de omnibus dubitandum 1. 284

Лев Смельчук
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ (1572-1574)

    Глава 1.284. КУКОЛЬ СХИМНИКА…

    На своей теремной половине княгиня Елена ночью и не услыхала воплей, причитаний богомолок да плакальщиц, допущенных к покойнику, после того как сам митрополит омыл тело и монахи облачили усопшего в одежды монашеские*.

    *) Схима (от древнегреч. образ, внешний вид) — монашеский обет соблюдать особо строгие аскетические правила. Монах, принявший  на себя обет великой схимы, именуется схимонахом или схимником. Также схимой называется само облачение монаха-схимника.
Три степени монашества
Существует три степени монашества: рясофор, малая схима (или мантия) и великая схима.  В повседневной практике Церкви под словом схима имеют в виду великую схиму. Рясофор. При пострижении в рясофор послушник не дает никаких обетов. Облачение рясофорного монаха состоит из подрясника, рясы, камилавки, пояса и чёток.
Малая схима, мантия, или собственно монашество. При пострижении в малую схиму постригаемому изменяют имя; он дает обеты послушания, нестяжания и целомудрия.
Облачение мантийного монаха состоит из рясы, парамана, клобука, мантии и чёток.
Великая схима. Великосхимник дает сугубые монашеские обеты, при этом ему снова изменяют имя. В руских монастырях схимники обычно живут отдельно от братии, они освобождаются от всех монастырских послушаний, кроме служения Литургии и духовничества. Облачение схимника составляют ряса, аналав (особый параман), куколь (остроконечный капюшон), мантия, чётки, пояс, хитон.
Стать схимником может любой монах вне зависимости от степени священства: от простого инока до Патриарха. При этом в Руской Православной Церкви после принятия великой схимы продвижение по иерархической лестнице невозможно.
Великая схима подразумевает совершенное отречение от всего мирского: освобождение от всех обязанностей, сосредоточение на молитве, плач о грехах, искреннюю любовь ко всем, самоотвержение и аскетические подвиги.
Смена имени при принятии малой и великой схимы обозначает обновление, новое рождение человека, полное посвящение его Богу  (4 Цар 23:34, 24:17). Разделение на малую и великую схиму появилось приблизительно в IX веке и окончательно было закреплено в Студийско-Алексиевском уставе XI века. 4-е правило IV Вселенского Собора закрепило монахов за монастырями. Отшельничество сменилось затворничеством на территории монастырей и со временем преобразовалось в отдельную монашескую степень.
Одним из первых схимников на Руси стал преподобный Антоний Печерский, основатель Киево-Печерской лавры. Его ученик, преподобный Феодосий Печерский, ввел в рускую монастырскую традицию XI века общежительный устав, закрепив таким образом деление черного духовенства на рясофорных монахов, мантийных монахов и велико схимников.
Аналав (греч. воспринимать, возлагать) — черная ткань в форме креста, закрывающая плечи, грудь и спину. На аналаве белым или красным шитьем изображены 40 крестов, Голгофа, орудия страстей, Адамова глава, херувимы и молитва:  «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный,  помилуй нас». Аналав известен с IV века. В то время он выглядел как перекрещивающиеся между собой ремни и имел двойное назначение: стягивал одежду монаха, чтобы та не мешала ему во время работы и являлся постоянным напоминанием о Христе, уподобиться Которому должен стремиться каждый монах.
Куколь (лат. капюшон), или апостольник — остроконечный головной убор с длинными полосами материи, спускающимися на грудь и на спину. На куколе так же, как и на аналаве, изображена Голгофа.

    Утром рано проснулась она, когда еще и не светало. Вскочила на ноги, стала прислушиваться.

    Размеренный, заунывный благовест, мягкие, редкие удары тяжелого языка о стены "Бойца-колокола" возвестили вдове печальную весть.

    — Почто не разбудили меня?.. Как могли? — напустилась было княгиня на свою постельницу.

    Но вдруг зарыдала и умолкла. Новая мысль отвлекла ее.

    — Где Ваня? Встал ли великий князь-государь? Телу отца кланяться ходил ли?

    — Надо быть, нет?.. Тихо в опочивальне. И Аграфена Федоровна выходить не изволила. Покликать прикажешь?

    — Кличь… А мне — наряд печальный подавайте.

    Не успели прислужницы принести вдовий наряд княгине, заранее уже припасенный, как за дверью прозвучал голос Челядниной:

    — Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй ты!

