Агония зверя. Часть пятая

Андрей Грачев 2
JG4.

Ещё одна эскадра, созданная в конце Войны и представленная в основном новичками, была JG4. Эта эскадра приняла участие в боях заключительного периода Войны, потери, естественно, несла ужасающие. Мы вкратце рассмотрим потери наиболее успешных её пилотов. Об уровне эскадры говорит тот факт, что, например, командир её II группы был бывшим штурманом бомбардировщика (даже не пилотом), а командир III группы имел 6 побед на счету.

Так, 14 февраля был сбит фельдфебель Эрхард  Мекке из 14 отряда, он раньше служил в составе JG5 и имел 12 побед на счету. В районе севернее Фюрстенвальде он атаковал группу Як-3, но по немецким данным был обстрелян своей же ЗА и сбит. По советским данным, это был бой против группы 176 иап, зенитки действительно работали, но Мекке был сбит пилотом Ткаченко Иваном Дмитриевичем. А вот огнем ЗА был сбит его ведомый Зюзин.

18 февраля сбит был командир 2 отряда оберлейтенант Вернер Герхарц, имевший всего 1 победу на счету. Он попал в плен. По немецким данным, сбит в ходе штурмовики. Есть описание подходящего боя. Группа 518 иап на Яках-3, возвращаясь домой с задания по прикрытию Илов, заметила группу бф-109, идущих на малой высоте, очевидно на штурмовку. Тут же командир группы Коршунов Василий Николаевич дал приказ атаковать и сам первый врезался в строй врага, который тут же рассыпался. Коршунов догнал одного из "мессеров" и сбил. Второго сбил другой опытный ас, Сорокин Николай Васильевич. Кто-то из них и сбил Герхарца. Стоит, кстати, отметить, что JG4 в целом теряла меньше командиров отрядов, чем JG6, и была более организованной.

17 апреля в районе Кюстрина сбит был хауптман Рудольф Шрёдер, командир 7 отряда, бывший штурман бомбардировщика, успевший сбить 3 самолёта в качестве пилота истребителя. Он погиб в бою с группой Илов. Судя по всему, его сбили 157 иап, которые днем при сопровождении Илов заявили три победы, правда немцы всё же прорвались к штурмовикам и сбили два из них. Одну победу одержал Дьяченко Степан Дмитриевич, и сразу две Кавказский Николай Петрович.

2 мая был потерян последний значимый пилот  этой эскадры - лейтенант Франц Мальш из III группы, имевший 14 побед на счету. Он был сбит в районе Праги и попал в плен. 11 побед он одержал в 44 году, воюя против союзников. Так что это был весьма сильный пилот. Увы, Каминский отмечает некоторую странность в месте потери данного пилота, так как в Чехии эскадра не работала. Плюс и по советским документам никаких похожих эпизодов в районе Праги не зафиксировано. Да и погода была не слишком подходящая для ведения боевых действий. Так что мы не можем сказать, кто же сбил этого пилота.

В общем, JG4 в боях с Советской авиацией потеряла не так много командиров и асов. Но у неё этих асов и было немного.

JG11.

Эта эскадра в ограниченном количестве уже появлялась на Восточном фронте в 44 году и довольно успешно действовала. В 45 году она уже полностью обосновалась здесь и вела тяжёлые бои с Советской авиацией. В составе эскадры было, как и везде, много новичков, но хватало и пилотов относительно опытных.

Первую потерю аса в 45 году эскадра понесла 1 февраля. В районе Кинитц сбит был оберфельдфебель Альфред Нойбергер, служивший в штабе и имевший 6 побед на счету. Немцы решили, что его зацепила зенитная артиллерия в ходе воздушного боя. По советским данным, во время сопровождения бф-110 он был атакован и сбит Анатолием Антоновичем Железниковым из 274 иап.

17 февраля эскадра потеряла двух значительных пилотов. Одним из них был сам командир эскадры, майор Юрген Хардер, имевший 64 победы на счету. Причём почти все он одержал на Западном фронте. Погиб он во время разведывательного вылета в районе Вернойхена, потеря отмечена как небоевая. А вот командир 3 отряда хауптман Рудольф Рёрихт был сбит в бою в районе Пиритц. Он, правда, побед не имел. Сбили его пилоты 233 иап.

