Литературные конкурсы

Шакир А-Мил
Прежде чем говорить о литературных конкурсах поговорим об их предыстории. Существовали ли литературные конкурсы в СССР. Нет и вот почему. Любой человек в Союзе который пытался найти себя в творческой деятельности имел возможность посещать специальные литературные кружки, которые было возможно организовать в любом населённом месте будь то посёлок или город без всякого на то государственного вмешательства или контроля. Так например, литературное объединение небольшого  провинциального города в Казахстане, у которого я проживал существовало аж с 1954 года, откуда вышли сразу несколько интересных поэтов. Обычно эти кружки находили себе приют в библиотеках или домах культуры,  проводили свою деятельность не только в собственной скажем кухне, но и вели широкую общественную деятельность, выступая перед трудовыми коллективами, на праздничных мероприятиях или даже в местах общественного отдыха или досуга. Вспомните, например, интересный образ местного поэта выступающего в кафе из фильма «Ещё раз о любви…» с чего собственно и начинается сюжет фильма.  Участники этих кружков могли, при наличие таланта, разумеется, публиковаться в местной прессе. Наиболее талантливые и в республиканской, а то и в союзных изданиях, которые представляли собой так называемые журналы – толстушки; «Москва», «Нева», Молодая гвардия» и пр. издаваемые миллионными тиражами! Правда, обычно такие талантливые молодые люди уже понимали, что для того чтобы быть действительно настоящими писателями и поэтами, они нуждаются в специальном образовании и многие поступали в Литературный институт в Москве  и достойно представляли себя в различных творческих союзах республик. Сегодня уже прошла пора, когда советскую литературу как только можно обливали грязью за её идеологическое содержание, но мы  можем сказать, что эта идеология, содержащая в себе патриотическое воспитание молодёжи, прославляющая трудовой народ и героическое прошлое служило действительно чаяниям советского народа, а не какой то партийной верхушки. Я уже не говорю о том, что советский народ был самым читающим народом мира, а пытающихся заниматься творчеством со школьной скамье было просто пруд пруди.
Сегодня этот литературный бум просто сошёл на нет, как в самой литературе так и в рядах её почитателей.
   Вспомните, как во времена распада Союза, её литературу действительно обвиняли во всё возможных грехах, а дерьмократы из союзных республик утверждали, что дескать Кремль допускал к лику святых то есть гениев не более одного или двух представителей их национальной литературы.
   Однако время показало что, увы, это было не так. Не появились эти гении за много лет так называемой независимости ни в этих республиках, ни в России. Оказывается всё-таки гении и таланты в творчестве, простите, вещь штучная и их не наплодишь как овощи в огороде, а без государственной помощи это и вовсе не реально.
   А государственная помощь никому так и не поступила, и знаете почему?
Потому что писатели, к сожалению, не могут с голой задницей плясать на сцене и призывать голосовать за кого то. А отсутствие новых идеологических и духовных скреп просто лишила новое поколение опоры для творчества.
  Нет, идеология конечно в начальном этапе после развала Союза всё-таки была. Это яростный антисоветизм, обливающий грязь всю советскую действительность, чтобы обелить действующую современную власть олигархов и их приспешников.  Но эти, с позволения сказать писарчуки доблестно отработавшие свои гонорары за своё чёрное дело абсолютно никаких лавр себе не сыскали. Литература просто обрушилась.
   Яркий пример тому, как президент России дважды пытался осветить себя, скажем так, на её фоне современной литературы. Первый раз он встречался с редакторами бывших журналов-толстушек, чьи тиражи как выяснилось, упали от миллионов, до тысячи экземпляров. Второй раз, с современные писатели, которые представляли из себя сплошь детективную макулатуру, что просто шокировало любителей литературы, не таких писателей они хотели увидеть. И тогда президент понял, что литературой, слава богу в России покончено и больше таких попыток встречаться с ними он не делал. Правда, кажется 2015 год, был объявлен годом литературы, но он закончился с нулевым итогом. Это было бы не так печально, если не учитывать то, что кроме русской литературы она могла быть представлена литературой ещё многих народов России. Совершено такая же картина, я думаю, есть и в других бывших союзных республиках.
