глава 4а

Сергей Васильевич Зубарев
-"Да ты богач!- засмеялся есаул. Рад, что ты весёлый!"
Келейник Кондратий  достал из под козел тулуп и усадил  на него игумена. Мы стали по местам. С криками ура с двух сторон на нас скакали красные. Было слышно их истошные, визглявые вопли . Мы бывало тоже в атаках кричали, ура, но оно у нас было слитным воедино, раскатистым и протяжным на -АААА! Они орали, кто как хотел или мог. Я уже видел морды их коней, серые грязные шинели, перекошенные лица с чёрными дырками ртов.-" Цельсь! Готовы?": громко командовал есаул.-" Есть!- ответил каждый. С колен на пятьдесят шагов почти нельзя промахнуться.-" Пли! Пли! Пли!!! Крайние выстрелы мы делали когда до всадников было шагов двадцать. Было убито не меньше пяти человек и столько же ранено. Одна лошадь упала  не доскакав шагов  десять , двенадцать придавив всадника. Она придавила ему ногу и он ругался, шлёпал её шашкой по голове, и по впалым бокам. Она дрыгала задними ногами и у неё при каждом выдохе вытекала изо рта кровь. Эта упавшая лошадь помешала остальным налететь на нас и они резко повернули в стороны, и отступили. Разъехавшись, стали опять собираться вместе в балке. Часть спешилось, стали снимать раненых и убитых. Раненый, которого придавила лошадь, понял,  что его бросили и он придавленный не может ничего сделать замолчал.-" Добить яво?" : спросил Тимофей.
-" Ты кто такой?": спросил есаул, обращаясь к раненому.
-" Братцы не убивайте.": ответил он жалостным голосом.
-" Какие мы табе братцы?!": ответил Тимофей.
-" Брось оружие!": приказал есаул. Он откинул шашку.-" А наган?"-" Наган в кабуре. Достать?"
-" Не надо! Держи руки в верх!"
-"Держу!": и он поднял руки.
-" Тимофей, иди помоги яму! И тащи сюды!"
-"Дай я яво зарублю!"
-" Погодь! Дай допросить, чаво он нам тут скажет."
Тимофей подошёл, вытащил наган из кобуры, кинул его есаулу. Взял седло за луку, хотел приподнять лошадь, но она была тяжёлая.
-" Там нога в стремя попала!"
-" Сейчас!"-Тимофей достал нож и перерезал подпруги. Потащил за седло и освободил ногу. -" Встать можешь?"
-" Могу, но больно." Он поднялся.
-" Иди сюды!": позвал есаул держа его на мушке. Тимофей побежал к убитому забрал карабин, шашку, проверил карманы. Принёс махорку, газету.
-" Ты командир?" : спросил  есаул у пленного.
-"Да, я помощник командира полка."
-" А, что вы тут делаете?"
-" Нам велено найти игумена и доставить вместе с документами в штаб!"
-" Зачем?"
-" Я не знаю, говорят, приказ самого Троцкого."
-" Иван Лукич, смотри идут." Красные шли с винтовками чуть согнувшись, не спеша обходя наш камышовый рай.
-" Тимофей, привяжи яво к колесу и займи вон там позицию!Возьми карабин! Пригодиться!"
-" Хлопцы, оставьте нам попа и бумаги, а вас мы отпустим! Нахрена он вам нужон?
Его допросят и отпустят!": предложил пленный.
-" Заткнись!": ответил есаул.
Первыми начали стрелять красные. Выстрелы были почти залпом, видать стреляли по команде. Потом выстрелы стали давать с другой стороны. Цепь, что была с третьей стороны сместилась, чтобы не попасть под огонь своих. Нас в камыше они не видели, но пули свистели рядом.
-" Всем целиться, и , можете отвечать!"
Мы лежали на мёрзлой земле, подстелив  под себя потники, которые пахли конским потом,  винтовки лежали на сёдлах и было очень удобно целиться. После выстрелов по нам конь игумена был убит, а второй ранен. Есаул молодец, он как знал, наших коней поставил в середину, а по бокам запалённых, они и пострадали. Мы несколько человек убили и ранили. У нас тоже был один тяжело ранен в голову. Их цепи залегли.
