Чудо Воскресения

Игорь Лощинин
Согласно всем четырем Евангелиям, история Иисуса не заканчивается Его смертью: Он умер, но Бог воскресил Его «на третий день».
Можно ли, говоря о Поиске исторического Иисуса,  исследовать все, что было после распятия, или это   уже  является историей не самого Иисуса, а историей Христианской Церкви?

Некоторые ученые считают, что разговор о Воскресении возможен  только в плоскости теологии, поскольку он историю никак не затрагивает.
Однако, другие ученые утверждают, что «рассматривать вопрос об историчности Воскресения необходимо, потому что раннехристианские свидетельства объявляют его событием во времени и пространстве».

К сфере компетенции историка могут относиться следующие вопросы: что  произошло с телом Иисуса ; была ли гробница, в которой Он согласно Евангелиям был захоронен, найдена пустой, и если  «да», то — почему; какие исторические события породили веру в Воскресение Иисуса и др.
(РС На Семинаре по Иисусу вопросы , связанные с Воскресением и др.сверхъестественными явлениями, описанными в Евангелиях, не рассматривались)


Итак,после смерти Иисуса Его ученикам предстояло тяжёлое испытание веры. Распятие Учителя положило конец их мечте об изменении существующего порядка: Царство Божие не будет установлено на земле, как Он обещал им; слабые и бедные не поменяются местами с богатыми и власть имущими; Римское иго не будет сброшено. Как уже бывало с последователями всех прошлых мессий, казнённых империей, ученикам оставалось только отказаться от своих целей и вернутся в свои селения.

Но затем случилось нечно выдающееся: некоторые ученики утверждали, что видели Иисуса живым после распятия.
Хотя рассказы о Воскресении были записаны не ранее середины второй половины 90-х годов ( о Воскресении не говорится в самом раннем Ев. от Марка, написанном около 70 г.н.э.) , вера в Воскресение возникла у новорожденной христианской общины раньше . Обращаясь к христианам Коринфа, ап. Павел писал:
" ибо я преподал вам, что я сам принял, т.е. что Христос умер за грехи наши , по Писанию, и что Он погребён был, и что воскрес на третий ден’, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых бол’шая част’ доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился своему брату Иакову, также всем апостолам; а после всех явился и мне..» (1 Кор 15,3-8).

Павел написал эти слова около 50х г.н.э., но он повторяет в них то, что скорее всего, было гораздо более ранней формулой, следы которой могут восходит’ к концу 30х-началу 40-х г.1 века.
Тем не менее, факт остаётся фактом: Воскресение не явл. историческим событием. ИДЕЯ Воскресения могла иметь исторические последствия, но само событие находится за пределами истории и принадлежит области ВЕРЫ.

Скорее всего, были ученики, которые утверждали что видели Иисуса "во плоти" после Его смерти. Павел, написавший об этих событиях спустя 25 лет, указывает, что именно так они и утверждали. К тому же Павел знал по меньшей мере, двоих учеников, с которыми познакомился всего через три года после смерти Иисуса (Гал 1:18–19). Но разве тот факт, что некоторые люди утверждали, будто видели Иисуса живым, означает, что Он и вправду воскрес из мертвых? Является ли такое следствие наиболее вероятным?  Скорее всего, - нет, так как по определению оно наименее вероятно, чем любое рациональное объяснение события.А такие объяснения были предложены, причем, основываясь на самих евангельских текстах .

Существуют документальные подтверждения тому, что одни и те же видения могут возникать у множества людей сразу. Дева Мария постоянно является группам людей, что подтверждают тысячи "очевидцев".Но означает ли это, что она и вправду являлась им?
Скептик не может отрицать, но и не может утверждать, что то, что называют чудесами, действительно бывает.
Ученые не могут доказать, что чудеса, в том числе и Воскресение, происходили или нет на самом деле, не только потому, что наши источники информации не настолько заслуживают доверия. Истинная причина заключается в ограниченности исторических познаний. У чуда не может быть исторических свидетельств ввиду самой природы исторических свидетельств.
Некоторые  христианские ученые утверждают обратное: пустая гробница и слова «очевидцев», уверявших, что они видели Иисуса живым после смерти, убедительно свидетельствуют о том, что Он на самом деле воскрес. Но утверждать это — значит в корне ошибочно понимать, что могут и чего не могут историки. Историки способны только определить вероятные события прошлого. Они не могут доказать, что чудо, которое явл.наименее вероятным событием, произошло с наибольшей вероятностью. Воскресение является наименее вероятным, и антихристианская предубежденность тут ни при чем. Оно наименее вероятно потому, что люди не возвращаются к жизни и не становятся бессмертными после того, как по-настоящему умирают.

Ближайшие последователи Иисуса, а затем и Павел утверждали, что видели Его живым после казни. Значит ли это, что Он на самом деле воскрес из мертвых? Нет, это значит, что они, подобно тысячам других людей, имели правдоподобный, сопровождающийся осязательными ощущениями опыт встречи с умершим человеком и истолковали это событие, как смогли: Иисус жив; должно быть, Он воскрес из мертвых. Речь не о факте, а об интерпретации этого факта, в основе которой лежит вера.

Скептик не утверждает, что Иисус не воскресал из мертвых, что гробница не была пуста, что Иисус не являлся своим ученикам и не возносился в небеса, но поскольку все эти события не имеют доказательств, скептик не может также и принять их . Верующие убеждены, что все это правда. Однако они верят в эти события не потому, что они подкреплены историческими свидетельствами. Верующие принимают их на веру, а не на основании доказательств. Таких доказательств нет и быть не может. Историки в состоянии только определить, что могло бы случиться в прошлом, и чудеса по определению — наименее вероятные из всех возможных событий.

В распятии как таковом нет ничего удивительного. По всей Римской империи распинали множество людей, вероятно, такие казни происходили ежедневно.Поэтому с точки зрения истории, распятие Иисуса не представляет проблемы. Однако историческую проблему представляет воскресение Христа из мертвых. Это чудо, а сам характер исторических дисциплин не позволяет доказать, совершались ли когда-либо чудеса.

Но есть факт, с которым нужно считаться: те, кто по их словам, видели воскресшего Иисуса, шли на смерть , но не отказывались от своих свидетельств.Их арестовывали, избивали, распинали, но они продолжали говорить о том, что Иисус воскрес.
Мы не можем утверждать, насколько прадивы дошедшие до нас легены о первых ученикх Иисуса, их мученической смерти. Но, в конечном итоге, именно рвение, с которым последователи Иисуса, первые христиане отстаивали веру в Его воскресение, превратило крошечную иудейскую секту в крупнейшую мировую религию.