  Какие же возможности имеют сегодня начинающие и просто писатели.
На первый взгляд очень даже радужные. Напишите всё, что вам вздумается, обратитесь в любое издательство, оплатите тираж и через некоторое время, свежей напечатанной книжкой, вы можете убеждать окружающих вас, что вы писатель. Мало того, вас могут напечатать совершенно бесплатно, весь вопрос состоит в том, кто будет по заказу покупать ваши книги, да и вы сами опять же только сможете выкупать свои же книги для себя, близких и знакомых. В этом деле, нет никаких критиков, цензоров, а также рекламы, если, конечно же, вы не пожелаете оплатить прилично их услуги.
   В общем, для того чтобы сегодня стать писателем особенного призвания иметь не нужно.
   Как же всё-таки быть тем, кто бы хотел настоящего признания?
На этот случай, казалось бы есть литературные конкурсы. Сегодня они необычайно популярны. Поскольку являются источником доходов некоторых предприимчивых граждан и издательств. 
     Как победитель и лауреат различных таких конкурсов хотел выразить своё о них мнение.
   В начале их появления эти конкурсы имели очень значимое явление для современной литературы. Поскольку их организаторы действительно пытались найти искры таланта в своих соискателях. Вне таких конкурсов в издательствах были разве что пишущие фэнтези и детективы, а затем и любовные «бестселлеры», ужастики и пр.
  Однако, очень скоро со временем, с увеличением количества таких конкурсов, спрос на таланты в них значительно упал, и придуманная цепочка итогов конкурса – ты лауреат оплати книгу (а может и несколько) с произведениями лауреатов конкурса, превратила эти конкурсы в сплошную торговую лавку.
    Особенно отличился в этом «Русский литературный центр», который отличается обилием всяких тематических конкурсов, в результате которых соискателям в конце просто предлагается оплатить публикацию в том или ином конкурсе, без всяких претензий на ваш очевидный или далеко не очевидный талант. О чём свидетельствуют сборники «победителей», которые исправно штампуются. Мало того, абсолютно за «малую мзду» если подадите заявку, вы станете обладателем особого рода медалей различных ипостасей, вершиной которых является, например медаль «За заслуги в культуре и искусстве».
   А присвоил себе столь претензионное название центра, а также брендовые названия серий советской литературы и права раздавать от себя особые металлические побрякушки от имени страны некий  литературный бог Заслуженный работник культуры Российской Федерации господин Никита Сергеевич Митрохин, почти полный тёзка известного кинобога и барина Никиты Сергеевича Михалкова, чьи лавры очевидно ему не давали спать.
   Вот что например пишет об альманахе «Родина» выпускаемом Митрохиным, некто Константин Спасский, глава Московского отделения российского творческого союза работников культуры: «Альманах «Родина» стал символом социально-культурной мобилизации творческих сил в 2022 году и остаётся актуальным изданием второй год подряд. Это не является результатом удачного стечения обстоятельств. Это результат долгой и упорной работы, взаимопомощи и осознания важности общего дела».
   Надеюсь, вы понимаете, о каком «важном общем деле» говорит этот господин? Это он так говорит о войне с Украиной и присваивает себе право говорить от имени всех работников культуры Москвы, как и г-н Митрохин фактически реально поддерживает  альманахом эту войну. Вот только, это издание остаётся «актуальным» уже не второй, а третий год и совсем не очевидно, сколько ещё Митрохин и Спасский будут поддерживать эту войну…
  Ну, да бог им судья, что называется…каждый зарабатывает, как может.
   Я не случайно коснулся здесь темы войны. И, не потому, что я абсолютно противник любой войны, кто бы её не начинал, а потому что почти всё моё творчество посвящено антимилитаризму.
   Вы, наверное думаете, что я слегка ушёл от темы, то есть от темы конкурсов. Как бы не так!
  А вы знаете, что более 90% литературных конкурсов посвященных Победе советского народа над немецким фашизмом – ПЛАТНЫЕ! То есть работают по той же схеме: ты - лауреат, вот книга – оплати! Вот так, великая Победа советского народа стала дойной коровой для некоторых подлых людей.