-" Долго они лежать не смогут! Холодно!"
Красные стали ползти и перебежками продвигаться к нам. Мы стреляли тщательно выцеливая противника  и ещё несколько человек ранили. Они отступили, ползком оттаскивая раненых.
Через некоторое время, с белой тряпкой на шашке, верхом на коне, показался парламентёр. Он размахивал тряпкой и кричал:" Не стреляйте! Не стреляйте!"
Есаул смотрел на него в бинокль.
-" Стой! Слухаем! Чаво надо!": спросил есаул.
-"Казаки, вы нам не нужны! Отдайте нам игумена и яво бумаги и катитесь ко всем чертям, куда хотите! Хотитя, идить к нам, будем  вместе биться за Советскую власть! Хотитя, едьтя по домам, мы вас не тронем!"
-" Хорошо! Дайтя нам подумать!": крикнул есаул.
-" Даю пять минут!"
-"Ты, чё охренел!Нам надо посоветоваться! Два часа, не меньше!"
-"Двадцать минут! Ежели  нет, мы вас перебьём!"
-" Дай я яво сниму!":Тимофей вскинул винтовку .
-"Отставить!Нам надо время тянуть, вахмистр уже поди доскакал.?"
-" Ежели не убили.": опуская винтовку ответил Тимофей.
-"Кто это?": спросил есаул у пленного.
-" Эт наш командир полка, Белоус Игнат Савелич!"
-"Игнат Савелич, ты чё нам за сделку предлагаешь!?"
Он хотел было уехать, уже повернул коня, но услышал своё имя и отчество остановился.-" Да ты,не как меня знаешь?"
-" Как не знать, такого красного командира!Я о тебе наслышан ещё на Германском фронте был!"
-" А ты кто такой будешь?"
-" Ты че ж это Игнат, меня не узнал?"
-"По голосу нет! Кто ты такой?"
-" Я Гнат, есаул Чёрнорубашкин!"
-" Иван Лукич, це ты?"
-" Я Игнаша! Я!"
-"Так ты живий!"
-" Живой, як видишь!"
-"Да не бачу нихрена!Ты там гдесь ховаешься!Давай иди до мени!"
-" Я б пошёл, покурил с тобой, да у тебя за спиной тридцать винтовок и все на меня нацелены!"
-"Ты не боись, без команды не пальнут!"
-" Ты меня, Гнат , знаешь, я никого не боюсь, но просто так, дуриком, погибать не хочу! А махорка у тебя есть?"
-" Папиросы е! Дюже сладкие, есаул! А тебя повысили в звании!?"
-"Да! В конце шеснадцотого года! Тоды меня Николашка наградил крестом и в есаулы произвёл! У тебя знаю тоже есть Егорий!?"
-"Два!"
-" Игнат, что мы орём!? Давай, езжай ко мне, я пойду на встречу, что нибудь решим! Тем более вы не по нашу душу!"
Игнат крикнул своим, что всё нормально, сейчас всё решим и шагом направил коня к нам. Есаул проверил наган, сунул его за пазуху и пошёл на встречу. Беседу он потом мне пересказал. Они получили приказ найти и доставить в штаб Армии игумена Варлаама, настоятеля Таганрогского  мужского греческого монастыря и все его бумаги. Они  уже пол года за ним гоняются, а он каким-то чудом всё уходит. Сколько народу за ним охотится, и всё бестолку.Вот наконец накрыли его. Сколько из за него полегло бойцов... Игумен  нужен им живой, ну в крайнем случае мёртвый. Тело надо привезти, обязательно с бумагами! А для чего, Белоус и сам не знал.
 Докурив папиросы Игнат сказал:"Ты лишних пятнадцать минут у меня оттяпал!"
-"Значит мой казак проскочил, раз так меня торопишь!"
-" Нет Ваня, не проскочил, мои хлопца его коня ранили, а потом всего порубили. Мне тебе и показать нечего!
-" Брешешь, ты всё Гнат! Мне Ваш помощник ком полка Тарас Демченко, сказал, что ушёл казачок! "
-"Так шо, Тарас живой, сукин сын!"
-" Живой , Гнат! Живой!"
-" А покажешь? Не брешешь?!"
-"Покажу!- И он крикнул- Хорунжий, покажи нам Тараса!"
