Пралексема С

Наталья Викс
Несколько лет назад, будучи в дружеской компании, во время одной игры, мне пришлось назвать некоторые жидкости человеческого организма: слизь, слюни, слёзы, сукровица. Друзья высказались про слизь более конкретно : сопли. Есть ещё, пардон, семя, если человек мужского пола. И даже если мы назовём данную жидкость медицинским термином, калькированным с др.греческого языка, т.е. "сперма", то всё равно она будет начинаться на  *с.
А что делают жидкости? В частности, слёзы с лица? Они *стекают. Сукровица - *сочится.
Возьмём некоторые глаголы, начинающиеся на *с : стремиться, спешить, сбегать,  свистеть, сечь, снимать, спускать, сражаться, стараться, стегать, стрелять, строчить, струиться, стучать, - то мы заметим, что вот эта *с , скорее всего, является пралексемой, доставшейся нам от праиндославянского языка, либо *санскрита (заметьте, тоже на *с), со значением движения от человека, в *сторону, в любую, но главное, не внутрь, а наружу и дальше, то есть, это вектор.
В плане глаголов, конечно, он  чувствуется конкретнее и  *сильнее, так как они и *существуют, чтобы обозначать действие, движение, подвижность, относительно неподвижной среды, но если рассматривать более древние *существительные, в которых сохранилась эта пралексема, то тоже можно отметить значение *смещения или движения.
Как уже можно было заметить, я отмечаю астеризмом * слова, которые также имеют отношение к данной теме.
Итак, возьмём то, что было в начале.
А " В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть." (От Иоанна 1:1 - 3, 14)
То есть, можно представить некую сингулярность, точку, неподвижную *среду, а затем от неё  изошло Слово, как некая энергия, возможно, как *Свет. Да это же Теория Большого Взрыва перед нами! Наглядное образование вектора, движения из какой-то точки во вне.
Итак, *свет. Как мы знаем из физики, это электромагнитное излучение, видимое человеческим глазом. Свет всегда исходит от источника, *следовательно, вновь имеет значение вектора.
Вновь процитируем Библию:
" Вы - свет миру. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме", Ев.от Матфея 5:14, - здесь имеется прямое смысловое указание на движение, вектор, но от противного ("не ставят под сосудом", следовательно, не создают преграду движению).
И здесь нам близка роль *Солнца.
Именно от него в нашем мире, в основном, исходит  свет. Как видите, оно сохранило пралексему *с в большинстве языков праиндоевропейской группы:
Sun - англ.яз.,
Sonne - нем.яз.,
Sol - швед.яз., дат.яз., исп.яз., португ.яз., и др.
Solis - лат.яз.,
Слънце - болг.яз.,
И т.д.

