Мемуары Арамиса Часть 286

Вадим Жмудь
Глава 286

— Вас назвали Людовик Дьёдонне, Людовик Богоданный, ваше рождение было приравнено к чуду, к Господнему дару, и я считаю, что это имя как нельзя более подходит вам и к той ситуации, которая сложилась к моменту вашего появления на свет, —сказала Королева. — Вы родились, это счастье для всей Франции, следует исходить только из этого. Вы согласны, сын мой?
— Продолжайте, матушка, — ответил польщённый Людовик.
— Исходя из этого факта, нам проще будет обсудить кое-какие интересные повороты истории, которые, казалось, вели к тому, что вашего появления на свет могло и не быть, — сказала Королева. — Лишь стечение очень многих различных обстоятельств привело к нему, или же, если вы согласны, что ваше рождение благословенно Господом, вам не следует строго судить те обстоятельства, которые к этому привели, и не следует придавать большое значение тем обстоятельствам, которые могли бы этому помешать, не так ли?
—  Любая мать может сказать то же самое своему сыну, но это не слишком тактично, — возразил Людовик, несколько погрустнев.
— Это важно для понимания дальнейшего, что я буду вынуждена сообщить вам, — продолжала Королева. — Ваш августейший дед, Генрих IV, никак не мог бы рассчитывать на то, что он станет Королём Франции, если бы чрезвычайные обстоятельства не расчистили престол словно бы по заказу именно для него. Четверо сыновей Екатерины Медичи умерли, не оставив законных сыновей, династия Валуа прекратила своё существование, последняя Валуа на троне была первой супругой Генриха IV, дочерью Екатерины Медичи и Генриха II, последняя Валуа на французском троне.
— Я осведомлён об этих династических перипетиях, — нетерпеливо ответил Людовик.
— И вы знаете, конечно, что та самая его супруга, первая супруга Короля Генриха IV, Королева Марго, которая в некотором смысле способствовала тому, что трон Франции достался ему, была им отвергнута по причине бездетности этого брака, —продолжала Королева. — Но Королева Марго не всегда была бездетной, однако, Король Генрих IV не пожелал даже сделать попытку оставить после себя потомство с её помощью. Он предпочёл другую, а именно – Марию Медичи, дочь богатого гранда, который предоставил бедному Королю достаточно весомое приданное за свою дочь, что позволило поправить финансовые дела королевства. Это была сделка, торговая сделка, не более того.
— Вы оскорбляете мою бабку, — возразил Людовик.
— Она сама себя оскорбила тем, что родила своего старшего сына вовсе не от Короля Генриха IV, — резко возразила Королева и острым взглядом посмотрела на Людовика. — Надеюсь, вы понимаете, что я имею достаточно оснований утверждать это, и что подобными обвинениями не бросаются без причины?
— Что такое вы говорите? — прошептал Людовик, покрываясь потом.
— Я говорю, что Людовик XIII, мой супруг и ваш отец, не был сыном Генриха IV, — ответила Королева. — И этот факт был известен не только его матери, Марии Медичи, но также и её любовнику маршалу д’Анкру, который, кстати, тоже не было отцом Дофина Людовика. А также этот факт был известен епископу Люсонскому, ещё одному обожателю моей свекрови, вовсе не тайному, а открытому её любовнику. Именно она сделала его кардиналом и первым министром, я говорю об Армане Ришельё.
— В уме ли вы, матушка? — в ужасе проговорил Людовик. — Подобные обвинения слишком значительны, чтобы их произносить в слух, слишком опасны, чтобы их знать, чтобы их помнить! Даже если дело обстоит так, как вы говорите, это следует забыть, предать забвению!
— Правильно, сын мой, — согласилась Анна Австрийская. — Теперь и вы признаёте, что бывают такие тайны, которые лучше не знать, которые следует забыть, и не вспоминать о них никогда. Об одной из таких тайн вы решили поговорить со мной, и вот по этой причине, чтобы раз и навсегда покончить с этим делом, я раскрою вам ещё несколько тайн, и тогда всё встанет на свои места. Первая тайна состояла в том, что Людовик XIII не является сыном Генриха III. Вторая тайна состоит в том, что Генрих IV знал об этом и намеревался развестись со своей второй женой, Марией Медичи, чтобы жениться на своей фаворитке Габриэли д'Эстре и узаконить её незаконнорожденных детей, старшего из которых звали Цезарь Бурбон. Понимаете ли вы, что это его намерение стало причиной его смерти, и что фанатик Равальяк – лишь послушное орудие в руках тех, кто не хотел этого? Руку Равальяка направляли Мария Медичи и маршал д’Анкр. Но маршал д’Анкр поплатился за это, Людовик XIII отомстил за своего отца с помощью Шарля д’Альбера и капитана Витри. Все полагают, что юный Король отомстил за смерть своего отца любовнику своей матери. Но он мстил за смерть не своего отца, а за смерть человека, который никогда не был его отцом. И если бы Генрих IV не был убит фанатиком Равальяком, весьма вероятно, что Генрих отрёкся бы от Людовика и признал своими законными детьми своих бастардов, детей Габриэли д’Эстре. То есть наверняка так и было бы!