Я подошёл отвязал его и он хромая, весь дрожа от холода, на вожжах, вышел на край камыша.
-"Тарас, ты живой?"
-" Живой, Игнат Савелич!"
-"Как там игумен?"
-"Тоже живой!"
-" Всё уводи яво!": крикнул есаул.
-" Вы Гнат, сильно не палите, а то не ровён час прибьёте Тараса и игумена.Что  тогда табе Ленин с Троцким скажут?"
-" Ладно Иван, разболтался я тут с тобой. Если мы бумаги сейчас не заберём, то перевернут весь Севастополь, а если уплывут, то и весь Константинополь!"
-" А что в них хоть есть ценного, что за ними такая охота?"
-" Хрен их жидов знает, какая то тайна!"
  Они разошлись. Подойдя есаул спросил:" Ну, что казачки, вам всё весело!?"
Подошёл к раненым: " Как вы?"
-"Держусь, ваше высоко благородие".
-"Держись родной!"- и поправил солому и бекешу. Раненый в голову молчал. Потом подошёл к нам.
-"Там я видел, что к ним ещё подмога подошла. Если наши в течении часа не прибудут нам не сдюжить! Сомнут!"- Он взял пучок соломы из под козел и поджёг, она быстро загорелась.-"Давайте, камыша подкиньте, да тот что примят, этот , что торчит не трогайте!" Мы тогда ещё не знали, что он придумал. Жёлто- синий дым начал подниматься над нашим биваком. Из балки полукольцом  на нас двигалось пеших человек тридцать, а сзади человек двадцать конных. Есаул сел на коня и стал размахивать бело- серой тряпкой.
-"Иван Лукич, вы с ума сошли? Я с вами!": почти кричал я.-" Викентий, я поеду для переговоров, а вы все цельтесь в командира Белоуса! Нам надо время тянуть, вот-вот должны наши подойти! Чует моё сердце!" Есаул поехал на встречу:" Стойте!! Стойте!" -кричал он звонким голосом. Красные остановились. Дым от нашего костра поднимался вверх, а часть текла в сторону моря. Вперёд выехал тот же командир:" Ну шо ты там ещё придумал?": пробасил он.
-" Игнат Савелич, ты меня знаешь"- медленно растягивая слова начал есаул.-" Ты тоже бывал там где редко кто выживал!"
-"Что Лукич, припекло?"
-"Припекло! Сам видишь!": и он чуть развернул коня, привстал на стременах якобы поправляя бекешу. Он чуял, что вот - вот должны появиться казаки. Он , как старый волк, который сидит в засаде и ждёт когда молодые выгонят на него оленя.
-"Ну ,шо ты вертишься? А шо,вы там запалили?"
-"Да вот Игнат Савелич, игумен приказал монаху жечь бумаги! Я не против , пусть жгёть! Мне они не нужны!"
-" Да ты шо! Они дюже вилику ценность имеют!"
-"Да какую ценность, там один хлам! Да я и о тебе подумал!"
-"А шо за мной думать?"
-"Да, чтоб ты спокойно воротился к своим товарищам Троцким и передал, что сам видел, как бумаги, иконы и книги казаки с монахом сожгли."
-" А воны спросят, где сам игумэн?"-
-" Скажешь, что утонул!"
-"У меня вон сзади комиссар из жидов, вин за таки речи и даже мысли в расход! Он ещё два дня назад грозил, когда мы их у татарского аула упустили!"
-"А что он не приехал на переговоры?"
-" Вон бачишь, при ём три матроса, без охраны шага не делает!"
-"Кончай болтовню! Брэмя вышло!": донёсся картавый голос.
-" Иван Лукич, ваше высоко благородие, это он. Мой вам совет, отдайте игумена и мы вас отпустим с богом!"
-" Могу отдать Демченко! У него похоже нога сломана!"
-"Давай есаул, трогай к своим, а я опосля, неравён час по тебе пальнут!"
-" Спасибо товарищ Белоус, красный командир!"
есаул повернул коня проехал несколько шагов и увидел, как шла крупной рысью сотня. Он дал коню под бока и тот аж прыгнул. Прозвучало несколько выстрелов, есаул припал к шее коня и буквально влетел к нам.
