Реквием самому себе, стране и миру Феликса Буха

Артём Киракосов
«ЦВЕТЫ ЗЛА»,  РЕКВИЕМ САМОМУ СЕБЕ, СТРАНЕ И МИРУ
мозаичиста Феликса Буха


Мозаики негатива в прямом смысле, где белое — это чёрное, а чёрное — это белое, Феликса Буха 2020-х, безусловно, — слово в нашем актуальном, так сказать, "искусстве" (шире — жизни), но какое? И шквал обрушившихся на меня обвинений, пшиканье с улюлюканьем „Феликс — гимн жизни, наше всё!“ только убедили меня написать оное, поскольку, не понимают люди, да, самые близкие, порой, куда зашёл, на что вступил, что предъявил, и чем объят, в чём тонет художник, автор...
Но разве не привычно мне быть и стоять одному во мнении?
Цветной рай жизни меняется ‘гулагом’: "Столпотворение", 2021, мозаика, 68х60 см. Люди подавлены и охвачены механикой, тревожно, без просвета: "Женский хор", 2019, мозаика, 80х43 см. Бьются друг с другом, как машинки (из детства): "Борцы", 2020, мозаика, 60х80 см. "Концерт", 2022, 90х60 см — концерт обречённых. "Адам и Ева", 2019, мозаика, 60х40 см — корневая и коронная, ключевая и сквозная тема через всё творчество Феликса Буха — изгнанники, отвержены, преследуемы нависшим Роком растерянные существа.
У всех мозаик один и тот же фон, тон — глухой чёрный, одинаковый рисующий — белый, как мёртвая, выгоревшая кость. Почти без отклонений всё, с крайними, небольшими включениями ничего не меняющих в целом камней охр: жёлтой и красной, — еле тёплых, лимонника, скорее, ядовитого, чем солнечного, и ряда мало значащих, усиливающих лишь боль, других: синь на зелень, "фиолетово", но всё темно и равномерно безпродыхно и недыханно!
"Золотая рыбка", 2020, мозаика, 60х30 см — попала в сети, эта сетка, секта — обрешёченная тюрьма? Так же выглядят (арестантами) и голые, правильно ровно скрещённые стебли репеев — отчаянным криком за решёткой: "Репей", 2021, мозаика, 62х50 см. "Букет", 2021, мозаика, 68х30 см и "Репейник", 2021, мозаика, 65х35 см — в списке расстрельных, хоть и цветы...
"В горах", 2020, мозаика, 60х36 см — вещь действительно красивая, хоть и решена пластически художественно также, как предыдущие (тут ещё появляется благородный серый): так значит и в концлагере бывает — и туда приходит — весна?
Ничего не понимающие "Люди", мозаика, 2021, 30х60 см, переглядываются, в растере, справляются молча взглядами у друг дружки: да как это, где мы? Их исход, поток, бред (от слова „бредут“, но в полнейшем бреду!) по мосту в одном направлении — новое рабство по своим окошкам квадратов в "цифре", ход на заклание без права и веры вернуться: "Город. Отражение", 2020, вертикальный диптих, мозаика, 75х60 см (верхняя часть), 60х60 см (нижняя часть). "Люди в городе", мозаика, 2021, 62х30 см — такие же бессмысленные, опуплённые и оквадратненные, как высящийся хладно-серый бетон.
Это искусство?
Да, наверное, Феликсу единственному удалось так полно (и образно) выразить происходящее сейчас в России (и вокруг)!
Он переживает десятки смертей близких — человек в возрасте. Ему объявляют рак. Он и сам смертельно болен. Но борется...
Как борются в мозаиках поодиночке его музыканты (ещё одна классическая сквозная, оркестровая чисто, тема художника), каждый сам своим отчаянным соло в сгустившемся мраке: "Виолончелист", 2021, 60х36 см, "Трубач", 2021, 60х35 см, "Скрипач", 2021, 60х35, "Играющая на трубе", 2021, 60х35 см, "Ударник", 2022, 60х38 см, "Свингующие", 2022, 60х45 см.
"Распятие. Исторический сюжет", 2023, мозаика, 130х60 см — самая крупная по размерам работа Буха этого цикла, периода, и, как бы, заглавная — совсем не имеет оттенков историчности (авторское название сознательно лишь уводит зрителя прочь от актуализации). А окружён распятый (с строчной буквы пишу специально, подчёркивая, что пытают рядового, не Бога) кем? Да нет же, не Богородицей и Иоанном, предстоящими, как на канонических основах, а автопортретами (в мозаике): "Мыслитель", 2021, 59х35 см, "Старость", 2021, 59х35 см, "Читающий Библию", 2022, 60х36 см, "Ползущий", 2022, 44х60 см. Как бы думает Феликс: „А ведь мог бы и я  быть на кресте (сознательно — с строчной буквы опять рисую не сакральное орудие пытки) вместо того вот парня; что было бы тогда, сдюжил?“
И, наконец, — полный мрак, ужас (какой-то) чистой воды: "Автопортрет в маске", 2020, мозаика, 30х25 см, — бритый зэк какой-то с шахматными шашечками вместо зубов; с улыбкой убийцы от уха до уха (повязка говорящего молчания и смерти). Ожившие, улыбающиеся мило нам так, как надзиратели: "Скелет № 1", 2020, мозаика, 60х30 см и "Скелет № 2", 2020, мозаика, 50х21 см; да уж — „ торжество жизни“, „певец радости“?
(Помнится мне, что Георгий Колосов также ведёт свою фотосерию, оживляя с надгробных памятников Даниловского кладбища жертвы сталинских репрессий по портретам на могилах.)
Нет, Феликс нигде не учился, скелетами он не болел ни в художественной школе, ни в художественном училище, ни в ВУЗ-е; но они у него, как про Ленина, когда-то, в времена нашего счастливого (не заковычено) детства писали на всех углах в транспарантах, „живее всех живых“.
Вы думаете, дело в политике, ан нет же — всеобщая мировая пандемия и гимны царствующей смерти повсюду; и видятся Феликсу уже не во плоти твари, но, как рентгеном, во скелетах мир весь с растительным и животный: что-то с земли не могущая нам воркует "Скелет птицы", 2021, мозаика, 44х20 см да бежит уж на запах по нашему яркому человечьему следу "Скелет крокодила", 2021, мозаика, 20х42 см...
Ну как вам сие?

18 03 2024
АвтоТекст # 0167:
http://proza.ru/2024/03/18/816

P.S.
Но глянешь пристальней на скелеты Феликса с напихнуми на них смеющимися тыквенными башками — и наобхохочешься, "хулуин" какой-то получается, (из детского советских времён фильма) (а когда, в коем-то веке, над смертью не смеялись рыцари духа, у?): „И мёртвые с косами стаять...“ («Неуловимые мстители», режиссёр Эдмонд Кеосаян [что, опять эти `армяны` мешают вам всем?], "Мосфильм", 1966, по мотивам повести Павла Бляхина «Красные дьяволята»). \\\\ 19 03 2024