— И тогда я, его законный сын, не был бы Королём? — спросил Людовик.
— Вы бы просто не появились на свет, ведь в этом случае он тоже не был бы Королём, и меня не выдали бы за него, ведь я – дочь Короля Испании!
— Вы стремитесь убедить меня, что я должен возблагодарить Судьбу за преступления!  — воскликнул Людовик. — Всё это если даже и было бы правдой, это дела давно минувших дней, и я – сын коронованного Короля Людовика XIII, следовательно, я – законный Король Франции!
— Никто не собирается оспаривать ваше законное право на французский трон, и в самой наименьшей степени я, ваша мать! — ответила Королева. — Я рассказываю вам это лишь для того, чтобы подвести к той тайне, которая объяснит вам, почему я не могла противостоять Ришельё.
— Говорите же, матушка! — воскликнул Людовик.
— Я сказала вам, что Людовик XIII не был сыном Генриха IV, но я никогда не говорила вам, что вы – не внук Генриха IV, — сказала Королева. — Знайте же, что Господь, в чьих руках находимся все мы, всё видит, всё знает, и вершит свою волю через наши поступки, даже когда мы не ведаем сами, что творим! Вы – истинный внук Генриха IV, в ваших жилах течёт одна лишь королевская кровь, вы – Король Франции не только по закону писанному, но и по закону неписанному, о котором знает один лишь Господь, знаю я, знал Ришельё, и теперь знаете вы. Больше об этом неизвестно ни одной душе.
— Но вы сказали, что я – внук Генриха IV, — уточнил Людовик. — Следовательно, мой отец – не Людовик XIII? Кто же тогда он, и как он может не знать об этом? Но мёртв?
— Ваш настоящий отец – Цезарь Бурбон, старший сын Короля Генриха IV, и он никогда не знал этого и даже не догадывался! — ответила Королева. — Он считал, что явился на свидание с другой женщиной, свидание состоялось в полной темноте, и этого единственного свидания было достаточно, чтобы на свет появились не только вы, сын мой, но и другой мой сын, которого, поверьте, я как мать люблю не меньше, чем вас, о котором скорблю и каждую ночь проливаю слёзы, прежде, чем засну, но при этом вы и только вы, сын мой, получили право быть Королём Франции, так решил великий и одновременно коварный, ужасный человек, кардинал Ришельё! Он погубил меня и спас одновременно! Если бы вы не родились, меня ждал бы монастырь, это – в лучшем случае. Я слишком долго была бездетной, а та встреча с Королём, которого вы считали своим отцом, не увенчалась желанным результатом, Людовик XIII слишком сильно и часто любил своих фаворитов, и слишком редко и мало внимания уделял мне, своей законной супруге и Королеве. Родить сына от него в этих условиях было невозможно. Я старалась изо всех сил. И когда Ришельё понял, что последний мой шанс упущен, он сделал так, что вашим отцом и отцом вашего брата-близнеца стал человек, который был наиболее достоин этой чести, и даже, видит Бог, был достоин этого больше, чем сам Людовик XIII. Великий Ришельё сделал это таким образом, что даже он сам не мог бы доказать то, что знал, и всё это он не мог знать наверняка, а лишь догадываться о том, какое из двух свиданий привело к вашему рождению, и было ли вообще второе свидание, моя единственная встреча с Цезарем Бурбоном. Карета в назначенное время прибыла к назначенному месту, после чего отбыла обратно. Была ли я в карете, или пренебрегла этой возможностью, об этом Ришельё предпочёл не знать. Он настолько сильно уважал меня и любил, теперь после его смерти я это знаю точно, что не желал знать истину, которая могла бы уронить меня в его глазах и в глазах Короля. Он лишь деликатно объяснил мне, что Король полон решимости удалить меня в монастырь, если в самое ближайшее время на свет не появится Дофин, и что у меня есть лишь два средства приблизить рождение наследника – это одна встреча с супругом, которую устроил он же, и одна встреча с Цезарем Вандомом, которую также устроил он. Ведь Людовик XIII годами не удостаивал меня своим вниманием!  Как же я могла нести ответственность за то, что не родила ему наследника?
Наступило молчание. Людовик был потрясён услышанными новостями.
— Теперь вы знаете все мои тайны, сын мой, — сказала Королева. — Я рассказала их вам, и мне стало легче. Наверное, Господь хотел этого. Я чувствую, что скоро, очень скоро он призовёт меня к себе. Я уйду со спокойной душой и с чистым сердцем, поскольку мне не о чём сожалеть и не в чем каяться. Всё, что я сделала тогда, я сделала бы снова, доведись мне вернуться в те годы. Я ни о чём не жалею!