Пастух Никита

Татьяна Азарова Плесовских
      В одной деревне жил молодой пастух Никита со своей слепой матерью. Едва светает, Никита уж на ногах, идёт по деревне, а хозяйки ворота открывают, коров выгоняют.

      Пастух он хороший. Знает где лучше коров пасти, куда на водопой отвести и где в полуденный зной дать животным отдохнуть в тенёчке. Как-то раз прибежала из деревни девушка Катя цветов нарвать брату на свадьбу. Никита ей помог. Букет получился замечательный. В нём ромашки, колокольчики, васильки, львиный зев. Девушка поблагодарила пастуха, а он сказал: «Давно ты мне нравишься, Катюша. Приходи ещё, когда сможешь».

      Неделю ждал Никита и дождался. Пришла подружка ненаглядная, оладушек горячих принесла: на-ка поешь. Он угощенье съел и на дудочке поиграл. А Катюша ему песенку спела: «Во саду ли, в огороде девица гуляла, невеличка, круглоличка, румяное личко…» Весело им, хорошо вместе. Стала девушка чуть ли не каждый день прибегать. Вот уже они и о свадьбе заговорили.

      А ещё жила в тех краях волшебница Зизила. Не то чтобы злая, но и доброе дело за просто так не сделает. Смотрела она как-то в своё волшебное зеркальце и увидела в нём паренька-пастуха, что на дудочке играл, и с ним подружка. Стало ей любопытно.

      Обернулась она птичкой, прилетела и села рядом на кустике, подслушивает. И другой раз прилетела, и третий. И вскоре всё знала. Позавидовала Зизила их простому крестьянскому счастью. Дождалась она, когда Катя уйдёт, и обернулась женщиной.

      Увидел её Никита и обомлел. Откуда красота такая неземная взялась?! Волосы у неё длинные, чёрные, на голове диадема со звездой. В ушах серьги с рубинами, глаза тёмные, большие, губы вишнёвые, шея длинная, тонкая, украшена дорогим колье. Платье чёрное с блёстками. На пальцах перстни и даже туфельки бриллиантами сверкают.

      Улыбнулась красавица и молвила:

      - Я Зизила и могу всё. Даже вернуть твоей матери зрение, которое она потеряла из-за болезни.

      Обрадовался Никита. «Смогу ли я как-то отблагодарить тебя, добрая волшебница?»
      - Конечно сможешь. Ты оставишь свою мать и девушку и уйдёшь со мной. О матери не беспокойся. Она будет не только здоровой и зрячей, но и богатой. Пусть твоя подружка завтра приведёт её сюда. Но ничего им не говори.

      На другой день Катя привела мать в поле. Уж как та рада была подышать запахом трав и цветов, птичек послушать. Тут и появилась Зизила. Подошла она к матери, что-то про себя сказала, рукой по векам провела и вдруг та закричала:

      «Вижу! Вижу! Небо синее, облака белые! Вас всех вижу!»

      Волшебница повернулась к Никите: «Я своё дело сделала. Прощайся».

      Поклонился Никита и сказал: «Прощай, матушка! Должен я теперь с Зизилой уйти. Прощай, Катенька, найди себе другого жениха, а меня не ждите. Коров в деревню отгоните». Волшебница сунула в руки матери кошелёк: «Будешь богатой. В этом кошельке никогда не кончатся монеты». И исчезла вместе с Никитой.

      Тишина. Ошеломлённые женщины стояли, ничего не понимая, а потом расплакались.

      Никите во дворце у Зизилы понравилось. Всё кругом так дивно, богато, необычно. Принесли ему красивую одежду, на пальцы надели золотые перстни. Райские птички для него поют. Сундуки полны злата, серебра и бриллиантов. Любые желания тут же исполняются. Скажет, к примеру, щей хочу! Так тут же перед ним полная чашка да ещё и со сметаной. Али скажет: ананас хочу заморский. Тут тебе и ананас на золотом блюде появляется.