Что до Хардера, то он совершал вылет на разведку в район Одера в составе пары, но, совершая посадку, внезапно сорвался в пике и разбился. Техники, разбирая причины, решили, что это произошло из-за технической неисправности, пилот был как бы опьянен из-за пробитого блока двигателя, который выделял токсичные пары, и потерял контроль над самолётом.

Такая версия могла иметь место быть. Но может иметь место и другая. Всем любителям авиации известно, что в этот день Кожедуб Иван Никитович на пару с Дмитрием Степановичем Титоренко во время вылета на охоту обнаружили идущий на высоте 2600 метров одиночный разведчик с реактивным двигателем. И решили его атаковать. Они, соблюдая осторожность, подобрались к врагу вплотную. Странно, однако, что это им удалось, если это был ме-262. Титоренко поспешил, атаковал первым, и спешка оказалась ошибкой, так как враг увернулся, но попал под очередь Кожедуба, от которой "начал разваливаться и в районе Альт-фридлянда разбился". Примечательно, что никто, кроме Кожедуба и Титоренко, этого крушения не видел. Но не доверять лучшему асу было как-то неправильно. Поэтому победу, достаточно сомнительную (на кинопулемете толком ничего разглядеть не удалось), Кожедубу засчитали. А потом установили, что сбил он ме-262, однако вражеская сторона не отмечает ни потерь, ни боев реактивных машин на этом участке, кроме того описание боя слишком уж сомнительно (сравните с другими победами советских пилотов над ме-262). Вряд ли таким способом можно было его сбить, подойдя так близко.

Зачем мы это рассказываем здесь? Дело в том, что и место столкновения совпадает с вылетом Хардера, и обстоятельства (в таких случаях обычно ведомый находился выше). Благо этот ведомый, лейтенант Ханс Юнг, не был каким-то сильным пилотом. Иными словами, его могли попросту советские пилоты не заметить, как и он их, в свою очередь. После атаки советских пилотов двигатель Хардера мог быть поврежден, причём неизвестно, кем из них, и затем он ушёл, вероятно сымитировав падение. Но при посадке повреждённый двигатель отказал, что и привело к гибели аса. А дальше, чтобы не расстраивать командование, могли выдвинуть именно версию о технической неисправности. Немцы крайне неохотно признавали гибель своих асов от советских лётчиков. То, что наша версия имеет право на жизнь, вытекает из ряда факторов. На такой высоте, где обнаружил немца Кожедуб, летали только разведчики. Охотники обычно летали выше, штурмовики ниже. Следовательно, обнаруженный им бф-109 был разведчиком. На разведку летал в тот день именно Хардер, причём именно в данное место. Вероятно, планировалась долгая разведка и был подвешен дополнительный бак, который приняли за реактивный двигатель. Совпадает и тип, именно бф-109, а не фв-190, однако в основном здесь в тот период действовали именно "фоккеры". Кроме того, огонь велся с дистанции достаточно близкой, и шанс зацепить бф-109 был весьма велик. Отметим ещё хорошую реакцию немца, он тут же среагировал на очередь Титоренко, что выдаёт опытного пилота. В общем, по ряду косвенных данных мы можем предположить, что Титоренко и Кожедуб атаковали именно Хардера и, хотя они и ошиблись, случайно или намеренно, в итогах атаки, но в конечном счёте их действия привели к гибели аса. То, что им удалось подловить столь опытного лётчика, удивлять не может: мы видели, что немецких асов не раз ловили на их же оружие, а плохой обзор бф-109 в данном случае сказался пагубно. Кожедуб и Титоренко подкрадывались из мертвой зоны.