    — Аминь, аминь. Входи, Аграфенушка! — громко отозвалась Елена и даже поднялась навстречу боярыне.

    Пока Челяднина отдала поклон княгине, та уже засыпала ее вопросами:

    — Как спал Ванюшка? Добр-здоров ли? Встал ли? Отцу поклониться сбирается ль?

    — Почитай и готов. Брат мой, князь Иван, у его. Слышь, ноне и на царство постанов творить положено. И ты, государыня, изготовляйся. Матушке твоей, княгине Анне, знать дадено.

    — Почитай изготовилась, видишь, Аграфенушка… Горе горькое, какие часы приспели! — запричитала было княгиня. — На кого ты нас оставил, государь мой, князь милостивый, солнышко мое красное?.. Сиротами покинул…

    — Поудержалась бы, княгинюшка, покуль. Дите встревожишь. Малое оно, неразумное у нас. Трудно будет в соборе на царство становиться. Негоже, коли там что прилучится. Уж потерпи. А после — наплачешься, нажалобишься вволю.

    — И то, правда твоя! — как-то сразу оборвав плач и причитанье, согласилась Елена и, опережая Челяднину, поспешила через сенцы в опочивальню княжича Вани.

    Юрий спал с кормилкой и мамушками в другой комнате, соседней с опочивальней самой Елены. О нем и не вспомнила сейчас княгиня-правительница, всецело охваченная заботой о первенце — великом князе.

    — Матушка! — завидя княгиню, залепетал Ваня.

    Он, еще полуодетый, сидел на коленях у Ивана Овчины-Телепня, который присел было на кровать к ребенку. Соскочив с колен своего пестуна и любимца, княжич хотел было бежать босыми ножками навстречу матери.

    Но могучий красавец боярин осторожно и ловко подхватил ребенка и поднес к Елене.

    — Милый! Дитятко мое! Хорошо ли почивал? Что плохо снаряжаешься? Гляди, скоро и бояре придут, звать тебя с отцом прощаться.

    Низко поклонившись княгине, Овчина заговорил:

    — Одет уж почитай был князенька наш… Да мыслю я: получше бы что надо. День больно значимый… Вот и ждем, пока принесут наряд самый нам отменный…

    — Да! Какой поладнее! — вмешался Ваня. — Во, штанцы-кафтанцы… словно у Вани, у Овчинушки у моего. И мне… И мамину сыну, Ванюшке! — ласкаясь, словно котенок, к матери, объяснял ребенок, указывая на блестящий наряд молодого боярина.

    — Ишь ты, твоя одёжа ему полюбилась! — приветливо обращаясь к Овчине, с невольной улыбкой заметила мать. — Ну наряжайте мне его не мешкая да к матушке приводите. Там я буду. Оттуда все и на поклон к государю нашему пойдем…

    Крепко обняв и расцеловав ребенка, и подарив Овчине многообещающий взгляд, Елена пошла на половину матери своей, Анны Глинской, как обычно делала каждое утро, навещая болезненную старушку.

    Между тем Челяднина, вышедшая из покоя на минуту, ввела в опочивальню княжича двух прислужниц с целым ворохом праздничных нарядов.

    Брат и сестра выбрали наряд, где все подходило одно к другому: голубой с золотом да с белыми шнурами. Цветные сапожки с красными каблучками и шапочка с дорогим пером от райской птицы, укрепленным у тульи крупным изумрудом, довершали наряд.

    С темными сверкающими глазками, с черными, отливающими на солнце золотом кудельками над высоким, красивым лбом, ребенок в этой слабоосвещенной сводчатой небольшой опочивальне казался ангелочком, слетевшим с небес.

    — Гляди, Ваня! — заметила брату Челяднина. — Каков пригож наш князенька.

    — А поглядишь на нас в соборе… Там, где осияет светом нашего юного князеньку! — ответил Овчина. — Вот и все скажут: "Хорош наш государь, живет на многие лета…" Правда, Ванечка?..

    — Вестимо, вестимо, государь я… Всем государь… — принимая забавно-осанистый вид, ответил трехлетний ребенок и от удовольствия, от радости стал шлепать ручонками по широкой груди сидящего Овчины, который совсем нагнулся к княжичу, смеясь, ловил его руки и целовал их.

    — Ну, будет вам. Старый да малый связались. Слыхал, чай, княгинюшка вести куды приказать изволила? Ступай. Тебе негоже к старице. Я одна сведу, вот с Орефьевной! — указывая на одну из старых нянек, помогавших при обряжении княжича, заметила Челяднина.