-" Наши! Успели! - прокричал он.-Приготовить всем гранаты!" Он лёг рядом со мной.
-" Готовьсь! Кинем все вместе! У них нет времени ! Больше одной атаки не будет! Сколько всего гранат?"
-"Восемь!": ответил я.
-"Две в эту цепь, две в эту, а четыре по верховым! Пуганём коней!"
Солдаты  в серых длиннополых шинелях уже не шли, а бежали.
-"Шевцов, Григорий, вон первого , здоровяка видишь?"
-"Да, ваше высоко благородие!"
-"Сними яво, а мы как упадёть  разом кинем гранаты!" Грянул выстрел. Тот, первый, в кого стреляли , на мгновение остановился, потом ткнул  штыком винтовки  в землю впереди себя и повалился на бок. Кто-то  нагнулся к нему чтобы помочь, остальные продолжали бежать. Шевцов ещё раз стрельнул , опять кто-то упал и тут же полетели гранаты. Прогремели взрывы, которые слились в один! Мы стали палить из винтовок последними патронами. Цепи залегли. Красные какое то время не могли прийти в себя от взрывов, потом стали палить в нашу сторону. Я видел, как ещё ранило коня, несколько пуль попало в фургон, где лежал раненый. Пленный, привязанный к колесу весь сжался и лежал на боку. И тут на нас с криком понеслись красные кавалеристы . Их кони перескакивали через залегших, те стали подниматься, чтобы их не затоптали, но не побежали на нас, а стали отходить. Мы разом кинули гранаты, взрывы произошли почти перед копытами, несколько коней упало, некоторые так рванули в сторону, что всадники повылетали из сёдел. Мы выпустили последние винтовочные пули, поднялись и встали за фургон, опасаясь, что нас порубят на земле. Мы с есаулом стреляли из наганов. Красные очумевшие от взрывов кружили рядом, пытаясь до нас добраться. И тут мы увидели, как с криком идёт наша лава. Красные побежали. За ними , с гиканьем, рядом с нами пронеслась наша сотня, звеня подковами о мёрзлую землю. Подскакал Антон-" Как вы, станичники? Рад, что успел!" -и кинулся к нам. Мы все обнялись, радость была великой! Казаки проверяли коней, мы с есаулом подошли к игумену, он лежал на спине и смотрел  в серое небо, ладонями прижав позолоченный крест к груди, глаза были пустые, рот чуть приоткрыт, седые борода и усы прикрывали губы. Рядом с ним , на боку, поджав к груди колени лежал здоровенный келейник.
-" Вы как, отец Варлаамий?": спросил есаул. Игумен посмотрел на нас чуть мутными бледно-голубыми глазами :" Слава богу!"
-" Поднимайтесь, всё закончилось!" Он тронул монаха за плечо-" Поднимайтесь, пора в путь!"
-" Он убит.":- ответил игумен.-" Я уже прочитал молитву."
-" Как так?" Мы повернули его на спину и увидели, что пуля попала ему в висок. Скуфия лежала рядом, кровь запеклась в его чуть седеющей, густой бороде, остекленевшие глаза были неподвижны. Игумен закрыл их посиневшей, костлявой рукой. Мы перекрестились.
-" Вы вставайте отец." И есаул помог ему подняться. Я подал посох.
-" Его надо отвезти в церковь, на хуторе.": попросил игумен.
-"Отвезём, отец, не беспокойтесь!"
Подошёл вахмистр Сериков :" Раненый  отошёл в мир иной.
-" Царство ему небесное!Хороший был казак!"
Игумен подошёл к фургону перекрестил казака и стал читать чуть слышно молитву.
-" Казаки, подвиньте яво к борту и давайте положим рядом монаха. Мы принесли и положили рядом на солому монаха. Не обращая внимания на пленного оттащили в сторону убитого коня, сняли с него и раненых коней уздечки. Раненые кони совершенно не могли идти, если делали шаг , то сильно хромали.
-"Давайте берите коня убитого и красного жеребца, запрягайте!"
-" А с этим,что делать?": спросил я указывая на привязанного к колесу пленного.
-" Отведи вон к яво товарищам, да шлёпни!- ответил есаул-Он поди  казаков много загубил!"
