Чем дальше в Лес...

Сергей Миронов 7
Люблю Островского.
Ставлю лучшие его пьесы вровень с пьесами А. П. Чехова, Л. Н.Толстого, А. Володина и А. Вампилова
Поэтому с радостью откликнулся на предложение друга, искушенного театрала, составить ему компанию.

Тем более, что пьесу "Лес", к моему стыду, ни разу, не то, что не читал, но и не видел целиком.
Все,какие-то отрывки из разных постановок.
Театр Акимова, который тоже люблю и знаю его славную историю, отрядил на эту постановку лучшие силы, маститых и известных артистов-Э. Зиганшину, С.Кузнецова и В.Никитенко.

Единственное, что насторожило, так это то, что рулить всей режиссурой взялась сама худрук театра Т.Казакова, которая возглавляет этот театр почти три десятка лет.
Ее творческий потенциал выглядит довольно скромно, зато зубы и энергия у этой дамы такие, что их бы хотелось ограничить только мирными целями!
В свое время она выжила из этих стен выдающегося режиссера Петра Фоменко и буквально выставила на улицу А. Демьяненко, чего бедный всесоюзный"Шурик" не перенес,и вскоре скончался от инфаркта!

Не буду пересказывать сюжет.
Те, кто интересуются, прочитают пьесу сами, а тем, кто подзабыл, напомню, что все действие происходит в имении увядающей помещицы, и крутится вокруг любовного,даже не треугольника, а четырехугольника.

Владелица имения страшно скупа.
Хочет выдать замуж свою юную бедную родственницу за молодого повесу, но жалеет денег ей на приданное.
Да и к самому этому хлыщу у барыни плотоядный интерес.
Девушке,напротив,он неинтересен,у нее любовь с сыном местного кулака, по-дешевке скупающего земли помещицы вместе с лесом.

В этот клубок вплетается незваный гость-племянник хозяйки, который скрывает от тетушки, что давно сменил дворянскую фамилию на псевдоним трагика, кочующего по провинциальным театрам.
Он в компании с приятелем.
Вдвоем эта парочка лицедеев, Счастливцев и Несчастливцев, изображают барина и его слугу.

Основа декораций-это с десяток подвешенных столбов, олицетворяющих , по видимому, лес. Они двигаются по сцене в разных конфигурациях и создают пространство, то беседки, то приемной, то будуара, то парадного зала имения.
Действующие лица, прежде, чем попасть на сцену, и открыть рот, долго блуждают среди этих стилизованных стволов деревьев.

Может, такая находка режиссера и имеет свое право на жизнь, но вся эта беготня,не только не прибавляет выразительности основному конфликту сюжета, но бессмысленно затягивает действие на сцене, лишая его динамики.
Как я понял,это фирменный стиль Т.Казаковой, которая, видимо считает, что неспешное повествование придает постановке классическую основательность.

Такая же история была и на "Бешенных деньгах"того же Островского, в ее режиссуре, где я проспал весь первый акт, не смотря на энергичные толчки жениного локтя!
На этом спектакле я откровенно завидовал заядлому театралу, сопевшему рядом, и не уснул за компанию с ним только потому, что хотел дождаться, чем же, в конце концов,это закончится!

Действие, рассчитанное на два с половиной часа, тянется  дольше на целый час!
Зрители, мотивированные слабее, чем я,ближе к концу третьего часа стали разбегаться, как тараканы!
Представляю, каково было С. Кузнецову произносить свой финальный монолог под аккомпанемент топота ног уходящей публики.

Жаль,что этот топот не предотвратила блестящая игра Э. Зиганшиной в роли барыни, которую я еще помню по своему детству, когда она, как травести, переиграла в ТЮЗе, на пару с О. Волковой всех мальчишек.
Несомненной удачей этой постановки можно считать и роль Дворецкого в исполнении В. Никитенко.

Да, это тот самый-"Крибле, корабле, бумс!", ставший популярным в середине прошлого века после "Снежной королевы" с маленькой Е. Прокловой в роли Герды.
Но его Карп совсем не похож на своих английских прототипов, которых мы помним в блестящем исполнении А. Адабашьяна из "Собаки Баскервилей" ,В. Гафта из "Здравствуйте, я ваша тетя!" или И. Переверзева из "Чисто английского убийства".

У его дворецкого, может,и не такие безупречные манеры, но он не только не торопится исполнять указания хозяйки и постояльцев, но и живо комментирует и оспаривает отдаваемые ему приказы .
В общем, "Снип, снап, снурэ.Пурэ, базелюрэ!"

Можно отметить неплохой комичный дуэт Ключницы и Несчастливцева.
Довольно крепкой и колоритной сложилась роль папаши-кулака.
Что касается молодого поколения, то тут даже и говорить нечего.
Просто,бледные тени с плохой дикцией.

Мы все-таки дождались финала и я узнал,чем же все закончилось у старика Островского!
И должен сказать, что позицию провинциального трагика, легко расстающегося с деньгами, он поставил выше, чем всех остальных персонажей,одержимых стяжательством и накопительством!

И,в общем,это справедливо.
Чем-то такие бессеребрянники близки по духу и мне.
Полные карманы денег,особенно наличных,лишают меня душевного покоя.
Но до известных пределов.
Пока это не касается твоих близких, которые находятся у тебя на попечении.

Санкт-Петербург.03.2024г.коллаж автора