    — Ладно. Ладно ли, Ванюшка?

    — Ладно, вестимо, ладно. Люблю тебя! — кивая Овчине, ответил княжич. И все кланялся, пока вместе с нянькой, взявшей его на руки, не скрылся за низенькой дверью, в которую ушла перед этим и княгиня Елена.

    Между тем печальный перезвон колоколов продолжал разноситься над Кремлем, надо всей Москвой. И задолго еще до полного рассвета потянулся народ толпами без конца к собору Архангельскому, где на возвышении возлежало тело Василия, чтобы все могли проститься с усопшим и дать ему последнее целование.

    Кроме народа, на той же кремлевской площади, рано утром 4 декабря 1533 (1529 - Л.С.) года, как разноцветные волны, колебались ряды строевых дружин великокняжеских в разноцветных кафтанах, в блестящем вооружении.

    Над "передовым" полком, одетым в белое, колыхались белые хоругвь и знамя.
А дальше — и зеленые, и ярко-малиновые, и лазоревого цвета кафтаны, знамена и хоругви, смотря по полку. И колпаки блестящие, и сверкающие полированными стволами тяжелые пищали.

    На хоругвях разные изображения видны: вытканы святые иконы, чудно вышит византийский орел, перенесенный на Русь, в виде приданого, греческой царевной Софией Палеолог, родной бабушкой малолетнего царя Ивана [В 1497 году, четверть века спустя после женитьбы на Софии, Иван III впервые употребляет печать с византийским двуглавым орлом на договоре с племянниками, наследниками удельного князя Бориса Волоцкого].

    И восточные огнистые драконы, всякие чудовища и страшила также скалят зубы с высоты, нарисованные на реющих по ветру знаменах.

    Стройно подходят и равняются полки, занимая пространство перед соборным храмом во имя Пречистыя Богородицы, что в Кремле.

    Установились полки. И сейчас же длинной двойной вереницей, с топориками на плече, прошли в собор рынды царские в высоких шапках, в белых парчовых кафтанах, словно снегом блестящим облитые.

    Наконец, окруженный первыми боярами, всей блестящей свитой, показался из Архангельского собора трехлетний великий князь московский, царь всей Руси, вместе с великой княгиней-правительницей. И князь Андрей Старицкий здесь же.

    Вместе совершили они обряды последнего прощания с усопшим государем.

    Бледен ребенок-царь, глаза его сильно расширились, потемнели. Целый ряд жгучих вопросов шевелится в его детском мозгу: отчего так крепко спит отец, что даже не ответил на поцелуй любимца сына? Отчего он такой холодный? Почему лежит не в опочивальне, а в соборе, в монашеском облачении - аналаве и в куколе (остроконечном капюшоне)? Никогда не спал так раньше отец. Почему все подходили и целовали руку ему или край ризы царской?

    Многое хотел бы спросить Иван, впервые увидавший покойника, да еще — родного отца.

    Но ребенок знает, что они "на выходе", на большом. Народу показываются. Идут в собор, где будут его, Ивана, нарекать царем. И не годится теперь обращаться с вопросами, даже самыми важными, хотя бы и к матери. Молча идет ребенок.

    Вошли под своды храма. Митрополит поставил ребенка на царское место, на помост, покрытый пурпурным ковром. Один. Все, даже мать и мамка Челяднина, отступя от помоста, пониже стоят. И кивают любимцу своему, улыбаются, шепча:
— Гляди, не заплачь. Не можно. Гляди, стой чинно! Шепчут. А у самих — так слезы на глазах и дрожат.

    В храме черно от народа. Митрополит в самом блестящем одеянии, окруженный всем соборным и кремлевским главным причтом в пасхальных ризах, правит службу.
Торжественно осеняет чудотворным крестом Даниил ребенка-царя и громко, раздельно возглашает:

    — Бог, Держатель мира, благословляет Своей милостью тебя, по воле усопшего родителя твоего, государь великий князь Иван Васильевич, володимирской, московской, новгородской, псковской, тверской, югорской, пермской, болгарской, смоленской и иных земель многих царь и государь всея Руси! Добр, здоров буди на великом княжении на столе отца своего.

    И старец приложил холодный блестящий крест к горячим губам ребенка.
В то же мгновение, подобно сонму ангелов, многоголосый, стройный хор митрополичьей стайки грянул "Многая лета!". К первым звукам звонких детских голосов присоединились гудящие октавы басов. Стекла дрогнули, огни замерцали в паникадилах и в многосвечниках…

    Ребенок-царь окончательно растерялся.

