, столь уважаемого в наших краях, семейства. Мы осведомлены, что, делая лекарство для скота, ты применяешь, скажем так, … не только растения. Более того, мы готовы закрыть глаза на то, что ты непонятно зачем делаешь посуду из расплавленного песка, называемого стеклом. И хотя твои изделия никто не покупает, и это не мудрено из-за их хрупкости, однако на тебя уже поступило несколько доносов от мастеров литейного и гончарного цехов. - Напоминание о доносах вернуло монаху игривое настроение. – Мы даже готовы приостановить следствие, ибо, в отличие от необразованного Эспартера, прекрасно знаем, что ты не мог сотворить гомункулюса. - Францисканец замолчал и поднял вверх указательный палец. – И я разрешаю спросить «почему»?

- Почему? – тупо повторил я.

- Не знаешь, не знаешь, не знаешь! – Весело повторил монах и, вскочив с табурета, неожиданно резво оббежал вокруг стола. Я без сил опустился в единственное кресло. Инквизитор резко остановился и рухнул локтями на стол прямо передо мной. Ледяные мурашки побежали по спине, мне почудилось, что я смотрю в вертикальные зрачки огромной змеи.

- А не мог ты сделать гомункулюса потому, что у тебя нет вот этого. - Францисканец ловко выудил откуда-то из складок сутаны предмет, оказавшийся небольшим фолиантом[16], выполненным в виде книги, составленной из листов пергамента[17], скрепленных позеленевшими медными кольцами по левому краю.

- Смотри! – инквизитор стукнул костяшками согнутых пальцев по титульному листу. – Вот изображение двойной звезды Мицар аль Кар[18]. Тут я тебе могу помочь, поскольку ещё не успел позабыть древнегреческий…- Монах хихикнул. - Книга написана Зосимой из Панополиса[19]. Тебе это имя не ведомо, а между тем так звали одного очень умного грека, жившего более тысячи лет назад в Александрии египетской. В этом трактате он описал некоторые из своих опытов, и несмотря на то, что заумный грек использовал языческие аллегории, понять текст не мудрено, но для того, чтобы повторить эксперименты, нужно быть хорошим алхимиком[20]. А мы хотим представить тебе шанс доказать свою невиновность…

Стража! – Громко крикнул францисканец, и солдаты алькальда заново ввалились в мой дом.

*****
[1] Рыцарь в средневековой Испании. Термин возник в конце XII века.

[2] Небольшой городок на Севере Испании, неподалеку от Пиренеев.

[3] Довиль–Сюр-де–Мер в настоящее время приморский климатический курорт во Франции, на берегу пролива Ла-Манш, к юго-западу от Гавра.

[4] Фердинанд II Арагонский (1453-1516) король Арагона с 1479 года, Сицилии (Фердинанд II) с 1468, Кастилии (Фердинанд V) в 1479-1504 (совместно с Изабеллой), Неаполитанского королевства (Фердинанд III) с 1504. Фактически первый король объединенной Испании. Добивался превращения её в абсолютистскую монархию, ревностно защищал католицизм.

[5] Династическая уния - объединение двух или нескольких государств в результате вступления в брак их правителей. В данном случае Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской.

[6] Изабелла Кастильская (1451-1504), королева Кастилии с 1474. Брак Изабеллы с Фердинандом Арагонским привёл к династической унии Кастилии и Арагона.

[7] Жуан II (1455-1495) португальский король, с 1481 выступил инициатором подписания Тордесильясского договора о разделе земель в Новом Свете.

[8] Тордесильясский договор 1494, договор между Португалией и Испанией о разделе земель в Новом Свете.

[9] В VII-IX веках, вышедшие с территории нынешней Саудовской Аравии, арабские племена, захватив Северную Африку, Закавказье, Иран, Среднюю Азию и большую часть нынешней Испании и образовали единое государство под названием Халифат. Гранадский эмират образовался в 1238 после распада Халифата, последнее арабское государство на Пиренейском полуострове.

[10] Великий Инквизитор, глава Святой Инквизиции католической Церкви - в XIII-XIX веках судебно-полицейского учреждения, созданного для борьбы с ересями. Особенно свирепствовала Инквизиция в Испании.

[11] Томас Торквемада (1420-98) с 80-х годов глава испанской инквизиции (Великий Инквизитор). Инициатор изгнания евреев из Испании (1492).

[12] Алькальд, от арабского «аль кади» (судья), в средневековой Испании чиновник, исполнявший административные функции.

[13] Алебарда - длинное копье, поперёк которого, крепили топорик или секиру. В русской армии называлась бердыш.

[14]Францисканцы, члены первого нищенствующего ордена, основанного в Италии в 1207-09 Франциском Ассизским. Наряду с доминиканцами ведали инквизицией.

[15] Гомункулюс, по представлениям средневековых алхимиков, существо подобное человеку, которое можно получит искусственно (в пробирке).

[16] Фолиант, объёмная книга большого формата.

[17] Пергамент, от названия города Пергам, где во II в. до нашей эры начали изготовлять из шкур животных материал для письма.

[18] Мицар-аль-Кар, двойная звезда в созвездии Большой Медведицы.

[19] Зосима из Панополиса (ок. III-IV вв.), греческий учёный, один из основателей алхимии. В мистической и аллегорической форме описал химические операции, в том числе придание серебристого и золотистого цвета неблагородным металлам.