      Зизила попросит: «Повесели душу, голубчик». Так он ей и на дудочке поиграет, и на балалайке, да ещё частушки пропоёт: «Ах, какая моя жись, не скажи на кошку: «брысь!» Завладела кошка печкой, хоть на печку не ложись!»
Волшебница вокруг него воркует. О свадьбе намекает. И чем ближе день свадьбы, тем грустнее становится Никита. Очень он соскучился по матери и Кате милой. Не только по ним, но и по коровкам своим тоже. Как они там все без него? Кто теперь их пасёт?

      Как-то Зизила оставила без присмотра своё волшебное зеркальце. Взял его Никита и сказал: «Хочу мать увидеть». И увидел, как грустит она дома, причитает: «Где ты, мой сыночек, где ты, ненаглядный? Куда же ты пропал? Не нужны мне глаза зрячие и денег не нужно, был бы ты рядом. И Катя вся извелась, тебя ждёт, тоскует».

      Тут Зизила вошла и закричала:
      - Как ты посмел моё зеркало взять!
      Никита взмолился:
      - Отпусти меня на свободу! Матушка страдает. Прости и отпусти. Пусть всё будет по-старому. Мне Катя мила.
      - Неблагодарный! Я тебя нарядила, я тебя озолотила, принцем сделала, все прихоти исполняла. Нет, не отпущу!
      Стала Зизила ногами топать, вазы и блюда бить, в разные стороны раскидывать. Одно блюдо о стену ударилось, срикошетило и ударило её по голове. Тут она упала и умерла.
      Никита, видя такое дело, скинул с себя дорогие одежды, перстни, переоделся во всё своё, сунул дудочку за пазуху и пустился наутёк. Только дворец-то был со всех сторон окружён высоким забором из зелёных переплетённых лиан. Хотел было он за лианы ухватиться и перелезть через забор, а оттуда вдруг вылезли длинные, острые шипы. Побежал к другому месту, а оттуда выползли змеиные головы и зашипели на него. Что же делать?
Вернулся пастух в дом, взял волшебное зеркало и спросил: «Как мне выбраться отсюда?» Зеркало показало, что на заднем дворе лежит длинный шест. Нашёл он шест, ухватился за один конец, разбежался, упёрся другим концом, взлетел высоко и перепрыгнул через забор. Ушибся, но ничего. Оклемался и домой со всех ног.

      Дома матушка принялась целовать, обнимать, да только ему некогда: «Где кошелёк волшебный?» «Вот он. Я и копейки не взяла». «Кто знает эту волшебницу. Она сейчас мёртвая, а завтра оживёт и из-за этого кошелька вред нанесёт». Побежал он обратно, перекинул кошелёк через забор и только тогда успокоился.

      Прошло немного времени. Зизилу решила навестить её подруга волшебница Динида. Обнаружив Зизилу мёртвой, она очень удивилась. Брызнула на неё мёртвой водой, та вздохнула. Потом – живой,  и та ожила.
      Очнувшись, Зизила подняла страшный шум: «Никита меня убил, обокрал, я убью его!» Но хладнокровная и справедливая Динида сказала: «Пусть нам зеркальце покажет, как было дело». Зеркальце и показало, что золотое блюдо срикошетило и ударило волшебницу по голове.

      «Всё равно Никита вор!» - не унималась та. Обежала весь дворец, проверила все сундуки, ничего не взял пастух.

      «А мой волшебный кошелёк! Он остался у его матери!» Взглянула она в зеркальце и увидела, как Никита перекинул ей кошелёк через забор. «Но я ещё подарила его матери зрячие глаза. Я ослеплю её!»

      «Угомонись, Зизила, - осадила её подруга. – Сначала даришь, потом забираешь. Ах ты, завистница, чужого счастья захотела! Оставь пастуха и его мать в покое!..»

      А Никита вскорости женился на Кате. То-то радости! И вдруг во время пира он увидел на столе тот самый волшебный кошелёк Зизилы. Откуда он взялся? И кто-то в ухо тихонько прошептал: «Поздравляю! Желаю счастья! Это мой подарок к свадьбе. Прощай!»

      С тех пор о Зизиле больше никто не слышал.


Без пробелов – 5684
С пробелами – 6730