Давай купим завтра

Михаил Ермоленко
— А мы пойдем сегодня большой парк? – взлохмаченный ото сна малыш залез на родительскую кровать, уселся поверх одеяла и вопросительно посмотрел на спящего папу.

Папа усиленно попытался проснуться. Это не удивительно, потому что сегодня воскресенье, а последние три дня он много физически работал и сейчас всё тело ноет. Мама накануне строго предупредила, чтобы в воскресенье ее не будили, поэтому малыш ее не трогал.

— Сегодня? – тихо переспросил папа сквозь сон, надеясь, что не сегодня.

— Ага, – радостно ответил малыш и перекатился по одеялу.

Тут папа проснулся полностью.

— Раз обещал, обязательно пойдем. Только ничего покупать не будем. Ладно?

— Ага, – повторил малыш и спустился на пол. Затем он забрался обратно на свою кроватку и завозился среди своего одеяла, дожидаясь, когда папа сделает завтрак.

Морщась от ломоты в мышцах, папа с трудом сел на кровати. Из окна лился яркий луч утреннего солнца, день обещал быть теплым.

Минуты две-три папа сидел на краю кровати, слегка покачиваясь, собираясь с силами, чтобы встать и начать воскресенье.

Услышав гук малыша, он медленно встал, пошел в уборную, а затем в маленькую кухню.

Вид полузаполненного холодильника навел на него ноющую тоску. Вчера утром холодильник был пустым. Хорошо, что папе удалось в субботу немного подработать на разгрузках и вечером того же дня он с женой закупался на рынке, потому что магазины тоже были пустыми.

Пока варилась манка, он сгреб сына в ванную, там его умыл дешевым мылом и на руках понес на кухню. Малыш вертелся и тихо взвизгивал от удовольствия.

— Опять каша? – скривился малыш.

— Она полезная, – аргументировал папа.

— Не хочу…, – начал капризничать малыш.

— Сынуля, пока ты растешь, надо кушать кашу. Давай, я тебе немножко сахару добавлю, чтобы вкусно было. Только немножко, ладно? Чтобы на завтра тоже хватило.

Не мог папа ему объяснить, что кроме манки ничего не было на завтрак. Гречка кончилась неделю назад и в продаже не найти. Продукты, что купили вчера на рынке, это для обеда, мама будет готовить, когда проснется. А на остальное денег не хватило. Выделил только немного на сегодняшнюю прогулку.

Слегка покапризничав, малыш доел все таки завтрак и пошел одеваться.

В коридоре папа одел его в поношенную легкую курточку, шапочку и зашнуровал ботиночки. Затем оделся сам в демисезонный плащ и оба тихо вышли на улицу. Маму удалось не разбудить.

Солнце уже достаточно высоко поднялось на чистое от облаков небо, людей на улице немного, вовсю хозяйничали птицы. Весна была в самом разгаре, хотя еще прохладно.

Папа с сыном медленно пошли в сторону парка, который располагался относительно недалеко от их дома, всего в двух кварталах.

Для папы путь известный, два раза в неделю он в пять утра проходил такое расстояние, чтобы купить привозное молоко. Плохо было то, что молоко, несмотря на кипячение и холодное хранение, быстро скисало. Приходилось быстро делать из него творог. Тот хранился дольше. Магазин был ближе и молоко тоже привозили туда, но в небольшом объеме и оно быстро распродавалось.

Но малыш этого не знал, сейчас он был счастлив, что идет в парк с каруселями. Хоть не часто, но сегодня его день.

И дорога для его молодых ног не слишком утомительна, если на пути встречаешь много интересных вещей.

Почему дерево так странно наклонилось? Зачем балкон так покрасили? Смотри, круглая дырка на дороге и там трубы видны, а зачем трубы? А почему люди  бросают мусор не в железные коробки, а выбрасывают его из ведра рядом? Воняет же. Вот машина стоит и дорогу закрыла, почему ее не поставили там? Не мешала бы никому. Вот вода из канала течет прямо на дорогу, почему не течет дальше? Вот забор, а что там написано? А вот…

Малыш непрерывно задавал тысячу вопросов, пока шел до парка, и папе приходилось отвечать ему, учитывая его возраст и способность понимать ответ.

— Парк! – закричал малыш, увидев колесо обозрения, которое гордо возвышалось над кроной деревьев.

— Да, пришли, – подтвердил папа.

В парке было более многолюднее.

Крутились карусели, в парковом пруду плавали закаленные смельчаки. Стояли раскладные столики со всяким ширпотребом. На перекрестках парковых аллей дымили мангалы шашлыков, рядом поблескивали бутылки популярной сейчас пепси-колы.

— Папа, давай на этой большой карусели покатаемся?

— А ты не испугаешься?

— Я буду крепко крепко держаться.

Посещение парка шло по отработанной программе – сначала две карусели, потом колесо обозрения, обойти по берегу озеро с островком в центре, побегать и полазить в детском уголке с железными лесенками и горкой со спуском.

— Папа, а я на горке стою!

— Какой ты молодец, а оттуда всё видно?

— Ага, всё-всё.

— И даже наш дом и маму?

— Ха-ха-ха, и дом и маму, всё вижу.

— И что она сейчас делает?

— Она встала и пьет чай.

— Какой ты умница. Давай спускайся по скату, покатаемся сейчас на качелях.

Папа внимательно следит за сыном и тревожно думает, что делать дальше.

Шли 90-е годы. В магазине – дефицит, а на рынке было всё, но дорого. Зарплата на заводе задерживалась уже полгода, выручали случайные подработки. Родителям самим нужна была поддержка.

