Разъяснительная статья о циклах стихов

Валентина Лефтерова
РАЗЪЯСНИТЕЛЬНАЯ  СТАТЬЯ
О  ЦИКЛАХ  СТИХОВ…
Считаю нужным дать ключ к пониманию моего УСЛОВНОГО разделения стихов на циклы, а также оформления их в тематические или жанровые, хронологические подборки (сборники).
Прежде всего, все свои стихотворные написания я разделила на четыре больших, хронологических раздела, а именно:
1-й, «ИЛЛЮЗОРИЙ», - 1966 – 1975 г. г.
2-й, «МОЙ  ПОСОХ», - 1976 – 1985 г. г.
3-й, «ПЛЕННИЦА  ДУХА», 1986 – 1989 г. г.
4-й, «ПОСЛЕДНЯЯ  ДИСТАНЦИЯ», 1990 – 1996 г. г.
Все эти названия – скорее символические, обозначающие разные этапы моего бытия и наиболее характерные их обстоятельства.
Понятно, что «ИЛЛЮЗОРИЙ» - это период юношества, наивности и ошибок; «МОЙ ПОСОХ» – период бездорожья по городам страны, в поисках чего-то нового и более наполненного, чем обычная реальность.
«ПЛЕННИЦА ДУХА» - более сложный раздел, поскольку в этот период, как полагаю я, совершенно реально какие-то силы надиктовывали мне лирику, взяв меня в полный плен своих духовных убеждений или влияний.
Интересно, что чуть позднее, уже ощутив себя полной пленницей какого-то большого, неземного Духа, я неожиданно, почти случайно, читаю в газете «Литературная Россия» статью М. Цветаевой под названием «Пленённый дух». Совершенно теперь не помню её содержания, но была удивлена почти полным совпадением наших ощущений, и всё пыталась найти разницу в них.
У неё, как бы, пленённый дух - не она сама, а, наоборот, в этом - её влияние на кого-то (так, во всяком случае, поняла я); у меня же – иначе, пленённым я ощущала именно свой дух, который подчинялся другому, более сильному и могучему.
Раздел «ПОСЛЕДНЯЯ ДИСТАНЦИЯ» объединил конечный период стихотворчества, как бы подводящий итог всем летам поисков и находок, когда написанное, хочется верить, стало более мудрым и завершающим авторские интуитивные убеждения.
Внутри себя эти разделы также были разделены мною на разные хронологические периоды, которые я уже точно обозначала как циклы.
Их названия красноречивы и, можно сказать, почти не требуют разъяснений, за исключением некоторых из них. Вот их названия:
1 - «Из Юности», «Московские стихи», «Беспутье…»;
2 - «Весна - 76», «Чужая…», «Усталый день»; 
3 - «В деревах мёд течёт…», «Пленница Духа…», «1989-й, Космический…»;
4 - «Обескрыленные птицы…», «Родник желаний», «Многодюнный путь…».
В последнем позднее я выделила почему-то ещё под-название «Прощальные стихи», объединив в нём написанное за 1995 – 1996 г. г.
2
Моё любимое название «Беспутье» (за период 1974 -1975 г. г.) - очень красноречиво для меня. Оно отражает моменты, когда я в роли журналистки «погастролировала» по некоторым городам России и столкнулась с такой толстокожестью, таким забронзовевшим бюрократизмом партредакторов некрупных газет и др. редакций, что меня стало тошнить от коммунистических лозунгов и парт лицемерия ещё долго и долго.
Вот в те моменты и родилось это интересное обозначение этапа и стихотворческого, и просто творческого пути. Оно очень правильное, очень соответствующее тому, что ожидало наше молодое большинство в стране с громким названием СССР.
Это, к сожалению, был самый активный и подлый, завуалированный период распада идеологии коммунистов, что и подтвердили последующие полтора десятилетия полного развала страны…*
«Весна - 76» выделена как период очень активного стихотворчества в месяцы написания университетского диплома. Фактически за тот период мной была выполнена гигантская работа. Это был троекратный диплом!
