За последние десятилетия средствами массовой информации опубликовано колоссальное количество материалов о, так называемых, сталинских репрессиях. При этом настойчиво внушается непреложная истина, что все репрессированные советской властью – абсолютно невиновные люди, волею случая, попавшие в жернова карательных органов.
Дошло и до признания этого факта на самом высоком уровне: 13 августа 1990 года президент СССР М. С. Горбачёв подписал указ «О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 1920—1950-х годов». Этим указом репрессии по политическим, социальным, национальным, религиозным и другим мотивам были признаны незаконными, а все права граждан, подвергшихся этим репрессиям, восстанавливались.
Обращаю внимание на то, что под действие закона о реабилитации попадают примерно 11—11,5 миллионов человек — огромное количество! И что, неужели все они были невинными жертвами?
Разобраться во всём этом чрезвычайно сложно. Впрочем, я и не ставлю такую задачу в глобальном масштабе. Я лишь хочу привести некоторую статистику по осуждённым за последний предвоенный 1940 год.
Так вот, по официальным данным, количество осуждённых по различным причинам (бандитизм, хулиганство, политические мотивы и т.д.) в 1940 году составило 75.126 человек, из них было расстреляно 1.863 человека.
Репрессии затронули и Красную Армию: по обвинениям в контрреволюционной деятельности было осуждено 1.603 человека, в том числе расстреляно – 528 человек. Наверняка в приговорах озвучивались и другие причины для обвинения, но это особой роли не играет.
Спору нет, среди осуждённых наверняка было и довольно много случайно «попавших под горячую руку». Однако надо признать, некоторая часть репрессированных, всё же была осуждена вполне справедливо.
Не верите? Что ж, поясню свои рассуждения всего на одном примере – на статистике чрезвычайных происшествий в частях Западного Особого военного округа за 1940 год.
Итак, в течение года в этом крупнейшем и важнейшем для обороны западной границы СССР округе произошло 9.463 происшествия. Из общего количества чрезвычайных происшествий было:
111 случаев самоубийств,
71 случай покушения на самоубийство,
202 человека убито,
65 человек утонуло,
681 человек получил ранения и увечья,
89 случаев членовредительства,
1.097 случаев дезертирства,
2.508 случаев самовольных отлучек,
1.881 случаев коллективных пьянок и пьянок с дебошем, в которых приняли участие 2.461 человек красноармейцев и командиров,
53 случаев аварий и 13 катастроф самолетов,
370 случаев аварий и 24 катастрофы колесных и гусеничных машин,
2.288 других видов чрезвычайных происшествий.
И это всё – только в частях Западного Особого военного округа. А сколько подобных происшествий случилось в других округах? К сожалению, точная информация по этому поводу мне пока не известна.
Зато у меня есть сведения о том, что во всей советской авиации в этом же 1940 году произошло 227 авиакатастроф и 615 аварий, при которых погибло или было ранено много летчиков.
Немало чрезвычайных происшествий случилось также в Военно-Морском флоте. Так, 13 ноября 1940 года в Мотовском заливе Баренцева моря во время учебного погружения затонула подводная лодка Д-1 (экс. «Декабрист») с экипажем из 55 человек. Точное место гибели корабля так и не было установлено. Основной версией гибели командование признало провал на глубину ниже предельной, после чего подлодка была раздавлена давлением воды.
Кроме этого, наверняка, были и другие случаи аварий и выходов из строя боевых кораблей.
В связи с этим, вовсе не удивительно, что командование РККА было вынуждено вводить жёсткие меры к нарушителям, вплоть до уголовной ответственности. Ведь должен же был кто-то отвечать за допущенные ошибки или преступления?
Не будем забывать, что личный состав Красной Армии того времени – по преимуществу малообразованная крестьянская солдатская масса – имел слабую военную подготовку. А молодой офицерский состав, пришедший на смену репрессированным профессионалам, был заведомо низкого уровня.
Так или иначе, количество различных нарушений, допущенными бойцами и командирами, было велико. Соответственно большим было и число наказанных. Так, только за период с 6 июля по 31 августа 1940 года военными трибуналами Красной Армии было осуждено за самовольные отлучки, дезертирство и опоздание из отпусков 4.811 военнослужащих.
Думаете, ситуация в промышленности и других отраслях народного хозяйства была иной? Отнюдь! Обрисую, к примеру, удручающую картину на железной дороге. Так вот, в 1940 году на железных дорогах Советского Союза произошло 1.734 крушений, в которых было разбито 2.757 и повреждено 3.328 вагонов. Характерно, что за предыдущие годы количество катастроф (без учета аварий) было ещё больше. Например, в 1933 году произошло 4.085, в 1938 году – 3.118, в 1939 году — 2.426 катастроф. Такое впечатление, будто партизаны стали действовать задолго до начала Великой Отечественной войны!
Колоссальным было и количество брака в работе железнодорожников. Так, в 1938 году было допущено 324.960, а в 1940 году - 191.357 случаев производственного брака, принесших огромные материальные убытки. Почти треть аварий и крушений происходила по вине работников службы движения (в большинстве случаев дежурных по станции и стрелочников), допустивших приём и отправление поездов на занятые пути или по неготовым маршрутам.
Примерно то же происходило на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве и других отраслях народного хозяйства СССР. Лично я уже давно не удивляюсь нескончаемым спискам репрессированных железнодорожников, колхозников и других работников и служащих.
Кстати, среди репрессированных – мой родной дед Алексей. Он был начальником склада лесоматериалов кожевенного завода в Кировский области. Однажды, к несчастью, на складе произошел пожар и склад сгорел. Моего деда объявили врагом народа и осудили. Отбывал наказание он в лагере Котласа, где заболел туберкулезом. Несмотря на два года заключения, он не держал зла на советскую власть, потому что признавал свою вину в случившемся. Хотя, может быть, его уже реабилитировали, как «невинно осуждённого». Не знаю — всё может быть.
Разумеется, среди репрессированных — также значительное число различных руководящих работников, допустивших злоупотребления служебным положением, а то и занимавшихся откровенным воровством, которое сейчас обозначается завуалированным иностранным словом «коррупция». Думаю, не надо никому объяснять, какая вакханалия с воровством на всех уровнях творится сейчас и как, доведённый до отчаяния, народ мечтает о мудром и справедливом правителе, который придёт и наведёт, наконец-то, порядок.
Возвращаясь к теме репрессий в Красной Армии, хочу сказать, что несмотря на жёсткие меры, искоренить недостатки и привести в полностью боеготовое состояние все воинские соединения и части не удалось. Трагедия следующего 1941 года — яркое тому подтверждение...