Самый лучший школьный день

Татьяна Кравченко 3
   Что объединяет людей? Ответ сложный. Понятно, что и время, и страна, и работа, и учеба.   И интересы. Были попытки объединить народ единым телевизионным пространством, социальными сетями, творчеством, темами в «Одноклассниках», общими тревогами, радостями и душевным волнением, когда сердца переполняются чем-то особенным.
   Школа. Десять детских лет –  это очень важная часть жизни. По сути, у многих это единственная жизнь, где все имеют равные права, где дети воспринимают добро и зло по изначальным меркам, по поступкам одноклассников, по книгам, по истории, по школьному единству, коллективизму, где формируется понимание того, что «Человек человеку друг»,   и все мы – одно целое.
   Хорошо помню, как мы обрадовались, когда в предпоследние дни перед новогодними каникулами нам объявили, что завтра мы не учимся, а идем в поход. Сначала в кино, затем на лыжах по лесной дороге идем на Фабрику(это поселок так называется) на кирпичный завод,  чтобы познакомиться с производством кирпича, и в конце, если захотим, зайдем на Источник.   
   Такая программа всех устроила. К тому-же,  лыжи брать не обязательно,  до Фабрики всего километра три от города, день  солнечный, погода благоприятная. Что-то взять перекусить – не возбраняется.
   В кино пришли все. Это два класса. Больше пятидесяти человек. Лыжи оставили в маленькой комнатке кинотеатра.  Печеньки съели, как только заняли свои места в зрительном зале, предусмотрительно оставив про запас конфетки, полагая, что они еще пригодятся.
   Инициатором похода в кино, была наша учительница по истории – Лидия Васильевна Ольман. В это время как раз вышел на экраны фильм «Крестоносцы»  по роману польского писателя Генриха  Сенкевича.  Фильм польский,  дубляж – Советский. События конца 14 – начала 15 веков. Мы как раз проходили по истории события позднего средневековья. А что может быть лучше, чем посмотреть художественный фильм по теме? Фильм исторический, яркий, в нем есть место и битвам, и  трагической любви, и патриотизму и анти немецким настроениям.
После просмотра, уже когда мы толпой шли по большой дороге на Фабрику, Лидия Васильевна рассказала нам много интересного об авторе этого польского романа. Оказалось, Генрих Сенкевич  за этот роман получил Нобелевскую премию еще в  1905 году.
   Хорошо, что просмотр вместе с учителем поясняет события фильма. Мы как-то слабо разбирались в истории борьбы поляков против рыцарей Тевтонского ордена. Шляхтич Юранд вел ожесточенную борьбу с крестоносцами, мстя за убитую ими жену, за стремление Тевтонского ордена к захвату польских земель.
Мы, девочки,  шли рядом с нашей учительницей, а мальчишки «сражались» на заснеженных полях рядом с дорогой,  используя лыжные палки.
   - А при чем тут крестоносцы? -  спросила  Людмила,  – они хотели навязать христианство?
   - Всё не так просто:-  сказала Лидия Васильевна, - практически все войны ведутся ради расширения своих границ, увеличения богатства за счет грабежа и подчинения своей воле.
   Мне лично запомнилось, что в одном из эпизодов фильма, мать узнала своего сына через много лет. в рядах Тевтонского ордена. У мальчика была  родинка на ушке, и его, маленького,  захватили  в плен, забрали у рыдающей матери,  чтобы вырастить из него рыцаря Тевтонского ордена.
   А наши мальчишки выкрикивали слова : тамплиеры, крестоносцы, тевтонцы, орудуя лыжными палками, и вызывая тревогу нашего учителя математики  Анатолия Николаевича, мужа Ольги Васильевны.
