Черный пояс

Евгений Шовунов
В детстве и юности, как многие сверстники, мы с друзьями посещали тренировки по каратэ. Фанатами не были, занимались больше для поддержания формы. С тех пор остались в памяти навыки высоко задрать ногу или громко орать, изображая смертельный удар. С тех пор минуло больше двадцати пяти лет. Каратэ прочно осталось в прошлом. 

А недавно нежданно-негаданно пришлось вспомнить секретные умения. 

— В город приезжает очень крутой сэнсей, – сообщил приятель Эрик – тренер по каратэ. Он обучал детей возрастом от 5 до 17 лет. Причем его воспитанники могли реально за себя постоять, а не просто на татами орать и прыгать.

— Здорово! – поддержал я беседу. — На пояса будете сдавать?

И ляпнул, не подумав:

— Я бы посмотрел на бои.

Как я потом себя ругал за глупый длинный язык… Давал же зарок: молчать и слушать. Хотелось раздвоиться и самому себе дать звезды.

Товарищ загорелся.

— Точно! Ты нужен.

Я удивился. Где я и где каратэ?

— Зачем?

— У нас форс-мажор, не все мои коллеги – тренеры смогут участвовать. Нужны взрослые, для вида, как новички. Дам тебе кимоно. Постоишь для толпы «на камчатке».
 
— Да ты что, сдурел? Мне больше сорока;! Я с детства не занимался. Какой с меня каратист? 

Приятель поморщился:

— Не прибедняйся. Десять раз отожмешься – уже хорошо. Я сэнсею скажу, что ты пришел в зал после большого перерыва. С меня пицца. Поддержи моих пацанов.

В день семинара я заранее дома с утра, как мог, размялся. Попытался достать ногой лампочку, потом выключатель. Не получилось. Предупредил семью, что буду на каратэ и приду поздно. Супруга повертела пальцем у виска:

— Лишь бы не работать. Смотри мне: никаких баб! Кости переломаю, ниндзя хренов.

В спортзале Дворца спорта было много детей и мало взрослых. Выше 1,70 являлся только я. Все были одеты в белоснежные кимоно. В своем советском пузырчатом трико и майке «Спартак-чемпион» я сильно выделялся. Эрик отсутствовал.

От нечего делать я начал повторно разминаться. Тело хрустело и ныло. С непривычки босые ноги стали мерзнуть. Подростки с зелеными и синими поясами смотрели на меня с плохо скрываемым недоумением.

Запыхавшись, в зал вбежал Эрик с большой сумкой. Ни слова ни говоря, он утащил меня в раздевалку.

— Одевайся! – приятель бросил мне кимоно. — Скоро кёкусинцы подъедут. Сэнсей чуть задержится, его наши пацаны привезут. Из взрослых участников пока только ты один.

Штаны и куртка оказались на размер больше. Пояса не было.

— Вот черт! Совсем забыл! – воскликнул тренер. — Как же без пояса-то?

Я молчал. Про пояс я даже не думал. Мое дело – прийти поддержать, проявить уважение.
 
— Есть вариант. Ты сейчас в кимоно моего коллеги Антона. Он в отъезде. Возьмешь его пояс. Другого нет.

С этими словами Эрик вытащил из сумки черный пояс.

Я обомлел. Черные пояса являются именными. Их в спорттоварах не купишь. Даже в наши дни это неслабый уровень. В конце 80-х мы заслушивались легендами о мастерах с таким поясом.

— Да ты что?! – я стал отказываться. — Это же кощунство! Как я могу надеть чужой черный пояс?! Человек пахал, трудился, бился за его получение. И тут я. Ничего себе новичок! С меня ржать будут.

Приятель махнул рукой:

— Это ненадолго. Постоишь в задних рядах. Главное – молчи. Народ поймет.

Народ не понял. Мое появление в зале в чужом кимоно не по размеру и с черным поясом вызвало фурор. Передо мной разве что не падали ниц. Пока я шел к шведской стенке, на меня смотрели с восхищением.