Есть, например, такой конкурс: «Герои великой Победы», на которой делает деньги такая тварь как некий  Рябов Олег Иванович,
Член Оргкомитета, генеральный директор Всероссийского ежегодного литературного конкурса "Герои Великой Победы". И эту мразь, сегодня поддерживают и государственные органы и представители, поскольку на её рекламе красуются фотографии Президента и министра обороны России и в её номинации включена, например, следующая: "ZвеZдные герои России".
  И даже несмотря на это в Положение конкурса отмечается:
«Все конкурсанты по своему желанию право на заказ и ВОЗМЕЗДНОЕ (курсив наш) получение Памятной медали участника конкурса. Полуфиналисты и финалисты по своему желанию имеют право на заказ и ВОЗМЕЗДНОЕ получение Почётного знака призёра конкурса». Мы уже не говорим об оплате книг победителей конкурса!
   Могу лишь отметить, что нет таких «платных условий» на конкурсах Белоруссии, хотя я в них не участвовал…Но не хотелось бы обидеть некоторых других конкурсах-бессребреников о великой Победе, о которых я возможно не знаю, и поэтому я снизил планку до 90%.
   Вместе с финансовой стороной таких конкурсов, их постигла ещё одна беда. Как говорил некогда г-н Черномырдин: «Если у кого где-то зачесалось…». А зачесалось оно у некого г-на А. Кузьменкова, литературного критика, которого публикует аж сама «Литературная газета», ну прямо как самого современного Белинского. Так вот, этот господин, похоже, звезда современной российской литературной критики в своей статье «Пятая статья, как индульгенция», заявил о своём не то что бы беспокойстве, но даже панику, что оказывается, на многих литературных конкурсах победителями оказываются лица отнюдь не лица русской национальности, что очевидно делается как некая «индульгенция» их дебильности. Как выяснилось, это был не просто единичный выпад г-на Кузьменкова, с появлением этой статьи началась целая компания статей различных литераторов с убеждениями о том, что русскую литературу должны писать только русские, и в ней обязательно должен содержаться колорит православной веры.
   Самое смешное, а это было даже и не смешно, одновременно в российских СМИ велась активная компания, что бывших республиках Союза ущемляются русскоязычные и русский язык! То есть, где же на самом деле ущемлялись русскоязычные литераторы?!
Когда то я, отвечая на вопрос, существует ли русскоязычная литература ответил: что настоящая литература не имеет национальности, талант писателя является гордостью его народа, а его творчество достоянием мировой культуры.
   Итак, перейдём всё-таки к самим конкурсам. На сколько, они действительно представляют интересы литераторов и честны в оценке произведений авторов.
   Могу с уверенностью заявить вам, что в связи с переходом этих конкурсов на систему: оплати и ты лауреат, большой объективностью это дело и не пахнет.
   Сошлюсь на пару случаев из своей практики (уверяю, их было больше). Прошёл как-то один конкурс, где я был остановлен на уровне Лонг-листа. Вскоре после объявлений окончательных результатов я получаю письмо с сожалением, что мой рассказ не прошёл в число победителей, но организаторы убедительно просят разрешения включить его в книгу-сборник победителей конкурса. Я, разумеется, ответил жёстким отказом.
   Или, в другом случае, мой рассказ не дошёл даже до Лонг-листа, а ровно через месяц, он не то чтобы стал победителем, а даже удостоился специального диплома Гран – при от председателя жюри конкурса дальнего зарубежья.
  Сомнения в честности конкурсов вызывает то, что они в основном не публикуют на своих сайтах тексты самих произведений. В противоположных случаях их результаты иногда вызывают сомнения, как у конкурсантов, так и читателей.
   Всякое бывает. Так, например, я стал лауреатом одного международного конкурса, победителем которого стал один наш бывший соотечественник (я имею в виду жителя СССР, проживающего ныне, кажется в Канаде), рассказ которого был первым в его жизни, и вот такая удача! Когда я прочитал его рассказ, у меня исчезли все сомнения в правильности решения жюри. Рассказ был потрясающий!
