Верлибр - читательское зрение

Валентина Ерошкина
Как-то в своем блоге  опубликовала несколько поэтических строк Карена Джангирова. Поэта, лидера российских верлибристов. Автора 17 изданных книг верлибров. Появился убийственный комментарий: «Не хера не поняла». Ответила: «Прежде чем что-то получить от стихотворения, нужно понимать, что поэзия — это горизонтальный полет с набором духовной высоты. Только тогда появляется эффект резонанса. Созвучие».

Как-то прочитала, какой подарок сделала Людмила Улицкая тринадцатилетнему внуку. И ни много ни мало, а прижизненное собрание сочинений Перси Биши Шелли. Признаюсь честно, завидую белой завистью. Его поэзия – чарующая музыкальность и напевность. Такого звукоряда и богатства ритмики нет ни у кого. И неважно, знаешь ли ты английский язык.

Стихи, хорошие стихи, надо читать с детства, когда ум наиболее восприимчив к поэзии, когда формируется образный и эмоциональный микроскоп. Если этого не делать, то мы получаем на поверку безбрежное количество графоманов, которые коряво и самозабвенно строчат свои вирши.

И если питаться из корыта рифмоплетства  штампами, трафаретами, кальками, и банальностью , начиная от попсы разной степени паршивости, вроде того: "муси-пуси", "джанга-джанга", "ненакрашенная страшная", "зайка моя"... и стихами с кем лечь в постель, а с кем проснуться, то разница между восприятием стишков и поэзией будет  как наблюдать панораму с первого и десятого этажа. Уровень горизонта будет разным. Поэзия  это не плоскость, где слова зарифмованы в столбик, поэзия - это пространство.

И хочется процитировать Корнея Чуковского, носителя элитарной речевой культуры: «Я готов бить кулаками тех мамаш, которые слюняво улыбаясь, сообщают мне, что их Тамарочка знает наизусть мою «Путаницу». «А вы, - спрашиваю я, - знаете ли вы наизусть мою книгу об Уолте Уитмене?» -«О чем?» - «Об Уолте Уитмене». –«А вы разве для взрослых пишите?» - «Сволочи».

К слову, американец Уолт Уитмен - основоположник верлибра в мировой литературе.

Как будто все просто. Верлибр - это свободный стих, где нет ритма и метра. Но есть тенденция следовать ритму естественной речи. Очень образно дал определение верлибра Роберт Фрост: "Сочинение верлибра - как игра в теннис без сетки".

Верлибр – это вам не фунт изюма. Здесь недостаточно знаний о стихосложении, здесь важна феноменальная эмоциональная интуиция.
Верлибр – это не паутина из вязких словесных штампов, а словесный импрессионизм.
Верлибр – это не нафталиновые слезовыжималки. Это турбулентность души.
Верлибр – это не вязкий мыслепоток. Это индикатор мысли.
Верлибр - это не ажурные художественные завитушки. Это новое зрение, новое видение мира.

По гамбургскому счету неважно, лауреат ли ты премий и член Союза писателей или твои тексты существуют только в Самиздате. Важен сам текст, который оценивается по шкале без уступок.

Чтобы творить - надо уметь думать около.
x x x
Душа наполняется листьями, звёздами, ветром ... А бедное тело - опилками прожитых лет.
x x x
Мы возвращаемся из странствий. Но возвращаемся не мы.
x x x
Искусство выть вербой среди магнолий и роз - техника верлибра.
С годами человек уменьшается до размеров собственной грусти
x x x
Выходя из прошлого, не забудь погасить свет.
x x x
Я видел, как дышит пепел - я знаю как ранен мир.
x x x
Жить надо южнее собственных мыслей хотя бы на одно желание.
x x x
Выбирая дороги, мы выбираем лишь способ счастливого возвращения
x x x
Как легко постареть в окружении мудрых мыслей.
x x x
След мой - пустыня, покрытая пылью забвения и песками грядущих времен.
x x x
Уйти в срок - это искусство избранных. Им в совершенстве владеют одуванчики и поэты.
x x x
Верлибр- это иная скорость молчания.
x x x
Мы живем в двух измерениях. В одном - жизнь несказанно короткая. В другом - невыносимо длинная. В одном - любви не хватает прошлого. В другом - у любви нет будущего.
x x x
Кто ведает - сколько весит печаль нарисованной мошки, земная ли кровь у небесных растений, жива ли гора на ладони у старца, одинока ли боль в сердцевине молчащего камня и человек ли стоит на холодном ветру, а может быть, это - чайка ?
x x x
Поэт - это помесь клоуна с ручной гранатой.
x x x
Каждому - каждое. Всем - остальное. Никто не постигнет чужую музыку.
x x x
Как пустынна дорога, по которой идет человек к своему рождению.
x x x
Дни существуют в паузах между веками.
x x x
У каждого цвета свой способ обманывать мир.
x x x
Сбываются только мгновения.
x x x
И маска имеет лицо.