100 лет Болотнинскому району. Ч. 9

Евгений Викторович Терентьев
К следующей культуре, прослеживаемой на территории Болотнинского района, относится басандайская культура.

Басандайская культура получила свое название по имени группы курганов и городища в урочище Басандайка рядом с Томском, отнесенных археологами к первой половине 12 века.

Хронология существования басандайской культуры определяется в пределах 10-13 веков.

Круг исследованных памятников этой культуры пока сравнительно невелик. Он включает в себя некоторое число переселенческих комплексов, частично раскопанных в Томском Приобье, несколько некрополей в Томской, Новосибирской областях и в Алтайском крае.

Городища басандайцев расположены на мысах, имеют ров и валы с проходом для въезда внутрь. Жилые постройки представляют собой прямоугольные постройки, ориентированные по сторонам света, с неглубоким котлованом. В центре жилища располагался очаг, вдоль стен были нары.

Погребения совершались в ямах, реже на уровне погребенной почвы или в насыпи. Умерших заворачивали в бересту или укладывали на спину в специально сшитый берестяной короб на дне ямы, головой на северо-восток или юго-запад (иногда по линиям север-юг или северо-запад – юго-восток). Иногда использовались узкие деревянные колоды. Рядом с погребением устанавливался столб. Наиболее заметных членов общества сопровождало погребение коня или его чучела, собаки и птицы. Внешне насыпи захоронений могут отличаться, варьируя от округлой куполообразной и овальной форм к сложной конфигурации из двух и более насыпей. В насыпях и под ними встречаются следы жертвоприношений: кости лошади, крупного и мелкого рогатого скота, керамика, предметы упряжи, наконечники стрел, кострища.

На территории Болотнинского района известны курганные сооружения, отнесенные исследователями к басандайской культуре, однако, публикации о раскопках их неизвестны.

Хозяйство басандайцев носило комплексный характер с преобладанием скотоводства и небольшой долей земледелия. Основные направления хозяйственной жизни басандайцев были унаследованы ими от верхнеобцев и сросткинцев.

В исторической перспективе тюркоязычное население Новосибирского Приобья 12-13 веков, оставшись в стороне от основных маршрутов походов монгольских войск, стало основой для формирования будущих местных этнографических групп сибирских татар.

По традиции, вернемся назад и посмотрим, что интересного происходило в мире с 1 по 11 века.

