Распятый Мессия

Игорь Лощинин
Большинство современников Иисуса не приняли Его как Мессию, поскольку Он ,по их мнению, не  соответствовал  традиционным представлениям о Мессии, изложенным в пророчествах Ветхого Завета.
Нигде в   Торе не написано,что Мессия это Сын Бога, и то, что он будет распят и на третий день воскреснет.
Согласно  Ветхозаветным пророчествам, Мессия должен принести всеобщий мир и спокойствие; во времена Мессии прекратятся любые войны: «И перекуют свои мечи на орала и свои копья на серпы; не поднимет народ на народ меча и не будет больше учиться войне» (Исаия 2:4). Мессия принесет всеобщее почитание Бога и поведет всех людей Его путями: «Ибо наполнится Земля знанием Бога, как вода наполняет море» (Исаия 11:9). Он также излечит всех больных: «Тогда откроются глаза слепого, и уши глухого услышат. Тогда хромой поскачет, как олень, а язык немого запоет» (Исайя 35:5—6). Более того, все это Мессия  должен совершить при жизни: «Его свет не померкнет, и он не преткнется, пока не установит на земле справедливость» (Исаия 42:4).

Факты свидетельствуют, что Иисус при своей земной жизни не выполнил ни одной из этих задач.Христианская теология объясняет, что Иисус появится вновь (Второе Пришествие) и тогда, наконец, Он исполнит мессианские пророчества. Однако нигде в Торе не упоминается столь долго задерживающееся Второе Пришествие . Иисус объяснял своим последователям, что Он одержит немедленную победу: «Истинно говорю вам, что некоторых из тех, кто стоит здесь, еще не коснется смерть, когда они увидят установление царства Божьего» (Ев.Мк 9:1); «Истинно говорю вам, что это поколение еще не уйдет, когда все это исполнится» (Ев.Мк 13:30). Но ничего из  перечисленных и др. требований к Мессии согласно пророчествам, не исполнилось, а Иисус был убит.

Мессианские чаяния начала 1 века отличались многообразием . Однако в традиционных представлениях преобладал  взгляд на Мессию как на грядущего могущественного правителя народа Израилева, устанавливающего Царство здесь, на земле. Иисус же был распят вместо того, чтобы установить Царство.

Идея о страдающем , убитом врагами Мессии была чужда иудеям, современникам Христа.
Так же и ученики Иисуса , как и прочие евреи Палестины, вначале не допускали мысль, что Мессия, избранник, помазанник Божий, может быть распят, поскольку,согласно Писанию ,"Проклят всякий, висящий на дереве" (Втор.21:23) . Представление о Мессии-Помазаннике , избраннике Божьем, которого Он же проклял, казалось безумным: «А мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, для эллинов безумие»  (1 Кор 1:22-23)

Без Воскресения вся система притязаний Иисуса на роль Мессии рушится на глазах.
 « А если Христос не воскрес , то и проповедь ваша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор.1 15:14) . Распятие Иисуса делало недействительным статус Мессии и наследника царя Давида; согласно закону Моисея, распятие ставит на Иисусе "клеймо проклятия".
Но если Иисус не умер и Его смерть была только прелюдией для духовной эволюции, крест перестает быть проклятием и символом поражения, превращаясь в символ победы.

Идея воскрешения Богом распятого казалась иудеям настолько абсурдной и настолько из ряда вон выходящей, что требовалось построить совершенно новую конструкцию, объясняющую смерть Иисуса-Мессии, т.е. трансформировать всю систему существующей традиции.
Однако только  вера в Воскресение еще не является доказательством истины- мессианства Иисуса; необходимо было установить связь Его Воскресения с тем, что это произошло «согласно Писанию». Надо было узаконить всю цепочку:что Иисус как Мессия должен был «пострадать и воскреснуть из мёртвых в третий день» (ЛК 24:44-46).

Однако, «источник» этой цитаты , подкрепляющей мессианские притязания ,  нигде в Ветхом Завете  не указан,  нигде не написано такое- ни у Моисея, ни у пророков, ни в псалмах. Во всей истории иудейской мысли не найдётся ни одной записанной строки, которая бы говорила, что мессии надлежит пострадать, умереть и воскреснуть на третий день.Именно по этой причине последователям Иисуса было так трудно убедить своих соотечественнников-иудеев, знающих тексты Писания..

Но откуда же взялась идея о распятом Мессии?

Как всегда, в поисках ответа на сложные жизненные вопросы, ученики обратились к Св. Писанию. И ответ , который они искали, был найден.
С самого зарождения христианской веры христиане часто ссылались на некоторые отрывки Ветхого Завета как недвусмысленные пророчества о грядущем страдающем Мессии — особенно Ис 53 и Пс 21, в которых некто терпит страшные муки, иногда подчеркнуто за чужие грехи.
В качестве одного из доказательств того, что Мессия ДОЛЖЕН пострадать, приводится отрывок из книги пророка Исайи: «Он был презрен и умалён перед людьми,  муж скорбей и и изведавший болезни...» (Ис 53:3-5)

В образе страдающего раба  из пророчества Исайи христиане увидели историю Мессии Иисуса , который будучи невинным праведником, так же страдал, как и «Раб» у Исайи. Они решили, что страдания и распятие были предсказаны, что таков был замысел Божий.
В аналогичном ключе были истолкованы др. пророчества, «предсказывающие» явление страдающего Мессии.  53 гл. Книги пророка Исайи, как и многие Вехтозаветные пророчества , и сегодня рассматриваются Церковью как пророчества о Мессии Иисусе Христе, Сыне Божьем.

Таким образом, чтобы объяснить факты, связанные с не традиционным иудейским, а с христианским представлением о страдающем Мессии, была создана принципиально новая богословская концепция  о распятом Мессии .
Т.о.,ученики  Иисуса и те из иудеев, которых они обратили к вере в Иисуса, после Его крестной смерти  изменили свои староиудейские представления и дополнили идею Мессии представлением о страданиях и убиении Иисуса как об искупительной и примирительной жертве. Они стали доказывать, что  страдания и смерть, постигшие Иисуса, уже давно были «предсказаны» в Ветхом завете относительно Мессии и что они входили в план Бога, желавшего спасти народ израильский и всех верующих вообще через страдания и смерть Мессии Иисуса Христа.

53 глава Книги пророка Исайи

Господи!] кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.
Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.
Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.
Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.
Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.
Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.
От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь.
Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.
Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.
На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет.
Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.