Стояла осень. Вит, в отличие от своих сверстников там, за пределами «Олимпа», как чаще всего называл экспериментатор спортивно-развлекательный комплекс, еще отдыхал от регулярных занятий в «школе». Ее в одном из кабинетов специально для него, лично отобрав учителей, устроил отец.
Единственным неназначенным учителем подростка был я. Конечно, наши занятия сильно отличались от того, как и чему учили Вита в так называемой школе, но я-то знал, что нужны они ему не меньше. А тот интерес, который он проявлял, заставлял иногда безостановочно во второй и третий раз повторять «пройденный» материал. Я просто рассказывал ему о той вольной жизни, которая должна была продолжаться там, за вышками с часовыми-автоматчиками, колючей проволокой и, как мне стало известно позже, заминированной полоской земли на выходе с заброшенного футбольного поля в город. Тем не менее, я поощрял тягу Вита к книгам, которые давали наиболее полное и точное представление о многообразии мира. Это представление смешивалось в сознании юноши с воспоминаниями о матери, доме, где они жили раньше, и друзьях, с которыми он когда-то играл в шумные детские игры.
Вит углубленно интересовался уже и географией, и историей. Прежде всего, его привлекали мифы древней Греции, с одним из почитаемых богов которой – Зевсом – постоянно сравнивал себя отец. Он читал их запоем по нескольку раз. Знакомился с изданиями по античной истории в целом. Да что там знакомился! В прямом смысле штудировал, словно к экзаменам готовился. Была у него какая-то невероятная, ненасытная потребность в знаниях. Мне казалось, что круг книг для его чтения нелишне расширить. Ведь хранившаяся в отдельной библиотеке для детей и подростков литература не отличалась разнообразием. Однако во взрослую библиотеку, которая располагалась в смежном помещении, юношу еще не пускали. Впрочем, и мне в детскую библиотеку вход разрешался только после пристального досмотра сторожами, хотя, учитывая странные порядки заведения, в котором мы находились, правильнее было бы назвать их словом более подходящим – вертухаями.
Отгадка у загадки, почему двери в библиотеки охраняли часовые, оказалась простой. Однажды, когда я решил ознакомиться с литературой, предназначавшейся Виту, и заглянуть в его читальню, охранник, преграждая мне путь, заорал не своим голосом:
– Стоять! Руки за голову! – в этот момент у него задергалось веко над левым глазом.
Он приблизился ко мне и стал тщательно ощупывать все места на моей одежде, где можно было что-либо спрятать, причитая при этом:
– Подарочные издания, юбилейные томики, карманные книги имеются?.. С какой целью следуете в детскую библиотеку?
Я знал о служаках, которые исполняли свои обязанности с особой ретивостью. Поэтому их окрики и бесцеремонность меня ничуть не удивили.
– Печатной продукции нет. Просто хочу вспомнить детство, почитать сказки.
Вертухай подозрительно заморгал и начал обеими руками гладить мне живот.
– Что вы делаете? – возмутился я и попятился от него, пытаясь силой отодвинуть от себя его конечности.
– Советую не сопротивляться, иначе можете оказаться на полу.
– Не много ли вы на себя берете?
– Мы ничего не берем, мы только досматриваем. А вас предупреждаю: я вооружен. При малейшем сопротивлении открываю огонь! – и повернув меня к себе спиной, быстро скользнул пальцами по моим ягодицам.
Когда проверка была закончена, охранник, по-прежнему не пуская меня к двери, решил, видимо, провести воспитательно-просветительскую беседу:
– Вчера у одного удода, ну, чмошника одного, мы фолиант за пазухой обнаружили… «Граф Монте-Кристо»! Пытался пронести в детское книгохранилище. Пришлось доложить наверх.
– Ну и что? – меня бесила поучительно-самоуверенная манера часового говорить, словно процеживая каждое слово сквозь желтую цепочку кривых зубов.
Была очевидна абсурдность рассказа вертухая: «Какой идиот будет ходить здесь с книгой за пазухой! Почему именно "Граф Монте-Кристо"? Зачем тащить роман в детскую библиотеку, зная о непонятных обысках при входе?»
Охранник многозначительно выдерживал паузу. Я повторил вопрос, не сдержав язвительной улыбки:
– И что? Что было потом?
– Профессор распорядился расстрелять подонка.
Получалось, вертухаи контролировали, чтобы никто из посетителей не пронес с собой каких-то книг. Экспериментатор опасался, как бы его подопытные, особенно дети и подростки, не узнали лишнего. И больше всех от дополнительной информации он оберегал Вита. Сказки, басни, притчи, предания, легенды, мифы – вот что составляло основу детской библиотеки. Названия жанров, книг, произведений были разными, но все они служили одной цели – как можно дальше увести подростка от реальности.
В то же время интуиция подсказывала, что однажды сказка и реальность, миф и действительность должны сойтись, соединиться. Как и когда это произойдет, я еще не знал, но был уверен, что именно на этой границе фантастического и земного случится нечто необыкновенное, подобное короткому замыканию, которое опрокинет навзничь треклятое «заколдованное царство».