-" Ваше высоко благородие, пощади! Ей богу никого не расстреливав!Хлопцы, пощадить!"
Стали подъезжать казаки, что гнали красных. Грызли семечки, смеялись:"Ну мы и дали им! Повезло вам станичники! Здорова, казаки! Ещё бы чуть и они вас побили!": смеялся сотник.
-" Здорово и вам!"
-"Спаси Христос! Выручили!": ответил есаул.
-" Может самогон у кого есть, а то у меня от вчерашнего разговора с генералами башка болит!?"
-" У меня нет!Антон , у тебя самогон есть?"
-" Пол фляги есть!"
-" Дай сотнику, пусть полечиться!"
-" Держи!" И Антон протянул ему фляжку.Он открутил крышку, понюхал:-" А вонючий!У меня жеребец поссыт лучше пахнет!"
-" Вот и пей  из под жеребца!"
-" Пил бы, да он по башке не бьёть!" Все рассмеялись.Сотник сделал глоток и передал фляжку приказному с рыжими усами. Она пошла по кругу.
-" Мишка,- обратился есаул к сотнику- ты забери пленного себе, пусть допросят в штабе! Хорошо!"
-" Давай!Мы яво определим!"
-" Отец- обратился сотник к игумену- тебе сейчас хорошую подводу пригонят, мы три штуки  отбили! Вон смотри, казаки гонят! Казаки уже запрягли коней.
-" Казаки, давайте монаха в большой фургон переложите!" : попросил есаул.
-" Эту с фуражом-сказал сотник- мы себе заберём, а эта, как арба под раненых!" И он вернул пустую флягу Антону-" Спасибо, подлечил!"
-" Дай бог, здоровья!" : ответил он.
Игумен подошёл к казакам которые собирались переносить монаха: " Оставьте его здесь! Казака несите! Я сяду рядом в голове. Вы его только чуть подвиньте вперёд!": попросил он. Всё так и сделали, есаул и я помогли игумену сесть в фургон. Я сел на козлы и мы тронулись в путь.
  Доехали до хутора, остановились у церкви. Помогли отцу Варламу сойти. Двери в церковь были открыты и мы вошли. Несколько старух стоило перед иконами. Увидев нас одна вошла в боковую дверь. Через несколько минут  из неё вышел дьяк. Он был
маленького роста, очень сутулый, быстрыми шашками подошёл к игумену, поцеловал его руку .-" Ваше высокопреподобие, отец Варлаам, рад вас видеть!": забормотал он быстро, но довольно таки внятно. Игумен перекрестил его и тронул голову, он ещё раз поцеловал ему руку.
-" В трудный час я посетил вас. Храни вас господь и церковь нашу! Горе у нас , погиб мой келейник и казак, надо отпеть, и похоронить по христиански."
-" Вносите, всё сделаем! Матушка, вы несите скамейки!": начал распоряжаться дьяк.
-" Отец Василий, они не в гробах.": сказал игумен.
-" Тогда сюда пусть несут.- И он указал на дверь из которой вышел.-Мы обмоем, всё сделаем, ваше высокопреподобие, только вот могилку копать некому.-И он посмотрел на нас. -Может казачки помогут? Погост рядом. Пусть выкопают, а мы уж потом  сами опустим."
-"Пока мы тут давайте лопаты!": сказал есаул.
-" Идёмте, идёмте за мной!"- и он повёл нас в сарай-" Вот берите лопаты, ломы, кирку, матушка проводи к погосту, а мы с высокопреподобием отцом Варламом  тут всё порешим".  Часть казаков  отправилась за старушкой на погост. Мы занесли монаха и казака в церковь. Набрали несколько ведер воды из колодца, который был рядом.
 Через полтора часа казаки  вернулись с погоста. В церкви горели свечи, на скамьях стояли два гроба с телами убиенных.
-" Пора, Иван Лукич!-обратился сотник к есаулу-                Красные недобитки крутятся  рядом, к ним подмога подошла, скоро будут тут!"
-" Отец Варлаам,  вы едете или здесь останетесь?": спросил есаул игумена.