1)Тот, который я защитила (вроде как на «хорошо»); 2) и тот, который глупый руководитель предложил не включать в основную работу (в текст диплома), а это был основной раздел, самый интересный, именно – ежедневной моей исследовательской работы в течение четырёх месяцев!
(Но он мало соответствовал тому профилю, который интересовал моего руководителя, не журналиста, а экономиста, узкого специалиста, человека пришлого на кафедре журналистики МГУ, но на предложенную тему которого я, к сожалению, и «клюнула»).
И вот этот основной раздел моей работы я, по его совету, реально не включила в диплом! А это была - более чем треть его объёма, самая весомая, интересная и полезная (как позднее, с сожалением, поняла я…**) 
А третьим творческим пунктом этого периода «весны -76» и стали многочисленные стихи, которые буквально прорывались тогда из моих чувств, ощущений и миропониманий…
Название цикла «В деревах мёд течёт…» - это фактически плагиат из Иманта Зиедониса, под впечатлением крохотного сборничка которого я тогда пребывала. Очень классные стихи, кто не читал – советую почитать.
«1989-й, Космический…» так назван под влиянием беснующихся в ту пору журналистов и прочих, заполонивших газеты и эфиры инопланетянами, ведьмаками и прорицателями. Во мне же всё это, почему-то, связывалось с Космосом, оно же и отражалось в сочинительствах.
«Обескрыленные птицы…»  - понятно, что это о нас всех, в те, подрезавшие нам крылышки, 90-е годы, когда стало понятно, что долго ещё нам не поднять ни головы, ни страны, ни духовности…. Жили, как в смраде, в смуте, в глупости и бесчестии своих правителей…
Вот почему чуть позже появился цикл «Родник желаний» - от улучшения самочувствия, самоощущения, от радости, что из-под пера, наконец-то, в каком-то из стихов проявились эти слова о желании или желаниях… Что было проблеском пробуждения от полной безнадёжности…
Ну, а названием «Многодюнный путь» я заменила более красочное название, которое говорило о постоянном сокращении жизненной дистанции. Испугавшись, что такое название может дать ускорение именно к физическому завершению жизни, - я изменила его на более нейтральное, говорящее о завершении житейского, в целом – очень непростого, круга.
3
Кроме этого, мною придуманы циклы жанровые. Это, например. «Стихи – Афоризмы», «Шуточные стихи», «Послания к друзьям и знакомым», «Песни» (последний пока не опубликован). Кроме «Посланий…» - это даже и не циклы, а скорее жанровые подборки, но условно я зову их циклами.
Интересны мне так же подборки тематические. Несколько из них я уже оформила и опубликовала на сайте «Изба-Читальня.ру» и др. Это, к примеру, подборки «К друзьям», «К Отчизне», появятся и другие.
Естественно, невозможно обойтись без циклов любовной лирики. Мною также представлены в сети два из них: «Случайные встречи» и «Цветы Надежд», позднее появятся ещё два. Об этих можно точно сказать, что это – реально циклы.
Предполагаю так же подборку «Стихи вне циклов», в которой разместятся разные-всякие стихи, не вписывавшиеся в общие, постоянные мои темы. Или незавершённые, или написанные позднее 1996 года, и т.п.  Вот такие «краткие биографии» написанного более чем за 30 лет.
____________________________
Примечания автора:
*Замечу, что через много лет, в начале уже нового тысячелетия, публикуя в детско-юношеском журнале стихи этого периода, мне пришлось название «Беспутье…» заменить на «Бездорожье», из опасения, что читатели могли принять такое название как протест против действующего президента Путина. Что – не соответствовало бы моим убеждениям на тот период.
Что ж, бывают казусы в обстоятельствах!
** Но это тема для совсем другой статьи, об этике и компетентности тех, кто нас обучал и обучает, об ответственности вузов за качество обучения и компетентность привлекаемых сотрудников, и т.п.
18.03.2024.
В. Леф.