Слава богу, приехали друзья тренера из кубанского клуба кёкусин-каратэ. Четыре высоких и мощных мужика степенно вошли в зал, поклонились, обнялись с Эриком и стали разминаться.

Итак, с тренером нас уже шесть черных поясов. Один липовый, пятеро настоящих.

— Вторые-третьи даны, – пояснил мне приятель. — В бою – просто звери. Даже не думай стоять с ними в паре. Прибьют и не заметят.

Сказанное сильно мне не понравилось. Какие пары?! Мы же не на танцах.

Тем временем в зале появился сэнсей. Им оказался среднего роста пожилой азиат по имени Олег. С ним пришли знакомые местные парни – рукопашники и тхэквондисты. Они тоже принимали участие в семинаре. Все уже были в кимоно. Полку черных поясов прибыло. У сэнсея пояс стал из черного белым от долгого использования.

Здешние бойцы, увидев меня с черным поясом, неслабо зависли. Я хотел дать нужные пояснения, но не успел. Сэнсей скомандовал начать семинар.

Эрик отвечал за разминку. По его сигналу все встали в ряды по пять человек. Мне вспомнились фильм «Фанат» и тренировки еще в Союзе.

Зал был полон. Рядом со мной стояло несколько симпатичных девушек. Хотелось сказать им: «Ну, зачем тебе это каратэ? Шла бы лучше в модельную студию». Даже с бриллиантовым поясом я бы не вызвал у них ни капли интереса.

За полчаса разминки я устал сильнее, чем за два часа беготни на футболе. Кимоно было мокрым от пота. Пояс болтался в районе диафрагмы. Хотелось уснуть прямо на полу.

Вокруг, наоборот, царил энтузиазм. Ученики жаждали знаний.

Сэнсей попросил нескольких человек поменяться местами:

— Черные пояса – в первые ряды! За ними коричневые пояса и так далее.

Я, как хоккейный вратарь, на негнущихся ногах поковылял в начало зала. Эрик делал вид, что меня не знает. Встав во вторую шеренгу за одним из кёкусинцев, я надеялся чуток передохнуть. Рядом мелко трясся от переизбытка чувств какой-то подросток с коричневым поясом. Его энергия била через край.

Начались упражнения.

Эрик скомандовал встать в стойку наездника и начал громко считать по-японски. На каждый счет следовало бить рукой удар «цки». Это я помнил. Но я не был готов к тому, что стоять в стойке и молотить по воздуху мы будем не меньше пяти минут и так отрезками почти час. Ноги отказывались меня слушать. Колени ныли. Икры сводило судорогой. Руки двигались еле-еле.

Сэнсей внимательно смотрел за бьющими. Он ходил вдоль рядов и делал замечания. Меня не замечал.

Первую половину дня мы в основном били по воздуху руками-ногами. Потом объявили перерыв на полтора часа, чтобы народ успел перекусить и взбодриться.

— Ну, я пошел? – обратился я к Эрику в раздевалке из последних сил.

— Подожди. Сэнсей после обеда будет показывать «связки». Это интересно. Поешь, я еду и воду захватил на несколько человек.

— Ты ему сказал, что я не мастер? 

Эрик не успел ответить. Его отвлек кто-то из кубанцев.

Перекусив и напившись, я прилег в раздевалке на сложенные маты. Не заметил, как уснул.

Разбудил меня вежливый голос:

— Осс! Подъем.

Японский бог… Это был сэнсей. Больше никого рядом не было. 

— Ты где черный пояс получил?

— Понимаете, – начал я жалко лепетать. — Это недоразумение. Эрик попросил посетить семинар и выказать вам свое почтение. Но у меня не было кимоно с поясом. Мне дали то, что на мне. И я с конца 80-х не занимаюсь каратэ.

Сэнсей начал понимать, в чем тут дело. В его глазах зажглись веселые огоньки.
 
