Притча о Лицедее

Кондрат Саблев
       Лицедей – профессия или хобби, в зависимости от обстоятельств и персоны. Как всякий навык или талант, у одних людей получается хорошо лицедействовать, а у других – не особо, но азы доступны многим, впрочем, встречаются и самородки. Кого не наградил Господь даром лицедейства, тех учат в специальных заведениях, и это не обязательно театральные институты, это могут быть школы для подготовки шпионов, дипломатов, торговцев или политиков. Много есть на свете специальностей, где надо уметь убедительно врать, иначе не заработать. Врать-то, вроде бы, умеют все, но по системе Станиславского вжиться в собственное враньё так, чтобы и самому в него поверить – это особый дар, не всем дано.

      На бытовом уровне я знавал в своё время пару человек, которые испытывали душевные муки от отсутствия приключений в их жизни и потому придумывали какие-то невероятные приключения, которые с ними якобы происходили. Когда они рассказывали  мне о «своих приключениях», то делали это так убедительно, что было очевидно - они уже сами себя убедили в своём участи в этих невероятных приключениях, приходилось и мне в свою очередь делать вид, будто бы я им верю. Пусть себе тешатся, нет нужды обижать, люди-то хорошие, просто не могут не врать, так уж устроены.

      Тот Лицедей, которого я так и назову «Лицедей», чтоб никто не подумал, что я его не выдумал, а подсмотрел где-то, сначала вообще лицедействовать не собирался, а собирался жить как все прочие, но дар лицедейства не давал ему покоя, наружу просился. Как на беду, ещё и характер был у Лицедея беспокойный, не давал смирно жить, всё на приключения толкал, потому уже в молодые годы мой Лицедей перепробовал всяких видов деятельности, то есть масок и ролей, великое множество.

      Лицедей имел удивительное чутьё - умел замечать, что кто-то что-то перспективное придумал и организовывает, сразу умудрялся присоединиться к команде лидеров и пробивался в их ряды, постепенно становясь чуть ли не основным лидером начинания, при этом ничего не делая кроме бурной рекламы своей значимости. И так ловко у него это получалось, что никто и не замечал, что он просто бездельник и трепач, уж очень убедительно играл Лицедей умного и главного. На самом-то деле, Лицедей толком ничего делать и не умел, умел только убедительно изображать свою компетенцию на любом месте и имел ловкость везде найти команду умелых помощников, которые за него работали. Впрочем, так себя поставить и так всем головы задурить тоже не всякий может, это талант своего рода, хоть и спорный с точки зрения морали. Сказать по совести – дрянь он был человечишко, но ловкая дрянь, а совесть ему никогда не мешала, да и не было у него никакой совести.

      Не повезло Лицедею, его талант заметили, заметили не хорошие люди, а заинтересованные, то есть, совсем нехорошие, даже, я бы сказал, поганые люди. Есть на свете категория очень сильных и очень богатых людей, которые хотят иметь неограниченную власть, назову из «Хозяева», это они так про себя думают и сами в это верят. У этих людей нет ничего от Бога, всё от лукавого. А ещё хитрые они и своими руками ничего не делают, всё время в стороне стоят, наблюдают, как всякие гадости по их поручению делают другие людишки, которых не жалко.

     Лицедей, как все бездельники с амбициями, имел две слабости: славу любил и деньги, причём и то и другое одновременно чтоб было. Слабел умом от похвалы и денег, терял осторожность. Хозяева сказали Лицедею, что он талантливый универсальный руководитель и заслуживает высокого поста и хороших денег. Обещали найти ему хорошую должность с большими деньгами, только надо делать то, что Хозяева скажут без раздумий и колебаний. Знали хозяева, что за деньги Лицедей и отца родного с матерью продаст (толку-то с них старых и больных уже нет никакого), а деньги не пахнут. Они и правда не пахнут в руках такого человека, ведь он и сам с душком, попахивает дерьмецом, где уж другие-то запахи унюхать.

     Не знал Лицедей, для чего его готовили, да и вообще не понимал, что его для чего-то готовят.  Просто поручения выполнял и успехам своим радовался, а зачем всё это Хозяевам знать не хотел, да и какая разница, что делать, если за хорошие деньги? Опасности никакой Лицедей не чувствовал, решил, что он очень крутой и потому очень нужен Хозяевам, раз уж ему так хорошо платят. Поверил сам в свою значимость, был в себе уверен, а это ведь глупость самая несусветная и опасная. А Хозяева стали вертеть нашим Лицедеем как им надо: то в одно место его устроят, то в другое, и везде так успешно Лицедей действовал, что ясно стало, что пришло время для главного дела, ради которого и готовили Лицедея Хозяева.

     Дело это было большое и серьёзное, Лицедей сначала даже испугался, но Хозяева его успокоили, обещали во всём помогать и поначалу помогали.  А славы и денег дело сулило много-много. И слава пришла, и Лицедей успокоился  понемногу и начал деньги грести в свои карманы без меры, да так увлёкся, что про другое уже и думать не хотел. Правда надо было многим людям гадость сделать, а некоторых даже на верную погибель отправить, но цель оправдывает средства, тем более, что ему дали целый штат советников, которые говорили что делать и что говорить. Не сложно оказалось судьбы людей решать, а что жертвы будут, так это же даже не его родственники, не жалко, совести-то нет.

      Но вот ведь штука-то какая. Пока Лицедей с трибуны нёс какую-то красивую бредятину и народ на погибель гнал, всё добро, которое он, вроде-бы, красиво защищать и приумножать должен был, Хозяева к своим рукам прибрали. А как кончилось оно, добро это, так больше им Лицедей и не нужен стал. Советчики мудрые подевались куда-то, а пришли злые люди, за какие-то грехи арестовали Лицедея и повезли в тюрьму, да не довезли. Что-то там случилось по дороге в тюрьму, погиб Лицедей при очень странных обстоятельствах.

     Хозяева на такие штуки большие мастера, не впервой им. Самолёт может упасть, поезд - с рельс сойти, машина – в ДТП попасть, корабль – утонуть, ещё всякие киллеры и террористы бывают со снайперскими винтовками и бомбами…

     Знал Лицедей слишком уж много и болтлив был без меры, нельзя такого в тюрьму, лучше уж сразу в могилу, так надёжней для Хозяев. Система Станиславского только в кино и в театре полезна, а в жизни заиграешься – беда может случиться, особенно, если ты просто Лицедей.