  Так,  разговаривая, и  получая бесценные знания,  мы и дошли до второго пункта нашего похода
  Кирпичный завод находился на территории поселка, где еще во время первой мировой войны была организована фабрика по производству шинелей для русской армии.  Весь цикл производства был в этом поселке. Фабрикант нанимал работников для производства сукна и пошива шинелей. Овец и коз  пригоняли из разных мест, покупая их стадами, и которые, видимо, паслись до поры до времени в специально оборудованном  месте недалеко от фабрики в так называемом «Козьем загоне». Еще я помню усадьбу этого фабриканта. Огромный дом, аллея из лип, среди тайги, на фоне огромный темных елей. В Советское время на этой усадьбе был открыт детский санаторий  в  котором работала старшая сестра моей подруги  Тани Чирковой и отдыхала моя младшая сестрёнка Ниночка.
   А вот сам кирпичный завод нам совсем не понравился. Полутемное помещение, в полуподвале, земляной пол,  горячие печи и новое для нас название профессии – садчик.  Где-то рядом добывалась глина - основа кирпичного производства.
   Мы с удовольствие покинули кирпичный завод. Даже мальчики сделали вывод, что работать на кирпичном заводе они не будут, хотя нам рассказали, что кирпич нужен городу, без него наша деревянная Тавда так и останется маленьким городишком.
  Выйдя из душного цеха, все вспомнили про припасенные конфетки, поделились друг с другом, хотя многие их потихонечку съели в одиночку. 
   - До Источника – километра два. Пойдем, или будем возвращаться по этой же дороге?  - спросил Анатолий Николаевич.
   - Как? -  загудели ребята.-  На Источник!
   - Конечно, на Источник - поддержали девочки.
   - Да что там, два километра? - закричал Коля, которому было как раз по – пути. От его дома на лесной поляне до Источника,  было не так уж и далеко.
   Лидия Васильевна тоже согласилась, многим ребятам было удобнее возвращаться по дороге от источника до бойни, чем выходить на Восточную улицу, откуда начинался наш путь.
   И мы пошли вдоль большого лесного массива по чуть – чуть занесённой дороге, разгребая валенками снег: мальчики впереди, девчонки и учителя за ними. Посёлок остался в стороне, и вскоре за берёзовым лесом с редкими ёлками показалось что-то странное – огромное,   с трехэтажный   дом и совершенно белое. Дорога сворачивала снова в лес, а когда мы его прошли, это белое чудо ясно стало вырисовываться на фоне теперь уже черного ельника. Гора. Но откуда? И она росла по мере нашего приближения. Мы прибавили  шагу. Зимой темнеет рано.
  - Подтягивайтесь, девочки!-  закричал Анатолий Николаевич, видя, что мы, девчонки,  еле плетёмся сзади. А с нами, Алла  Андреевна и Лидия Васильевна.
   Когда лес  расступился, открывая большую поляну, образованную пересечением накатанной дорогой и линии электропередач (ЛЭП-500),  мы оказались прямо у основания огромной горы, которую видели недавно  издалека. 
  - Это и есть Источник? - спросил кто-то из девчонок.
   А в моей голове пронеслось, как летом, по городу пронесся слух, что геологи  недалеко от города нашли подземный источник  с  целебной горячей водой. Нашли нечаянно, попутно. Искали нефть, якобы залегающую где-то рядом. Бурили скважину, и пошла эта горячая вода, чистая и загадочная. Её вывели на поверхность через трубу, и она била фонтаном, удержать который было пока невозможно. Потом в газете написали о целебных свойствах этой горячей воды, и народ городка как-то возбужденно радовался, что где-то рядом нефть, значит,  скоро начнется её добыча,  а с нею и у городка будет новая жизнь.   
   Весь конец лета люди жили в волнении. Воду скважины направили так, чтобы её струя наполняла огромный  деревянный ящик,  и вода собиралась в этом деревянном бассейне, а излишки её  свободно выливались, образуя ручей. Мы еще не знали, что вдоль этого ручья,  вскоре,  начнут желтеть деревья. Народ валом валил на этот Источник. Даже остановку автобуса до деревни Большая Пустынь так и назвали- "Источник".  По выходным, рабочие с семьями приезжали на источник принимать ванны, целебная вода должна была всех вылечить! Мужчины, в семейных трусах,  женщины в панталонах и вездесущие ребятишки подставляли под сильную горячую, но очень приятную струю плечи и бока, дети учились плавать, благо деревянный короб позволял разгуляться в воде. Мы тоже, втайне от родителей,  несколько раз побывали на источнике, но наш папа не позволял нам насладиться этим чудом.
