Витольд Муратов
Когда Пётр Ильич Чайковский, за девять дней до своей смерти дирижировавший своей последней «Патетической » симфонией положил свою дирижёрскую палочку, в зале стояла мёртвая тишина, которая прерывалась лишь редкими всхлипываниями и сдавленными рыданиями.
Более, чем через полвека и я присутствовал в том же зале и тоже слушал игру оркестра Ленинградской филармонии , исполнившей Девятую симфонию.
И испытал почти физическую боль, когда в такой же ситуации зал буквально взорвался аплодисментами.
И нечему тут удивляться . Ведь за эти годы публика прошла суровую и жёсткую дрессуру непростыми обстоятельствами жизни. Некоторым на это потребовались годы. А некоторые (и их меньшинство) поняли что к чему сразу: начата грандиозная работа по созданию новой породы людей.
К числу тех, кого можно отнести к категории имевших собственное мнение следует вспомнить поэта Блока, который по началу приветствовал Революцию как Второе Пришествие Христа в своей поэме «Двенадцать».
Но потом, уже на своём Смертном Одре, как говорит молва, поняв и ужаснувшись тому , что в действительности произошло, беспокоился по поводу того, что не все изданные в печати экземпляры этой поэмы по его требованию уничтожены .
Возможно, на это его решение повлияло известие о том, что библиотека в его имении сожжена в Революционной неразберихе.
Ну а здесь эта типичная драма личной жизни будет рассмотрена мною на основании той информации, которой я располагаю в отношении творчества популярной певицы Жанны Бичевской .
Тем более, что имею честь быть её современником, причём много её старше и посему имею обоснованные основания иметь собственное мнение о том, что входит в тематику её творчества.
Уверен, что вряд ли я буду иметь множество тех, кто будет со мной согласен. В том числе и сама Жанна. Если она снизойдёт до знакомства с моей точки зрения.
Но не я, а она сама выбрала для себя роль влияющей на настроения в обществе личности.
Да и обращаюсь здесь я отнюдь ни к ней лично.
Не упомню, кто назвал Есенина не человеком, а Органом. (ударение на первой
букве).
То же самое можно сказать и про поэта Маяковского. Или художников Чюрлёниса и Левитана, вышедших за пределы повседневной обыденности.
Ну и, конечно,поэта, и актёра Высоцкого, практически нашего современника, творчество которого можно назвать конспектом по истории общественной жизни и
имперского образования –Советского Союза.
ССюда же следует отнести и творчество исполнительницы песен под гитару, вошедшую в культурную жизнь страны-- Жанны Бичевской,.
Для меня он предстала в начале ознакомления с её творчеством в облике романтичной тургеневской девицы, живущей в своём пастельных тонах неземном мире .В отличие от многих знаменитых исполнительниц песен романтического жанра, она сумела органически связать красоту мелодии и текста песни со своей адекватной им безупречно искренней артистической и при том сдержанной мимикой. Таковы романсы: "Свеча", "Мой ангел"- безусловные шедевры с любой точки зрения.
Но прошли годы.
И произошла очевидная для всех метаморфоза: вместо нежной почти девочки перед слушателем предстала ни в чём не сомневающаяся командирша с зычным голосом и соответствующим репертуаром.
я, безусловно, был знаком с её репертуаром и он казался мне весьма архаичным .А её эксперименты по части изменений в тональной интерпретации текста весьма известных музыкальных произведений – весьма спорными.
Но, сдаётся мне, что её успех в гастролях по России и за границей в немалой степени вызван её уникальным вокалом. Особенностью которого было обогащение звучания песен в низкими тонами, более свойственными мужскому пению и придавало исполнению (на моё восприятие ) почти домостроевское звучание.
Но совсем другое впечатление, как будто в исполнении другой женщины, был цикл романсов в её исполнении,с убедительно совпадающим с текстом музыкальным его сопровождением .
Обычно исполнитель верно следует тексту автора и не врёт в его изложении и сопровождающей его музыки. И за это получает заслуженные аплодисменты.
Не то у прежней Бичевской.
Тогда у слушателя, являющегося одновременно и зрителем, создавалось впечатление, что он присутствует лично при демонстрации шедевра качественной и высокой лирики..
И надо отдать должное операторам телевидения, которые так же как и авторы текста и музыки своими крупными планами съёмки сумели передать выразительную чувственную и, одновременно сдержанную игру исполнительницы.
На меня, современника и очевидцем событий,современником и очевидцем которых мне довелось быть, запомнились текст и музыка исполняемого артисткой романса "Вальс фронтовой сестры" ( слова , музыка ).
В нём говорится о мужестве и воле солдата,который лежал без ног, но нашёл в себе силы ободрить сестру обещанием: "мы с тобой,сестра,ещё станцуем". Мне кажется, что это произведение может считаться одним из лучших произведений артистки.
Это произведение связано с воспоминаниями моего детства времён первых лет начала войны,когда наша школа была закрыта и в ней был размещён госпиталь .Что было для первых лет войны обычным событием в связи с огромным количеством вывезенных в город раненых.
Мне запомнился характерный звук катящихся по мостовым самодельных тележек, на которых лишённые ног калеки войны перемещались по своим делам.
А источником характерного звука были шарикоподшипники,исполнявшие роль колёс, разными путями добываемые на находящемся в городе заводе.
И вот наступил мир и в городском шуме через несколько лет стало не хватать этого звука.
Оказалось, что все безногие калеки в результате не объявленной
спецоперации были вывезены на Север. Преимущественно на Соловки, где и закончили свою жизнь.
Если я не ошибаюсь, немалое количество романсов было исполнено Бичевской в возрасте около тридцати лет, когда она нашла свою специфическую манеру исполнения
буквально сливаясь с текстом и музыкой исполняемого произведения
Ноо время берёт своё .Да и репертуар сменился радикально и в числе исполняемых произведений явно начала преобладать своеобразная патриотически-религиозная и
энергично исполняемая тематика. Которая смущала даже истинных представителей церкви.
Особенно отличался в этом смысле "Русский марш", который можно понять как призыв к массовому вознесению нации в Небесный Иерусалим. Что не одобряется христианской догматикой, построенной на вере в то, что на Небо будут вознесены лишь достойные.
Но особенно тяжёлое впечатление производят производимые артисткой эксперименты с русскими народными песнями, мелодия которых получила подтверждение многолетним их повторением и стала такой же национальной реликвией, как и их текст.
Но она же вводит в их исполнение не обоснованные историей исполнения акценты.
В особенности производимые ею с явно выраженным удовольствием интонационно подчёркиваемые имитации базарной речи.
И на слушателя, сохранившего память о ней, как исполнительницы ,утончённого понимающей смысл текстов и мелодии это производит впечатление неуместного матёрного слова,услышанного, например, в зале Филармонии.
Что весьма,впрочем, нередко нравится публике как на родине, так и в зарубежных гастролях артистки .
Хотя, в настоящее время артистка, даже в своих бытовых контактах в миру, обильно вставляет в свою бытовую речь славословия в адрес Господа буквально после каждого своего высказывания. И потому нет оснований сомневаться в том, что её прегрешения будут проигнорированы Божьим судом..
Воистину прав был Козьма Прутков : "Глядя на Мир нельзя не удивляться". "И скорбеть" - добавил бы я ...