В 1 веке н.э. Римская империя, сделавшая Средиземное море своим внутренним озером, продолжает расширение своих границ по всем направлениям: до 117года Рим присоединяет Галлию, Британию, Дакию, Набатейское царство, Армению, Месопотамию, римляне в 116 году, тесня на востоке Парфию, доходят до Персидского залива и захватывают столицу парфян Ктесифон. Затем наступает период, когда дальнейшее расширение территории становится невозможным, а сам Рим был вынужден перейти к обороне установленных им границ. Населенная различными народами, Римская империя являлась мультикультурным и мультирелигиозным государством. В это время в стране растет количество последователей новой религии, пришедшей из Палестины – христианства (к началу 4 века каждый десятый житель империи был христианин). Из-за отрицания римских государственных языческих культов христиане периодически подвергались гонениям. Внутри самого христианства существовало несколько течений, в начале 4 века наиболее крупными были православие и арианство. В 313 году император Константин прекратил преследования христиан. Между 324 и 330 годами Константин построил новую имперскую столицу – Новый Рим, вскоре переименованный в Константинополь (современный турецкий Стамбул) на месте древнего греческого Византия на берегу Босфорского пролива и стал управлять империей оттуда. В 325 году Константин созвал христианских епископов на Первый Никейский Собор. На Соборе православные епископы совместно составили Никейский Символ веры и осудили арианство как ересь. Несмотря на решения Собора, сам Константин и его преемники до 378 года являлись христианами-арианами. В Палестине Константин воздвигает христианские храмы (Храм Гроба Господня в Иерусалиме в 335 году, базилика Рождества Христова в Вифлееме в 339 году и др.). В 340-х годах христианство в виде арианства принимают соседи Рима - германцы-вестготы, епископ Вульфила создает письменность для готского языка и переводит на готский язык Библию. С 376 года в империю стало переселяться огромное количество германцев из Восточной и Центральной Европы, теснимых гуннами. Первый Константинопольский Собор, созванный в 381 году императором Феодосием Первым, дополнил и утвердил Никейский Символ веры и установил статус пяти главных епископских кафедр-патриархатов (Поместных церквей) христианского мира: Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии, Иерусалима. В 390-405 годах на Балканах, в Далмации церковным писателем Иеронимом Стридонским был осуществлен латинский перевод Библии, который имел затем огромное значение для всего западного христианского мира. В 392 году христианство было признано государственной религией Римской империи (до Рима христианство стало государственной религией в 301 году в Армении, в 330 году в Эфиопии и в 324 году в Грузии). В Риме из Сената вынесли священную статую Ники – Победы. В 394 году был потушен священный огонь в храме Весты и в последний раз допущено празднование Олимпийских игр в Греции. В 395 году император Феодосий Первый разделил империю на Западную и Восточную Римские империи, в которых стали править его сыновья на престолах в Риме и в Константинополе. В 410 году германцами-вестготами - вчерашними римскими наемниками была захвачена и разграблена столица Западной Римской империи – Рим. В начале 450-х годов на Западную Римскую империю обрушились гунны. Внутри страны варвары создавали на территориях провинций Западной Римской империи свои королевства: вестготов и остготов, вандалов и аланов, бургундов, алеманов, свевов, лангобардов, франков и другие. В 455 году германцы-вандалы, (которые с начала 5 века были арианами) захватили город Рим и подвергли его разгрому. В 476 году германский военный наемник на римской службе Одоакр со своими солдатами сверг последнего западно-римского императора Ромула Августа и основал на территории Италии собственное варварское королевство. Этот год гибели Западной Римской империи традиционно считается историками границей, разделяющей античную и средневековую эпохи.

Продолжением Римской империи в ее восточных провинциях осталась Восточная Римская империя, больше нам известная как Византия. При императоре Юстиниане Первом с 527 по 565 годы Византия достигла максимального расширения своей территории. Из-за преобладания грекоязычного населения латинский язык вышел здесь из употребления, официальным и разговорным языком стал так называемый византийский среднегреческий язык. При Юстиниане была завершена христианизация в государстве. При нем же сложился особый византийский (греческий) обряд богослужения. В 537 году в Константинополе был построен и освящен богато украшенный собор Святой Софии (современная стамбульская мечеть Айя-София), высотой 51 метр, долгое время считавшийся самым большим христианским храмом в Европе, ставший символом могущества православной Византии.

К 5-6 векам относятся первые письменные упоминания о славянах (антах, венедах и склавинах) в византийских источниках. По мнению археологов, этногенез славян происходил в течение долгого времени в составе тшинецкой культуры бронзового века, чернолесской культуры раннего железного века, пшеворской культуры рубежа новой эры и черняховской культуры поздней античности. Достоверно славянскими археологическими культурами 5-6 веков считаются: пражско-корчакская (от Верхней Эльбы до Среднего Днепра и Дуная); пеньковская (от Среднего Днестра до Северного Донца); колочинская (в бассейне Десны и верховьев Днепра). К 6 веку славяне расселились по Восточной Европе и заняли Восточные Альпы, к 7 веку расселились на Балканах. В конце 1 тысячелетия н.э. упоминаются группы славян в Центральной Европе – полабские, поморяне, западные поляне, мазовшане, слензане, висляне, лендзяне, чехи, нитряне и др.; в Восточной Европе – словене, кривичи, полочане, радимичи, вятичи, дулебы, белые хорваты, волыняне, дреговичи, древляне, восточные поляне, северяне, уличи, тиверцы; на Балканах – хорваты, сербы, хорутане, мораване и другие.

