Страсти по колбасе. Цены в эпоху СССР

Виктор Кутуркин
       Знакомиться с ценами я начал в середине 50-х годов прошлого века, во время походов с мамой по магазинам. Позднее, отметив мою смышленость и умение  считать деньги,  мне поручались самостоятельные покупки продуктов,  благо магазин был в нашем доме на Московском проспекте 74. Конечно, это были: хлеб, молоко, cоль, сахар, прочие мелочи. Однако меня привлекали витрины с колбасными изделиями,  которые на нашем столе были большой редкостью.  И однажды я позволил себе чревоугодие; разбив копилку- пластмассового медведя, я купил на всю собранную сумму 150 грамм ветчинно-рубленной колбасы /куском/.  И вкус ее я запомнил на всю жизнь!               
Прошли десятилетия с той поры,  но в памяти сохранились цены,  о которых напомню.                Прежде всего отмечу, что в 1961 году в стране прошла хрущевская денежная реформа.  Называлась она деноминация и все деньги уменьшились в десять раз. Один рубль стал гривенником.  А вот монеты из меди 1, 2, 3, 5 копеек остались в ходу и удесятерились. Эх!  Знать бы об этом раньше! Можно было бы сколотить приличное состояние!  Печальным был и тот факт, что одновременно с деноминацией были на 30 процентов повышены цены на мясо, колбасу и молочную продукцию, но зарплаты остались без изменения.  Пенсия моей бабушки была 409 рублей, а стала 40 рублей 90 копеек.
        Новые деньги появились к концу первой декады января и первое  время в ходу были купюры и монеты старые и новые, а вот ценники в магазинах изменились сразу. На них указывались две цены.  Колбаса отдельная вместо 17 руб/кг,     стала -2 руб 20 коп,  любительская 2-90, чайная 1-70, семипалатинская 2-10,  ливерная яичная 2-60, телячья 3-40,  cардельки свиные 2-60, говяжьи 2-10,  сосиски молочные 1-90,  венские 2-70,  грудинка 2-60, корейка 2-70. Мне нравился хлебец ветчинный по 2-20,  но он редко бывал в продаже и приходилось ездить за ним в Ломоносов.  Там был всегда.
       Колбасы полукопченые - Таллинская 3 руб/кг,  украинская 2-70, краковская 3-40,  полтавская 3-60,  сервелат 4-30, московская 4-00, охотничьи колбаски  3-90, армавирская 3-40.  Сырокопченые- Свиная 5-20 и советская 5-60.  Заслуживает упоминания окорок Ростовский или, как его еще называли рулет по 3-70 и ветчина в форме прессованная тоже по 3-70 и, разумеется,  буженина по 4-30.
         Но это были деликатесы,  а  для покупателей непритязательных предлагался зельц по 85 коп за кг с вкраплениями кусочков сала с примесью волосатой щетины,  ливерная обычная по 64 коп, в народе называемая "собачья радость",  кровяная  40 коп за кг и хит продаж - холодец за 54 копейки.  Именно его  чаще всего с горчицей и хренком очень даже вкусно можно было употребить с картошкой по 10 коп за кг.
           Сыр  - колбасный 1-60, из нормальных, не плавленых самый дешевый Степной 2-60, голландский 2-80, российский 3-00,  советский 3-90.   Был Рокфор с синими вкраплениями плесени, но это считалось чуждым и несъедобным.
            Что касается мяса, то в ходу была говядина по 2 руб/кг, свинина 2-10 и баранина 1-90, однако, следовало приходить к открытию магазина, либо завести знакомство с мясником.  Во всех иных случаях оставалось довольствоваться тем, что оставалось на прилавке. 
             С курами ситуация была неплохая.  С открытием в Ленобласти птицефабрик Ломоносовской и Синявинской в магазинах всегда были куры по 2-65 за кг,  но часто продавали и по 1-75,  правда, это были либо здоровенные монстры-бройлеры петухи для долгой варки,  или недомерки менее килограмма.  Несколько раз видел в продаже маленьких птенцов-их еще называли "синяя птица"  по 1 - 05 руб.  Сегодня их вполне можно было бы назвать корнишонами.  Поступал и венгерский импорт - это были куры как на подбор, коротконогие,  мясные, легко разваривающиеся и аккуратно упакованные. Цена 3 рубля за кг.
             Не могу не вспомнить о мясных консервах. Тушенка свиная в банках 338 грамм и 500 грамм,  0-95 и 1-40,  а  говяжья дешевле 0-87 и 1-24 рубля соответственно.  Покупали колбасный фарш и завтрак туриста в банках по 250 грамм,  цена 65 и 63 копейки.  Незаменимо для походов и на дачу.
              Но настоящий ажиотаж вызывала продажа с машин копченых свиных костей.  Это в наши дни их продают завернутыми в скромные пакетики и развешенными по 3оо-400 грамм,  а в 60-е и начале 70-х я их покупал пудами. Да и цена была не в пример нынешней - всего 66 копеек за кг, а  теперь?  Бывало нарубишь топором, заполнишь холодильник и варишь изумительный суп гороховый.
              В 70-х годах мой школьный товарищ,  работающий энергетиком на колбасном заводе, на территории ленинградского мясокомбината имени С.М Кирова,  пригласил меня на экскурсию.  Он провел меня по всей технологической цепочке и показал основные операции по изготовлению этого замечательного продукта - колбасы. По завершении осмотра мы продегустировали несколько элитных сортов.  Позднее, уже в начале 90-х годов, мне нередко приходилось бывать на небольшом частном колбасном заводике, арендовавшем территорию соседнего предприятия.  Его продукция изготавливалась из импортного куриного фарша и была  внешне привлекательна и имела приличные вкусовые качества лишь в течение недолгого времени.  Через 2-3 дня есть ее было невозможно.
               Бывая в разных городах нашей страны, путешествуя по районам Ленинградской области я первым делом заходил в магазины и смотрел как снабжаются необходимыми продуктами жители этих городов. Естественно, хорошо обеспечивались продуктами питания  Москва, Ленинград,  близлежащие к ним районные центры,  а  что дальше? В те далекие годы испытывали серьезные проблемы такие города как Кириши, Лодейное Поле, Подпорожье,  Луга, Боровичи и многие другие.  Можно долго перечислять названия населенных пунктов, откуда направлялись в сытый Питер колбасные электрички по выходным,  заполненные непрошенными гостями с баулами и продуктовыми сумками.   А потом наблюдать как недовольные местные аборигены  ворчали в очередях,  глядя, как понаехавшие батонами скупают  колбасу, мясо,  сыр. 
           Сегодня, посещая крупный супермаркет, я  люблю пройти в колбасный отдел и удивиться в очередной раз  сотням наименований  выпускаемой продукции.  Однако, поражаясь широкому ассортименту,  я испытываю гордость за нашу химическую промышленность, сумевшую изобрести такое количество добавок, что скоро для изготовления колбасы, и мяса не понадобится. Я хожу по этому длинному ряду колбас и вспоминаю ту "ветчинно-рубленную" из далеких 50-х.