111. Метаморфозы Жанны Бичевской

Муратов Витольд
Витольд Муратов

  Когда Пётр Ильич Чайковский, за девять дней до своей смерти дирижировавший своей последней «Патетической  »   симфонией положил свою дирижёрскую палочку, в зале стояла мёртвая тишина, которая прерывалась лишь редкими всхлипываниями и сдавленными рыданиями.

Более, чем  через  полвека и я  присутствовал  в том же зале и тоже слушал игру оркестра Ленинградской филармонии , исполнившей Девятую симфонию.
И испытал почти физическую боль, когда в такой же ситуации зал буквально взорвался аплодисментами.

И нечему  тут  удивляться . Ведь за эти годы публика прошла суровую и жёсткую дрессуру непростыми  обстоятельствами жизни.  Некоторым на это потребовались годы. А некоторые (и их меньшинство) поняли что к чему сразу: начата грандиозная работа по созданию новой породы людей. 

К   числу тех, кого  можно отнести к категории имевших    собственное мнение следует вспомнить поэта Блока, который  по началу приветствовал Революцию как Второе  Пришествие Христа в своей поэме «Двенадцать».
Но потом, уже на своём Смертном Одре, как говорит молва, поняв и  ужаснувшись тому , что в действительности произошло, беспокоился по поводу того, что не все изданные в печати экземпляры этой поэмы по его требованию уничтожены .

Возможно, на это его решение повлияло известие о том, что  библиотека в его имении сожжена в Революционной неразберихе.

Ну  а здесь  эта типичная  драма личной жизни будет рассмотрена мною на основании той информации, которой я располагаю  в отношении творчества популярной певицы Жанны Бичевской .
Тем более, что имею честь быть её современником, причём много её старше и посему  имею обоснованные основания иметь собственное мнение о том, что входит в тематику её творчества.

Уверен, что вряд ли я буду иметь множество  тех, кто будет со мной согласен. В том числе и сама Жанна. Если  она снизойдёт  до знакомства с  моей точки зрения.
Но не я, а она сама выбрала для себя роль влияющей на настроения в обществе личности.
Да и обращаюсь здесь я отнюдь  ни к ней лично.


Не  упомню,  кто назвал Есенина не человеком, а Органом. (ударение на первой
букве).
 То же самое можно сказать и про поэта Маяковского. Или художников Чюрлёниса и Левитана,  вышедших за пределы повседневной обыденности.
 Ну и, конечно,поэта, и актёра Высоцкого, практически нашего современника, творчество которого  можно назвать конспектом по  истории  общественной жизни  и
имперского образования –Советского Союза.

ССюда же   следует  отнести и творчество исполнительницы  песен под гитару, вошедшую в культурную жизнь  страны-- Жанны   Бичевской,.
 
Для меня он предстала в начале ознакомления с её творчеством в облике романтичной тургеневской девицы, живущей в своём пастельных  тонах неземном мире .В отличие от многих знаменитых исполнительниц песен романтического жанра, она сумела органически связать красоту мелодии и текста песни со своей адекватной им безупречно искренней артистической и при том сдержанной мимикой. Таковы романсы: "Свеча", "Мой ангел"- безусловные шедевры с любой точки зрения.

Но прошли годы.
И произошла очевидная для всех метаморфоза: вместо нежной почти девочки перед слушателем предстала ни в чём не сомневающаяся командирша с зычным голосом и  соответствующим  репертуаром.

 я, безусловно, был знаком с её репертуаром и он казался мне весьма архаичным  .А её эксперименты по части изменений в тональной интерпретации текста весьма известных  музыкальных произведений  – весьма спорными.
   
Но, сдаётся мне, что её успех в гастролях по России и за границей в немалой степени вызван   её уникальным вокалом. Особенностью   которого было обогащение звучания песен в низкими тонами, более свойственными мужскому пению  и придавало исполнению (на моё восприятие )  почти домостроевское звучание.

Но совсем другое впечатление, как будто  в исполнении другой женщины, был цикл романсов в её исполнении,с  убедительно совпадающим с текстом музыкальным его сопровождением .
 Обычно исполнитель верно следует  тексту  автора и не врёт в его  изложении  и сопровождающей его музыки. И за это получает заслуженные аплодисменты.

Не то у прежней Бичевской.

Тогда у слушателя, являющегося одновременно и зрителем,  создавалось  впечатление, что он присутствует  лично при демонстрации  шедевра   качественной и высокой лирики..

 И надо отдать должное операторам телевидения, которые так же как и авторы текста и  музыки своими крупными планами съёмки сумели передать выразительную чувственную и, одновременно сдержанную игру исполнительницы.

  На меня, современника и очевидцем  событий,современником  и очевидцем которых мне довелось быть,   запомнились  текст и музыка исполняемого артисткой романса "Вальс фронтовой сестры" ( слова    , музыка ).
В  нём говорится о мужестве и воле солдата,который лежал без ног, но нашёл в себе силы ободрить сестру обещанием: "мы с тобой,сестра,ещё станцуем". Мне  кажется, что это произведение может считаться одним из лучших произведений артистки.

Это произведение связано с воспоминаниями моего детства времён первых лет начала войны,когда наша  школа была закрыта и в ней был размещён госпиталь .Что было для первых лет войны обычным событием в связи с огромным количеством вывезенных в город раненых.
Мне запомнился характерный звук катящихся по мостовым самодельных тележек, на которых лишённые ног калеки войны    перемещались по своим делам.
А источником характерного звука были шарикоподшипники,исполнявшие роль колёс, разными путями добываемые на находящемся в городе заводе.

И вот наступил мир и в  городском шуме через несколько лет стало не хватать   этого звука.

Оказалось, что все безногие калеки в результате не объявленной
спецоперации были вывезены на Север. Преимущественно на Соловки, где и закончили свою жизнь.

Если я не ошибаюсь, немалое количество романсов было исполнено Бичевской в возрасте около тридцати лет, когда она нашла свою специфическую манеру исполнения
буквально сливаясь с текстом и музыкой исполняемого произведения

Ноо время берёт своё .Да и репертуар сменился радикально и в числе исполняемых произведений явно  начала преобладать своеобразная патриотически-религиозная  и 
энергично исполняемая тематика. Которая смущала даже истинных представителей церкви.
Особенно отличался в этом смысле "Русский марш", который можно понять как призыв к массовому вознесению нации в Небесный Иерусалим. Что не одобряется христианской догматикой, построенной на вере в то, что на Небо будут вознесены лишь достойные.

Но особенно  тяжёлое впечатление производят производимые артисткой эксперименты с русскими народными песнями, мелодия которых получила подтверждение  многолетним  их повторением и стала такой же национальной реликвией, как и их текст.
Но она же вводит в их исполнение не обоснованные историей исполнения акценты.
В особенности производимые ею с явно выраженным удовольствием  интонационно подчёркиваемые имитации базарной речи.

 И  на слушателя, сохранившего память о ней, как исполнительницы ,утончённого понимающей смысл текстов и мелодии это производит впечатление неуместного  матёрного слова,услышанного, например,  в зале Филармонии.
 
Что весьма,впрочем, нередко нравится публике как на родине, так и в зарубежных гастролях артистки .

 Хотя, в настоящее время артистка, даже в своих бытовых контактах в миру,   обильно вставляет в свою бытовую речь славословия в адрес Господа буквально после  каждого своего высказывания. И потому нет оснований сомневаться в том, что её прегрешения будут проигнорированы Божьим судом..

Воистину прав был Козьма Прутков : "Глядя на Мир нельзя не удивляться". "И скорбеть" - добавил бы я ...