100 лет Болотнинскому району. Ч. 8

Евгений Викторович Терентьев
Мы упомянули о появлении в 8-9 веках на территории нашего края нового тюркского населения. Кем были тюрки и как они здесь появились?

По мнению археологов, ареалом сложения тюрков являлись территории Горного Алтая и Западной Монголии, где были обнаружены их наиболее ранние поминальные и погребальные памятники. По мнению лингвистов, все современные тюркские языки происходят из одного диалекта, который существовал как единый пратюркский язык между 3 – 2 веками до н.э. и в свою очередь, согласно одной из теорий, являлся одним из потомков более древнего праалтайского языка. В начале 1-го тысячелетия до н.э. тюрки расселяются в Средней Азии, между Амударьей и Сырдарьей, среди древнего местного ираноязычного населения. С 6 века область в среднем течении Сырдарьи и реки Чу стала именоваться Туркестаном.

Традиционно одними из первых известных европейцам тюрков принято считать гуннов – древний народ, сложившийся во 2-4 веках в степях Восточной Европы на основе мигрировавших из Центральной Азии хунну. Вторжение гуннов из Азии послужило толчком для Великого переселения народов. В 5 веке гунны бросили вызов Восточной и Западной Римским империям.

Тюрки в Европе после гуннов:

В 5-8 веках пришедшие в Европу тюркские кочевые племена булгары основали государства Дунайскую Болгарию на Балканах и Волжскую Булгарию в бассейне Волги и Камы. Ученые предполагают, что булгары были частью массива тюркских племен, первоначально обитавших в Центральной Азии. Булгары на Балканах были ассимилированы славянами и приняли вместе с ними в 865 году христианство. Булгары Волжской Болгарии, ища союзников в борьбе против соседнего Хазарского каганата, в 922 году приняли ислам. В 13 веке они будут завоеваны монголами и позже станут одним из компонентов в этногенезе современных чувашей, башкир и казанских татар.

В 562-823 годах на территории Балкан и Центральной Европы существовал Аварский каганат. В 555 году авары прикочевали с территории Казахстана в Европу, селятся на Среднем Дунае и подчиняют себе живших здесь славян. В 805 году аварский каган принял христианство. К этому времени территория каганата уже стала объектом раздела между франками Карла Великого и булгарами Дунайской Болгарии. Последние авары смешались с венграми, занявшими территорию Среднего Дуная в 896 году.

В 650-969 годах на территории Северного Кавказа, Поволжья и северо-восточного Причерноморья существовал Хазарский каганат со столицами в Семендере и Итиле. В начале 9 века правители Хазарии приняли иудаизм. При этом, по мнению историков и археологов, абсолютное большинство хазар продолжало придерживаться собственных религий – не только языческой, но и христианской и мусульманской. В 965-969 годах Хазарский каганат был разгромлен киевским князем Святославом. После падения Хазарии власть над степями к западу от Волги перешла сначала к печенегам, а затем к половцам.

Тюрки в Азии:

В 6-7 веках в Центральной Азии существовал Тюркский каганат. В 603 году Тюркский каганат распался на Восточный и Западный каганаты. Восточный каганат включил в свой состав современные территории Монголии, Северного Китая и Южной Сибири. Западный каганат включил в свой состав территорию Средней Азии, степи современного Казахстана и Восточного Туркестана. В 630 году Восточный каганат был подчинен Китаем. В 658 году Западный каганат пал под ударами восточных тюрок и Китая.

В 698 году на части территории бывшего Западного каганата появился Тюргешский каганат, которому пришлось одновременно бороться с Китаем и Арабским халифатом. В 766 году Тюргешский каганат был уничтожен тюрками-карлуками, создавшими на его обломках Карлукский каганат, в 940 году преобразованный в Караханидский каганат. В 960 году жители этого каганата приняли ислам.

В 744 году на территории бывшего Восточного каганата появился Уйгурский каганат, уничтоженный в 840 году енисейскими кыргызами, которые также являлись тюрками.

В 750 – 1055 годах на территории Средней Азии существовало Огузский каганат. В 950 году огузы приняли ислам. Тюрки-огузы, возглавляемые султанами из династии сельджукидов, с 1038 по 1055 год овладели Хорасаном, Хорезмом, Западным Ираном, Азербайджаном и Ираком. До конца 11 века сельджуки захватили Армению и вторглись в Грузию и в Византийскую империю, завоевав почти всю Анатолию. Огузы являются прямыми предками, либо участвовали в этногенезе современных туркмен ( в том числе иракских и сирийских), хорезмийских узбеков, анатолийских турок – основного населения Турции, турок-месхетинцев, турок-киприотов, гагаузов, саларов и азербайджанцев.