Возьмём слово *соль.
И немного углубимся в историю.
Соль всегда была очень важна для человечества, даже физиологически. Мы знаем о водно-солевом балансе, о том, что некогда она даже являлась валютой, *символом богатства и достатка, а также, первейшим лечением, противовоспалительным и обеззараживающим средством.
Также вновь вспомним о том, что Иисус Христос говорил   Апостолам:
"Вы — соль земли. Если же соль потеряет *силу, ( примеч. астеризм мой), то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям." Ев.от Матфея 5:13.
Получается, если вещество перестало отдавать какой-то вкус, какое-то своё качество, то оно стало бесполезным. Итак, опять всё сводится к вектору.
Интересно, что самую первую соль древние люди получали, *смыванием соляных минеральных напластований в пещерах.
Интересно также слово *сила.
В литературе мы встречаем сравнения, что от кого-то "исходила сила", " дышал силой" , "силы его покинули", " наполнялся силами" - следовательно, можно представить, что это - текучая и высокоэнергетичная субстанция, которая может "уходить" и "приходить", быть направленной на кого-то или в пустоту, но в любом случае, она подвижна.
Слово *символ.
 Как поясняет, Энциклопедия: "Символ (первоначально — опознавательный знак, впоследствии — знак, символ в широком смысле) — образ с переносным значением, предполагающий единство формы (внешнего вида символа) и содержания (смысла символа),  закрепленный в традиции социально-культурный знак, передающий определённую информацию" .
Конечно же, поскорее уцепимся за слово "передающий", так как именно в этом главный *смысл и предназначение любого символа.И вновь вектор!
Проясним значение только что встреченного нами слова *смысл. Я думаю, это то, что не делает любое явление или предмет в этом мире "вещью в себе", а открывает его людям, для дальнейшей обработки и использования:"* с - мысл", то есть , вектор, открытие, а затем уже обдумывание и применение. Вспомните:"Мыслю, следовательно, существую ("Cogito ergo sum"),  И далее слова:
*сущность, *существо, *существительное - можно много подобрать однокоренных слов с пралексемой *с, и все они будут символично обозначать *существование, жизнь в этом мире, а чтобы жить, как известно, нужно двигаться и изменяться.
*Смерть - мне подсказали это одно из древних слов, в котором тоже *сохранилась праморфема *с. Судя по всем мировым религиям, *смерть - это переход из одного мира в другой, своеобразный портал.
Интересно *содержание и *строение (замечаете, как много в русском языке слов, содержащих вектор?) парадигмы *слав. Это и Право*славие, и *слава, и *славящий и другие однокоренные слова с пралексемой *с. Вот сейчас мы сделаем задел на Будущее: пралексема *с->лав. Какое же главное слово у нас в праиндоевропейских языках на пралексему *л? Конечно, "любовь",на пралексему *а часто начинаются слова, связанные с именем Бога и Божественными вещами (*Аллах, *ангел и т.д), а с пралексемой *в - связано понятие жизни (*влага, *вода, *возрождение) - это тема для будущих статей.
Вернёмся к корню "слав", и прочтём мнение уважаемых языковедов:• от гипотетического гидронима *Slovo, *Slova или *Slovje, который возводят к пра-и.е. *;le;- / *;lo;- «быть чистым, прозрачным» (К. Мошинский считал, что это Днепр, славянский фольклорный эпитет которого в период Киевской Руси и известный из «Слова о полку Игореве» — др.-рус. Словутичь, в значении «славный, известный, знаменитый, первонач., возможно, полноводный»); в последнее время: от гидронимов Славута, Славка и других на Слав-.

от пра-и.е. *(s)-lau;-os «народ» (с индоевропейским «подвижным s»)- информация взята из Википедии.
Итак, мы видим здесь и указание на движение, вектор, и на связь с *водой (которая сама представляла собой движение, текучесть для древнего человека). Теперь становится понятно, что все пралексемы, то есть смысловые единицы праиндоевропейского алфавита - суть символы и коды,смысловые блоки,  в которых упаковано мировосприятие древних цивилизаций.Корень "слав", если рассматривать в качестве аббревиатуры,  можно перевести как "послание любви Богу Жизни". Молящиеся Господу, а также, как мы знаем, ангелы, так и делают: они *СЛАВят Бога - то есть посылают ему любовь.
Хочу ещё упомянуть об одном немаловажном аспекте.
Всем нам известно,  что в человеческой речи,  сначала возникли звуки, а уж затем письменность. Одними же из первых звуков, которые возникли у того, кто выделился из массы животного мира, как Венец Природы, будь то Homo erectus, или Homo habilis, были звукоподражания или ономатопея. Представьте, налетел ветер, зашумел листвой : "ш-ш-ш", заухала сова:"у-у, у-у". Так вот хочется упомянуть, что звук чего-то *струящегося (песка, например), или сочащегося, потихоньку льющегося, обычно передаётся как "с-с-с-с". Заметьте, в этом звуке уже содержится движение. То есть, здесь мы видим переход  прафонемы /с/ в пралексему *с, когда появилась письменность.

Мне эта тема была интересна много лет. А попробуйте сами вспомнить слова с пралексемой *с, и дать им определение!