    А тут еще бесконечной вереницей потянулись перед ним разные люди, важные, нарядные, послы иностранные, царевичи и цари восточные, которые проживают на Москве, вельможи, бояре первые, в парче, в шелку, в соболях и в рытого бархата шубах.

    Первым подошел дядя, удельный князь Старицкий. Князя Юрия не видно. Он не явился под предлогом нездоровья, чтобы избежать участия в торжестве малолетнего племянника.

    Приветствуют все его и "здравствуют на царстве", бьют челом, целуют руку. А к ногам то и дело складывают меха дорогие, кованые сосуды, оружие, ларцы изукрашенные, одежды богатые, сбрую, усаженную каменьями… Кто что может. Прислужники едва поспевают убирать груды дорогих даров. Все четыре казначея не поспевают все переписать да приглядеть, чтобы сохранно осталось царское добро и дошло до дворцовых кладовых.

    Долго тянется церемония. Ребенок едва стоит. Княгиня-правительница рядом с ним. Аграфена — позади. И Овчина тут же. Он только и выручает царя. Стал перед Иваном боярин сбоку на одно колено, словно поддержать хочет ребенка. А сам просто-напросто усадил мальчика на другое колено. И легче, удобнее стало ребенку. Только устал он. От массы впечатлений, лиц и красок голова кружится… От ярких огней рябит в глазах, и они слипаются сами собою.

    — Не спи, постой, желанный. Недолго уж, — говорит ему мать.

    — Подожди, касатик! Не спи. Вот леденчик знатный. Погрызи, — шепчет Челяднина и сует что-то в руку.

    Но ребенок уж дремлет, припав головкой к широкой груди дяди Вани.
Торопливо проходят последние поздравители.

    А из ворот первопрестольной Москвы во все стороны царства скачут гонцы, бирючи и вестовщики по городам, по селам; присягу отбирать надо и клич кликать, весть подать, что воцарился на Руси новый великий князь и царь, Иван, четвертый по ряду, Васильевич по отчеству. Грозный по прозванию в грядущих веках.
Все без помехи, своим чередом, чинно и торжественно прошло в этот великий для Ивана день.

    Короток он был, холодный, зимний, хотя и озаренный лучами негреющего солнца. Быстро темнота развернулась и одела весь край.

    После благословения в соборе и часу не дали подремать ребенку в постельке, куда отнес его все тот же Овчина. Разбудили, одели в новую рубаху, шумящую, с рубинами вместо пуговиц, нарядили в другой, белоснежный кафтанчик из тяжелой среброкованой парчи, с высоким воротником. И повели на пир, на столованье великое царское. Там — опять поздравления, подарки.

    Сам Иван, по указанию матери и дяди Андрея, посылает блюда и кубки почетным гостям, послам, вельможам… Дарит шубами, мехами, кубками, и конями, и целыми вотчинами, кого надо.

    Дьяк возглашает дар царя. Одаренный подходит, бьет челом и получает подарок в руки, если это кубок, блюдо серебряное или чара златокованая, насыпанная доверху рублями, а то и червонцами, глядя по значению гостя. На земли и вотчины вручаются тут же грамоты, наскоро приготовленные.

    Без конца несут блюда с яствами, без остановки опорожняются и вновь наполняются фляги, сулеи и ендовы с винами заморскими, с медами, в своих погребах сыченными…

    Полусонного, совсем побледневшего унесли Ивана с пира. А гости остались сидеть. И до утра тянется шумная тризна, пир и веселый, и печальный в одно и то же время: на помин души усопшего государя, за здравие да на многие лета новому царю…

    Крепко спит в своей кроватке Иван. Елена и старшие вельможи Глинский, Шигоня, князь Михаил Захарьин удалились из главных палат, где стоят столы. А гостям предоставлена полная свобода.

    И они, спешат воспользоваться ею. Шумно, безудержно веселится московская знать в палатах кремлевских. Еще шумнее и неудержнее веселятся простые люди, челядь боярская, во дворах и в сенях кремлевского двора, где им тоже приготовлено вдоволь вина, пива, хлеба и мяса. В монастырях и на дворах первых бояр, в пределах Кремля, в подворьях монастырских, на заезжих дворах и в кабаках городских и посадских — везде стоном стоит гул от веселых, нетрезвых голосов простого люда, который и за свой счет, и на подачку от царской казны тоже справляет этот особенный день.