Жена тоже пробовала себя в разных областях, то швеей, то банковским работником, то уборщицей, но долго не задерживалась. Работы было много, в основном физическая, денег платили мизерно и часто обсчитывали. И увольняли без объявления причин.

Талоны на продукты не выручали, что толку от них, когда на полках ничего нет. А если и появлялись, то сразу вырастала огромная очередь и каждый имел на руках по нескольку талончиков.

— Папа, смотри, что я нашел.

— Ой, сынуля, выброси сейчас, видишь, какая она она грязная.

Сын выбрасывает где-то нашедшую ветку и пошел дальше рыскать по песочнице.

Жаль, что нет таланта торговать, интеллигентное воспитание дает о себе знать. Книги, культурность, духовность… и приходится переламывать себя, кушать то надо постоянно, да и ребенок растет. Что дальше будет?

— Папа! Смотри! Это банан! Мы видели его на картинках Африки!

Папа с сыном удивленно рассматривают экзотический плод, невесть как попавший сюда в такое время и в такое место.

— Папа, давай купим его? Я никогда не пробовал его, наверно он очень вкусный!

— Сынок, он еще зеленый…

— Но вот же дядя его купил, значит не зеленый, купи его, пожалуйста! Ну купи!

Папа с горечью ощупывает свои пустые карманы.

— Сынуля, мы обязательно его купим, только завтра, ладно? Как деньги получу, сразу купим. Потерпи пожалуйста…

— Ну папа, завтра его же не будет!

— Будет, не переживай, не сегодня, сынок, ладно? Завтра! В крайнем случае, когда снова в парк придем.

Малыш надулся и всю дорогу до дома молчал.

Папа шел рядом, испытывал чувство вины и надеялся, что может завтра деньги придут, или подработает где-то, или сын забудет.

Надо выживать дальше.

************

Прошло тридцать лет. Изменилась страна, иное время, всё по другому.

— Алло, сынок, ты приедешь сегодня? – спрашивает постаревший папа в мобильник.

— Конечно, пап, как всегда в два часа дня. Список приготовил?

— Конечно. Я буду ждать тебя.

— До встречи, – мобильная связь прерывается.

Сегодня суббота, и по сложившейся традиции он с сыном совершает покупки продуктов на предстоящую неделю. Сын вечно в работе, у него семья, и может помочь отцу только раз в неделю по субботам. И на том спасибо.

С женой папа давно разошелся. Она не выдержала тягот лишений, решила поискать счастья с другим успешным воротилой. Потом оказалось, что любовь любовью, а денежки врозь. Сейчас живет одна, в другом конце города, и тоже дожидается сына раз в неделю.

Пока есть время, папа пересчитал деньги, которые у него были в кошельке. Повинуясь импульсивному решению, он зачем-то записал сумму на клочке бумаги, лежавший на кухонном столе.

Почти в два часа сын позвонил на телефон:

— Пап, я тут, выходи.

Папа вышел и полюбовался автомобилем, который сын купил три года назад. Сам купил, на свои заработанные деньги. Он молодец, деловой, хозяйственный.

Доехали до супермаркета. Там взяли тележки и стали закупаться по списку.

Внезапно папа увидел на полке диковинный фрукт.

— Сынок, смотри, чудо какое-то. Давай, я тебе его куплю, попробуешь, жене дашь…

— Да не надо, пап, оставь. Что у тебя там дальше по списку?

— Не сынок, ну давай я тебе все таки куплю, я ведь плачу, у тебя и так много расходов, а тут удовольствие получишь, и мне потом расскажешь, каков он на вкус.

— Пап, давай не сегодня, в следующий раз. Я посмотрю в интернете, что это такое, и в следующую субботу решим.

— Как скажешь, тебе виднее.

Тележка постепенно наполнялась и, наконец, они пристроились к очереди на кассу.

— Возьми кошелек, рассчитайся там, а то без очков я уже ничего не вижу.

— Не волнуйся, всё будет нормально.

Сын помог затащить сумки с продуктами на кухню.

— Спасибо тебе большое, дальше я сам всё разберу. Забыл спросить, хватило денег на сегодня? Я тебе сколько-то должен?

— Всё хватило, не переживай. Ну, полетел к маме. Звони, если что.

Какой заботливый сын, пусть будет здоровым, может скоро внуки появятся, надо только немного подождать.

Тут папа увидел клочок бумаги с цифрами на столе. Ах, да, вот интересно, сколько сегодня потратился? Где тут мой кошелек? А вот он, сейчас посчитаю, сколько осталось и узнаю, как подросли цены.

Папа сел в изумлении. В кошельке было столько денег, сколько было до посещения магазина. Не может быть! Он же сам видел, как кассирша выбивала чек, сын рассчитывался… Чек сын выбросил сразу, зачем макулатуру домой нести. Неужели он расплачивался сегодня за меня?

Первым решением было сейчас позвонить сыну и спросить, так ли это? Нет, лучше вечером, сейчас он за рулем, отвлекать от дороги не стоит, сегодня движение было не спокойным. И потом он с мамой будет. Нет, все таки вечером позвоню и спрошу, зачем он заплатил за меня? У него и так большие расходы. Вечером!

Сын ехал к маме, настроение было уставшим. Конечно, папа сейчас обнаружит, что это он платил за него, как и в прошлые разы. Если позвонит, то попрошу перезвонить вечером, а то сейчас в дороге и отвлекаться нельзя. А до вечера папа всё забудет. Старость не радость и память его уже подводит.

Но надо жить дальше.