Нескучное лето

Виктор Ян-Ган-Чун
          На учения, в кадрированную дивизию забирали почти всех мужчин этого маленького города соответствующего возраста, кроме тех, у которых срочно «объявилась» дизентерия и не менее заразные болезни, позволяющие избежать столь срочной мобилизации. Это, как правило, были те ребята, кто уже раньше «насладился» романтикой подобных учений.
     По прибытию к месту дислокации все были переодеты в солдатскую форму. Офицеры получили еще и погоны со звездочками, которые пришивали сами.            
      Поначалу организовали полевой дивизионный склад. Для этого среди степи из ящиков с патронами  была обрамлена большая площадь  прямоугольной формы с проемом для въезда автомобилей.  С обеих сторон проема поставили часовых. На этот полевой склад было вывезено с дивизионных складов много десятков автомобилей различных военных грузов. Это  патроны, артиллерийская оптика,  имитаторы взрывов всевозможных зарядов и многое, многое другое. Тяжелой работы было очень много, если учесть еще и то, что жара в  степи стояла запредельная.
       Вечером, накануне начала учений,  получили приказ:  с центральных артиллерийских складов  доставить в район учений 20 автомобилей «Урал» со 100 миллиметровыми снарядами СУ и танк. Приказ есть приказ. Ближе к полуночи колонна из двадцати новых автомобилей «Урал» двинулась по направлению к обозначенным складам. За рулем «Уралов» солдаты срочной службы. Во главе колонны - профессиональный военный - майор  Кутасов. Валерка после военной кафедры политехнического института в звании лейтенанта запаса с самым опытным водителем,   парнем из Новосибирска, Саблиным Сергеем, в конце колонны, в  тех замыкании.  Ехали долго. Склады были далеко от места дислокации.
     Разбудили четверых полусонных солдат, старшим из которых был  старший сержант. Офицеров не было. На центральных артиллерийских складах  военного округа, как оказалось, не работал ни один грузоподъемный механизм. Пришлось ящики со снарядами грузить вручную  имеющимся контингентом. Уставшие солдаты-водители пороптали немного, но у майора Кутасова не забалуешь. Вход пошли такие слова ненормативной лексики, от которых присесть хочется. У майора это было природное. Такому «ремеслу» не научишь нигде.  Погрузились только часам к девяти.  Майор Кутасов подошел к Валерке и сказал:
     - Сейчас быстро доедем до берега речки и дадим людям отдохнуть.
     Колонна в ненормативном  темпе двинулась обратно.    Вскоре начались злоключения. Когда проезжали мимо деревни, 19-ый «Урал» резко остановился. «Урал» тех замыкания тоже встал, как вкопанный.
     Валерка проворно соскочил с подножки своей машины, чтобы узнать от чего так резко встал 19-ый « Урал». Картина предстала неприглядная: восемнадцатый «Урал» лежал вверх колесами, не доехав метра два до нового прясла забора. Вокруг  были лужи от разлитого бензина, валялись разбитые ящики и снаряды.
 Деревенские зеваки уже стояли возле опрокинутого «Урала». Некоторые, кто был «без царя в голове», курили. Водитель, выползший из кабины через лопнувшее лобовое стекло, стоял с  трясущимся организмом и зубами, выбивающими чечетку. Его спасло запасное колесо, которое у автомобилей «Урал» расположено сразу за кабиной. Валерка, не стесняясь в выражениях, отогнал всех зевак. Саблин  уже мчался за майором.
   -Что с тобой случилось?- спросил Валерка водителя опрокинутого «Урала» после того, как  тот немного пришел в себя.
   -Я уснул за рулем. Когда проснулся, то увидел, что еду прямо в забор и дом.  Резко крутанул руля и через мгновение подумал, что попрощался с жизнью.
    - А почему уснул?
    - Уснул и не заметил. Наверное, потому, что накануне был в ночном наряде. Так что две ночи без сна.
     К Валерке  подошел один из деревенских мужчин и сказал:
     -  На этом повороте просто какое-то проклятое место. Видите новое прясло забора?
     - Вижу,- отвечает Валерка.
     - Так вот в замененное прясло две недели тому назад въехал один солдатик. Уснул за рулем. Правда, без оверкиля обошлось. А что с вашим водителем случилось?
      - Разберемся,- ответил Валерка любопытному.
     Когда майор приехал  и увидел картину, от которой  могла пострадать  его карьера, то разразился таким эксклюзивным матом, что в деревне такого отродясь не слышал никто.
     За два приема лебедкой девятнадцатого «Урала перевернутая машина была поставлена на колеса. Подремонтировали карбюратор, и машина завелась. За рулем искалеченного «Урала» все тот же полусонный солдат.
     Ехали быстро, но периодически останавливались и осматривали смертельный груз. При очередном осмотре произошло еще одно  ЧП: в одной из машин не досчитались ящика со снарядами. Вот тут-то и началось…. Колона встала. Искали отчаянно. Два «Урала с солдатами были отправлены на место осмотра, где ящики были все.  Водители разбрелись по полю вдоль дороги глазами прошаривая все, где мог оказаться злосчастный ящик. Минут через тридцать вернулись «посланцы» с найденным ящиком. Ящик был найден на обочине дороги километрах в трех от места, где остановилась колонна. Все хорошо, что хорошо кончается. Но, время было упущено….  Когда подъехали к месту бывшей дислокации, то дивизии и след простыл. В степи попискивали мыши, да мельчайшая пыль, поднятая колесами и гусеницами военной техники, висела над степью. Пришлось догонять все тыловое обеспечение.
Двадцать пришедших «Уралов» со снарядами рассредоточили в подлеске в ожидании дальнейших указаний.
  Удар палкой в подвешенный металлический поднос известил о начале обеда. Сергей – водитель с двумя котелками пошел за пищей. Валерка, разомлев от жары и безделья,
 удобно улегся на сиденьях «Урала», высунув ноги в открытое окно.
 Вдруг послышался легкий шелест, который с каждой минутой усиливался. Вертолеты дивизии противника высадили десант, который захватил все наше тыловое обеспечение. Когда десантники пробегали мимо машины, в которой дремал Валерка, кто-то тронул Валерку за сапог и сказал: «Водила спит».
Хорошо, что все так обошлось. Офицеров десантники связывали по рукам и ногам и бросали под машину. Вертолетный десант взял в плен все тыловое обеспечение дивизии.
        Одним словом, голубая дивизия проиграла учения вдрызг.
     Прилетело высокое начальство во главе с заместителем министра обороны. Как всегда произошло поощрение непричастных и наказание невиновных.
  Вот такое было нескучное лето.