Философская беседка. 5. Роджер Бэкон

Александр Ассельборн
Здравствуйте, друзья! Сегодня речь пойдет о Роджере Бэконе, английском мыслителе и богослове, который к тому же был еще и монахом францисканского ордена. Годы жизни философа мы можем обозначить только примерно, потому что в научных кругах существуют споры о них. Большинство ученых считает, что он родился в 1214-м году и умер в 1292-м году. Не путайте этого мыслителя с другим, более поздним его земляком и однофамильцем, который жил в XVII веке и которого звали Фрэнсисом Бэконом. Интересно, что их взгляды очень похожи (я об этом скажу отдельно далее).

О Роджере Бэконе написано не так много, но все равно эта персона является известной. Английский мудрец был представителем схоластики, хотя и критиковал своих коллег-схоластов. Несмотря на то, что Роджер Бэкон был монахом францисканского ордена после 1256-го года, он зачастую негативно отзывался о священнослужителях Католической Церкви. За это церковные власти его преследовали, и он даже пробыл 12 лет в тюремном заключении (это было ближе к концу его жизни).

Чем примечателен Роджер Бэкон? Он восхвалял опытную науку. Например, он высоко ценил математику, увлекался физикой (очень любил оптику). Также, с одной стороны, он был увлечен магией, алхимией (за что его порицали «верные чада» Западной Церкви). С другой стороны, он считал магию ничтожной. У него даже есть труд «Послание брата Роджера Бэкона о тайных действиях искусства и природы и ничтожестве магии». Получается, что он сначала стал изучать магию, а потом сделал для себя вывод, что это ерунда. Некоторые исследователи считают, что он разуверился в «темной» магии и пришел к христианской, божественной магии.

Давайте более подробно остановимся на его взглядах. Сегодня я взял работу российского философа Вадима Львовича Рабиновича (1935 – 2013) «Роджер Бэкон. Видение о чудодее, который наживал опыт, а проживал судьбу» (издательство «Алетейя», 2014). Но мы будем читать цитаты не Рабиновича, а самого Роджера Бэкона, которые в этой книге опубликованы в переводе, сделанном с латыни на русский Александром Хаимовичем Горфункелем (российский философ и переводчик, живший с 1928-го года по 2020-й год).

Совсем забыл сказать. У Бэкона много работ. До сих пор половина его трудов не расшифрована и не опубликована. Они находятся во французской и британской библиотеках. Остальные произведения вышли в народ. Например, наиболее известными являются следующие писания: 1) «Большее сочинение» («Opus Majus»), 2) «Меньшее сочинение» («Opus Minus»), 3) «Третье сочинение» («Opus Tertium»), 4) «Компендий философии» («Compendium Studii Pholosophiae»). Сегодня мы возьмем цитаты для рассмотрения из «Большего сочинения» и порассуждаем над ними. Тот отрывок, который я сейчас вам прочту, содержит идеи, очень похожие на мысли Фрэнсиса Бэкона. Возможно, что английский мудрец эпохи Возрождения был знаком с трудами его средневекового предшественника.

Итак, что же пишет Роджер Бэкон? «Существуют 4… препятствия к постижению истины (у Фрэнсиса Бэкона это 4 идола чистого сознания). Они мешают всем и каждому мудрому человеку препятствуют достичь подлинной мудрости. Это: 1) пример жалкого и недостойного авторитета, 2) постоянство привычки, 3) мнение несведущей толпы, 4) прикрытие собственного невежества показной мудростью. Ими опутан всякий человек…» По мысли Бэкона, в научных исследованиях не нужно никого слушать, приучаться к чему-то, потому что последующие научные открытия могут разбить привычку, и ученым будет сложно привыкать к чему-то новому. Не нужно слушать толпу, потому что она часто бывает невежественной. Не нужно прикрывать собственное невежество показной мудростью (лицемерить перед другими людьми). Лучше быть скромным, больше читать и помалкивать, лишний раз не говорить что-то людям. Помню, у меня в школе была учительница по физике Мулюкова Альфия Мунировна. Тем, кто любил спорить во время уроков, она говорила: «Помолчи – за умного сойдешь!» Вряд ли наставница читала Роджера Бэкона, однако ее посыл очень похож.

