Надо ли переходить к 12-летнему образованию?

Авазбек Атаханов
15 марта Кабинет Министров КР одобрил распоряжение о переходе на 12-летнее обучение в школах. Это означает, что в Кыргызстане начинается новая история, новая эра, которая должна модернизировать существующую национальную систему образования.

При этом следует отметить, что 12-летнее школьное образование успешно внедрено в более 160 странах мира, в том числе во всех развитых странах как США, Великобритания, Франция, Испания, Япония и др.

Безусловно, возникает вопрос, а почему Кыргызстан раньше не сделал этот шаг, ведь с начала 90-х годов в нашем обществе не утихали споры вокруг перехода средней школы на двенадцатилетний цикл обучения?

Причина банальная- хроническое недофинансирование школьного образования, годами сохраняющаяся государственная безответственность, масштабная коррупция в этой сфере, а также отсутствие политической воли у предыдущих властей. И только сейчас, последние три года, власти в Кыргызстане решительно взялись за это дело.
Спасибо высшему руководству страны за их желание и решительность превратить Кыргызстан в процветающее государство через улучшение системы национального образования.
 
При этом наши граждане должны понимать, что эти меры требуют огромных денег, усилий и ресурсов, ибо переход в национальном масштабе потребует больших финансовых затрат на учебную, методическую литературу, переподготовку учителей, программное обеспечение и т.д.

Переход на 12- летнее образование имеет как горячих сторонников, так и яростных противников. И конечно, родители с тревогой ждут предстоящих нововведений. Ученики старших классов надеются, что их это точно не затронет, а вот младшим, «несчастным», придется дольше учиться и лишний год «протирать штаны» на школьных партах. Не меньше тревоги и у учителей: как эти процессы коснутся их, чему и как учить, ведь будут рушиться привычные их схемы работы.
 
Словом, перспектива, которая у всех на устах, воспринимается как нечто фатальное, неотвратимое, которое кроме дополнительных «головных болей» и проблем ничего хорошего не принесет.
 
В этой ситуации государственные органы, прежде всего Министерство образования и науки, а также депутаты и соответствующие специалисты должны, через СМИ и на местах, вести массированную разъяснительную работу. Мы должны понять, если хотим, чтобы наши дети и их дети жили в материальном и духовном достатке, то должны решительно поддержать действия нашего государства переход к 12-летнему образованию.

Мы должны объяснить людям, чем вызван переход на 12-летнее образование? В чем его смысл и какие цели преследуются? В чем польза предлагаемой системы образования для школьного выпускника и его семьи, общества и государства? Учтен ли аспект охраны прав человека, и ребенка в частности? Чему будут учить в школе в течение 12 лет? Добавят ли новые предметы, начнут ли глубже изучать уже имеющиеся или просто растянут обучение во времени?
 
Наши граждане должны понять, что это не просто увеличение срока школьного образования, а уменьшение учебной нагрузки на школьника посредством внедрения принципиально новой системы образования. Согласно утвержденным документам переход на 12-летнее образование будет осуществляться поэтапно и системно, а новшества вводиться постепенно, по мере создания для них необходимых условий.
Тем не менее вся система школьного образования будет на 100% основана на 12-летней модели, обновленных образовательных стандартах, учебных планах и программах.
 
Мы должны быть готовы и осознавать, что переход к новой системе образования будет сопровождаться многими проблемами, включая не только апробацию новых программ, но и новых методов работы, новых учебников. Необходимо создание принципиально новой концепции образования, которая четко обозначит цели и задачи современного этапа развития общества.
 
Нужна совместная работа ученых, педагогов, психологов, родительских советов. Нужно не только кардинально улучшить материальную базу школ, но и создать иную, «просвещенческую» школьную среду. Как уже отметил, нужна системная разъяснительная работа на всех уровнях среди учащихся и их родителей, тех, для кого, собственно, и предназначена вся эта программа.

Почему столь важно перейти к 12-летнему школьному образованию?
В силу того, что современный мир, под влиянием информационной и цифровой революции, меняется с огромной скоростью, человечество оказалось под сильнейшим давлением огромного потока информации, знаний и технологий, которую необходимо понять и применять в повседневной жизни, а порой и уметь защищаться от них.
В этих условиях резко увеличилась учебная нагрузка на учащихся, которая влияет на их психоэмоциональное состояние и здоровье. У наших детей не остается свободного времени «для счастливого детства», для посещения интересных кружков, спортивных секций, получения дополнительного образования, удовлетворяющего их познавательные потребности.

Существующие традиционные педагогические технологии и методики, которые были рассчитаны на 10- летнее «советское» образование, уже не отвечают потребностям современного человека, эффективным мировым стандартам и, как результат, уровень образованности наших граждан уже многие годы не обеспечивает улучшение качественных жизненных характеристик нашего общества. Именно слабое образование является причиной бедности, экономической и технологической отсталости, усиления в обществе радикализма и экстремизма.

Невысокий материальный уровень многих семей в нашем государстве не позволяет самостоятельно получить хорошее образование. Никому не секрет, что острой социальной проблемой в нашем обществе стало увеличение детей «группы риска» и как следствие рост криминализации школьной среды.
И в заключение, опыт других стран показывает, что только решительная реализация данной национальной стратегии позволит кардинально и качественно изменить не только образ жизни наших граждан, но и сделать их конкурентоспособными в этом сложном, быстро меняющемся мире.