Следующего аса JG11 удалось сбить советским пилотам 9 марта, это был оберфельдфебель Херберт Хёне из III группы, имевший 4 победы на счету, он погиб в районе Кюстрина. Конечно, это был не такой великий ас, как Хардер, но в то время каждый результативный лётчик был на вес золота для эскадры. Да и в данном случае сомнений уже нет, что ас сбит в воздушном бою. Это был бой против пары 519 иап, которая сопровождала в район Кюстрина свои "Илы". Немцы пытались атаковать звеном, но сделали это очень неслаженно. Первая пара атаковала очень вяло, была отогнана Яками-9 сопровождения, вышла из боя, может надеясь утянуть за собой советскую пару истребителей. Затем атаковала вторая пара, её атака тоже была отбита. Ведущий советской пары, Гришман Иван Васильевич, не остановился на этом, он атаковал сверху и сбил ведущего этой пары, очевидно Хёне, а его ведомый Мищенко Михаил Григорьевич догнал и сбил второй фв-190.

22 апреля был сбит командир 8 отряда, майор Юрген Шён. Несмотря на высокое звание, он имел только 3 победы на счету. Кто его сбил, сказать трудно. Например, от пилотов 176 гиап последовал ряд заявок на победы. Не исключено, что сбил его тот самый Кожедуб.

Наконец, 25 апреля эскадра потеряла одного из своих самых лучших асов - командира 1 отряда оберлейтенанта Рихарда Франца, имевшего 18 побед на счету. Из них 6 составляли "летающие крепости". Он был сбит в воздушном бою с Яком-9 и попал в плен. И тут уже не может быть двух мнений, кто его сбил. Обратимся к воспоминаниям Павла Яковлевича Головачёва, знаменитого аса 900 иап.

"Я получил боевое задание - выйти во главе тройки Ла-7 на прикрытие переправы через Шпрее... Партулируя над переправой, я заметил в западной стороне Берлина группу из 20 немецких самолётов FW-190, которая направлялась к переправе... Подав ведомым команду, я ринулся в атаку на первую шестёрку. Подойдя на дистанцию 100 - 150 метров слева - сверху, взял самолёт противника в прицел и нажал на гашетку. Самолёт немца сразу загорелся и пошёл к земле. Там и догорели его останки. Остальные "Фоккеры" этой шестёрки беспорядочно сбросили бомбы и обратились в бегство. Выйдя из атаки и сделав боевой разворот, я устремился на вторую шестёрку, которая также приближалась к переправе. Подошёл сзади к ведущему FW-190 и с первой же очереди зажёг его. Немецкий пилот выбросился с парашютом и попал к нашим войскам в плен".

Место действия, обстоятельства - всё указывает на то, что Головачёв сбил Франца. Кстати, и тип тоже. Головачёв летал тогда не на Ла-7, а на Яке-9м с характерным пиковым тузом, пронзенным молнией. Неудивительно, что немецкий ас стал жертвой одного из лучших советских асов.

В общем, JG11 в конце Войны доставалось крепко, она потеряла нескольких асов, которых у неё было немного. Обратим внимание, что, хотя у советских пилотов был к тому времени перевес в силах, действовать они предпочитали небольшими группами, осознав превосходство такой тактики. И мы практически не находим случаев, когда немецкого аса загоняли в тупик большими силами, практически все потери понесены в боях с небольшими советскими группами, где, чаще всего, решала успех быстрота реакции, внезапность атаки либо же искусство пилотажа. Любопытно, что взгляды на бой двух лучших советских асов отличались. Покрышкин был поборником больших формаций и, в целом, его 16 гиап не добился больших успехов, если брать именно фактические результаты, а не отчёты. Напротив, Кожедуб любил свободную охоту парами и четверками. Время показало правильность его подхода к делу.

На этом мы завершаем разбор потерь немецких истребителей-асов на Востоке. Это, правда, не все потери. Была ещё эскадра JG300, но по сути она была экспериментальной, большинство её пилотов раньше служили в бомбардировочной авиации или были просто новичками и в воздушных боях эта эскадра была даже слабее, чем штурмовые эскадры люфтваффе. Потери JG54 нет смысла рассматривать по причине весьма отрывочно сохранившихся документов эскадры и по причине того, что подобности боев и мест гибели её асов отсутствуют. Наконец, была ещё JG1, но, помимо низкого общего уровня её состава, воевала она здесь крайне ограниченно.

Однако на этом наш обзор не завершён. Мы поговорим о потерях последних союзников Германии. То есть о венгерских асах. А также упомянем гибель ещё нескольких немецких асов, которые служили не в дневной истребительной авиации.