Наказания без вины не бывает

Олег Каминский
За последние десятилетия средствами массовой информации опубликовано колоссальное количество материалов о, так называемых, сталинских репрессиях. При этом настойчиво внушается непреложная истина, что все репрессированные советской властью – абсолютно невиновные люди, волею случая, попавшие в жернова карательных органов.

Дошло и до признания этого факта на самом высоком уровне: 13 августа 1990 года президент СССР М. С. Горбачёв подписал указ «О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 1920—1950-х годов». Этим указом репрессии по политическим, социальным, национальным, религиозным и другим мотивам были признаны незаконными, а все права граждан, подвергшихся этим репрессиям, восстанавливались.

Обращаю внимание на то, что под действие закона о реабилитации попадают примерно 11—11,5 миллионов человек — огромное количество! И что, неужели все они были невинными жертвами?

Разобраться во всём этом чрезвычайно сложно. Впрочем, я и не ставлю такую задачу в глобальном масштабе. Я лишь хочу привести некоторую статистику по осуждённым за последний предвоенный 1940 год.

Так вот, по официальным данным, количество осуждённых по различным причинам (бандитизм, хулиганство, политические мотивы и т.д.) в 1940 году составило 75.126 человек, из них было расстреляно 1.863 человека.

Репрессии затронули и Красную Армию: по обвинениям в контрреволюционной деятельности было осуждено 1.603 человека, в том числе расстреляно – 528 человек. Наверняка в приговорах озвучивались и другие причины для обвинения, но это особой роли не играет. 

Спору нет, среди осуждённых наверняка было и довольно много случайно «попавших под горячую руку». Однако надо признать, некоторая часть репрессированных, всё же была осуждена вполне справедливо.   

Не верите? Что ж, поясню свои рассуждения всего на одном примере – на статистике чрезвычайных происшествий в частях Западного Особого военного округа за 1940 год.

Итак, в течение года в этом крупнейшем и важнейшем для обороны западной границы СССР округе произошло 9.463 происшествия. Из общего количества чрезвычайных происшествий было:
111 случаев самоубийств,
71 случай покушения на самоубийство,
202 человека убито,
65 человек утонуло,
681 человек получил ранения и увечья,
89 случаев членовредительства,
1.097 случаев дезертирства,
2.508 случаев самовольных отлучек,
1.881 случаев коллективных пьянок и пьянок с дебошем, в которых приняли участие 2.461 человек красноармейцев и командиров,
53 случаев аварий и 13 катастроф самолетов,
370 случаев аварий и 24 катастрофы колесных и гусеничных машин,
2.288 других видов чрезвычайных происшествий.

И это всё – только в частях Западного Особого военного округа. А сколько подобных происшествий случилось в других округах? К сожалению, точная информация по этому поводу мне пока не известна.

Зато у меня есть сведения о том, что во всей советской авиации в этом же 1940 году произошло 227 авиакатастроф и 615 аварий, при которых погибло или было ранено много летчиков.

Немало чрезвычайных происшествий случилось также в Военно-Морском флоте. Так, 13 ноября 1940 года в Мотовском заливе Баренцева моря во время учебного погружения затонула подводная лодка Д-1 (экс. «Декабрист») с экипажем из 55 человек. Точное место гибели корабля так и не было установлено. Основной версией гибели командование признало провал на глубину ниже предельной, после чего подлодка была раздавлена давлением воды.

Кроме этого, наверняка, были и другие случаи аварий и выходов из строя боевых кораблей.

В связи с этим, вовсе не удивительно, что командование РККА было вынуждено вводить жёсткие меры к нарушителям, вплоть до уголовной ответственности. Ведь должен же был кто-то отвечать за допущенные ошибки или преступления?

Не будем забывать, что личный состав Красной Армии того времени – по преимуществу малообразованная крестьянская солдатская масса – имел слабую военную подготовку. А молодой офицерский состав, пришедший на смену репрессированным профессионалам, был заведомо низкого уровня.

Так или иначе, количество различных нарушений, допущенными бойцами и командирами, было велико. Соответственно большим было и число наказанных. Так, только за период с 6 июля по 31 августа 1940 года военными трибуналами Красной Армии было осуждено за самовольные отлучки, дезертирство и опоздание из отпусков 4.811 военнослужащих.

Думаете, ситуация в промышленности и других отраслях народного хозяйства была иной? Отнюдь! Обрисую, к примеру, удручающую картину на железной дороге. Так вот, в 1940 году на железных дорогах Советского Союза произошло 1.734 крушений, в которых было разбито 2.757 и повреждено 3.328 вагонов. Характерно, что за предыдущие годы количество катастроф (без учета аварий) было ещё больше. Например, в 1933 году произошло 4.085, в 1938 году – 3.118, в 1939 году — 2.426 катастроф. Такое впечатление, будто партизаны стали действовать задолго до начала Великой Отечественной войны!

Колоссальным было и количество брака в работе железнодорожников. Так, в 1938 году было допущено 324.960, а в 1940 году - 191.357 случаев производственного брака, принесших огромные материальные убытки. Почти треть аварий и крушений происходила по вине работников службы движения (в большинстве случаев дежурных по станции и стрелочников), допустивших приём и отправление поездов на занятые пути или по неготовым маршрутам.

Примерно то же происходило на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве и других отраслях народного хозяйства СССР. Лично я уже давно не удивляюсь нескончаемым спискам репрессированных железнодорожников, колхозников и других работников и служащих.

Кстати, среди репрессированных – мой родной дед Алексей. Он был начальником склада лесоматериалов кожевенного завода в Кировский области. Однажды, к несчастью, на складе произошел пожар и склад сгорел. Моего деда объявили врагом народа и осудили. Отбывал наказание он в лагере Котласа, где заболел туберкулезом. Несмотря на два года заключения, он не держал зла на советскую власть, потому что признавал свою вину в случившемся. Хотя, может быть, его уже реабилитировали, как «невинно осуждённого». Не знаю — всё может быть.

Разумеется, среди репрессированных — также значительное число различных руководящих работников, допустивших злоупотребления служебным положением, а то и занимавшихся откровенным воровством, которое сейчас обозначается завуалированным иностранным словом «коррупция». Думаю, не надо никому объяснять, какая вакханалия с воровством на всех уровнях творится сейчас и как, доведённый до отчаяния, народ мечтает о мудром и справедливом правителе, который придёт и наведёт, наконец-то, порядок.            

Возвращаясь к теме репрессий в Красной Армии, хочу сказать, что несмотря на жёсткие меры, искоренить недостатки и привести в полностью боеготовое состояние все воинские соединения и части не удалось. Трагедия следующего 1941 года — яркое тому подтверждение...