   – Все в одном корыте - говорил он.-  И бабы, и мужики. Не смейте туда ходить!
   Но однажды, когда мы с ним собирали грибы, нечаянно оказались у этого самого источника, и папа первый полез под струю, ну а мы - за ним! Соблазн, он и есть соблазн!
   Я догадалась, что на зиму струю воды просто направили вверх. Падая,  капли образовали ледяные наросты,  и постепенно намерзла целая гора. Мальчишки сразу же попытались взбираться по горе вверх, смешно сползали вниз, но все хотели заглянуть в самый кратер! Там предполагалось лето, там было загадочно и интересно, но более чем на метр-полтора подняться никому не удалось. Сверху, как из чума, поднимался белый парок, и была эта гора абсолютно круглой, с наплывами белого гладкого льда. 
   Белый купол неба дополнял картину. Только над лесом, он был уже темнее, какой-то неровный, словно там, в вышине, ветер старался приподнять край большого ватного одеяла. И,  наконец, ему это удалось. Белый купол приподнялся, и  сверху спустился краешек заходящего солнца.
   И гора враз ожила! Засверкала всеми невидимыми гранями застывшей ледяной структуры, зажглись огоньки, засверкали все льдинки, отражаясь в отражениях других льдинок, и наша гора стало чудом, увидеть которое нам посчастливилось! Незаметный парок из жерла кратера заметался, и самое настоящее северное сияние из замерзающей капели  легких брызг, заставило нас закричать от восторга!
   - Ура, ура! – закричали мальчишки,
   - Урааа- вторили девчонки и разом весь лес заполнился радостными криками и безудержным восторгом детей и взрослых! А солнце всё разгоралось, радуясь нашей радости, и гора сияла всё ярче, переливаясь и наполняя наши сердца чудесным светом добра и вечности.
  - Солнце, - сказал наш учитель,-  смотрите. Оно уже садится! 
Да. Оно осторожно коснулось верхушек огромных елей и медленно стало погружаться в темноту елового горизонта.
   – Ну вот. Провожаем солнце сегодняшнего дня, - сказала со вздохом Алла Андреевна.  Замечательный день кончается!  Ребята, давайте запомним его!
   Все почему-то замолчали, вспоминая все его события.  А там, куда село солнце,  ветер разогнал купол  ватного одеяла и он стал прозрачным, и небо,  по всему открывшемуся горизонту вдруг стало розовым, румяным, обволакивая высь нежными цветами,  названия красок которые мы даже и не знали.
  - Природа - самый искусный мастер и художник, - сказала Ольга Васильевна.- Попробуешь нарисовать, вряд ли получится даже у самого талантливого художника.
   Солнце село. Отблески его еще долго сопровождали нас пока мы шли по большой заснеженной дороге. Но пришло время расставаться. На развилке дорог группа ребят  с Аллой Андреевной свернула, чтобы войти в город на Восточную  улицу,  чтобы тоже в дальнейшем разойтись по своим улицам и домам, унося восторг счастья и радости. И мы, остальные,  с нашими учителями дошли до моего дома и расстались как большие друзья, полные впечатлений прожитого дня! Спасибо, дорогие учителя за этот день, за кино, за тайну производства кирпича, за понимание, что надо много работать и учиться, чтобы такое солнце и радость были в наших душах как можно дольше!
   А нефть и газ геологи нашли, только немного позже, на Севере, в районе реки Кондомы.   Там начиналась Большая нефть богатейшего месторождения.
   Не многие дожили до сегодняшнего дня, когда нам уже далеко за семьдесят. Мало знакомых в списке «одноклассников» наших лет обучения в школе.
Но мы всех помним, на том и на этом свете, и благодарны судьбе, что жизнь подарила нам самый лучший школьный день.
   Память - это объединяющее начало общности людей, народа нашей страны. Это бесспорно!