В 610 году в Аравии возникла новая религия – ислам. К концу жизни основателя религии пророка Мухаммеда было образовано теократическое государство Арабский халифат. К 644 году арабы-мусульмане завоевали всю Аравию, Сирию, Месопотамию, Западный Иран, Египет и Ливию. К 656 году был завоеван Восточный Иран. К 680 году они перешли реку Амударью и вторглись в Среднюю Азию, дошли до Пенджаба в Индии, захватили Малую Азию. К 715 году арабы занимают все побережье Северной Африки, Испанию и Южную Францию, Кавказ, Афганистан и Северную Индию.

К началу 7 века арианство в Европе практически исчезло: германские короли подчинились авторитету Римских епископов - Римских пап. В 800 году король Франкского королевства Карл Великий объявил о восстановлении Западной Римской империи и был коронован в Риме папой Львом Третьим императорской короной. В 962 году король Германии и Италии Оттон Первый, претендуя на преемственность античной Римской империи и империи Карла Великого и пытаясь объединить весь западный христианский мир, станет основателем Священной Римской империи – надгосударственного союза западных европейских государств и народов, который в 13 веке превратится в конфедеративную выборную монархию и в значительно изменившихся границах просуществует до 1806 года.

К 7-9 векам относятся достоверно известные славянские государства: Само, Карантания, Первое Болгарское царство, Великая Моравия, Киевская Русь, государства сербов, хорватов и др. В 863 году византийскими монахами-миссионерами Кириллом (Константином Философом) и Мефодием (Мефодием Солунским) был создан алфавит для славянского языка – глаголица (в «Житии Кирилла» сообщается, что написанные глаголицей – «русскими буквами» Евангелие и Псалтырь Кирилл обнаружил в Корсуни, населенном славянами, и там же научился ею пользоваться у некоего человека) и переведена часть богослужебных текстов с греческого на славянский язык. Предположительно учеником Кирилла и Мефодия – византийским монахом Климентом Охридским позже была создана другая азбука для славянского языка – кириллица. В 9 веке началась христианизация славян: в 831 году крестился моравский князь Моймир, затем приняли крещение князья и их народы - в 864 году в Болгарии, в 867 году в Сербии, в 966 году в Польше. В 10 веке западные славяне оказались в сфере влияния Римской церкви, южные и восточные славяне остались в сфере влияния Константинопольской патриархии.

Вероятно, в конце 5 века появилось первое славянское поселение на Старокиевской горе в Киеве (традиционно эту дату называют датой основания Киева). К 9 веку Киев – укрепленный город Южной Руси. К 8 веку относят основание Старой Ладоги, к 9 веку – Рюрикова городища и Новгорода в Северной Руси. В 860 году киевский князь Аскольд принял крещение, в Киеве образовалась христианская община. К 862 году относится легендарное призвание новгородцами на княжение князя Рюрика – основателя династии Рюриковичей. В 882 году князь Олег- регент малолетнего сына Рюрика Игоря - объединил Северную и Южную Русь, сделав Киев столицей Древнерусского государства (Киевской Руси), в котором из объединенных восточно-славянских племен стала складываться древнерусская народность. Сформировавшийся древнерусский язык (самоназвание – роусьскъ или роусьскыи языкъ) позже с развитием книжности оформился в древнерусский извод церковнославянского языка с письменностью на основе старославянской кириллицы. В 955 году в Константинополе приняла крещение княгиня Ольга, покровительствовавшая христианам в Киевской Руси. В 988 году князь Владимир провозгласил христианство государственной религией страны. В 1011 году в Киеве началось строительство собственного каменного монументального собора Святой Софии. В 1051 году во главе церкви в Киеве временно становится русский по происхождению (а не грек) митрополит Илларион.

В 1054 году Константинопольский патриарх Михаил Керуларий в ответ на закрытие церквей греческого обряда в Южной Италии, закрыл церкви латинского обряда в Константинополе и потребовал от Римского папы Льва Девятого признать себя равным по чести Вселенским патриархом. Прибывшие из Рима в Константинополь папские послы в свою очередь обвинили патриарха, объявив анафему ему и его последователям. Произошло официальное разделение православной и Римской - католической церквей.

Евгений Терентьев