   Не хочу, что бы читатели приняли это как за рекламу, но самым честным конкурсом я считаю конкурс «Большой финал» или «Ковдория» и не только потому, что я четыре раз побеждал на нём, опережая своих более именитых соискателей. Но о них я узнавал лишь после окончания конкурса. Дело в том, что на этом конкурсе, где достаточно номинаций любого вкуса, ни один участник, читатель и член жюри не знает об авторах ровным счётом ничего. Все произведения публикуются в номинациях под номерами по мере поступления, и жюри в конечно итоге отмечает лишь номера понравившихся им произведений. К сожалению, насколько я понимаю, в последние годы организаторы конкурса испытывают материальные трудности и находятся перед вопросом о платном его решение…
    Что бы хотелось посоветовать и о чём попросить организаторов таких конкурсов.
    Первое (если разговор идёт всё-таки о конкурсах русскоязычных писателей и поэтов). Необходимо, чтобы они были изначально МЕЖДУНАРОДНЫМИ. Этим самым вы не только поддержите своих соотечественников за рубежом, но и укрепите значение русского языка для иноязычных граждан как ближнего, так и дальнего зарубежья. Этим вы действительно внесёте значительный вклад в развитие и сохранение не только русского языка, но и литературы. Не забывайте, что значительная часть великих русских писателей и поэтов были по своему происхождению были, отнюдь не чисто русского происхождения.
  И тут конечно, тоже бывают свои казусы. Так, например, мои земляки, в 2023 году впервые объявили о конкурсе «Мы из Тартария». Вначале они очень вдохновились от того, что этот конкурс получил широкую огласку, а потом, когда на конкурс стали поступать и произведения и из других стран, то и вовсе объявили его Международным! Увы, закончилось это полным фиаско. В итоге конкурса были отмечены лишь работы из Республик Татарстана и Башкирии! Не хочу судить о работе жюри конкурса, но недостаток их явно бросается в глаза…
 И в заключение этого вопроса, хочу отметить, что у нас Казахстане на наиболее престижном конкурсе «Алтын калам» («Золотое Перо»), отмечались произведения, как на казахском, так и на русском языке (автор статье был первым победителем конкурса в номинации «Проза»).
Второе. Во многих условиях конкурсах отмечается, что на конкурс принимаются произведения, которые никогда не опубликованы и даже в Интернете. Считаю, что это не верно. Не будут же авторы сидеть и ждать, когда появится нужный им конкурс. Им наверняка хочется найти своего читателя и услышать о своём творчестве хоть какие-то отзывы, особенно когда есть такие возможности в Интернете. Предлагаю организаторам конкурса внести ограничения таких публикаций до одного года. Тогда и у авторов появится возможность, по отзывам своих читателей, принять правильное решение-участвовать в конкурсе или нет, что значительно облегчит работу и жюри конкурсов.
Третье. Уж совершенно я не понимаю такое ограничение как количество знаков в объёме произведений поставляемых на конкурс (обычно в рассказах до 5000 и пр.). Господа, если вы уж решили взять на себя суд над литературными произведениями, откуда вы взяли такие ограничения?! Бывают повести, которые короче иных рассказов и наоборот рассказы объёмов выше всякой повести. Никто вас не заставляет их читать, если вы не хотите. Но если вы уж взяли такую ношу на себя….
И наконец, четвёртое. Простите, но я всё-таки хочу вас обратить внимание на конкурс «Большой финал» или «Ковдория». Условия и решения такого конкурса я считаю наиболее честными и справедливыми.
   Особое слово хочу сказать о детских конкурсах. Большой им поклон и пожелания успехов. Не думаю, что они достигли каких либо больших успехов, поскольку писать для детей и о детях это очень большой труд.
   Нам остаётся только надеется, что когда -нибудь, они обязательно найдут для нас новых и замечательных творцов детской литературы.
 Ну,  а напоследок о поддержки государственных властей литературы своих стран и народов. Думаю, мы этого не скоро не дождёмся, если уж мы поддерживаем даже тех, кто поддерживает войну… Это пожалуй то же самое, что плясать голым на сцене….
Вот, пожалуй, и всё, поспешу-ка я на сайт Русского литературного центра, там уже заканчивается приём заявление на медаль «За заслуги в культуре и искусстве»…