Совсем рядом с нами, занимая территорию от низовьев Иртыша и Алтайских гор на востоке до бассейна реки Урал на западе и, вероятно, от границы с лесом на севере до степей Приаралья на юге, с 750 по 1035 годы существовал Кимакский каганат. Каганат граничил на юге с карлуками и огузами, на востоке с енисейскими кыргызами, с хазарами на западе и с булгарами на северо-западе. Летняя и зимняя ставки кагана – Кимакия и Хакан-Кимак, по мнению казахстанских исследователей, должны были находиться на Иртыше, где-то недалеко от места современного казахстанского города Павлодара. Казахстанскими же учеными предполагается, что после исчезновения в 840 году Уйгурского каганата к кимакам присоединились новые восточные тюркские племена. Считается, что в 7 веке кимаки вышли из Северо-Западной Монголии и к 10 веку прикочевали в Прииртышье. Существует теория, что сначала кимаки были монголоязычными. Историком Рафаилем Сибгатовичем Хакимовым утверждается, что в 10 веке среди кимакской знати начал распространяться ислам, некоторых знатных людей стали хоронить по исламским обрядам, а каган кимаков принял мусульманское имя Хакан аль-Кимаки. В 11 веке Кимакский каганат не выдержал притока внешних мигрантов из Северного Китая: монгольские племена киданей создали там свое государство и стали вытеснять вовне конкурентов-кочевников, ранее здесь проживавших. В поисках новых земель те двинулись на запад в пределы Кимакского каганата. Пришельцы потеснили кимако-кыпчакские племена в Прииртышье и Семиречье. Кыпчаки сделались первенствующими по силе на основной территории прежнего расселения, тогда как кимаки потеряли свою гегемонию. Часть кимаков смогла удержаться на Иртыше, другие кимаки мигрировали в Среднюю Азию, третьи кимаки в составе кыпчакских племен двинулись на запад в восточноевропейские степи. Преемником Кимакского каганата стало государство Дешт-и-Кипчак во главе с кыпчаками. Предполагается, что после завоевания в 13 веке монголами кипчаки приняли участие в этногенезе современных каракалпаков, казахов, узбеков, башкиров, киргизов, алтайцев, различных групп татар (в основном крымских), ногайцев, кумыков, крымчаков, караимов.

К 8-10 векам относят в основном дешифрованные надписи на исчезнувших тюркских языках, сделанные древнетюркским письмом на территории Монголии, Прибайкалья, Алтая, Южной Сибири, Восточного Туркестана и Киргизии. С 11 века по начало 20 века на территории Средней Азии, Восточного Туркестана, Западной Сибири, Поволжья, Прикаспия, Кавказа, Крыма и Малой Азии существовал в разных региональных формах тюркский литературный язык – тюрки, имевший письменность на основе арабского алфавита.

Итак, история тюркского влияния на территории нашего района в 9-11 веках:

Отчасти синхронно с верхнеобцами, а с начала 2-го тысячелетия н.э. все шире и шире, на территории Болотнинского района проживали носители сросткинской культуры.

По поводу этнокультурного происхождения сросткинцев у исследователей нет единого мнения. Археолог Александр Александрович Адамов считает, что сросткинская культура была оставлена тюрками-кыпчаками и отрицает ее связь с предшествующим самодийским населением верхнеобской культуры. Следует отметить, что данная точка зрения не нашла поддержки у большинства ученых, выразивших мнение, что сросткинская культура – это результат слияния тюркского и местного населения.

Датируют эту культуру тоже по-разному: 9-10 веками; 8-12 веками; 10-12 веками; 9-14 веками и т.д. Наиболее убедительно мнение специалиста по древней и средневековой археологии и истории Сибири, профессора Дмитрия Глебовича Савинова, который связывает сросткинскую культуру с тюрками-кимаками, продвинувшимися из Северо-Восточного Казахстана на север и восток и датирует ее 9 – 11 веками. К 12-13 веку, по мнению большинства исследователей, сросткинская культура прекратила свое существование.

В Новосибирском Приобье памятники сросткинцев однослойные, по мнению исследователей, они не имеют поэтапного различия и могут быть разделены на долговременные и кратковременные. К долговременным относятся все городища и большинство поселений. Они в основном были расположены на краю надпойменной террасы в непосредственной близости от воды и имеют мощный культурный слой. По мнению исследователей, них проживали основную часть года значительные группы людей. Кратковременные поселения располагались чаще всего на значительном расстоянии от воды и имеют очень слабо выраженный культурный слой.

Раскопанные жилища сросткинцев примерно одинаковы и на протяжении всего времени существования этой культуры не претерпевали особых изменений. Это были срубные и каркасные полуземлянки с коническими или двухскатными крышами, которые имели отверстия для выхода дыма, и сезонные наземные жилища – наподобие чумов, покрытых берестой.

Основу хозяйства сросткинцев составляло скотоводство (лошади, крупный и мелкий рогатый скот), заметная роль принадлежала охоте, рыболовству и собирательству. Земледелие играло подсобную роль (вероятно, основным злаком был ячмень, из раскопок известны серп, жернова).

Сырьем для получения железа сросткинцами были местные болотные руды.

Интересны находки в Новосибирском и Томском Приобье у сросткинцев китайских зеркал, либо их реплик. Два найденных зеркала имеют иранское или среднеазиатское происхождение.

Могильники сросткинцев были курганными, окруженными рвом. В ряде насыпей прослежены следы тризн: прокалы и кости животных. Умерших погребали в могилах в вытянутом положении на спине, реже встречаются захоронения в насыпи или на уровне погребенной почвы. В Новосибирском Приобье преобладала северо-восточная ориентация погребенных. Могилы часто имели деревянные перекрытия и берестяные чехлы. Встречены погребения с конем или с его чучелом. Вероятно, в могилах также могла находиться деревянная или берестяная посуда.

На территории Болотнинского района выявлено несколько памятников сросткинцев начала 2-го тысячелетия н.э., в частности, поселение Усть-Тула – 2. К этому же времени относится и городище Ояшинский археологический микрорайон – 32.

Евгений Терентьев