— А я-то думаю, какая необычная техника. Наша. Советская. Для старичка неплохо, очень неплохо. Опыт не пропьешь. Пойдем в зал.

Оказалось, я продрых весь перерыв. Эрик попросил ребят меня не будить. Каратисты и другие бойцы уже стояли в рядах и ждали сэнсея. А того заинтересовал чудной черный пояс, храпящий во всю ивановскую.

Мы вошли в зал, как старые друзья. Эрик старательно прятал взор.

— Ребята, вы все молодцы! – сказал сэнсей. — Техника в порядке. А теперь будем отрабатывать упражнения для кумите.

Неоднократно встречал мнение, что каратэ – балет и к реальной драке отношения не имеет. Не спорил и не соглашался. Какое мне дело, кто кому и как бьет по лицу. В середине 90-х смотрел на видео несколько чемпионатов по боям без правил. Побеждали всегда борцы. Каратисты обычно сразу вылетали. Поэтому интереса к каратэ не было.

До того дня, пока я не надел чужой черный пояс.

— Запомните, ребята! Каратэ – не фитнес. Для самообороны в нем есть всё.

Сэнсей вызвал для демонстрации одного из кубанцев. Оба встали в стойку. Задачей парня было уйти с линии атаки сэнсея. Ни разу не успел.

Кёкусинцы и приглашенные тхэквондисты, рукопашники, боксеры, кикбоксеры – парни старались, но пожилой сэнсей оказывался быстрее. Он успевал резко шагнуть и остановить руку на небольшом расстоянии от лица противника. Причем у того был выбор: защищаться, как угодно: нырять, прыгать, хватать. Все без толку. 

Меня это поразило. Я видел такое только в кино.

В следующем упражнении на скорость я с удовольствием поучаствовал. Нужно было успеть убрать ладонь, чтобы сэнсей из стойки не ударил в нее «цки» своей рукой. До меня Эрик и еще один кубанец ни разу не успели. Сэнсей бил, как молния. Это впечатляло.

В свое время я был в футзале вратарем и неплохо играл в настольный теннис. На реакцию не жаловался. Но из пяти попыток я лишь раз успел убрать руку. Сэнсею понравилось.

— Реакция есть. Тебе бы позаниматься, фактура хорошая. Талант.

На второй день семинара я пошел уже сам, без каких-либо просьб и обещаний пиццы. Вместо черного пояса Эрик дал мне зеленый.

Было все: работа в парах, отработка ката, приемы для спарринга, броски и т.д. Мне нравилось. Не было места в зале, где бы я не упал.

Супруга Эрика сделала несколько фотографий в первый день семинара. Их разместили в соцсетях. Так весь город узнал, что я мастер каратэ. Приятели-самбисты, смеясь, предлагали разбить кирпич. Борцы-вольники изображали испуг, здороваясь за руку. Парни-рукоборцы при встрече делали потешные поклоны. Но все, буквально все хвалили за то, что взялся за ум. Это окрыляло.

Вечером мы с Эриком провожали сэнсея на самолет. Парни – рукопашники, боксеры и т.д. ушли раньше, пожелав ему счастливого пути. Кубанцы тоже уехали, пригласив нас к себе на подобное мероприятие. Оказалось, сэнсей иногда посещает наши города и хорошо знаком со многими тренерами. Как черный пояс по дзюдо котировался он и среди борцов. Его искренне уважали.

На прощанье сэнсей крепко пожал мне руку и пошутил:

— На второй дан когда будешь сдавать?

Дома я попытался, играючи, треснуть жену рукой, остановив кулак в сантиметре от тела. Зря. Кухня – это вам не татами. Шансов ноль. 

С криком: «Ты опух, что ли, якудза грёбаный»?», меня просто и быстро сбили на пол и огрели скалкой. Против мощной оплеухи блоки бессильны. Уход с линии атаки тоже не помог. Выручили громкие вопли о сдаче в плен.

Талант…