-" Еду, Иван Лукич!" Он подошёл к гробу в котором лежал монах, поцеловал , перекрестил его и казака. Мы помогли ему сесть в фургон и рысью пошли по степи. Мы были уже на окраине Севастополя, когда игумен попросил меня остановиться. Подъехал есаул.-" Иван Лукич, помогите поудобнее сесть! Видно зря я от Кондрата уехал, надо было там остаться. Чувствую, что конец рядом, но надеялся, что сдюжу. Везите меня в собор во имя Покрова Божьей матери." Когда мы подъехали было уже темно. В соборе шла служба. Игумен попросил нас найти отца Владимира. В соборе его не было, он занемог и был дома. Дом его был рядом и мы пришли к нему, объяснили, что его ждёт игумен Варлаам. Несмотря на хворь он оделся и пошёл с нами к нему. После того, как они пообщались, отец Владимир попросил нас везти игумена к нему домой. Подъехали. Мы с есаулом под руки завели его и усадили на приготовленную кровать, в дальней комнате. Казаки принесли  три тяжёлых чемодана  и портфель. Все вышли, остались только я, есаул и игумен. Он попросил, чтобы мы сняли с него сапоги и он прилёг на подушки. По его просьбе мы открыли чемоданы. В них были иконы, замотанные в холсты и какая то  утварь.
-" Вот это передайте его  Высокопреосвященству владыке митрополиту Антонию.- Потом он указал на портфель-" Подайте." Я поднял перетянутый ремнями  кожаный портфель.-" Ставьте, рядом и откройте." Я расстегнул ремни и щёлкнул замками, раздвинул края.  Игумен достал  из него два кожаных мешка.
-" Что это?" : спросил есаул
-" Не перебивай, мало времени, силы уходят."
-" Да вы, что  отец Варлаам, вы просто с дороги, чуть устали. Вот день ,два отлежитесь и будете опять в силе!"
-" Кому за сто лет, те знают, когда им уходить к Богу. Молчи! Вот держи!- и он протянул кожаный мешок.- И ты держи!-второй, точно мешок он дал мне- Откройте!" Есаул первым развязал мешок и достал толстую книгу.  Кожаная крышка была инкрустирована золотом, небольшие яркие камни блестели при тусклом свете свечи. В середине был серый камень, с голубиное яйцо, на котором  были алое пятнышко, похожее на кровь. Я тоже достал из мешка книгу, она была точно такой.
-" Это две половинки одной книги- продолжил игумен.-Сейчас их нельзя держать вместе." Я повернул книгу, её листы были кожаными, я был заворожён глядя на золотое обрамление и камни. Есаул тоже был очарован и смотрел, то на одну половинку, то на другую. Единственно, что было странным и выглядело, как-то нелепо, среди этого богатства, были эти два простых камушка с яркими пятнами.
-" Первая  часть, пусть будет у тебя Иван Лукич. Храни её.  Доберёшься до Афона, передай её иоросхимонаху Софронию, ты Викентий, отдашь эту часть и эти бумаги патриарху Тихону. Передайте от меня поклон и они всё поймут. Бумаги эти - это перевод книги на русский язык с греческого, так же мои пометки и других монахов , и очевидцев. Тебе Викентий, чтобы  не таскать портфель надобно всё переложить в вещь мешок. Кто бы не интересовался этой книгой никогда и никому  о ней , и обо мне не говорите, а то будет беда. Вот вам золото, для осуществления моей просьбы. Тратьте с умом."
-"А если я не найду этого Софрония, а он Тихона?"
-" Не найдёте, пусть у вас будет, другим  никому не давайте. Перед смертью передайте верным людям" Он протянул нам по мешочку с царскими червонцами.
-"Поклянитесь на моём кресте, что так и сделаете!" И он достал из под рясы простой, медный крестик, на шнурке. Есаул сказал:" Клянусь!"-и игумен поднёс  крест к его губам, который он поцеловал.
-" И ты!": сказал он мне, я сказал клянусь и тоже поцеловал крест. Я  вытащил из портфеля папку с бумагами и вместе с книгой положил  в свой вещмешок. Есаул сунул книгу, вернее её верхнюю часть к себе в вещмешок, закрыл чемоданы.
-"Ну мы пойдём, отец Варлаам?!" Он не ответил. Мы взяли тяжеленные чемоданы  и вышли во двор. Казаки помогли донести их до подводы.
