167

Анна Литцен
Заметила любопытный и работающий писательский прием-манипуляцию: первому же герою, чьи внутренние переживания романист описывает, если, конечно, описывает без собственного отвращения, читатель начинает сочувствовать и симпатизировать, а в дальнейшем - переживать за него же. На протяжении всего романа, и это отношение редко меняется. Хотя герой может оказаться по ходу не только не лучше, но и много хуже других. В принципе, понятно, почему так: у читателя возникает ощущение, что ему доверились, впустив во внутренний мир, и читатель подсознательно не хочет предавать это доверие. И почему так именно с самым первым, тоже понятно: эффект первого впечатления, которое, как известно, гораздо сильнее всех последующих. Мне эта особенность не пригодится, потому что мой профиль - малая проза, я романов не пишу, но другим, пишущим, стоит взять на заметку.