Раны победителей заживают быстрее. Отцы и дети

Евгений Пимонович
   

      Когда работаешь с военными  архивами, неизбежно возникает адаптация.

     Рано или поздно.

   Привыкаешь к казенным формулам донесений о безвозвратных потерях.

    Без вести.

    Утихает ощущение непоправимости происшедшего.

   ... среди политбойцов Полтавского тракторного училища было немало однофамильцев.
    На этот раз речь пойдёт о Назаренко.
    Разница в возрасте у них оказалась как у отца с сыном.
#
    


НАЗАРЕНКО Дмитрий АЛЕКСАНДРОВИЧ, записанный в архивном списке мухоморовцев под номером 966, ранее не служил.
   "Память народа", не подвела,  подсказала дату рождения, год  1922.
    И  место рождения: село Попово *), Ново-Санжарского района Полтавской области.
   В июне 41-го был призван в армию Ново-Сенжарским РВК.

   "Рядовой Назаренко Дмитрий Александрович пропал без вести", - известили его отца, Назаренко Александра . . .

   Игра случая: так же звали и другого политбойца.

    НАЗАРЕНКО АЛЕКСАНДР Иванович, ранее служивший, записан в перечне подразделения Мухоморова под номером 293.
    В "Памяти народа" остались
документы, уточняющие потери.
    Анкета по розыску военнослужащего от 1946 года (призван Кременчугским ГВК  14.07.1941; рождения 1902 года; пропал без вести)**


 и приложение, написанное тогда же женой (см. перед заголовком):

       "От гр.Назаренко Любов Ивановны, рожд.1904г.

   Ув. товарищи!

     Прошу вас сообщить судьбу ... Назаренко Александра Ивановича, рожд. 1902г., которого призвали в армию в 1941г. в июле Кременчугским горвоенкоматом Полтавской области.
      Мой муж, Назаренко Александр, член партии ВКП(б), до войны работал начальником переплетного цеха в типографии г.Кременчуг, где мы всё время жили по ул.Украинской N8, кв.2.

    Через неделю его прибывания в армии я получила от него одно письмо, в котором он не сообщал свой адрес, и
  Я осталась без всякой помощи с четырьмя детьми: 13 лет Наркизом, 10 лет Лизаветой, 6 лет Владимером и 3 года Светланой.

   Так как я заболела и не могла эвакуироваться, с детьми я все время была в оккупации нашего города немцами и так я не могла установить переписку с мужем.
   После того как наша армия освободила наш город от немцев и пришёл долгожданный день победы, и вот уже отпраздновали мы годовщину дня победы, я до сих пор не имею никаких вестей о судьбе моего мужа.

    Посему очень прошу сообщить судьбу моего мужа на адрес г.Самбор..., где я живу со своими тремя детьми (четвёртый умер), которых надо воспитывать, учить, одевать, а мне на моё одно жалование трудно, так как кроме этого я никаких пособий или пенсии за мужа не получаю за неимением справок о его судьбе.
         Прошу не отказать.
Подпись."
 
   Такие артефакты, бередящие душу, встречались мне нечасто: письмо Ворошилову, напечатанное на машинке  женой политбойца НИКОЛАЕНКО http://proza.ru/2020/12/07/1165 ;
да чернилами писаное пояснение жены мухоморовца КУРЯЧЕГО http://proza.ru/2024/02/02/1297.

     "День Победы... этот праздник со слезами на глазах" сделали нерабочим, праздничным на моей памяти, через 20 лет после окончания войны.

      "Бессмертный полк" пошёл  по нашим улицам через 70 лет после начала Великой Отечественной.
     Когда , как казалось, шрамы зарубцевались.***)

   Ещё позже появилась Стена Памяти Полтавских курсантов http://proza.ru/2020/12/22/1731, где сегодня появятся однофамильцы НАЗАРЕНКО, пропавшие без вести в 41-ом.

    Да только "кони всё скачут и скачут, а избы горят и горят" по Дикому полю и его окрестностям уже третий год.
    Как долго будут заживать новые Раны?!

 -- Бог весть . . .
 
   19 марта 2024-го.


ПРИМЕЧАНИЯ.

*)
Село Попово находится в 1,5 км от правого берега реки Волчий, в 2,5 км от села Бечевое. По селу протекает пересыхающий ручей с запрудой.

**)
       Источник информации
  ЦАМО_фонд 58, опись 18004, дело 2261.

***)

   Считается, что афоризм "Раны у победителей заживают быстрее", сформулирован еще во времена  Гиппократа.

###