-" Пойдём к отцу Владимиру, попрощаемся!": предложил есаул. Мы вошли, его нигде не было. Вышла какая-то монахиня и резко нас остановила-" Вам кого?"
-" Отца Владимира!"
-" Он сейчас не может, вас принять!"
-" А игумен, Варлаам, как себя чувствует?"
-" Уходите! Его душа покинула этот мир!" Мы вышли.
 Глава 5.
 Хотя была ночь, вокруг стоял шум, горели костры, гремели повозки, пыхтели на станции паровозы, шла погрузка на корабли, бегали  брошенные кони, где-то на окраине  стрелял пулемёт, иногда бахали орудия.
-" И куда мы теперь с этим добром, Иван Лукич? Давай к штабу верховного главнокомандующего, найдём своих!"
 Давно были составлены списки тех кто был готов покинуть Родину. Шла организованная погрузка в Севастополе, Ялте, Керчи. Наш казачий полк должен был грузиться в Севастополе.
 Мы быстро нашли своих, доложили полковнику. Нас накормили и отправили отдыхать.  Ещё было темно мы поднялись, напоили коней, дали фуража и с полковником отправились в штаб к Врангелю. Нас встретил его адъютант. Я , есаул и сотник остались ждать, а полковник с сопровождающим, войсковым старшиной прошли к Петру Николаевичу.  Мы прождали их больше часа. Когда они вышли с ними был какой-то монах. Полковник объяснил, что это представитель владыки Антония и он нас с вещами от игумена проводит в его резиденцию.  Мы взяли чемоданы и отправились к зданию рядом с собором. Нас встретил монах и тут же проводил к владыке Антонию. Ему видно о нас доложил дьяк, которого мы там встретили. О чём вчера разговаривали дьяк с игуменом, а сегодня с владыкой мы не знали, но нас встретили очень радушно. Владыка внимательно выслушал всё, что передал ему на словах игумен. Дал распоряжение, чтобы приняли вещи и готовились к погрузке. После беседы он предложил нам остаться с ним в качестве его охраны, принять сан послушников, а в последствии если захотим , стать монахами. Он рассказал, что Родину и церковь ждёт большое испытание, мы как православные не должны их оставлять в беде, что все вопросы с командующим будут согласованы и мы будем подчиняться только ему. Мы пообещали подумать. Как я, потом, понял игумен Варлаам через дьяка передал ему не только устный рассказ , но и письмо. Мы ушли. После обеда нас троих пригласили в ставку. Принял нас сам генерал Слащёв Яков Александрович. Красавец, очень энергичный, он резко подошёл к нам,  гремя каблуками по паркету, мы вытянулись по стойке смирно. Он подошёл к есаулу тот представился, есаул Чернорубашкин, потом представился сотник и я.Он посмотрел мне в глаза, его глаза были голубые,  чуть с зеленцой, на круглом  подбородке была ямочка, ростом он был чуть ниже меня, в плечах не широк, но крепок. Он объяснил, что в связи с тем, что идёт полная эвакуация Армии и правительства мы переходим в полное подчинение к владыке Антонию. Сейчас мы должны сдать винтовки и получить браунинги и магазины с патронами, потом добавил, если у вас есть офицерские револьверы можете их оставить, также выберите себе  штатские костюмы. Шла полным ходом погрузка церковной утвари на корабль, мы готовились к отплытию, как меня пригласили к владыке Антонию. Владыка Антоний стал расспрашивать меня, чем я  занимался до переворота в октябре 1917 года. Я рассказал о семье, учёбе, увлечениях, но его больше всего заинтересовало, то что я учился в Ветеринарном институте в Новочеркасске. Это был Варшавский институт, который в 1915 был эвакуирован в Москву, а в 1916 году переведён в Новочеркасск, где в 1917 был преобразован в Донской ветеринарный институт. Я в нём  проучился  около года, а до этого,  два год отучился  в Казанском ветеринарном институте. В 1919 году вступили с другом в сотню подъесаула Крючкова. Потом Дон, Кубань и Крым. Владыка расспрашивал меня о преподавателях в Казанском институте в Новочеркасском, оказывается он многих знал лично, особенно Николая Николаевича  Мари, который стал ректором  Новочеркасского Донского  института.