Идем далее. «Но когда первые 3 довода опровергаются великолепной мощью разума (здесь Бэкон подчеркивает высокий статус рациональности), на устах у всех всегда наготове 4-й, используемый для оправдания собственного невежества. И даже если они никогда не знали ничего достойного, они неразумно его возвеличивают, дабы во утешение злосчастной своей глупости… задушить истину». Здесь мы видим, что люди часто предпочитают казаться мудрыми, а не быть ими. Роджер Бэкон это критикует. Так как он был монахом, нельзя отрицать, что в какой-то степени, возможно, он был скромным (это теоретически должно следовать из самой идеи монашества как пути смирения). Хотя, с другой стороны, английский мыслитель активно критиковал своих современников по каким-то философским вопросам. В деле же познания бытия, как мне видится, Бэкон предпочитает быть тихим и скромным, но мудрым, чем быть пустышкой внутри, но активно себя выставлять якобы знающим. В современной действительности мы в разных сферах знания можем часто встретить подобных людей, которые якобы что-то знают (делают такой вид, по крайней мере), но на самом деле они просто могли заучить умные мысли, а не прожить их на своем опыте.

Теперь я хочу вам зачитать другую цитату. Она находится в части 4-ой, в которой Роджер Бэкон доказывает силу математики в науках, мирских делах и занятиях. Мы прочитаем часть 1-го раздела 1-ой главы. В этом отрывке Роджер Бэкон говорит о высоком статусе математики (которая была его любимой наукой). Эту дисциплину он ставит в основание других наук. «Врата и ключ… наук – математика, которую… открыли от начала мира безупречные мужи и которую предпочитали прочим наукам все безупречные и мудрые». Бэкон высказывает тезис, что математика была открыта «от начала мира». Он был христианином, значит, полагал, что первыми людьми были Адам и Ева. Математика лежит в основе мышления. Думаю, Бэкон знал учение Пифагора. Если следовать библейской точке зрения об истории, то можно сказать, что Пифагор жил гораздо позднее первых людей (через несколько десятков, может быть, даже сотен тысяч лет).

Далее Бэкон пишет, что пренебрежение математикой «уже на протяжении 300 или 400 лет разрушило всякое знание и самих латинян. Ибо, не зная ее, нельзя знать… ни прочих наук, ни мирских дел. И что еще хуже, люди, в ней не сведущие, не ощущают собственного невежества, а потому не ищут от него лекарства. И напротив того, знакомство с этой наукой подготовляет душу и возвышает ее ко всякому прочному знанию (например, к богословию), так что, если кто познал источники мудрости, касающиеся математики, и правильно применил их к познанию прочих наук и дел, тот сможет без ошибок и сомнений, легко… постичь… последующие науки». Что интересно, философ считал математику самой легкой наукой. Он полагал, что любой человек может ее постичь. «Ибо без них нельзя познать ни предшествующих, ни последующих разделов знания, так что они завершают и упорядочивают первоначальное знание, подобно тому, как конец завершает путь, который проходят, и в то же время определяет и открывает путь к последующему знанию».

В заключение хочу сказать, что изучать любые науки важно. Не зря в школах с первого класса учат математику. Она помогает человеку структурировать мышление, даже несмотря на то, что это абстрактная наука. Понятно, что в повседневной жизни нет функций, числа пи (оно опытно нам не дано). В быту мы имеем дело с предметами. Мы можем их посчитать. Но сами числа в их отвлеченном виде на практике нам не даны. Пифагор, например, считал, что число существует реально и независимо от сознания человека (в терминах Платона число 1, например, есть эйдос, которое существует где-то там, в «заоблачных далях»). Лично я считаю, что нет идей чисел. Наоборот, мы всегда имеем дело с конкретными вещами. Их мы можем посчитать и сказать, для иллюстрации: «В актовом зале Лицея №1 150 кресел». И только на основании счета мы можем осознать, что кресел именно 150. Если бы мы не умели считать, думаю, ничего трагического не произошло бы, потому что перед нами были бы просто кучи разных предметов (огурцов, футболок, книг…). Но счет все равно нужен и полезен, потому что с его помощью мы приводим мир в систему.

Поэтому я призываю всех изучать математику. Эта наука интересна, хоть ее и сложно применить на практике. Изучайте труды Роджера Бэкона, Пифагора. А о Френсисе Бэконе мы поговорим с вами в другой раз. Всем до свидания! Увидимся скоро!

Дата записи эпизода: 15.03.2024.
Дата оформления текста: 18.03.2024.